Файл: Луганской народной республики луганский государственный медицинский университет имени святителя луки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 424

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, УГГ.

C. УГГ, массаж мышц грудной клетки.

Д. ЛГ, дозирована ходьба.

Э. УГГ, ЛГ, индивидуальные задания для самостоятельного выполнения, массаж мышц грудной клетки.
Практическая часть для самоподготовки:

Разработка программ реабилитации для пациентов с патологией органов дыхания.

1.Провести курацию больных. Обратить внимание на развитие мышечной и опорно-двигательной системы больного, показатели соматоскопии, провести пробы с дозированной физической нагрузкой, пробы Штанге и Генчи, клино- ортостатические.

2. Определить двигательную подготовку больных. При сборе анамнеза заболевания и жизни обратить внимание на режим работы и отдыха, привычные физические нагрузки. Выяснить толерантность к физической нагрузке в быту и на производстве.

3. Определить задачи МР у данного больного. Выяснить, какие функции нарушены у данного больного и определить пути их коррекции и возможности для компенсации.

4. Составить индивидуальную программу физической реабилитации больного. Назначить двигательный режим, определить специальные упражнения ЛГ, составить комплексы ЛГ, подобрать соответствующие средства реабилитации.

5. Провести врачебно-педагогическое наблюдение за занятием ЛФК. По данным ЧСС построить физиологическую кривую физической нагрузки, оценить адекватность физической нагрузки для больного.

6. Провести беседу с больным. Объяснить механизмы терапевтического и профилактического воздействия ЛФК для данного больного, обучить методам самоконтроля во время физических тренировок.

Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

1. Используя данные медицинской документации, проанализировать исходы реабилитации у пациентов с заболеваниями органов дыхания при использовании различных средств восстановительного лечения.

ЗАНЯТИЕ №4

Тема: «Методы медицинской реабилитации при заболеваниях пищеварительной, выделительной и эндокринной систем «

Актуальность темы:

Болезни органов пищеварительной, выделительной и эндокринной систем очень распространены. Они характеризуются хроническим рецидивирующим течением, склонностью к прогрессированию и осложнениями, часто являются причиной временной и стойкой утраты трудоспособности. Поэтому одной из актуальнейших задач внутренней медицины, наряду со своевременной диагностикой и совершенствованием методов традиционного лечения, является полноценная реабилитация больных с патологией пищеварительной, выделительной и эндокринной систем на разных этапах (клиническом, санаторном, адаптационном), с использованием комплекса мероприятий: лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакотерапии и массажа, физиотерапевтических процедур и санаторно-курортного лечения.


Учебные цели занятия:

Знать:

Этапы медицинской реабилитации при заболеваниях пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Режимы двигательной активности на различных этапах медицинской реабилитации при заболеваниях пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Средства и формы медицинской реабилитации на различных этапах;

- Показания и противопоказания к назначению средств медицинской реабилитации при заболеваниях пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Оценку эффективности программ реабилитации у пациентов с заболеваниями пищеварительной, выделительной и эндокринной систем.
уметь:

Назначить режимы двигательной активности пациентам с заболеваниями пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Выбрать средства и формы медицинской реабилитации для пациентов с заболеваниями пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Составить программы реабилитации пациентов с заболеваниями пищеварительной, выделительной и эндокринной систем;

- Оценить эффективность программ реабилитации.
Цели развития личности (деонтологические, экологические, правовые, профессиональные, психологические, патриотические и др. аспекты)

Оснащение: дидактический материал и технические средства обучения (

тематический пациент; тренинговые и контролирующие компьютерные про­грамм­мы, мультимедийные атласы, альбомы, ситуационныезадачи и др.)

Материалы для самоподготовки:

Вспомогательный учебный материал

ЛФК применяется при всех острых и хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек и при нарушениях обмена веществ.

В патогенезе заболеваний органов желудочно-кишечного тракта ведущими являются нарушения функции пищеварения (моторики и секреции на фоне расстройств пробковой регуляции деятельности органов пищеварения).

Заболевания желудочно-кишечного тракта и почек последнее время характеризуются затяжным течением, продолжительностью, склонностью к рецидивам и распространенностью среди населения разных возрастных групп.

В комплексной терапии этих заболеваний применяют средства ЛФК, которые влияют на подвижность, силу и соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной системе, нормализует общий тонус организма, самочувствие больного, улучшает обменные процессы, крово- и лимфоток в органах пищеварения и почках, стимулирует репаративные процессы и восстановление функции пищеварения и почек.

Применение средств ЛФК у больных с хронической патологией этих органов в стадии ремиссии способствует ее продолжению, предупреждает возникновение обострения и сохраняет работоспособность больных, уменьшает потребность в фармакологических препаратах.

Профилактика этих заболеваний возможна благодаря системе мероприятий МР, направленных на закаливание организма, что повышает сопротивляемость к инфекциям.

Лечебное действие ЛФК при нарушениях обмена веществ и заболеваниях желез внутренней секреции основывается на трофическом действии физических тренировок. Мышечная деятельность усиливает все виды обмена. Важно предотвратить развитие осложнений данных заболеваний.

Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при патологии органов пищеварения.

Интенсивные физические нагрузки оказывают угнетающее, а небольшие и умеренные нагрузки стимулирующее влияние на двигательную, секреторно-всасывающую функции органов желудочно-кишечного тракта. Умеренные нагрузки стимулируют углеводную, белковую и пигментную функции печени, а также повышают тоническую активность мускулатуры желчного пузыря. Улучшение функционального состояния органов пищеварения связано с активным действием физических упражнений на ход трофических и регенеративных процессов.


Диафрагмальное дыхание активизирует брюшное кровообращение, положительно влияет на секреторную, моторную и резорбционную функции органов пищеварения. Упражнения для рук с участием крупных и средних мышечных групп укрепляют нервную и сердечно-сосудистую системы. Упражнения для туловища с участием мышц брюшного пресса - улучшают работу НС, активизируют обменные процессы в тканях, усиливают кровообращение в области живота, укрепляют мышцы живота, регулирующие деятельность органов пищеварения. Упражнения для ног во всех исходных положениях - нормализуют функцию НС, улучшают крово- и лимфообращение во всех органах, особенно в органах пищеварения, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизируют обменные процессы в тканях. Дыхательные упражнения - оказывают местное воздействие на органы брюшной полости за счет изменения положения диафрагмы, способствуют повышению и снижению внутрибрюшного давления и увеличивают перистальтику кишечника, ускоряют передвижение каловых масс; обогащают кровь кислородом, благотворно влияют на окислительно-восстановительные процессы в органах пищеварения и способствует быстрому заживлению язв, эрозий. Важно, чтобы лечение было доступным, приятным, вызывало у пациентов положительные эмоции, нормализовало аппетит, улучшало сон, пищеварение и давало устойчивые результаты. Всем этим требованиям отвечает ЛФК. Поэтому в комплексе терапевтических средств, применяемых в лечении больных с патологией органов пищеварения ведущее место принадлежит именно ей, как важному функциональному методу.

ЛФК показана больным в фазе затухающего процесса, в фазе неполной и полной ремиссии. В период обострения и при осложненном течении заболеваний органов пищеварения от занятий ЛФК следует воздержаться.

Показания к назначению ЛФК:

- Спланхноптоза;

- Хронические гастриты;

- Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

- Колиты;

- Хронические гепатиты и дискинезии желчных путей.

ЛФК при заболевании органов пищеварения должна решить следующие задачи:

1. Общее укрепление и оздоровление организма больного, повышение эмоционального тонуса.

2. Влияние на нервно-психическую сферу и нейрогуморальную регуляцию органов пищеварения.

3. Улучшение крово- и лимфотока в брюшной полости, малом тазу, профилактика спаечного процесса и застойных явлений.

4. Улучшение трофической функции ЦНС.

5. Развитие функции полного дыхания.

6. Укрепление мышечной системы и в частности, мускулатуры брюшного пресса, спины, малого таза.


Под влиянием физических упражнений улучшается регулярная эвакуация фекальных масс, активизируется желчный пузырь, ускоряется выделение желчи. Умеренные по дозировке физические упражнения, выполняемые до и после еды способствуют повышению секреции желудочных желез, повышению кислотного содержания желудочного сока, увеличению выделения желчи, улучшению ее состава и последующему пищеварению. Это возбуждающее действие связано с образованием веществ гистаминоподобного характера во время мышечной деятельности, которые являются сильными стимуляторами желудочной секреции. При выборе режима учитывается общее состояние больного и особенности течения заболевания.

Постельный режим показан больным с патологией органов пищеварения в фазе обострения. Разрешается утренняя дыхательная гимнастика. ЛГ проводится в очень медленном темпе, соотношение дыхательных и гимнастических упражнений 1: 1. Предельное нагрузочное упражнение - 2-3 перехода из положения лежа в положение сидя, опираясь руками на кровать. Продолжительность процедуры - 4-6 мин.

Полупостельный режим назначается больным в стадии нерезко вираженного обострения. ЛГ проводят малогрупповым методом в кабинете ЛФК (упражнения для рук, ног, туловища в исходном положении лежа, сидя, без резких поворотов, приседаний, бега, прыжков). Общая нагрузка и темп движений - малые, продолжительность - 10 мин., Соотношение дыхательных и гимнастических упражнений 1: 2.

Щадящий режим назначается в стадии субкомпенсации. Показана УГГ без резких движений туловищем, малоподвижные игры, ЛГ индивидуальным или малогрупповым методом с малой нагрузкой, соотношение дыхательных и гимнастических упражнений 1: 3, интенсивность и темп движений - средние. Упражнения для туловища, конечностей типа подготовительных с мячом, палкой. Предельное нагрузочное упражнение - 8-10 приседаний с опорой руками. Продолжительность занятия 10-15 минут. Лечебная ходьба до 3 км, с остановкой на 2-5 мин. (2-3 дыхательные упражнения) каждые 1-1,5 км, терренкур №1, экскурсии, игры настольные и малоподвижные продолжительностью 20-30 мин. Интенсивность движений малая. Режим покоя: кроме ночного сна отдых днем ​​в течение 2-3 часов.

Щадяще-тренирующий режим назначается в стадии компенсации или в фазе нестойкой ремиссии с недостаточной адаптацией к физическим нагрузкам, больные занимаются утренней гимнастикой с исключением приседаний, темп средний, продолжительность 10-20 мин. ЛГ проводится групповым методом со средней нагрузкой, соотношение дыхательных и гимнастических упражнений 1: 4. Включают упражнения с палками, булавами, гантелями у гимнастической стенки, подвижные игры, предельная нагрузка упражнения - 15 приседаний. Продолжительность занятия - 15-20 мин. Дозированная ходьба до 3,5 км, терренкур №3 с остановками на 5 мин. через каждые 1,5 км, прогулки до 8 км в оба конца, экскурсии, лыжные прогулки. Режим покоя: кроме ночного сна, отдых днем ​​2-3 часа.