Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 524
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
2.2. Комплекс занятий по формирования социальной инициативности подростков посредством использования коучинг-технологии
Инициативный подросток будет иметь больше шансов на успешное самоопределение и самореализацию в жизни благодаря развитым личностным качествам и полученному социальному опыту. В рамках современной социокультурной ситуации ключевым посылом образовательной траектории становится не только качественное формирование фундаментальных знаний и предметных умений молодого человека, но и развитие личностных качеств обучающихся, среди которых ведущее место занимают социальная активность, инициативность, мобильность, самостоятельность, гибкость, ответственность и т.д.
Это ставит перед современными молодыми людьми задачу быть более мобильными, обладать умениями опережающего и гибкого реагирования на возникающие проблемы, нахождения путей их решения.
Проявление социальной инициативности, направленной на практическое воплощение социально полезной идеи с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности, обуславливает социальное благополучие личности подростка и является актуальным важным качеством, которое будет определять его успешность в осуществлении будущей профессиональной деятельности и всей жизнедеятельности в целом.
Формирование социальной инициативности подростков средствами коучинг-технологии представляет собой систему специально организованных педагогических воздействий по стимулированию самостоятельной и ответственной деятельности личности, направленной на практическое воплощение социально полезной идеи с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.
Тематический план занятий
Таблица 2
№ | Темы занятий | формы и методы работы | Количество часов |
1 | «Путешествие по миру социальной инициативности» | Техника «Вопросная методика GROW» | 1 |
2 | «Развиваю в себе социальную активность» | Техника "совет директоров" | 1 |
3 | «В гости к социальной креативности» | Техника «Лестница преодоления» | 1 |
4 | «Как стать мастером ораторского искусства» | Техника работы с картами «5 элементов» | 1 |
5 | «Музей саморазвития личности» | Техника «Сказкотерапия в арт-коучинге» | 1 |
6 | «Жизненные ценности – которым нет цены» | Техника «Колесо жизненного баланса Томаса Дж. Леонарда» («Колесо коучинга»); | 1 |
7 | «Формула, по которой я достигну успех» | Техника «Декартовы координаты» | 1 |
8 | «Тайм-менеджмент, управление временем» | Техника "пирог времени" | 1 |
9 | «Изобретатели проекта» | Техника «Стратегия Диснея» | 2 |
Тема «Путешествие по миру социальной инициативности»
Теория. Понятие «Инициатива», «Инициативность» и «Социальная инициатива старших школьников». Условия формирования социальной инициативности. Качества присущие инициативной личности. Положительные аспекты инициативности. Правила удачной инициативы. Для чего нужно развивать инициативность. Чем она поможет в дальнейшей жизни обучающимся. В каких организациях Иркутской области можно проявлять себя как социально активную и инициативную личность.
Практика. Упражнение «Хлопок». Техника «Вопросная методика GROW». Упражнение «Багаж знаний».
Тема «Развиваю в себе социальную активность»
Теория. Раскрытие понятия «Активность» и «Социальная активность». Критерии социальной активности. Способы развития социальной активности. Социальная активность как качество личности формирующаяся в процессе социализации.
Практика. Упражнение «Я активная личность». Техника «совет директоров». Упражнение «Доска гласности». Упражнение «Три М».
Тема «В гости к социальной креативности»
Теория. Упражнение «Это здорово!». Раскрытие понятия «Креативность» и «Социальная креативность». Функции социальной креативности.
Практика. Игра «Теремок». Техника «Лестница преодоления». Упражнение «Мишень».
Тема «Как стать мастером ораторского искусства»
Теория. Раскрытие понятия «Оратор» и «Ораторское искусство». Рассмотрение приёмы ораторского мастерства. Как выступать перед публикой. Проявление креативности в выступление.
Практика. Упражнение «Правильное дыхание». Упражнение «Скороговорки». Упражнение «Метрдотель». Техника работы с картами «5 элементов». Упражнение «Опиши одним предложением».
Тема «Музей саморазвития личности»
Теория. Раскрытие понятия «Развитие», «Саморазвитие» и «Само развиваться». Что мешает начать саморазвитие. Последовательный план саморазвития. Список упражнений для саморазвития и личностного роста.
Практика. Упражнение №6. Практика благодарности. Техника «Сказкотерапия в арт-коучинге». Упражнение «Таблица де Боно»
Тема «Жизненные ценности – которым нет цены»
Теория. Уточнение темы и цели занятия. Раскрыть понятие «Ценность» и «Жизненные ценности». Классификация жизненных ценностей.
Практика. Упражнение «Я-ценность». Составление «Колесо жизненного баланса Томаса Дж. Леонарда». Упражнение «Самопроверка».
Тема «Формула, по которой я достигну успех»
Теория. Упражнение «Я – успешный человек». Раскрытие понятия «Успех». Из каких элементов состоит успех. Пути достижения успеха.
Практика. Упражнение «Ромашка успеха». Техника «Декартовы координаты». Упражнение «Формула». Упражнение «Кластеры»
Тема «Тайм-менеджмент, управление временем»
Теория. Раскрытие понятия «Тайм-менеджмент» и «Управление временем». Принципы тайм-менеджмента. Системы управления временем.
Практика. Упражнение «Матрица Эйзенхауэра». Техника «пирог времени». Упражнение «Пятерочка»
Тема «Изобретатели проекта»
Теория. Раскрытие понятия «Проект» и «Проектная деятельность». Алгоритм работы над проектом. Структура проекта. Оформление проекта.
Практика. Техника «Стратегия Диснея». Упражнение «Экспертная комиссия».
Для эффективной реализации данных занятий следует обратить внимание на этапы инициативного поведения, которые состоят из 4 тесно связанных фаз:
1 фаза – детальная оценка и осознание окружающей действительности, в контексте которой будет осуществляться инициативное поведение;
2 фаза – всесторонняя разработка инициативной идеи и понимание плана осуществления социально полезной деятельности, нахождение максимально эффективного варианта возможных действий, направленных на достижение цели;
3 фаза – формирование готовности на осуществление осмысленных самостоятельных действий и принятие на себя ответственности;
4 фаза - практическая реализация инициативного поведения на основе постоянной мотивационной и волевой активности.
Реализующему данный комплекс педагогу, следует обратить внимание на дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся. При использовании коучинг-техник следует соблюдать указанный в комплексе порядок, соблюдая принцип – «от простого к сложному».
2.3. Анализ результатов исследования
Образовательная практика показывает, что подросткам как особой социально-возрастной группе присуща личностно значимая цель проявления социальной инициативности. Данная цель обуславливает когнитивного компонент осуществления социально-значимой деятельности, благодаря которой протекает реализация подростка в социуме. Для преподавателя как субъекта образовательной деятельности социально значимой целью выступает участие в создании оптимальных социально – педагогических условий для формирования социальной инициативности старших подростков.
Общая цель формирования социальной инициативности старших подростков была конкретизирована в следующих задачах:
1) овладение необходимыми представлениями и знаниями о социальной реальности, субъектах и объектах социальной жизни, актуальных социальных проблемах различного уровня, о содержательных аспектах социальной инициативности, ее значении как в жизни человека, так и для социума в целом, о путях и способах осуществления социально полезной деятельности, о качествах социально инициативной личности;
2) становление позитивной эмоциональной оценки значимости проявления социальной инициативности как личностного качества и способа самореализации в общественной жизни;
3) развитие у подростков ценностей про социальную направленность и мотивации осуществления социально значимой самодеятельности;
4) формирование у подростков способности предложить оригинальную и осмысленную социально полезную идею, распространить ее и реализовывать в процессе самостоятельной и ответственной деятельности с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности;
Отметим, что обозначенные задачи способствуют поэтапному достижению поставленной общей цели.
В рамках комплекса занятий мы рассматриваем коучинг-технологию как основную форму и ведущее инструментальное средство формирования социальной инициативности старших подростков. На основании этого были использованы следующие формы организации педагогической деятельности по формированию социальной инициативности:
- индивидуальная работа (индивидуальный коучинг, коучинг-консультации, беседа и т.д.);
- работа в подгруппах/малых группах (групповой /командный коучинг);
- групповая работа (инициативные команды, команды по реализации социальных проектов, творческие мастерские).
Индивидуальный коучинг осуществлялся нами во время личного выполнения заданий каждого подростка.
Групповой или командный коучинг проводился в ходе выполнения командных заданий.
Занятия проходили с использованием различных методик и конкретных техник коучинг-технологии, а именно:
- техника «Вопросная методика GROW»;
- техника «совет директоров»;
- техника «Лестница преодоления»;
- техника работы с картами «5 элементов»;
- техника «Сказкотерапия в арт-коучинге»;
- техника «Колесо жизненного баланса Томаса Дж. Леонарда»;
- техника «Декартовы координаты»;
- техника «пирог времени»;
- техника «Стратегия Диснея».
В ходе осуществления работы также были использованы интерактивные, дискуссионные и рефлексивные методы, в том числе следующие конкретные формы и техники работы: лекция, интерактивная лекция, беседа, дискуссия, тренинг, мастер-класс, круглый стол, ролевая игра, проект, творческая мастерская.
Комплекс занятий рассчитана на 10 часов и предусматривает сочетание передачи информации в виде лекций с играми, упражнениями и творческими заданиями.
Стремясь к развитию интереса подростков в комплексе сделан акцент на их личную роль в развитии собственных качеств, инициативности и социальной инициативности.
В результате изучения тем обучающиеся должны знать элементарные базовые понятия инициативности, способах развития; качествах, которыми необходимо обладать, принципы формирование семейного бюджета; уметь формулировать свои основные цели; находить пути достижения.
Подведение итогов занятий производится в форме защиты проекта. Инициатива может быть не только по отношению к окружающим, но и по отношению к собственной жизни, она может формироваться в решении собственных задач самого себя. Подросток может создать проект по развитию собственного качества, или, например, подросток может создать проект и работать в сторону здорового образа жизни, который позволит самостоятельно двигаться к положительному результату.
Результатом успешной реализации комплекса занятий является развитие социально инициативного старшего подростка, который готов сотрудничать, проявлять инициативу и нести ответственность за свои поступки. Для него характерны такие качества как высокая обучаемость, умение находить нестандартное решение, делать правильный выбор и уметь быть полезным обществу.
В результате наблюдения за обучающимися мы отметили, что большинство подростков продемонстрировали внешнее одобрение и принятие необходимости проявления социальных инициатив, но при этом отмечается личное нежелание принимать какое-либо участие в их реализации и