Файл: Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проанализируем взаимодействие педагогов и родителей в школе. Первое направление, как уже было отмечено нами ранее – это педагогическое просвещение.
Большое внимание в школе уделяется работе по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Основное воспитание детей происходит в семье и образовательных учреждениях, поэтому цели и задачи, стоящие перед семьей и школой, одни: воспитать здоровых, всесторонне развитых личностей.
35
Практика показывает, что не все семьи реализуют имеющийся комплекс возможностей воздействия на своего ребенка. Причины могут быть разные: одни семьи не проявляют желания в воспитании ребенка, другие не умеют воспитывать, третьи не осознают, зачем это нужно. Поэтому не оспорим факт того, что современным родителям требуется квалифицированная помощь и поддержка образовательного учреждения.
Для того чтобы педагогическая работа с родителями была разносторонней, используются разные формы организации работы с родителями:
-
Родительские собрания.
Одна из основных форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения, которая реализуется в течении всего учебного года. Благодаря действиям учителей удается грамотно организовать, и интересно, содержательно проводить родительские собрания. На наш взгляд это играет особую роль во взаимоотношениях родителей и учителей школы. Вначале нового учебного года проводятся организационные собрания, основной целью которых, является ознакомление родителей с возрастными особенностями детей, даётся представление перспектив взаимодействия на новый учебный год,
Родительские собрания можно подразделить на три типа – текущие, на которых уделяется внимание оценкам учеников и специфике их успеваемости, итоговые, где проводится подведение итогов обучения и результативности становления знаний и тематические. Последние должны были бы организовывать взаимодействие педагогов и родителей, отвечать злободневным вопросам современности. Но анализ говорит том, что такие собрания проводятся редко.Часто они посвящены правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности, что совершенно не удовлетворяет запросам родителей, для которых наиболее актуальными становятся вопросы воспитания.
-
Конструктивные диспуты.
36
Помогают сравнить различные точки зрения на воспитание детей, помогают менее изобретательным родителям открыть для себя новые способы взаимодействия с ребенком.
Тем не менее, организация таких диспутов носит формальный характер. Связано это с тем, что в них не участвуют родители, которые испытывают реальную потребность в организации воспитания. Работа с родителями носит рекомендательный характер и отвлечена от действительных проблем.
-
Консультации, как общеклассные так и индивидуальные.
Проводится психологическая диагностика особенностей детей, которая связана с определением психологических особенностей, развитием когнитивных функций, социометрические диагностики и многие другие, которые позволяют сделать работу учителей, детей и родителей продуктивной и комфортной.
Тем не менее, анализ показывает, что во взаимодействии участвует малое количество родителей. Вопросы, поднимаемые на консультациях, касаются, в первую очередь, успеваемости и обучаемости детей, но не психологических проблем и вопросов в воспитании. Связано это с тем, что не установлен диалог учителя с родителем и родители не готовы советоваться по вопросам воспитания с педагогом. Им присуща некая аморфность в осуществлении диалога.
4.Родительские уголки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке для начальных классов содержится информация о работе
-
классами, описаны предметные требования, присутствуют советы для родителей. Для того чтобы эта форма работы была интересной и оправдывала свое существование, задействованы рубрики: «Как сделать выполнение домашнего задания интересным», «Как быстро учить стихи», «Наш домашний питомец». В родительском уголке есть раздел «Как я провел каникулы с
родителями». В этом разделе выставлены детские работы по ИЗО. 37
Тем не менее, несмотря на значимость школьного уголка, его можно использовать и в просветительских целях – составлении памяток для родителей по учебным и психологическим темам, осуществлении опросов родителей на актуальные для них темы по воспитанию детей, развитии обратной связи.
-
Создание сайта и групп в социальных сетях.
Просветительская работа еще проводится за счет создания сайта и группы
-
социальных сетях. В ней публикуется методический материал с практическими рекомендациями для родителей. Есть такие рубрики как: «Как сделать так, чтобы ребенок был здоров», «Особенности и хитрости в воспитании ребенка», «Все о закаливании детей», «Секреты успеваемости ребенка», «Развиваем творческий потенциал», «Как определить спортивные направления для ребенка» и многие другие.
Проанализировав состояние сайта и группы в социальных сетях, приходится говорить о том, что она носит формальный характер. Родители подписаны на нее, есть материалы, но группа характеризуется как «мертвая». Материалы пополняются редко, взаимодействия с родителями на ее страницах не происходит. Данное направление общения также нуждается в доработке.
-
Работа со школьными специалистами.
-
школе есть социальный педагог и психолог, которые призваны помочь решить возникающие вопросы во взаимодействии триады педагог-родитель-
ребенок. Тем не менее, деятельности специалистов недостаточно. Связано это с тем, что родители обращаются со своими проблемами крайне редко. А социальный педагог задействован, как правило, только в работе с неблагополучными семьями. Тестирование детей проводится крайне редко, что сказывается на недостаточной фиксации реальных проблем в развитии детей и во взаимодействии детей и родителей.
-
результате анализа удалось определить, что использование различных форм и методов повышает психолого – педагогическую грамотность родителей,
повышает культуру межличностного взаимодействия детей в школе и классе, 38
но предпринятых действий оказывается недостаточно для решения возникших проблем. Семья и школа два взаимосвязанных образовательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку интеллектуальный и социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребенка в большой мир. На данный же момент предпринятых школой действий явно недостаточно для становления ребенка.
При анализе было обнаружено, что школа совершенно не задействует совместные занятия родителей и детей – родители лишь присутствуют при проведении праздников, но никак не участвуют сами. В большинстве своем это связано не только с тем, что учителя не вовлекают во взаимодействие, но и с тем, что родители сами к такому взаимодействию не готовы.
Кроме того, школа не обучает родителей воспитывать детей, однако, она могла бы помочь в ходе воспитания. Зачастую родители не видят негативных предвестников до той поры, пока проблемы в поведении ребенка не заставят их обратиться к психологу. Эту проблему на начальном этапе мог бы помочь решить учитель.
Потому первым этапом работы стало проведение исследования отношения родителей к взаимодействию с учителем в условиях начальной школы.
Опытно-поисковая работа проводилась на параллели вторых классов. В ней принимали участие обучающиеся 2-А, 2-Б, 2-В, 2-Г классов (90 человек), их родители (90 человек) и четыре учителя начальных классов. Был проведён опрос родителей в сентябре 2016г.
Для этого была составлена анкета, которая помогла отследить отношение родителей по взаимодействию с учителем начальных классов.
Для проведения анкетирования было озвучено условие - отметить необходимые варианты ответов на родительском собрании. Бланки ответов выдавались на дом в очень редких случаях, так как дети могли эти бланки утерять или родители могли забыть их заполнить.
39
Текст анкеты приведен в Приложении 1.
Ответы на вопросы анкетирования родителей по взаимодействию с учителемпредставлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования родителей по взаимодействию с учителем начальных классов
Ответы | | Ответы | | |
1.Принимаете ли Вы | Да, часто (12 | Не очень часто | Очень редко | Не принимаю |
участие в подготовке и | %) | (26%) | (41%) | (21%) |
проведении | | | | |
воспитательных | | | | |
мероприятий в школе? | | | | |
2.Школа готовит своих | Полностью | В целом согласен | Трудно | Не согласен |
воспитанников к | согласен | (52%) | определить | (4%) |
самостоятельной | (18%) | | (26%) | |
жизни? | | | | |
3.В школе налажена | Полностью | В целом согласен | Трудно | Не согласен |
работа с родителями? | согласен | (61%) | определить | (4%) |
| (21%) | | (14%) | |
4.Школа воспитывает | Полностью | В целом согласен | Трудно | Не согласен |
людей с активной | согласен | (43%) | определить | (2%) |
жизненной позицией, | (34%) | | (21%) | |
дает навыки участия в | | | | |
общественной жизни? | | | | |
5.Что должна дать | Задатки | Сориентировать | Научить | Развивать |
школа ребенку? | здоровья | на | общению | творческие |
| (28%) | общечеловеческие | (25%) | способности |
| | ценности (35%) | | (12%) |
6.Какую роль Вы | Воспитывать | Могу помочь | Хотел бы | Затрудняюсь |
отводите себе во | должна | школе конкретно | помочь, но не | ответить |
взаимодействии со | школа/ мне | (10%) | знаю чем | (41%) |
школой? | безразличны | | (48%) | |
| дела школы | | | |
| (1%) | | | |
Проанализировав ответы респондентов, можно говорить о противоречивом отношении родителейк взаимодействию с учителем.Так 21% родителей отметили, что практически не принимают участия вподготовке и проведении воспитательных мероприятийв школе. 41 % родителей принимает
участие редко. В то же время родители отметили как достаточную работу 40
школы с родителями. На вопрос «В школе налажена работа с родителями?» 61% родителей в целом согласны и только 4% не согласны.
Однако если мы обратимся к анализу содержания воспитания, равно как и
-
анализу содержания взаимодействия, то выяснится, что родители не представляют себе, в чем должно заключаться данное взаимодействие. На опрос «Что должна дать школа ребенку?» 28% опрошенных ответили, что задатки здоровья, 35% - сориентировать на общечеловеческие ценности, 25% -
научить общению, 12% - развивать творческие способности. На вопрос «Какую роль Вы отводите себе во взаимодействии со школой?» 48 % родителей хотели бы помочь.
Тем не менее, из-за низкого уровня педагогических знаний, родители не знают, в чем заключается данная помощь. Кроме того, родители делят зоны ответственности – воспитание в большинстве своем становится достоянием семьи и лишь в ряде социальных функций передается школе.
Как следствие, наблюдается непонимание самой сути процесса совместного воспитания и неготовности помогать школе в становлении личности.
Вторым этапом стало осуществление опроса педагогов по сути взаимодействия с родителями. Для педагогов также была составлена анкета.
Ответы на вопросы представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты опросапедагогов по взаимодействию учителя с родителями обучающихся
Вопросы | | Ответы | | |
| | | | |
1. Какие формы работы | Личные | Родительские | Общение по | Уголок для |
с семьей Вы | консультации (2 | собрания (4 | телефону (3 | родителей |
используете? | чел.) | чел.) | чел.) | (1 чел.) |
2. Уверены ли Вы, что | Да (1чел.) | Нет (3 чел.) | | |
Ваше взаимодействие с | | | | |
семьей является | | | | |
результативным? | | | | |