Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщая результаты исследования проведенных диагностик, можем сказать, что в целом у обучающихся средний уровень сформированности социальной инициативности.

При наблюдении участия в изучении тем и выполнение задания, подростки продемонстрировали низкий уровень активности и вовлечённости, отразили низкий уровень знаний, представлений и понимания важности развития инициативности.

В процессе изучения тем социальной инициативности обучающиеся создали личный дневник, составили свой личный план по развитию социальной инициативности, а также обучающиеся разработали социальный проект и информационный плакат на тему здорового образа жизни.

Анализ полученных данных свидетельствует о важности развития социальной инициативности в жизни подростков.

Представленные в работе выводы претендуют на достаточно полное рассмотрение данной проблемы. Формирование социальной инициативности молодых людей – это сложный процесс, нами показан лишь один из возможных путей его эффективного осуществления – применение коучинг-технологии. Область дальнейших исследований может быть связана с разработкой возможностей других эффективных педагогических технологий осуществления педагогического взаимодействия в учебном заведении, способствующих реализации данного процесса.

С целью изменения ситуации дальнейший перспективой комплекса занятий требуется больше количества времени для тщательного знакомства с темами, а также внесения комплекса занятий в годовой учебный план.

Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

  2. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи [Текст] / Т.С. Борисова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - №1. – С. 131- 136.

  3. Гаврилюк Г.В. Подготовка и повышение компетенций кадров с использованием технологий и структур коучинга [Текст] / Г.В. Гаврилюк // Новые технологии. - 2010. - №4. – С. 74-76.

  4. Гарашкина Н.В. Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности [Текст] / Н.В. Гарашкина // Вестник Тамбовского университета. Вестник. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №9 (149). - С. 80-89.

  5. Журавлева Н.П. Система ситуаций как основа формирования инициативности будущего специалиста [Текст] Н.П. Журавлева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2007. - №10. – С. 32-35.

  6. Заболоцкий В.А. Социальная активность в контексте психолог педагогической структуры личности [Текст] / В.А. Заболоцкий // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №12. – С. 433 - 435.

  7. Кларин М.В. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии [Текст] / М.В. Кларин // Организационная психология. - 2014. - №1. – С. 6-12.

  8. Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости [Текст] / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - С. 477-528.

  9. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности студента [Текст] / А.И. Крупнов // - М.: РУДН, 1988. - С. 28-39.

  10. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2006. - № 1. - С. 63 - 73.

  11. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения [Текст] / Н.К. Крупская – М., 1957.

  12. Махинин А.Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов [Текст] / А.Н. Махинин // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - №1. - С. 23-28.

  13. Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И.И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании [Текст] / Н.Н. Никулина, С.В. Березина, И.И. Ушаков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - №3. – С. 165-169.

  14. Окушко Т.К. Формирование социальной инициативности подростков в детском общественном объединении [Текст] / Т.К. Окушко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 190-193.

  15. Огнев A.B. Организационное консультирование в стиле коучинг [Текст] / А.В. Огнев. – СПб: Речь, 2007. – 192 с.

  16. Пашкина Л.Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодёжных общественных организаций: автореферат дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / Л.Н. Пашкина. - М., 2010. - 22 с.

  17. Пидкасистого П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 604 с.

  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - Т. 2 [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 1989. - С. 182-211.

  19. Сербиновская Н.В, Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни» [Текст] / Н.В. Сербиновская, Б.Ю. Сербиновский // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. - № 75. - С. 752-771.

  20. Степашов Н.С. Творческая инициатива в системе обучения [Текст] / Н.С. Степашов. - М.: Знание, 1990. - 41 с.

  21. Тезиков Д.А. Признаки инициативности учащихся кадетских полицейских классов [Текст] / Д.А. Тезиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №9 (151). – С. 235-240.

  22. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. - Т. 2. [Текст] / Ушинский К.Д. - М., 1998. – 209 с.

  23. Шанц Е.А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Е.А. Шанс // Концепт. - 2013. - №2.- С. 64 -70.

  24. . Волевые процессы и свойства личности. Природа и формирование [Текст] / А.И. Щербаков. - Л., 1963.

  25. Профессиональный стандарт «Специалист в области коучинга (коуч)» от 30.03.2016 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://sovethr.ru/wpcontent/uploads/2016/10/, свободный. – Загл. с экрана.

  26. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http: //www. URL: http://www.garant.ru/, свободный. – Загл. с экрана.


Приложение 1

Опросник «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации»

Здравствуй уважаемый респондент: ниже Вам будут предоставлены вопросы, посвящённые теме социальной инициативности данное анкетирование, проводится для исследования проблемы социальной инициативности подростков в общеобразовательной организации. Все Ваши ответы будут использованы только для данного исследования. Для ответа выберите один или несколько вариантов ответа.

Укажите ваш пол

  • Мужской

  • Женский

Укажите ваш возраст

  • 15 лет

  • 16 лет

  • 17 лет

1. Что, на Ваш взгляд, характеризует инициативного человека?

  • содержательность интересов

  • умение выбирать деятельность и участников совместной деятельности

  • умение планировать свою деятельность

  • умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач

  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности

2. Занимаетесь ли Вы социально инициативной деятельностью в различных общественных объединениях?

  • Да

  • Нет

  • Хотел(а) бы

  • Не хочу

3. Как Вы понимаете термин «Инициативность»?

  • Почин или начинание человека в чем либо

  • Врожденное свойство личности

  • Творческое начало в поведении и деятельности человека

  • Черту, которую сложно развить и усовершенствовать

  • Выход за пределы заданных условий

  • Способность человека продуцировать новые идеи

  • Склонность человека оригинально решать проблемы

  • Природно-заданную характеристику активности человека

  • Свойство, которое можно формировать и развивать

4. На что нацелена Ваша инициативность?

  • Достижение общественного признания в группе

  • Обретение самостоятельности и независимости

  • Успешность учебной деятельности

  • Удовлетворение своих планов и желаний

  • Стремление быть уважаемым человеком

  • Совершенствование себя и своих способностей

  • Обретение хороших и верных друзей

  • Получение знаний и другого опыта

5. Чем чаще всего побуждается Ваша инициативность?

  • Намерением как можно больше взять от жизни и работы

  • Заботой об окружающих и близких мне людей

  • Личными интересами

  • Желанием зарекомендовать себя с лучшей стороны

  • Намерением внести свой вклад в достижение общей цели

  • Стремлением повысить свой авторитет

  • Желанием сплотить идеей своих единомышленников

  • Желанием своей инициативой воодушевить своих коллег

  • Стремлением достичь некоторого превосходства над другими


6. Чему чаще всего способствовала Ваша инициативность?

  • Улучшению сотрудничества с другими людьми

  • Успешности в различных видах деятельности

  • Более эффективному выполнению различных начинаний

  • Успеху в приобретении новых знаний

  • Развитию новых интересов и склонностей

  • Умножению творческого потенциала в общем деле

  • Развитию предприимчивости и самостоятельности

  • Укреплению чувства уверенности в себе/ повышению самооценки

7. Вы обычно:

  • Всегда проявляете инициативу легко и непринужденно

  • Проявляете инициативу даже в неблагоприятных условиях

  • Не любите выступать с различного рода предложениями и начинаниями

  • Ощущаете внутреннюю потребность сделать, что-то новое

  • Проявляете инициативу в жизни и работе

  • Не предпочитаете не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний

  • Часто оказываетесь инициатором различных мероприятий и дел

  • Не можете проявлять инициативу в ситуации неопределенности

  • Считаете, что всегда нужен какой-то толчок, чтобы проявить инициативу

8. Вы чаще переживаете:

  • Радостные эмоции при проявлении инициативы

  • Чувство опасения при проявлении новой инициативы

  • Чувство удовлетворения от самого процесса проявления инициативы

  • Чувство смущения от несостоятельности своей инициативы

  • Чувство неуверенности и тревоги при реализации своих инициатив

  • Чувство признательности людям, которые положительно оценивают мои инициативы

  • Страх и волнение о возможном провале начинаний.

9. Вы склонны считать, что:

  • Инициативность всегда зависит только от моих возможностей

  • Инициатива может проявиться только при удачном стечении обстоятельств

  • Внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив

  • Инициативность часто сдерживается тем, что она оценивается не всегда по достоинству другими людьми

  • Стремление к творчеству составляет основу для различных начинаний

  • Многие инициативы зависят от везения и удачи

  • Люди, не сумевшие реализовать инициативу, должны винить в этом только самого себя

  • Инициативность часто гасится тем, что она остается незамеченной

10. Согласны ли Вы с утверждением:

  • «Ситуация неопределенности сковывает Вашу инициативу»

  • «Чувство неуверенности затрудняет проявление инициативы»

  • «Мнение о том, что инициатива наказуема сдерживает вашу активность»

  • «Боязнь, что Вас неправильно поймут сдерживает инициативу»

  • «Отсутствие должного внимания со стороны снижает Вашу инициативу»

  • «Недостаток сил и воли мешает довести инициативу до конца»

  • «Отсутствие умений и навыков не дает Вам возможности своевременно проявлять инициативу»

  • «С трудом заставляете себя проявлять инициативу»

  • «Часто раздражаетесь, когда не удается проявить свою инициативу»


11. Как часто Вы пытаетесь добиться, чтобы люди следовали за Вами как за лидером?

  • Очень часто

  • Часто

  • Когда как

  • Редко

  • Очень редко

12. Как Вы считаете, почему подростки не проявляют инициативу?

  • Не видят возможности для ее проявления, контроль результатов их активности остается за взрослыми

  • Боятся, что инициатива не будет поддержана в коллективе

  • Это им не нужно и не хотят выделяться среди других

13. Как Вы считаете, что сдерживает развитие социальной инициативности?

  • Незаинтересованность государства в воспитании такого качества личности

  • Отсутствуют необходимые для этого знания и опыт

  • Отсутствует желание проявлять инициативу

  • Взрослые являются фактором сдерживания инициативы

  • Отсутствуют возможности для проявления социальной инициативности

14. Как Вы считаете, Вы социально инициативный человек?

  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить

15. Как Вы считаете общественное объединение помогает развитию социальной инициативности?

  • Да

  • Нет

  • Затрудняюсь ответить

Благодарим Вас, за участие в анкете!

Приложение 2

Методика выявления ценностных ориентацию М. Рокича.

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагаются два списка по 18 ценностей. Ваша задача — проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. То есть самому важному Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под восемнадцатым номером будет идти ценность наименее значимая для вас.

Терминальные ценности

ранг

Инструментальные ценности

ранг

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)




Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел)




Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту)




Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения)




Здоровье (физическое и психическое)




Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)




Интересная работа




Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора)




Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)




Исполнительность (дисциплинированность)





Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)




Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)




Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем)




Непримиримость к недостаткам в себе и других




Наличие хороших и верных друзей




Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень)




Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег)




Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)




Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)




Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)




Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)




Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)




Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)




Смелость в отстаивании своего мнения




Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)




Чуткость (заботливость)





Счастливая семейная жизнь




Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)




Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)




Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)




Творчество (возможность заниматься творчеством)




Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)




Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)




Честность (правдивость, искренность)




Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)




Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)






Приложение 3

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Инструкция тесту Элерса. Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте "да" или "нет".

Тестовый материал (вопросы) опросника Элерса.

1. Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом.

2. Если замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание, я легко раздражаюсь.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все.

4. Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних.

5. Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. Я более требователен к себе, чем к другим.

8. Я доброжелательнее других.

9. Если я отказываюсь от сложного задания, впоследствии сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в работе не всегда одинаковы.

13. Другая работа привлекает меня больше той, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее похвалы.

15. Знаю, что коллеги считают меня деловым человеком.

16. Преодоление препятствий способствует тому, что мои решения становятся более категоричными.

17. На моем честолюбии легко сыграть.

18. Если я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. Выполняя работу, я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни немного вещей важнее денег.

23. Если мне предстоит выполнить важное задание, я никогда не думаю ни о чем другом.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Если я расположен к работе, делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, способными упорно работать.

28. Когда у меня нет работы, мне не по себе.

29. Ответственную работу мне приходится выполнять чаще других.

30. Если мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.

31. Иногда друзья считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег.