Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 532

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С. Рубинштейн отмечает, что выявление инициативности как волевого акта связано также с такими качествами личности, как решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самоконтроль, которые в своей совокупности способствуют закаливанию характера [18].

Эти социально и личностно значимые качества эффективно формируются в образовательном процессе, построенном на активном освоении подростками возможностей коучинг-технологии.

Важным аспектом нашего исследования выступает рассмотрение значимых субъектных условий, блокирующих формирование социальной инициативности подростков. К.А. Абульханова предложила следующие условия, которые нужно создавать чтобы формировалась социальная инициативность:

- создание условий для представления личностью инициатив;

- поддержание инициативы на ранних этапах развития;

- создания условия использование способов формирования организаторских умений и социально-психологических способностей личности;

- профилактика страха неодобрения инициативы самой личности [1].

Таким образом, анализ научных трудов убедил нас в том, что процесс формирования социальной инициативности подростков соответствует возрастным особенностям и потребностям данной социальной группы.

Для развития социальной инициативности необходимо организовать:

- социальные пробы и выбор соответствующей социальной роли, отработка моделей социального и про социального поведения;

- личностное развитие и созидательное становлении индивидуальности;

- вхождение в группу, продуктивное социальное взаимодействие; - самореализация личности в социуме;

- построение своей траектории социального и профессионально-личностного развития в соответствии с общественными требованиями и ожиданиями.

По мнению коллектива авторов, (С.А. Алиева, О.Н. Омаров, Р.В. Раджабова), результативность сформированности социальной инициативности у подрастающего поколения определяется выраженностью патриотических чувств и взаимосвязана с социальными и духовно-нравственными качествами личности.

Данное мнение согласуется с работами В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, которые считали, что по мере продвижения человека от индивида к личности количество и значение совершаемых инициирующих действий увеличиваются, при этом возрастают качественные характеристики и социальная значимость полученных результатов.


Проведенный анализ позиций к определению понятия «формирование социальной инициативности подростков» позволил установить, что данное понятие включает в себя создание оптимальных социально-педагогических условий для осуществления подростком самостоятельной деятельности с целью решения социально значимых задач. В ходе данной самодеятельности подросток предлагает оригинальную и осмысленную социально полезную идею, распространяет и воплощает ее на практике с целью реализации себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.

Перспективы настоящего исследования связаны с обращением к анализу особенностей и возможностей коучинг – технологии в формировании социальной инициативности студентов, что позволит в дальнейшем разработать и частично апробировать комплекс занятий.

1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков


Рассмотрение инициативности как волевого акта связано с такими качествами личности, как решительность, смелость, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплинированность, самоконтроль, которые в своей совокупности способствуют закаливанию характера [18].

Эти социально и личностно значимые качества эффективно формируются в образовательном процессе, построенном на активном освоении подростками возможностей коучинг-технологии.

Ключевой идеей применения коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности выступает понимание каждого подростка как уникальной личности, обладающей огромным потенциалом, благодаря которому возможно самостоятельное и творческое проявление инициативности личности и принятие ответственности за решение различных социально значимых задач. Так, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается приоритетность развития осознанности, инициативности, компетентности и ответственности у обучающихся. Следовательно, введение коучинг-технологии в образовательный процесс содействует реализации данного нормативно-правового документа [26].

Поскольку одним из основных современных требований к жизнедеятельности человека выступает необходимость осмысленного, нравственно целесообразного и социально полезного преобразования действительности, то приоритетом становления будущего специалиста является развитие его инициативности, субъектности и самостоятельности. По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, общество нуждается в молодых людях, способных самостоятельно осуществлять выбор, принимать социально полезные решения, практически реализовывать их и нести ответственность за будущее развитие страны.

Актуальность выбора коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности подростков, с одной стороны, обусловлена запросами практики, а с другой - потребностью в поиске эффективных технологий осуществления педагогического взаимодействия, способствующего профессионально-личностному развитию.


Использование коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности представляется эффективным по причине высокого потенциала данной технологии и ее направленности на личностное развитие подростка и повышение результативности его деятельности в различных сферах жизни. В основе данной технологии лежит проблемно-ориентированный подход, что, в свою очередь, предполагает активное участие непосредственно самого подростка в решении социальных проблем.

Помимо формирования инициативности, коучинг-технология позволяет развивать активность, осознанность, целеустремленность, самостоятельность и другие качества личности.

Приступая к анализу сущности понятия «коучинг» первоначально следует отметить, что в научной литературе не существует единого определения и различные исследователи предлагают собственное определение данного понятия.

В соответствии с определением Международной федерации коучинга, под коучингом следует понимать целостную систему реализации объединенного потенциала (социального, личностного, профессионального, творческого и т.д.) всех участников процесса развития для получения предельно эффективного результата [3].

В проекте профессионального стандарта специалиста в области коучинга (коуча), разрабатываемого на территории РФ, под коучингом понимается особая организация самостоятельной деятельности взрослых людей, направленная на мобилизацию и развитие внутренних ресурсов в рамках решения актуальных жизненных, профессиональных и иных задач [25].

В рамках проводимой работы мы выделили несколько аспектов в понимании коучинга.

Первым аспектом выступает понимании коучинг-технологии как вида индивидуальной консультативной поддержки, в рамках которой отмечается особое отношение к личности, предполагающее поддержку в достижении целей, самостоятельном решении имеющихся задач на основе максимальной реализации собственных способностей и возможностей. В рамках данного аспекта возможно составление индивидуальной программы развития, выполнение которой позволит достичь поставленных целей оптимальным способом и в оптимальное время за счет получения новых знаний, умений и навыков, формирования необходимых способностей и мобилизации внутреннего потенциала. Результатам подобной индивидуальной поддержки выступит профессионально - личностный рост клиента и общее повышение его персональной эффективности в различных сферах человеческой жизнедеятельности: профессиональная деятельность, образование, физическое состояние, здоровье, семья, межличностные отношения и т.д. [13].


Второй аспект понимания заключается в определении коучинг-технологии как процесса сотрудничества, ориентированного на результат и принятие конкретного решения. Бесспорно, что результатом коучинга здесь может выступать получение определенного социального опыта, повышение эффективности жизнедеятельности и т.д. [13]

Третьим аспектом выступает понимание коучинг-технологии как средства развития личностного потенциала человека или группы. В данном аспекте коучинг представляет собой совокупность приемов и принципов, содействующих наибольшему раскрытию и продуктивной реализации потенциала отдельной личности или группы лиц, объединенных совместной деятельностью [15].

Четвертый аспект является наиболее близким для нашего исследования и представляет собой непосредственно понимание сущности коучинг-технологии в системе образования как метода обучения и воспитания личности, а также управления ее развитием, который проявляется в стратегии проактивности, в смелости действовать. В данном аспекте использование коучинг-технологии соотносится с понятием организации сопровождения обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса [7].

В широком значении коучинг приравнивается к целостной философии, которая, используя тренинговые технологии, направлена на обучение личности новым успешным моделям поведения и способам взаимодействия с другими, содействующим личностному становлению и эффективному профессиональному развитию.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что коучинг представляет собой совокупность эффективных практических технологий и методических инструментов, имеющих четкие инструкции по использованию и стандартные речевые формулы.

Одной их коучинг-технологий является техника АВС, которая содержит в себе следующие этапы:

А – работа, направленная на понимание ситуации;

В – поиск вариантов улучшения ситуации;

С – обнаружение действий по качественному изменению ситуации, состояния проблемы.

Анализ литературы также показал, что в практике образования используется несколько основополагающих методик и конкретных инструментов коучинг-технологии:

1. Вопросная методика GROW, состоящая из 4 этапов и предполагающая определённую последовательность постановки вопросов;

2. Методика «ПРАВДА», включающая в себя 6 аспектов: П – проблема, Р – результат, А – анализ, В – взгляды, Д – действия, А - анализ;