Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Вариант 1 (при наличии) Студент.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Агрессивное поведение у детей
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Детская агрессивность и её причины
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
Задача квалифицированных взрослых научить детей правильно выражать во внешний мир эмоции и ощущения. В первые годы жизни ребенок начинает сталкиваться с различными ограничениями, но он еще не умеет разговаривать и вербально выражать свои мысли, поэтому он может плакать, кричать, кусаться, кидать игрушки, топать ногами и т.д. Чтобы избежать такого рода детской агрессии, важно проговаривать желания ребенка вслух.
У каждого из нас, а так же и у детей, есть личные границы. Часто даже взрослые люди используют агрессивное поведение, чтобы эти границы защитить. Но, как известно, чем чаще человек использут агрессию, тем меньше он чувствует доверия к внешнему миру. Базовое доверие к миру формируется в первые годы жизни ребенка и оставляют отпечаток отношения ко всей остальной жизни.
Так же, на формирование отношения к миру влияют чувства и эмоции мамы во время беременности. Во взаимодействии с мамой, через нее ребенок получае бессознательно информацию об окружающем мире. Если мама была счастлива и транслировала добро, значит мир для ребенка безопасен, если же мама нервничала, плакала, боялась, то мир для ребенка злой и недружелюбный. В таком случае ребенку страшно, он подсознательно хочет защититься, поэтому он будет часто проявлять агрессию. С таким ребеноком нужно больше проводить времени, разговаривать, играть в добрые игры, читать терапевтические сказки, поддерживать благоприятный микроклимат в семье, рассказывать о том, что мир добрый и интересный.
Детскую агрессию так же провоцирует стиль воспитания «из крайности в крайность», то есть либо очень строгий и авторитарный стиль воспитания, либо вседозволенность. Родителям необходимо найти в воспитании «золотую середину» и общаться с ребенком так, как бы они сами хотели чтобы общались с ними. Так же разные стили воспитания от разных членов семьи тоже плохо сказываются на детской психике.
Агрессивное поведение вседа влечет за собой ответную агрессию, поэтому если ребенок видит, что взрослые не уважают друг друга, кричат, ругаются между собой, у ребенка исчезает ощущение безопасности дома. Любой конфликт в доме, где живет ребенок, воспринимается им как угроза для него самого. А когда человеку угрожает опасность, он инстинктивно нападает.
После того, как ребенок уже научится разговаривать, о все еще не умеет выражать словами свои чувства и эмоции. Научить этому может только семья. Именно родители рассказывают ребенку о том, как можно, а как нельзя себя вести. Именно родители лучше всего могут помочь пережить негативные эмоции у ребенка. Их можно разрядить с помощью игры. Самое страшное в мире для ребенка – это потеря любви родителя. Часто дети могут привлекать внимание родителей нестандартными методами, например, ломать или портить игрушки, книги, мебель. Это говорит о том, что им жизненно необходимо родительское внимание. Любовь и внимание родителей для ребенка является самым ценным жизненным ресурсом.Задача родителей – в полном обьеме удовлетворить потребности детей.
Для того, чтобы безусловно любить ребенка, необходимо оценивать его поведение, а не личность. Нужно учить ребенка проговаривать вслух свои эмоции и ощущения: «Я устал», «Я зол» и т.д. Ребенок научится управлять своими эмоциями только после того, как научится их различать, а так же понимать причину возникновения этой эмоции: «Я плачу, потому что…», «Я злюсь, потому что…».
Наибольшей агрессии подвержены дети младшего школьного возраста. В возрасте от пяти до восьми лет такое поведение наиболее легко поддается корректировке, если проработать причины и устранить симптомы. После 8 лет агрессивное поведение уже плохо поддается корректировке и становится частью личности. Будущее ребенка зачастую находится в руках взрослого, чаще всего – родителя. И все зависит от терпения взрослого и искреннего желания помогать, то есть личной заинтересованности в дальнейшей судьбе каждого отдельного конкретно-взятого ребенка.
Младшие школьники еще не умеют подвергать критике свои или чужие действия, они просто понимают что хорошо и что плохо, но и то, не очень четко. У младших школьников еще нет навыков конструктивно решать проблемы. Дети не умеют думать о других. В них заложено природой выжить, поэтому изначально они умеют думать только о себе, поэтому их поступки столь импульсивны и опрометчивы.
Агрессия бывает направлены на предметы или на себя. Есть ряд признаков, по которым можно определить склонен ли ребенок к агрессии : не может себя контролировать; часто ссорится с окружающими; не слушается взрослых, не выполняет задания или просбы; манипулирует (специально вызывает злость или раздражение); ябедничает (винит во всем сверстников); злится, завидует, раздражается; мстит за нанесенную обиду, часто раздражается, обижается.
Если родители в течение полугода замечают у ребенка не менее 4 признаков из вышеперечисленных, то можно говорить об агрессивной модели поведения ребенка.
Агрессивное поведение дошкольника сильно отличается от агрессивного поведения младшего школьника. В дошкольном возрасте агрессивное поведение провоцируется неполучением желаемого. И как только желаемое получено – агрессия прекращается.
В школе агрессивное поведение у ребенка может войти в привычку. Агрессия школьника может проявляться к другим людям в виде рукоприкладства, сквернословия, непотребных жестов и т.д. В этот момент ребенок не испытывает сострадания и не разборчив в средствах выражения своих эмоций.
Родителям необходимо выяснить причину, которая способствует данному поведению школьника. Если родители в этом заинтересованы и ребенок это знает, видит и чувствует, что данную проблему иожно решить с помощью квалифицированного специалиста. Но если ребенок получит первый социальный опыт в семье, а родители не заинтересованы в устранении агрессивного поведения своего ребенка, то у терапии очень мало шансов на успех.
Дети иогут агрессивно реагировать на различные события в любом возрасте. Они раздражаются, зляться, при этом наблюдают за реакцией взрослых, оценивая эффективность своего поведеня. Детская агрессия всегда преследует какую-либо цель, например: привлечь внимание взрослых или что-то от них получить. Тем самым они хотят подчинить себе окружающий мир. Есди агрессивное поведение помогает получить желаемое, то такое поведение закрепляется в сознании ребенка и он использует его все чаще, пока данное поведение полностью не стнет неотьемлемой частью человека и не станет качествои его характера.
Взрослым трудно определять степень прогрессивности агрессивного поведения ребенка на определенном этапе его взросления, так как агрессивное поведение свойственно абсолютно всем детям. Учеными доказано, что агрессивное поведение у мальчиков встречается чаще чем у девочек.
Иногда, ребенок злится на то, что он не может выразить словами свои эмоции, просто потому что еще не умеет, а это провоцирует раздражение и агрессивное поведение.
Я считаю, что профессия педагога сочетает в себе как консерватизм, так и нововведения, поэтому важно найти ту золотую середину, которая станет основной в концепции работы педагога. Педагог не только делится своими опытом и знаниями с учениками, но и интеллектуально развивает каждого из них для того, чтобы они могли воспользоваться полученными знаниями в реальной жизни, быть полезными обществу, сотрудничать с другими людьми. Педагог в силах научить каждого ребенка мыслить самостоятельно, думать прежде чем принять решение, правильно планировать свои действия, чтобы получить желаемый результат.
Главной и основной задачей преподавателя является возможность научить ребенка учиться. Это и есть залог успешного будущего ученика. Также важна поддержка внутри семьи, это тоже большая составляющая успеха ученика.
У каждого ребенка в голове есть новые , не раскрытые идеи. Так вот, задача учителя состоит в том, чтобы ребенок смог сам озвучить эти идеи и воплотить их в жизнь, с помощью взрослых. Есть такая старинная притча о мудреце и бедняках. Мудрец мог дать им рыбу, чтобы они утолили голод или удочку, чтобы научить их ловить рыбу, чтобы они могли всегда утолять голод. Суть притчи в том, чтобы дать возможность получать необходимое в любое время. Нужно формировать способности ученика получать знания самостоятельно.
Когда ребенок приходит в первый класс, уровень его заинтересованности в учебе может быть как очень высоким, так и очень низким. Но у них абсолютно отсутствует умение самостоятельно получать необходимые знания и навыки. Кроме того, у детей присутствуют проблемы с организацией своего времени и эмоционального настоя. Педагог должен создать максимально комфортную атмосферу для вновь пришедшего ученика, ведь по сути школа является для ребенка вторым домом.
Во время педагогической практики я поняла, что мне очень повезло оказаться в детском коллективе, где все ученики приветливы и добры друг к другу. Видя в свою сторону от меня доброту и внимание, они так же уважительно и доброжелательно отнеслись ко мне. Я предполагала, что могут возникнуть трудности с поддержанием дисциплины, но и с этим проблем не возникло. В работе с детьми, я сделала вывод, это искренность и вовлеченность. Дети даже больше тянутся к студентам и молодым педагогам, чем к более старшим. Возможно потому, что чем меньше разница в возрасте, тем проще найти общий язык. Чаще всего разница в возрасте, в глобальном ее понимании, губительная для легкого взаимодействия между людьми. Гораздо легче найти общий язык людям, которые слушают одинаковую музыку и смотрят примерно похожие жанры фильмов. Даже если это педагог и ученик. Такие люди говорят на одном языке. Молодые педагоги более творчески подходят к своей профессии, поэтому занятия у молодого педагога детям видится в более привлекательном ракурсе. Несомненно, в школе есть и учителя более старшего поколения, которые подходят к преподаванию как к творческой импровизации, но в процентном соотношении к молодым педагогам, их значительно меньше. Старший коллектив педагогов всячески помогал мне преодолеть неуверенность в себе, особенно перед самым первым моим самостоятельным уроком. Педагогическая практика важна, чтобы понимать насколько миссия учителя важна в жизни маленького человека. Педагог – это именно тот человек, который готовит будущее для ребенка. Он «лепит» из живого материала человека, с его будущими взрослыми качествами, навыками и привычками. Самое важное в том, что у педагога нет права на ошибку, вся его работа выполняется «набело» и без репетиций. Любая ошибка преподавателя воспринимается как глобальная катастрофа. Единственное, на что педагог не может повлиять – это склонность ребенка к чему-либо. Очень важны для педагога его личные качества, а не только знания и умения. Личность педагога влияет непосредственно на воспитанника. Многие дети воспринимают своих учителей как предмет для подражания, как некий идеал. Самое важное качество у педагога – это любовь к детям. Это самая важная профессиональная черта, поэтому педагог – это призвание. Чтобы стать совершенным учителем, он должен испытывать к ученику любовь, как отец или мать, испытывать любовь к своему делу и стремиться всегда совершенствовать свои знания. Душа педагога должна быть щедрой и мудрой. У современных детей очень разнообразные интересы, поэтому педагог должен совершенствоваться, исходя из потребностей своих учеников. Педагог не только учит, но и воспитывает ребенка, за руку выводит в жизнь.
Тем не менее, педагогическая практика в школе стала для меня некоторым шоком, ведь большая часть из нас подсознательно не готовы к преподаванию. Для того, чтобы педагогическая практика проходила как можно менее болезненно, к ней необходимо готовиться заранее. Я проходила педагогическую практику в Лицее №51 как настоящий учитель, задавала домашнее задание и ставила оценки. Из своих школьных лет я помню, что к нам тоже приходила практикантка, в это время я училась в одном из младших классов. Молодая и очень доброжелательная девушка внушала нам доверие с первых секунд знакомства и мы все были уверены, что она нам поставить только «четверки» и «пятерки». Конечно, я постаралась повторить этот светлый образ для тех детей, в классе у которых довелось проходить практику теперь уже мне. Нас направляют на педагогическую практику для того, чтобы в будущем мы могли стать преподавателями в школе. Дети видели во мне авторитет, поэтому мне было не сложно проводить уроки. Самое главное перед началом практики – не волноваться, дети чувствуют любые эмоции, даже те, которые вы пытаетесь тщательно скрыть. Поэтому, первое что я сделала – это запретила себе волноваться. Перед началом практики я общалась со своими племянниками, крестниками и детьми друзей возраста младших начальных классов. Мне было важно, чтобы ученики увидели меня общительной и уверенной в себе, чтобы приняли в свой школьный коллектив. Я заранее готовилась ко всем урокам, вспоминала как проходили уроки в мои школьные годы. Я читала много книг по педагогике и смотрела ролики в интернете о том, как лучше всего провести свой первый урок в школе. Мне удалось найти несколько полезных лайфхаков. Я заранее узнала по каким учебникам занимаются ученики того класса, где мне предстояло проходить педагогическую практику и сама сделала несколько заданий. Узнав, на каком параграфе остановились ученики, я готовила конспект к следующему уроку. Я хорошо помнила, что ученики должны обращаться ко мне только по имени и отчеству. Это помогает соблюдать субординацию, в противном случае, у меня не получилось бы выстроить преподавательские отношения.
Я старалась не прерывать ход урока, даже когда меня пытались отвлечь. Я всегда помнила о том, что с учениками нужно выстраивать диалог взрослый –взрослый и необходимо научить их нести ответственность за свои слова и поступки, а также, за поведение. Я старалась не показывать себя слишком добренькой и не ставила « пятерки» просто так. Я по всей строгости и справедливости спрашивала с учеников ранее изученный материал и ставила им справедливо заслуженные оценки. Мне сложно далось оценивание знаний школьников, я смотрела на сложность задания, на старания ученика, его заинтересованность. Я старалась уделять на уроке внимание каждому из присутствующих в классе, даже тем, кто очень старался отсидеться, отмолчаться и быть незаметным.