Файл: История и философия науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 687

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В социально – экономических, гуманитарных, естественных, технических науках используют ещё и исторический метод: с возникновения, развития объекта, по определённой хронологии. Он требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития, (в этом случае используется логический метод) свободного от случайных событий.

Общенаучные подходы. Системный подход как методология познания целостных объектов.


В современном научном познании особое значение имеют общенаучные подходы. Они задают определённую направленность научного исследования, фиксируют определённый его аспект, жёстко не указывая на специфику конкретных исследовательских средств. Таким подходами являются системный, структурный, функциональный, вероятностный, информационный и др.

Важнейшая черта названных подходов – принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности. Они могут работать во всех без исключения, научных дисциплинах.

Структурный подход ориентирует на изучение внутреннего строения системы, выявление закономерностей процесса упорядочения элементов в системе, анализ характера и специфики связей между элементами. Структурный подход в научном исследовании применяется там, где предмет расчленяется на отдельные составляющие.

Функциональный подход ориентирует на выявление особенностей функционирования систем. Система в рамках данного подхода рассматривается с позиции внешнего аспекта; он отвлекается от содержания, структуры системы.

Функциональный подход может быть применён в любой области знания, где для объектов внешние связи и отношения с окружающей средой являются важными, существенными. Но всё больше всего он имеет место в управлении и связанных с ним информационных процессах.

Системный подход применяется там, где необходимо учесть многообразие связей и отношений как целостного явления. Отсюда системные исследования, как правило, опираются не на одну науку. Для целостного познания объекта необходим междисциплинарный характер.

Цель системного исследования – формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта. В ходе него отдельные компоненты анализируются не ради их собственного познания, а с целью познания целого, роли этих компонентов в целом.

Системные исследования представляют собой особый вид познавательной деятельности. И здесь следует учесть следующее:

- Системные исследования направлены двуедино. С одной стороны, исследованию подлежат внутренние связи и зависимости, характеризующие объект как автономное целое. С другой, исследуется и связь с внешним миром, другими системами. Ведь внешние связи влияют на систему, его сохранность или разрушение.


- Специфичной является логика системного исследования. При аналитическом исследовании осуществляется расщепление предмета, а затем изучается каждый из составляющих компонентов до бесконечности вглубь, от одной сущности к другой. Логика системного исследования другая. Здесь разделение объекта и анализ его компонентов осуществляется вглубь не до бесконечности, а до определённого предела, необходимого для научного объяснения и описания объекта как определённой целостности.

- Системные исследования достигают своей цели тогда, когда сам познавательный процесс организован по законам целостности, подчинён получению интегративного знания (методы, приёмы, процедуры и т.д.).

Алгоритмический подход тесно связан с кибернетикой и конструктивным направлением в математике. Широко используется при описании процессов функционирования систем управления, информационных процессов, сложных систем и т.д. Особо важную роль играет в науках о поведении, психике и обучении.

Для алгоритмов, применяемых в математической логике характерно отвлечение от человеческого фактора и формализация приёмов рассуждения. При описании процессов переработки информации человеком приходится говорить об алгоритме лишь в форме алгоритмического предписания.

В целом, применение алгоритмического подхода целесообразно в тех случаях, когда существует возможность представить изучаемое явление в виде процесса, подчиняющегося строгим правилам.

Вероятностный подход основывается на попытки вероятности. Применение его нацелено на выявление статистических закономерностей. Наложение большого числа случайных обстоятельств, порождающих статистические закономерности, во многих случаях приводит к результатам, практически не зависящим от случая, что даёт право говорить о закономерностях.

Информационный подход – выделение и исследование информационного аспекта различных явлений действительности. В науке становится ясным, что без изучения феномена информации познание мира не может быть полным и адекватным. Основные задачи исследования заключаются в определении потоков информации, их объёмов, способов кодирования, алгоритмов переработки.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

А) алгоритм

В) методология

С) мировоззрение

D) аксиома

E)моделирование

2. Применительно к социологии науки основной единицей научной деятельности может быть признано …

А) большинство современных физиков

В) лицо, совершившее открытие на уровне Нобелевской премии

С) научное сообщество

D)все, что называется «лабораторией»

E)все, где есть приборы, доска с мелом и аудитория слушателей

3. Какая форма знания требует дальнейшего обоснования и проверки?

А) гипотеза

В) аксиома

С) факт

D) теория

E)проблема

4. Как называется результат синтеза наиболее фундаментальных знаний различных наук о мире (наивысшая форма интеграции знаний в конкретный период)

А). Эклектика

В) парадигма

С) интеграция знания

D) научная картина мира

E) научная теория

5. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ...

А) застой в науке

В) период отрицания науки

С) сосуществование различных теорий

D) научная революция

E) абсолютность науки

6. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос

А) конкуренции научно-исследовательских программ

В) коммуникативную

С) интегративную

D) методического анархизма

E) никакую

7. «Уровни научного познания» по сути — это …

А) логика и истина

В) знание и незнание

С) выдумка философов

D) эмпирия и теория

E) математика и гармония

8. Понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их проверки

А) Соизмеримость

В) Символизация

С) Фальсификация

D) Глобализация

E) Верификация

9. Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире

А) Синтез

В) Идеализация

С) Анализ

D) Интуиция

E) Воображение

10. Интернализм — это, направление в истории и философии науки…


А) Признающее науку движущей силой развития общества

В) подчеркивающее негативные аспекты развития науки

С) Утверждающее, что научные понятия результат соглашения - конвенции

D) Признающее индуктивные знания недостоверными

E) Признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные факторы

11. Наука, в первую очередь, — особый род

А) любопытства

В) познавательной деятельности

С) жизни

D) манеры мыслить

E) ухода от скуки

12. Философия, исповедующая знание в его функции полезности —

А) прагматизм

В) марксизм

С) неотомизм

D) неоэмпиризм

E) персонализм

13. Кто сформулировал развернутую концепцию инструментализма, согласно которой интеллект это только средство приспособления к изменяющимся условиям среды ?

А) Конт О.

В) Маркс К.

С) Бергсон А.

D) Витгенштейн Л.

E) Дьюи Дж.

14. К субъективно-идеалистическому направлению в философии и методологии науки (махизму) возникшему в начале ХХ века нельзя отнести философские воззрения …

1. Дильтея В.

2. Маха Э.

3. Авенариуса Р.

4. Пирсона К.

5. Дюэма П.

15. Принципы дедуктивного метода исследования разработаны :

À) Ф.Бэконом

В) Р.Декартом

С) Дж.Локком

D) Т.Гоббсом

E)Т.Кампанеллой

16. Твердым ядром науки называется

А) истинные и неистинные знания, полученные научными средствами

В) масса вытесненного за пределы науки морально устаревшего знания

С). абсорбированные из совокупной науки элементы истинного

D) господствующая парадигма

E) наблюдения и факты конкретной науки

17. Мировоззренческая позиция в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире– это …

А) Волюнтаризм

В) Сциентизм

С) Антисциентизм

D) Секуляризация

E) Агностицизм

18. Кто автор трехтомного труда «История индуктивных наук»?

А) Уэвелл В.

В) Ростоу У.

С) Дильтей В.

D) Мах Э.

E) Спенсер Г.

19. «Исследование истории научной мысли … направлено на то, чтобы уяснить движение этой мысли в состоянии ее творческой активности». – полагал известный историк науки …

А) Бернал Дж..

В) Кун Т.

С) Койре А.

D) Бройль Л.

E) Леви-Стросс К.

20. В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как …

А) стремления удовлетворить личное любопытство за государственный счет

В) непосредственной производительной силы общества


С) системы исследовательских институтов

D) того, что ответственно за экологию

E) средства получения нормальных доходов

21. Язык науки является важнейшим средством научного познания. На каком языке, по утверждению Галилея, написана книга Природы:

А) математики

В) откровения

С) философии

D) классической латыни

E) поэзии

22. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту:

А) опыт и практика

В) наблюдение и индукция

С) математика и интуиция

D) интуиция и дедукция

E) логика и герменевтика

23. Методологическая процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки отражена в …

А) принципе догматизма

В) принципе детерминизма

С) принципе верифицируемости

D) принципе фальсифицируемости

E) принципе противоречия

24. Фальсификационный критерий науки, предложенный К.Поппером в 1934г. означает

А) возможность опровержения любого научного положения

В) практическое подтверждение гипотез

С) ложность научного положения

D) псевдонаучные положения

E) интуитивное доказательство истины

25. Научная рациональность означает

А) Соответствие здравому смыслу

В) Соотнесенность познания с образцами, стандартами, логическими и методологическими нормами

С) Очевидность

D) Соответствие априорным категориям рассудка

E) Все вышеперечисленное

26. Известный английский ученый Дж. Бернал в своей книге «Наука в истории общества» высказал мысль, что наука возникает …

А) В период возникновения классического естествознания в 16-17 вв.

В) В Древней Греции

С) В процессе современной научно-технической революции

D) Из практических технических приемов первобытного человека

E) Правильного ответа нет

27. Что из перечисленного относится к научному методу:

А) эксперимент

В) наблюдение

С) аналогия

D) моделирование

E) все перечисленное

28. «История науки это – не драма людей, а драма идей». Так полагал …