ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 705
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Методология наук как научная дисциплина
Методология наук как научная дисциплина. Наука многоаспектна. Её изучают и социология, и психология и история. Но методология науки в этом ряду занимает особое место.
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе. Методологию иногда понимают как определённую систему методов, которую применяют в процессе познания той или иной науки (при этом имеется в виду не только общефилософские, но и конкретные научные методы).
Методологию науки можно определить как учение об определенной системе методов, принципов, способов организации применяемых в области науки. Споры вызывает вопрос, философская это дисциплина или частная научная область; или сама философия является методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение.
Если исходить из данного аргумента, то логичнее думать, что методология науки есть философская область. В тоже время методологией конкретной науки, выступает как философия, так и собственная теория. Например, в системе юридических наук методологией помимо философии, выступает теория государства и права, в системе исторических наук, помимо философии теория исторического процесса и т.д. Но в любом случае, методологическая составляющая – естественный и неотъемлемый компонент любой научной дисциплины
Предметом методологии науки являются общие закономерности и тенденции развития науки, как особой деятельности по производству научных знаний, взятые в их историческом развитии и рассмотренные в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Существуют различные уровни методологического анализа. Отсюда, методология науки существует в прикладном виде, реализуясь в конкретно – научной методологии с примыкающими к ней методиками, которая анализирует технические нормативы, методы и даёт им научно-теоретическое обоснование. Например, методология социологической науки изучает метод анкетирования, других конкретных методик, применяемых в социологии и т.д.
Второй уровень, более высокии - общенаучный. Методология на этом уровне выступает как учение о принципах, методах и формах знания функционирующих во многих науках и не зависимых от предмета и объекта исследования. На данном уровне методология науки изучает методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент), общелогические методы (синтез, индукцию, дедукцию), а так же такие формы научного знания, как понятия и законы, гипотезы и теории.
Методология науки в прикладном её виде формировалась ещё в древности. Она проявлялась в практических формах отношений людей с миром. Скажем в Др. Греции, Др. Востоке были нормативные предписания вообще, которые определяли последовательность процедур измерения, например, при разделе земельных площадей.
Однако, для того, чтобы проявиться методологии науки во втором общенаучном плане должны предварительно существовать частные разные науки. И такая специальная теоретическая рефлексия методологии науки в зачаточной форме возникает в Древней Греции. Она анализировала структуру и динамику разных конкретных научных знаний, сравнивая их между собой. В результате сопоставления и сравнения первоначальных знаний, отражающих разные области бытия и создавалась методология науки, общие ее основания, общие принципы.
Но, по-настоящему методология науки стала формироваться с возникновением опытного естествознания, которое стремилось создавать универсальные методы для получения нового знания. Впоследствии эти принципы, методы, критерии, разработанные в естествознании стали распространяться и на другие науки. Более того, позитивисты Х1Х в. эти методы естествознания объявили единственно научными. Неопозитивисты ХХ в. продолжая их традиции, заявили, что социально-гуманитарные науки ещё не достигли такого уровня теоретической зрелости, когда к ним можно применить методы точного естествознания. Поэтому почти до конца Х1Х в. никакой методологии социально-гуманитарного знания не существовало. Возникновение такой методологии связывают с неокантианцами (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), сторонниками «философии жизни» - В. Дильтеем. Они противопоставили науки о природе (номотетические) наукам о культуре (идеогрфические науки).
Значение методологических знаний для профессиональной деятельности специалиста велико. Современная методология науки – мощный инструмент познания. Научная методология даёт верный ориентир, направление научного поиска. Было бы ошибкой думать, что человек овладев методологией науки тем самым, будет иметь «алгоритм открытия» и что всё спокойно откроет в своей области. Методология науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые обеспечили бы успех исследования для всех наук и во все времена.
Здесь важно понять, что методология науки не даёт таких рецептов, она объясняет, описывает, но не предписывает. Значит ли это, что методология науки бесполезна для учёного? Нет, не значит.
Можно ли работать в науке, не понимая, что она представляет собой? Да, можно, но лишь до определённых пределов. Здесь такая аналогия. Например, на конвейре автозавода, можно работать, завинчивая только гайку и при этом не иметь ни малейшего представления о производственном процессе в целом, ни об автомобиле. Более того, может возникнуть вопрос, а зачем это рабочему, это ведь не поможет лучше завинчивать гайку. Однако если ставить перед собой творческую задачу дальнейшего развития автомобилестроения, то здесь могут понадобиться и представления о предыдущих этапах и закономерностях этого развития и знание смежных областей, и многое другое. Трудно даже предусмотреть, что для этого может понадобиться.
Фактор творческого решения задач неизбежно требует методологии. Если же человек выполняет рутинную задачу, однообразную, где всё известно, там методологии не нужно. Именно поэтому методология науки, например, не нужна ремесленнику.
Но подлинно творческая работа в научной области требует философии и методологии науки. Характер такой работы требует того, чтобы посмотреть на свою область со стороны, осознать закономерности её развития, осмыслить её в контексте науки как целого, с позиции расширенного кругозора. И методология науки даёт всё это.
Можно подойти к вопросу и с несколько иной точки зрения, позиции ценностных ориентаций; осмысленности человеческой жизни. Способно ли нас удовлетворить простое завинчивание болта на конвейре без осознания более глобальной цели, без понимания того процесса, участником которого мы являемся? Вероятно, не способно. А это значит, что любой специалист в определённой области нуждается в понимании того, что такое наука и научное знание, в понимании глобального исторического процесса познания. Методология науки и служит этим задачам. Более того, методология науки даёт возможность специалисту более глубоко усвоить знания по своей специальности.
Типология научных методов. Метод научного познания – это совокупность приёмов и операции, регулирующих действия с изучаемыми объектами.
Метод познания, по сути своей, выражает целенаправленность, планомерность процесса познания как процесса, программно осуществляемого. Метод является важным инструментом научного познания, движением науки, средством её развития и обогащения новыми результатами.
В идеальном случае метод включает следующие компоненты: 1) сформулированную цель, задачу (проблемный аспект); 2) описание объективной ситуации, в рамках которой решается задача (онтологический аспект); 3)процедуру – перечень операции, необходимый для достижения цели в заданных условиях (процедурный аспект).
К методу научного познания предъявляется ряд требований:
1. Детерминированность научного метода, т.е. его обусловленность закономерностями, как самого объекта, так и познавательной деятельности. Детерминированность метода исключает произвольный набор приёмов и операции, но не исключает активности субъекта в использовании метода.
2. Заданность метода целью исследования. Данное требование делает необходимым соответствие всех компонентов метода цели исследования и подчёркивает активность субъекта познания.
3. Результативность и надёжность метода: он должен быть таким, чтобы мог давать результат с высокой степенью вероятности.
4. Экономичность метода, т.е. затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования.
5. Ясность и эффективная распознаваемость метода, чтобы им мог воспользоваться при соответствующей подготовке любой человек, пожелавший сделать это.
6. Воспроизводство метода, т.е. возможность его использования неограниченное число раз.
7. Обучаемость методу.
О методах говорят, что он либо стихийный, либо целенаправленный. Правильный, научный метод тот, который верно отражает объективные законы мира, определяется особенностями предмета.
Метод связан с теорией (внешней и наиболее организованной формой научного знания). Ведь любой конкретный метод – это специфическая форма знания о том, как в определённых условиях действовать в целях познания. Можно сказать: научный метод – это практическое применение теории, теория в действии.
Используемая в современном научном познании система методов столь же многообразна, как и сама наука. Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами, при исследовании любой предметной области. Они делятся по уровню познания: методы эмпирического уровня, методы теоретического метода. Частные методы – это методы той или иной конкретной науки.
Методы эмпирического уровня научного познания (вычленения и исследования эмпирического объекта)
Методы эмпирического уровня научного познания (вычленения и исследования эмпирического объекта) действуют в основном в сфере практики. Но и они в свою очередь делятся: на методы вычленения и исследования эмпирического объекта и методы обработки и систематизации полученного знания.
1) Методы вычленения и исследования эмпирического объекта относят наблюдение, эксперимент, модельный эксперимент. Рассмотрим их.
Наблюдение важно тем, что оно выступает первичным и элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания. Наблюдение – это непосредственное восприятие предметов и явлений при помощи органов чувств.
Наблюдение обычно характеризуется планомерностью, организованностью, систематичностью. Активность наблюдения может быть существенно повышена при помощи изменения объекта, его свойств и отношении. Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путём сравнения её с эталоном.
Наблюдение обычно применяется там, где эксперимент затруднён (астрономия, гидрология и т.п.). Наблюдение предполагает наличие программы исследования, прошлых наблюдений, установленных фактов, принятых концепций и т.д. В ходе наблюдения нередко выдвигается гипотеза, её проверка, уточнение результатов, иллюстрации.
Наблюдение классифицируются. Они могут быть естественными и экспериментальными (с помощью приборов); спонтанные и организованные; нормальные и экстремальные и т.д. Кроме того, наблюдение может быть открытым и скрытым, сплошным и выборочным. В психологии порой используются самонаблюдение.
Конечно, наблюдение должно добиваться объективности. Для этого надо соблюдать требование интерсубъективности: т.е. данные наблюдения должны быть получены и зафиксированы другими наблюдениями. Данные обычно подвергаются стандартизации и систематизации, сводятся в таблицы, диаграммы, графики.
Тем не менее, в наблюдении есть свои недостатки. Эта зависимость наблюдателя от изучаемого процесса, явления: субъект не может изменять объект, управлять им.
В наблюдении выделяют следующие процедуры: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью), 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать), 3) выбор способа наблюдения (как наблюдать?), 4) выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести запись?), 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
В научном познании наблюдение призвано выполнять следующие основные функции: 1) обеспечение эмпирической информацией, необходимой для постановки проблем и выдвижения гипотез, 2) проверка гипотез и теории, 3) в терминах наблюдения происходит сопоставление результатов, полученных в ходе теоретического исследования, проверяется их адекватность и истинность.