Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 521
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
33. Противодействовать воле руководителя бессмысленно.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Если у меня что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.
36. Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Если я работаю вместе с другими, моя работа более результативна, чем у других.
38. Не довожу до конца многое, за что берусь.
39. Завидую людям, не загруженным работой.
40. Не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры.
Приложение 4
Беседа «Социальная инициативность в жизни старших подростков»
1. Занимаетесь ли Вы социально инициативной деятельностью?
- да
- нет
- хотел(а) бы
2. Как Вы думаете, чем чаще всего побуждается Ваша социальная инициативность?
- Личными интересами
- Заботой об окружающих и близких мне людей
- Намерением внести свой вклад в достижение общей цели
- другой ответ
3. На что нацелена Ваша инициативность?
- Обретение самостоятельности и независимости
- Удовлетворение своих планов и желаний
- Совершенствование себя и окружающего мира
- Получение знаний и другого опыта
- другой ответ
4. Чему чаще всего способствовала Ваша инициативность?
- Успешности в различных видах деятельности
- Более эффективному выполнению различных начинаний
- Укреплению чувства уверенности в себе/ повышению самооценки
- другой ответ
5. Как Вы считаете, чем социальная инициативность поможет в вашем будущем?
- найти единомышленников
- стать успешнее
- зарекомендовать себя и стать востребованным
- другой ответ
Приложение 5
Комплекс занятий по развитию социальной инициативности старших подростков.
Конспект занятия 1
Тема: «Путешествие по миру социальной инициативности»
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: сформировать у подростков представление о важности проявления социальной инициативности для успешности в жизни
Задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение понятий инициативность, инициатива, социальная инициативность;
- воспитание интереса к проявлению социальной инициативности в жизни;
- способствовать социально инициативному развитию личности;
Место проведение: учебный класс
Форма работы: лекция
Методы работы: дискуссия, упражнение «Светофор», вопросная методика GROW, «Багаж знаний»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
План-конспект занятия
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный | Приветствие. Мотивация и настрой к предстоящему уроку. Обозначение темы занятия. Актуализация знаний о социальной инициативности. Что такое инициатива? Ребята, а вы знаете, что такое социальная инициативность? А какие качества присущие инициативной личности? | Организация на рабочую обстановку. Активное участие в дискуссии. Ответы на вопросы. |
Подготовительный (актуализация ранее полученных знаний) | Понятие «Инициатива», «Инициативность» и «Социальная инициатива старших школьников». Условия формирования социальной инициативности. Качества присущие инициативной личности. Положительные аспекты инициативности. Правила удачной инициативы. Для чего нужно развивать инициативность. Чем она поможет в дальнейшей жизни обучающимся. В каких организациях Иркутской области можно проявлять себя как социально активную и инициативную личность. | Активное участие в дискуссии. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Упражнение «Хлопок» Что же такое инициативность? Два хлопка несогласие, один - согласны. Я озвучиваю разные качества человека. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности. «Вопросная методика GROW» G - Goal (Цель). Цель - это конечная точка, в которой хочет оказаться человек. Цель должна быть определена очень четко - так, чтобы человек, достигший ее, сразу понял это. R - Reality (Реальность). Реальность - это текущее положение дел. В чем заключается проблема, как далеко находится цель? O - Obstacles (Препятствия). Препятствия не позволяют человеку достичь своей цели. Если бы препятствий не было, не было бы и цели. O - Options (Варианты). Определив препятствия, человек должен определить пути их преодоления. Это и есть доступные ему варианты. W - Way Forward (Дальнейшие шаги). Варианты должны превратиться в действия, необходимые для достижения цели. Это и есть дальнейшие шаги. | Активное участие в ответах на вопросы. Выполнение творческого задания. |
Рефлексивный | Подведение итогов. Вопросы о пройденном материале. Упражнение «Багаж знаний» Что запомнилось с занятия? Какие знания вы возьмёте с собой в будущее? Что может вам пригодиться с сегодняшнего занятия? Благодарность за проведённый урок. Пожелания обучающимся. | Ответы на вопросы. Удовлетворение занятием. |
Конспект занятия 2
Тема: «Развиваю в себе социальную активность»
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: способствовать развитию социальной активности старшего подростка, которая отражается в его готовности и способности участия в различных видах социально-значимой деятельности
Задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение понятий активность и социальная активность, способы развития;
- формировать общественно-активную личность;
- развивать стремление быть социально активной личностью;
Место проведение: учебный класс
Форма работы: беседа
Методы работы: дискуссия, мини лекция, техника «совет директоров», упражнение «доска гласности», «Три М»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, листы а3, фломастеры
План-конспект занятия
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный | Приветствие. Актуализация прошлого урока, мотивация и настрой к настоящему уроку. На прошлом уроке мы с вами знакомились с социальной инициативностью. Актуализация знаний о социальной активности. | Организация на рабочую обстановку. Актуализация прошлой темы. |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Уточнение темы и цели занятия. Раскрытие понятия «Активность» и «Социальная активность». Критерии социальной активности. Способы развития социальной активности. Социальная активность как качество личности формирующаяся в процессе социализации. | Ответы на вопросы. Активное участие в дискуссии. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Упражнение «Я активная личность» Техника «совет директоров». Эта техника используется, когда клиент не видит вариантов решения, затрудняется самостоятельно предложить альтернативы. Ход выполнения техники. Ребятам называет трех людей. Это могут быть реальные люди, а могут — и герои книг или фильмов, исторические личности. Представь, что они готовы тебе дать совет: как развить социальную активность? Как можно проявить социальную активность? То же — со вторым и третьим персонажами. После проведите анализ сказанного от лица персонажей. Что вам ближе? Возможно ли это реализовать? А какого результата для себя вы ожидаете? Затем прописывается план действий. Упражнение «Доска гласности» Ребятам предстоит прописать на доске гласности (плакат) по одному совету для развития социальной активности. | Участие в выполнение задания, обсуждение. Заполнение «доски гласности». |
Рефлексия | Подведение итогов. Вопросы о пройденном материале. Упражнение «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Благодарность за проведённый урок. Пожелания обучающимся. | Ответы на вопросы. Выполнение задания. Удовлетворение занятием. |
Конспект занятия 3
Тема: «В гости к социальной креативности»
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: формирование представления о социальной креативности, ее влиянии на различные сферы жизни человека, способах ее развития
Задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение понятий креативность, социальная креативность;
- способствовать формированию умения работать в группе, уважительно относится к мнению других;
- развивать стремление раскрыть свои творческие способности;
Место проведение: учебный класс
Форма работы: интерактивная лекция
Методы работы: дискуссия, упражнение «Это здорово!», мини лекция, игра «Теремок», техника «Лестница преодоления», «Мишень»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, таблички
План-конспект занятия
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный | Приветствие. Мотивация и настрой к предстоящему уроку. Обозначение темы занятия. Актуализация знаний. Упражнение «Это здорово!» Сейчас каждый из вас скажет, что у него получается делать креативно лучше всего. Например, я умею сочинять стихи и писать музыку! А мы все вместе говорим: «Это здорово!». Как вы думаете, что такое социальная креативность? | Организация на рабочую обстановку. Активное участие в дискуссии. Ответы на вопросы. |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию | Уточнение темы и цели занятия. Раскрытие понятия «Креативность» и «Социальная креативность». Функции социальной креативности. | Активное участие в дискуссии. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Игра «Теремок» Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения. Каждый участник получает свою табличку и играет. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, социальная креативность. А ты кто? - А я социальная активность. Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты мне будешь полезен, то пущу. Гость должен сравнить, выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок, если сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь. Техника «Лестница преодоления» 1. Какая твоя цель, чего ты хочешь? 2. Закрой глаза и представь, что путь к твоей цели состоит из ступеней. 3. Зарисуй основные ступеньки 4. Назовите каждую из ступенек. | Активное участие в ответах на вопросы. Выполнение творческого задания. |
Рефлексия | Подведение итогов. Вопросы о пройденном материале. Упражнение «Мишень» Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся Благодарность за проведённый урок. Пожелания обучающимся. | Ответы на вопросы. Выполнение задания. Удовлетворение занятием. |
Конспект занятия 4
Тема: «Как стать мастером ораторского искусства»
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: способствовать развитию начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства
Задачи:
- обеспечить в ходе занятия усвоение понятием ораторское мастерство;
- способствовать формированию коммуникативные компетенции: навыки общения, ведение конструктивного диалога, публичного выступления;
- развивать умения грамотно, четко и точно выражать мысли;
Место проведение: учебный класс
Форма работы: мастер-класс
Методы работы: дискуссия, мини лекция, упражнение «Правильное дыхание», упражнение «Скороговорки», упражнение «Метрдотель», техника работы с картами «5 элементов», «Опиши одним предложением»
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
План-конспект занятия
Этап учебного занятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся |
Организационный | Приветствие. Мотивация и настрой к предстоящему уроку. Обозначение темы занятия. Актуализация знаний. Что такое ораторское мастерство? | Организация на рабочую обстановку. Активное участие в дискуссии. Ответы на вопросы. |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Уточнение темы и цели занятия. Раскрытие понятия «Оратор» и «Ораторское искусство». Рассмотрение приёмы ораторского мастерства. Как выступать перед публикой. Проявление креативности в выступление. | Активное участие в дискуссии. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Упражнение «Правильное дыхание» Делайте глубокий вдох на протяжении 6 секунд (можете считать про себя или воспользоваться секундомером). На секунду задержите дыхание, после чего делайте медленный выдох на протяжении 8 секунд. Для усложнения можете отсчитывать секунды на выдохе вслух. Упражнение «Скороговорки» Участникам групповой работы предлагается по кругу эмоция: веселье, грусть, обида, страх, презрение. Раздаются скороговорки и предлагается сказать свою скороговорку с определенной эмоцией. Упражнение «Метрдотель» Сообщение: метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей. Инструкция: каждый участник по кругу объявляет своего правого соседа (Ф.И.О., должность). Техника работы с картами «5 элементов» 1. 1-я карта – «Какую сверхзадачу несет ваша цель?» 2. 2-я карта – «Какие ресурсы у вас уже есть для достижения цели?» 3. 3-я карта – «Как вы можете с пользой использовать ресурсы других людей?» 4. 4-я карта – «Какое действие нужно обязательно внести в план, чтобы ваша цель была достигнута?» 5. 5-я карта – «В чем ваш козырь, конек, ваша суперсила?» | Активное участие в ответах на вопросы. Выполнение творческого задания. |
Рефлексия | Подведение итогов. Вопросы о пройденном материале. Упражнение «Опиши одним предложением» Вам предлагается варианты начала предложения, которое вы должны закончить в письменной форме. Например: Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Благодарность за проведённый урок. Пожелания обучающимся. | Ответы на вопросы. Выполнение задания. Обсуждение. Удовлетворение занятием. |