Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1



Компоненты

Показатели

Диагностический

инструментарий

1

Когнитивный

- Понимать необходимость развития в себе качества социальной инициативности.

- Знать, что такое инициативность и

социальная инициативность.

- Знание о качествах, присущих инициативным людям, и их важности как в жизни человека, так и для общества.

- Знать способы применения коучинг-технологий для развития собственных качеств и достижения целей.

- Понимание плана осуществления социально полезной деятельности, нахождение максимально эффективного варианта возможных действий, направленных на достижение цели.

Опросник «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации»


2

Личностный

- Осознание своих ценностных ориентиров.

  • Осознание окружающей действительности, в контексте которой будет осуществляться социально-инициативное поведение.

- Иметь интерес к развитию своей инициативности.

- Осознавать мотивы деятельности, моральное и духовное удовлетворение при осуществлении социальных инициатив.

- Быть мотивированным на достижения и успех.

Методика выявления ценностных ориентацию М. Рокича.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

3

Деятельностный

- Уметь анализировать информацию, а также выделять проблему и находить пути решения.

- Уметь составлять личный план по развитию инициативности.

- Умение выдвигать и реализовывать социальные инициативы.

- Умение проектировать решения социально значимых проблем.

- Готовность к осуществлению осмысленных, самостоятельных действий и принятие на себя ответственности.

- Практическая реализация инициативного поведения на основе постоянной мотивационной и волевой активности.

Опросник «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации»
Беседа «Социальная инициативность в жизни старших подростков»

Для изучения когнитивного компонента социальной инициативности был использован опросник «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации», состоящий из 15 вопросов. Опрос проводился в гугл-форме (Приложение 1).


Респондентам было предложено ответить на вопрос «Что, на Ваш взгляд, характеризует инициативного человека?». Результаты показали, что больше ответов набрал вариант «умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач» - 21 (70%), «умение планировать свою деятельность» - 12 (40%), «способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности» - 11 (36,7%), «умение выбирать деятельность и участников совместной деятельности» - 10 (33,3%), «содержательность интересов» - 6 (20%).

Далее представлены ответы респондентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы социально инициативной деятельностью в различных общественных объединениях?». Большая часть респондентов ответили «да» - 17 (56,7%), «нет» - 8 (26,7%), «Хотел(а) бы» - 4 (13,3%), «Не хочу» - 1 (3,3%).

Респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы понимаете термин «Инициативность»?». Больше ответов набрал вариант «Творческое начало в поведении и деятельности человека» - 15 (50%), «Свойство, которое можно формировать и развивать» - 12 (40%), «Способность человека продуцировать новые идеи» - 9 (30%), «Почин или начинание человека в чем-либо» и «Склонность человека оригинально решать проблемы» - 8 (26,7%), «Выход за пределы заданных условий» - 6 (20%), «Врожденное свойство личности» и «Черту, которую сложно развить и усовершенствовать» - 3 (10%), «Природно-заданную характеристику активности человека» - 2 (6,7%).

Далее представлены ответы респондентов на вопрос «На что нацелена Ваша инициативность?». Результаты показали, что «Обретение самостоятельности и независимости» - 16 (53,3%), «Удовлетворение своих планов и желаний» - 15 (50%), «Совершенствование себя и своих способностей» - 14 (46,7), «Успешность учебной деятельности», «Обретение хороших и верных друзей» и «Получение знаний и другого опыта» - 6 (20%), «Достижение общественного признания в группе» и «Стремление быть уважаемым человеком» - 5 (16,7%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Чем чаще всего побуждается Ваша инициативность?». Результаты показали, что «Личными интересами» - 19 (63,3%), «Желанием зарекомендовать себя с лучшей стороны» - 9 (30%), «Намерением как можно больше взять от жизни и работы» - 8 (26,7%), «Намерением внести свой вклад в достижение общей цели» - 7 (23,3%), «Заботой об окружающих и близких мне людей» - 6 (20%), «Стремлением повысить свой авторитет», «Желанием сплотить идеей своих единомышленников», «Желанием своей инициативой воодушевить своих коллег» и «Стремлением достичь некоторого превосходства над другими» - 5 (16,7%).



Далее представлены ответы респондентов на вопрос «Чему чаще всего способствовала Ваша инициативность?». Больше ответов набрал вариант «Более эффективному выполнению различных начинаний» - 17 (56,7%), «Улучшению сотрудничества с другими людьми» - 12 (40%), «Успеху в приобретении новых знаний» - 11 (36,7%), «Развитию новых интересов и склонностей» - 10 (33,3%), «Успешности в различных видах деятельности» и «Укреплению чувства уверенности в себе/ повышению самооценки» - 7 (23,3%), «Умножению творческого потенциала в общем деле» - 6 (20%), «Развитию предприимчивости и самостоятельности» - 5 (16,7%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Вы обычно:». Результаты показали, что «Проявляете инициативу в жизни и работе» - 9 (30%), «Считаете, что всегда нужен какой-то толчок, чтобы проявить инициативу» - 8 (26,7%), «Часто оказываетесь инициатором различных мероприятий и дел» - 7 (23,3%), «Всегда проявляете инициативу легко и непринужденно» и «Проявляете инициативу даже в неблагоприятных условиях» - 6 (20%), «Ощущаете внутреннюю потребность сделать, что-то новое» и «Не предпочитаете не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний» - 5 (16,7%), «Не любите выступать с различного рода предложениями и начинаниями» - 4 (13,3%), «Не можете проявлять инициативу в ситуации неопределенности» - 2 (6,7%).

Далее представлены ответы респондентов на вопрос «Вы чаще переживаете:». Результаты показали, что «Чувство удовлетворения от самого процесса проявления инициативы» - 16 (53,3%), «Радостные эмоции при проявлении инициативы» и «Чувство признательности людям, которые положительно оценивают мои инициативы» - 8 (26,7%), «Чувство смущения от несостоятельности своей инициативы» - 7 (23,3%), «Страх и волнение о возможном провале начинаний» - 6 (2220%), «Чувство опасения при проявлении новой инициативы» и «Чувство неуверенности и тревоги при реализации своих инициатив» - 4 (13,3%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Вы склонны считать, что:». Результаты показали, что «Внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив» - 12 (40%), «Стремление к творчеству составляет основу для различных начинаний» - 10 (33,3%), «Инициативность часто сдерживается тем, что она оценивается не всегда по достоинству другими людьми» - 9 (30%), «Инициативность всегда зависит только от моих возможностей» и «Инициативность часто гасится тем, что она остается незамеченной» - 8 (26,7%), «Инициатива может проявиться только при удачном стечении обстоятельств» и «Люди, не сумевшие реализовать инициативу должны винить в этом только самого себя» - 2 6,7(%), «Многие инициативы зависят от везения и удачи» - 1 (3,3%).


Представлены ответы респондентов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением:». Результаты показали, что «Чувство неуверенности затрудняет проявление инициативы» - 15 50(%), «Боязнь, что Вас неправильно поймут сдерживает инициативу» - 9 (30%), «Недостаток сил и воли мешает довести инициативу до конца» - 8 (26,7%), «Часто раздражаетесь, когда не удается проявить свою инициативу» - 6 (20%), «Ситуация неопределенности сковывает Вашу инициативу», «Мнение о том, что инициатива наказуема сдерживает вашу активность» и «Отсутствие должного внимания со стороны снижает Вашу инициативу» - 5 (16,7%), «Отсутствие умений и навыков не дает Вам возможности своевременно проявлять инициативу» - 4 (13,3%), «С трудом заставляете себя проявлять инициативу» - 2 (6,7%), «.» - 1 (3,3%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Как часто Вы пытаетесь добиться, чтобы люди следовали за Вами как за лидером?». Результаты показали, что «Когда как» - 9 (30%), «Очень часто» - 8 (26,7%), «Часто» - 7 (23,3%), «Редко» - 4 (13,3%), «Очень редко» - 2 (6,7%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, почему подростки не проявляют инициативу?». Результаты показали, что «Боятся, что инициатива не будет поддержана в коллективе» - 23(76,7%), «Не видят возможности для ее проявления, контроль результатов их активности остается за взрослыми» - 8 (26,7%), «Это им не нужно и не хотят выделяться среди других» - 4 (13,3%), «лень и неинтересно» - 1 (3,3%).

Далее представлены ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, что сдерживает развитие социальной инициативности?». Результаты показали, что «Отсутствует желание проявлять инициативу» - 23 (76,7%), «Отсутствуют необходимые для этого знания и опыт» - 10 (33,3%), «Взрослые являются фактором сдерживания инициативы» - 9 (30%), «Незаинтересованность государства в воспитании такого качества личности» - 6 (20%), «Отсутствуют возможности для проявления социальной инициативности» - 3 (10%), «Стеснение» - 1 (3,3%).

Представлены ответы респондентов на вопрос «Как Вы считаете, Вы социально инициативный человек?». Результаты показали, что «да» - 14 (46,7%), «затрудняюсь ответить» - 12 (40%), «нет» - 4 (13,3%).

Респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы считаете общественное объединение помогает развитию социальной инициативности?». Результаты показали, что «да» - 24 (80%), «нет» и «затрудняюсь ответить» - 3 (10%).

Исходя из ответов на вышеуказанные вопросы, можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов занимаются социально инициативной деятельностью и их инициатива нацелена на обретение самостоятельности и независимости, удовлетворение своих планов и желаний, а также совершенствование себя. Больше половины опрошенных респондентов ответили, что проявляют инициативу в жизни и в работе, и считают, что всегда нужен толчок для проявления инициативы. Отвечая на вопросы, респонденты выделили, что они испытывают чувство удовлетворения от проявления инициативы. Так же респонденты ответили, что инициативность сдерживается отсутствием желания проявлять инициативу причиной этому является боязнь что, их неправильно поймут и что инициатива не будет поддержана в коллективе. Анализ полученных данных свидетельствует о важности развития социальной инициативности в жизни подростков.


Опрос показал, что у 20 % обучающихся низкий уровень социальной инициативности. Для таких обучающихся характерны слабые знания о социальной инициативности, отсутствует понимание развития в себе социальной инициативности.

Средний уровень у 50 %, характерны поверхностные знания и представления о социальной инициативности, инициатива побуждается личными интересами, отсутствие интереса в проявлении инициативы.

Высокий уровень у 30 %, который характеризуется пониманием необходимость развития в себе качества социальной инициативности, знают, что такое социальная инициативность, какие качества присущие инициативным людям, и их важности как в жизни человека, так и для общества, понимание плана осуществления социально полезной деятельности.

Анализ результатов, наглядно представлен на диаграмме (рис.2.1).



Рис.1. Результаты изучения уровня сформированности когнитивного компонента социальной инициативности старших подростков.

Для изучения личностного компонента социальной инициативности была использована «Методика выявления ценностных ориентаций» М. Рокича. Данная методика позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни"(Приложение 2). М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы:

- предпочитаемые ценности, значимые (ранги с 1 по 6);

- индифферентные, безразличные (7-12);

- отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

Приведены результаты терминальных ценностей старших подростков, наиболее значимые ценности жизненная мудрость, здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, развитие, счастливая семейная жизнь и уверенность в себе.

Приведены результаты инструментальных ценностей старших подростков, наиболее значимые ценности воспитанность, жизнерадостность, ответственность, независимость, рационализм, широта взглядов, честность.

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.