Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если изначально у ребенка отсутствует наличие семьи и ребенок воспитывается в детском доме, он будет искать себе «семью», так как это необходимо для его первичной социализации. Психика будет подталкивать его на поиски «семьи», поэтому такие дети часто попадают в асоциальные группировки, занимающиеся преступной деятельностью.

В психологической помощи в первую очередь нуждаются дети, воспитывающиеся в детском доме, а не в семье, потому что именно у них отсутствует элементарная поддержка близких. У них перед глазами в обычной жизни нет социальных ролей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и тд.д.), поэтому попадая в жизнь после детского дома, они получают колоссальный психологический стресс. Организм воспринимает стресс, как опасность, психика защищается и происходит увеличение нервозности, вследствие чего, все выливается в агрессивное поведение, направленное на окружающий живой мир (социум).

Таким образом, новоиспеченный взрослый не может и не умеет взаимодействовать с внешним миром адекватно. У ребенка не только нет жизненного опыта, но и нет моральных убеждений, поэтому он не может отличить истинные жизненные ценности от иллюзорных. Чаще всего и легче всего сознание закрепляет негативные тенденции – насилие, жестокость, нетепимость. Одннако, в семье, где ребенок не видит агрессивного поведения других людей, могут развиваться дети с различными формами агрессивного поведения. Например, есть дети, которые кусаются, ломают игрушки, бьют других детей. Такая форма агрессии не несет для ребенка негативного будущего. Эта агрессия скорее относится к здоровой конкуренции. Например, в животном мире такая форма агрессии способствует выживанию. Агрессия может быть негативной только тогда, когда она причинает зло другой личности и животному.

Любому живому существу, будь то человек или животное, свойственно злиться. Среди огромного спектра эмоций, которые мы испытываем ежеджевно, есть как позитивные, так и негативые: например: радость, испуг, восторг, страх, злость, любовь и т.д. Важнее всего здесь не что именно мы испытываем, а как мы это выражаем, как преподносим людям. Мы смеемся или улыбаемся, кричим, плачем или начинаем драться. Или во время злобы, можно стиснуть зубы, сжать кулаки, ударить по столу, но не по другому человеку или живому существу. Испытывать эмоции, значит жить, а эмоции детей гораздо ярче и насыщеннее, чем у взрослых, поэтому и жизнь у детей гораздо ярче и интереснее.

Задача квалифицированных взрослых научить детей правильно выражать во внешний мир эмоции и ощущения. В первые годы жизни ребенок начинает сталкиваться с различными ограничениями, но он еще не умеет разговаривать и вербально выражать свои мысли, поэтому он может плакать, кричать, кусаться, кидать игрушки, топать ногами и т.д. Чтобы избежать такого рода детской агрессии, важно проговаривать желания ребенка вслух.


У каждого из нас, а так же и у детей, есть личные границы. Часто даже взрослые люди используют агрессивное поведение, чтобы эти границы защитить. Но, как известно, чем чаще человек использут агрессию, тем меньше он чувствует доверия к внешнему миру. Базовое доверие к миру формируется в первые годы жизни ребенка и оставляют отпечаток отношения ко всей остальной жизни.

Так же, на формирование отношения к миру влияют чувства и эмоции мамы во время беременности. Во взаимодействии с мамой, через нее ребенок получае бессознательно информацию об окружающем мире. Если мама была счастлива и транслировала добро, значит мир для ребенка безопасен, если же мама нервничала, плакала, боялась, то мир для ребенка злой и недружелюбный. В таком случае ребенку страшно, он подсознательно хочет защититься, поэтому он будет часто проявлять агрессию. С таким ребеноком нужно больше проводить времени, разговаривать, играть в добрые игры, читать терапевтические сказки, поддерживать благоприятный микроклимат в семье, рассказывать о том, что мир добрый и интересный.

Детскую агрессию так же провоцирует стиль воспитания «из крайности в крайность», то есть либо очень строгий и авторитарный стиль воспитания, либо вседозволенность. Родителям необходимо найти в воспитании «золотую середину» и общаться с ребенком так, как бы они сами хотели чтобы общались с ними. Так же разные стили воспитания от разных членов семьи тоже плохо сказываются на детской психике.

Агрессивное поведение вседа влечет за собой ответную агрессию, поэтому если ребенок видит, что взрослые не уважают друг друга, кричат, ругаются между собой, у ребенка исчезает ощущение безопасности дома. Любой конфликт в доме, где живет ребенок, воспринимается им как угроза для него самого. А когда человеку угрожает опасность, он инстинктивно нападает.

После того, как ребенок уже научится разговаривать, о все еще не умеет выражать словами свои чувства и эмоции. Научить этому может только семья. Именно родители рассказывают ребенку о том, как можно, а как нельзя себя вести. Именно родители лучше всего могут помочь пережить негативные эмоции у ребенка. Их можно разрядить с помощью игры. Самое страшное в мире для ребенка – это потеря любви родителя. Часто дети могут привлекать внимание родителей нестандартными методами, например, ломать или портить игрушки, книги, мебель. Это говорит о том, что им жизненно необходимо родительское внимание. Любовь и внимание родителей для ребенка является самым ценным жизненным ресурсом.Задача родителей – в полном обьеме удовлетворить потребности детей.



Для того, чтобы безусловно любить ребенка, необходимо оценивать его поведение, а не личность. Нужно учить ребенка проговаривать вслух свои эмоции и ощущения: «Я устал», «Я зол» и т.д. Ребенок научится управлять своими эмоциями только после того, как научится их различать, а так же понимать причину возникновения этой эмоции: «Я плачу, потому что…», «Я злюсь, потому что…».

Наибольшей агрессии подвержены дети младшего школьного возраста. В возрасте от пяти до восьми лет такое поведение наиболее легко поддается корректировке, если проработать причины и устранить симптомы. После 8 лет агрессивное поведение уже плохо поддается корректировке и становится частью личности. Будущее ребенка зачастую находится в руках взрослого, чаще всего – родителя. И все зависит от терпения взрослого и искреннего желания помогать, то есть личной заинтересованности в дальнейшей судьбе каждого отдельного конкретно-взятого ребенка.

Младшие школьники еще не умеют подвергать критике свои или чужие действия, они просто понимают что хорошо и что плохо, но и то, не очень четко. У младших школьников еще нет навыков конструктивно решать проблемы. Дети не умеют думать о других. В них заложено природой выжить, поэтому изначально они умеют думать только о себе, поэтому их поступки столь импульсивны и опрометчивы.

Агрессия бывает направлены на предметы или на себя. Есть ряд признаков, по которым можно определить склонен ли ребенок к агрессии : не может себя контролировать; часто ссорится с окружающими; не слушается взрослых, не выполняет задания или просбы; манипулирует (специально вызывает злость или раздражение); ябедничает (винит во всем сверстников); злится, завидует, раздражается; мстит за нанесенную обиду, часто раздражается, обижается.

Если родители в течение полугода замечают у ребенка не менее 4 признаков из вышеперечисленных, то можно говорить об агрессивной модели поведения ребенка.

Агрессивное поведение дошкольника сильно отличается от агрессивного поведения младшего школьника. В дошкольном возрасте агрессивное поведение провоцируется неполучением желаемого. И как только желаемое получено – агрессия прекращается.

В школе агрессивное поведение у ребенка может войти в привычку. Агрессия школьника может проявляться к другим людям в виде рукоприкладства, сквернословия, непотребных жестов и т.д. В этот момент ребенок не испытывает сострадания и не разборчив в средствах выражения своих эмоций.


Родителям необходимо выяснить причину, которая способствует данному поведению школьника. Если родители в этом заинтересованы и ребенок это знает, видит и чувствует, что данную проблему иожно решить с помощью квалифицированного специалиста. Но если ребенок получит первый социальный опыт в семье, а родители не заинтересованы в устранении агрессивного поведения своего ребенка, то у терапии очень мало шансов на успех.

Дети иогут агрессивно реагировать на различные события в любом возрасте. Они раздражаются, зляться, при этом наблюдают за реакцией взрослых, оценивая эффективность своего поведеня. Детская агрессия всегда преследует какую-либо цель, например: привлечь внимание взрослых или что-то от них получить. Тем самым они хотят подчинить себе окружающий мир. Есди агрессивное поведение помогает получить желаемое, то такое поведение закрепляется в сознании ребенка и он использует его все чаще, пока данное поведение полностью не стнет неотьемлемой частью человека и не станет качествои его характера.

Взрослым трудно определять степень прогрессивности агрессивного поведения ребенка на определенном этапе его взросления, так как агрессивное поведение свойственно абсолютно всем детям. Учеными доказано, что агрессивное поведение у мальчиков встречается чаще чем у девочек.

Иногда, ребенок злится на то, что он не может выразить словами свои эмоции, просто потому что еще не умеет, а это провоцирует раздражение и агрессивное поведение.

Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.

При изучении психологических особенностей агрессивных проявлений чаще всего фиксировались случаи вербальной агрессии; выражены в физической агрессии, обиде, подозрительности, чувстве вины.

Предложены мероприятия профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, позволяющие контролировать проявления агрессии ребенка путем противодействия тем факторам, которые ее провоцируют.

Проведённая исследовательская работа и анализ литературы позволяют сделать вывод о том, что проблема детской агрессии остаётся актуальной.

В современном обществе происходят всевозможные активные изменения в психологическом формировании личности. В поведении младших школьников часто присутствует очень серьезное отклонение. Такие отклонения зачастую связаны с повышенной нервозностью, возбудимостью и даже агрессивностью. Дети ведут себя жестоко не только по отношению к сверстникам, но даже вымещают злобу на животных, вплоть до лишения их жизни. Эта проблема остро стоит перед взрослыми, которые возлагают на себя ответственность за формирование детской личности. Детская преступность находится на пике активности и основной задачей педагога-психолога является искоренение форм агрессивного поведения у детей.


Причины детской агрессивности, как и другие сформировавшиеся черты личности ребенка, берут свое начало в семье. Потому что именно в своей семье ребенок проходит первичную социализацию. Ребенок, перед которым ежедневно демонстрируется агрессивное поведение – становится агрессивным ребенком, причинающим зло. Если ребенок не проработал агрессию с помощью квалифицированной помощи взрослого, значит он становится взрослой и состояшейся агрессивной личностью, способной причинить любой вред и боль, вплоть до отнятия жизни.

Если изначально у ребенка отсутствует наличие семьи и ребенок воспитывается в детском доме, он будет искать себе «семью», так как это необходимо для его первичной социализации. Психика будет подталкивать его на поиски «семьи», поэтому такие дети часто попадают в асоциальные группировки, занимающиеся преступной деятельностью.

В психологической помощи в первую очередь нуждаются дети, воспитывающиеся в детском доме, а не в семье, потому что именно у них отсутствует элементарная поддержка близких. У них перед глазами в обычной жизни нет социальных ролей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и тд.д.), поэтому попадая в жизнь после детского дома, они получают колоссальный психологический стресс. Организм воспринимает стресс, как опасность, психика защищается и происходит увеличение нервозности, вследствие чего, все выливается в агрессивное поведение, направленное на окружающий живой мир (социум).

Таким образом, новоиспеченный взрослый не может и не умеет взаимодействовать с внешним миром адекватно. У ребенка не только нет жизненного опыта, но и нет моральных убеждений, поэтому он не может отличить истинные жизненные ценности от иллюзорных. Чаще всего и легче всего сознание закрепляет негативные тенденции – насилие, жестокость, нетепимость. Одннако, в семье, где ребенок не видит агрессивного поведения других людей, могут развиваться дети с различными формами агрессивного поведения. Например, есть дети, которые кусаются, ломают игрушки, бьют других детей. Такая форма агрессии не несет для ребенка негативного будущего. Эта агрессия скорее относится к здоровой конкуренции. Например, в животном мире такая форма агрессии способствует выживанию. Агрессия может быть негативной только тогда, когда она причинает зло другой личности и животному.

Любому живому существу, будь то человек или животное, свойственно злиться. Среди огромного спектра эмоций, которые мы испытываем ежеджевно, есть как позитивные, так и негативые: например: радость, испуг, восторг, страх, злость, любовь и т.д. Важнее всего здесь не что именно мы испытываем, а как мы это выражаем, как преподносим людям. Мы смеемся или улыбаемся, кричим, плачем или начинаем драться. Или во время злобы, можно стиснуть зубы, сжать кулаки, ударить по столу, но не по другому человеку или живому существу. Испытывать эмоции, значит жить, а эмоции детей гораздо ярче и насыщеннее, чем у взрослых, поэтому и жизнь у детей гораздо ярче и интереснее.