Файл: Выпускная квалификационная работа формирование социальной инициативности старших подростков общеобразовательной организации средствами коучингтехнологии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 535
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие социальной инициативности в педагогической науке
1.2. Содержательные аспекты процесса формирования социальной инициативности подростков
1.3. Использование коучинг-технологии в формировании социальной инициативности подростков
Глава II. Практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков
2.1. Анализ исходного уровня сформированности социальной инициативности подростков
общая не вовлеченность в данный процесс, не видят необходимости в развитии собственных качеств и инициативности.
Остальные продемонстрировали вероятное согласие с социально значимой целью инициативы при внутренней неготовности участвовать в ее практической реализации. Включение в социально полезную деятельность обусловлено внешними мотивами и ограничено участием в реализации непосредственно тех инициатив, которые затрагивают личные потребности, цели и интересы, но не против в приобретение знаний.
И только несколько обучающихся продемонстрировали внутреннюю готовность и способность предложить оригинальную и осмысленную социально полезную идею, распространить ее и практически реализовывать в процессе самостоятельной и ответственной деятельности с целью проявления себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.
Причинами низких результатов является:
- перегруженность;
- низкий уровень мотивации;
- низкий уровень познавательной активности.
На основании рефлексии мы сделали выводы, что обучающиеся узнали, что такое социальная инициативность и её компоненты, из полученной информации определили для себя, что им пригодиться в дальнейшей жизни.
Препятствием для развития социальной инициативности считают: отсутствие у себя внимания к деталям, лень, стеснительность, гаджета зависимость, страх неодобрения инициативы, отсутствие желания проявлять инициативу.
Так же обучающиеся выявили пути решения: бороться с ленью, преодолевать свои страхи и стеснение, развивать уверенность, развивать творческие способности.
В процессе изучения тем социальной инициативности обучающиеся создали и заполняли личный дневник, в нём они конспектировали материал и выполняли задания. Пройдя изучение тем комплекса занятий, обучающиеся составили свой личный план по развитию социальной инициативности, собственных качеств и план по достижению поставленных целей. Так же обучающиеся разработали социальный проект и информационный плакат на тему здорового образа жизни, который будет способствовать поддержанию здорового образа жизни обучающихся и педагогов школы.
После серии занятий были повторно проведены методики, представленные в главе 2.1. Занятия по формированию социальной инициативности положительно сказались на качествах обучающихся.
Результаты итоговой диагностики по опроснику «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации» наглядно представлены на диаграмме (Рис.5).
Рис.5. Результаты изучения уровня сформированности когнитивного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод: у 39% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется пониманием необходимость развития в себе качества социальной инициативности, знают, что такое социальная инициативность, какие качества присущие инициативным людям, и их важности как в жизни человека, так и для общества, понимание плана осуществления социально полезной деятельности.
Средний уровень у 50 %, характерны поверхностные знания и представления о социальной инициативности, инициатива побуждается личными интересами, отсутствие интереса в проявлении инициативы.
Низкий уровень у 11 %, для таких обучающихся характерны слабые знания о социальной инициативности, отсутствует понимание развития в себе социальной инициативности.
Результаты итоговой диагностики по методики «Выявления ценностных ориентаций» М. Рокича, наглядно представлены на диаграмме (Рис.6).
Рис.6. Результаты изучения уровня сформированности личностного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
По результатам повторной диагностики можно сделать вывод: у 36% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется осознанием своей ценностно ориентированности, осознанием окружающей действительности, имеют интерес к развитию своей инициативности, осознают мотивы деятельности, мотивированны на достижения и успех.
У 52% обучающихся средний уровень мотивации к успеху, характерны частичным осознанием своей ценностной ориентированности, имеют небольшой интерес к развитию своей инициативности, частично осознают мотивы деятельности, не замотивированы на успех, но не против добиться достижений и успеха.
Результаты показали, что у 12% обучающихся низкий уровень мотивация к успеху, для таких обучающихся характерны отсутствие интереса и желания в развитии социальной инициативности и достижения успеха, не осознают мотивы деятельности.
Результаты повторной диагностики беседы «Социальная инициативность в жизни старших подростков» наглядно представлены на диаграмме (Рис.7).
Рис.7. Результаты изучения уровня сформированности деятельностного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
По результатам повторной диагностики можно сделать вывод: у 34% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется тем, что они занимаются социально инициативной деятельностью, их инициатива побуждается внесением собственного вклада в развитие мира, инициатива нацелена на совершенствование окружающего мира, умеют выдвигать и реализовывать социальные инициативы, умеют проектировать решения социально значимых проблем.
Средний уровень 55 % характерны их инициатива побуждается внешними мотивами и личными интересами, инициатива нацелена на удовлетворение своих планов и желаний, не охотно принимают участив в социально инициативной деятельности.
Низкий уровень 11 % для таких обучающихся характерны эгоистическими побуждениями, удовлетворением только своих потребностей, не готовы к проектированию и реализации осмысленных самостоятельных действий и принятию на себя ответственности.
Обобщенные результаты социальной инициативности старших подростков после проведения комплекса занятий отображены на диаграмме (Рис.8).
Рис.8. Обобщенные результаты исследования социальной инициативности старших подростков после апробации комплекса занятий.
Анализ результатов исследования показал, что после проведения ряда занятий у большинства обучающихся повысился уровень социальной инициативности до среднего (53%) и до высокого (36%). Опираясь на анализ результатов исследования, можно сказать, что реализованный нами комплекс занятий по формированию социальной инициативности показал свою эффективность, о чем говорят представленные выше результаты.
Выводы
Во второй главе мы рассматривали практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов занимаются социально-инициативной деятельностью и их инициатива нацелена на удовлетворение желаний и совершенствование себя. Для проявления инициативы всегда нужен толчок. Инициативность сдерживается боязнью подростков, что их неверно поймут, и что инициатива не будет поддержана в коллективе.
Подростки по результатам диагностики увидели свои значимые ценности. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
По результатам диагностики, у обучающихся средний и высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
В ходе беседы обучающиеся продемонстрировали средний уровень социальной инициативности, для которого характерно, что их инициатива побуждается внешними мотивами и личными интересами, инициатива нацелена на удовлетворение своих планов и желаний, не охотно принимают участив в социально инициативной деятельности.
Нами был разработан и частично апробирован комплекс занятий по формированию социальной инициативности старших подростков средствами коучинг-технологии.
Формирование инициативности как системного качества, подразумевающего наличие у личности способности к самостоятельному осуществлению социально полезной деятельности, протекает в рамках целенаправленного процесса обучения и воспитания.
Основной путь формирования социально и личностно значимых качеств, и интересов — это активное включение подростков в реальную социально значимую деятельность.
При наблюдении участия в изучении тем и выполнение задания, подростки продемонстрировали низкий уровень активности и вовлечённости, отразили низкий уровень знаний, представлений и понимания важности развития инициативности.
Заключение
В результате проведения теоретического анализа проблемы исследования и осуществления опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам.
На протяжении развития отечественной и зарубежной науки значительный интерес к изучению проблемных аспектов инициативности отмечался со стороны ученых - философов, педагогов, психологов, социологов, политологов и представителей других научных областей. Обзор психолого-педагогических исследований последних лет также свидетельствует о том, что тематика социальной инициативности продолжат оставаться одной из актуальных и значимых проблем на сегодняшний день.
В процессе разбора теории и практики современного образования мы установили, что в настоящее время коучинг в системе профессионального образования применяется комплексно и подразумевает обращение к широкому многообразию всех его видов, форм и технологии работы. В основе инструментария и методологии использования коучинг-технологии лежит интерактивное взаимодействие, которое может быть организовано в форме беседы, коуч-занятия, рефлексивной сессии, дискуссия по типу «вопрос-ответ» и т.д.
Нами были проанализированы основные методики и конкретные инструменты коучинг-технологии, а также ключевые принципы: принцип ответственной и осознанной позиции, принцип отсутствия оценочного отношения, принцип взаимовлияния и взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности личности, принцип равенства и партнерского сотрудничества, принцип поэтапного развития.
Анализ научной литературы показал, что в общем плане инициатива представляет собой определенное действие индивида, которое совершается оригинальным способом или реализуется во имя принципиально новой идеи или цели для себя и/или социума.
Инициативность является многоплановым понятием и обладает более широким значением. Формирование социальной инициативности подростков – это система специально организованны педагогических воздействий по стимулированию самодеятельности личности посредством создания соответствующих социально - педагогических условий.
Ключевой идеей применения коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности выступает понимание каждого подростка как уникальной личности, обладающей огромным потенциалом, благодаря которому возможно самостоятельное и творческое проявление инициативности личности и принятие ответственности за решение различных социально значимых задач.
Главным результатом коучинг-технологии является активизация личности, раскрытие ее интеллектуального, эмоционального и инновационного потенциала.
Обобщая результаты, подчеркнем, что применение коучинг-технологии позволит продуктивно решить одну из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, - содействие формированию социальной инициативности личности старшего подростка. Через управление мотивацией подростка преподаватель может нацелить на определенное направление социальной реализации и помочь ему продуктивно задействовать имеющийся внутренний потенциал. Конечным результатом выступает готовность подростка к успешному продвижению и самореализации в социальной и профессиональной среде.
Остальные продемонстрировали вероятное согласие с социально значимой целью инициативы при внутренней неготовности участвовать в ее практической реализации. Включение в социально полезную деятельность обусловлено внешними мотивами и ограничено участием в реализации непосредственно тех инициатив, которые затрагивают личные потребности, цели и интересы, но не против в приобретение знаний.
И только несколько обучающихся продемонстрировали внутреннюю готовность и способность предложить оригинальную и осмысленную социально полезную идею, распространить ее и практически реализовывать в процессе самостоятельной и ответственной деятельности с целью проявления себя и конструктивного преобразования окружающей действительности.
Причинами низких результатов является:
- перегруженность;
- низкий уровень мотивации;
- низкий уровень познавательной активности.
На основании рефлексии мы сделали выводы, что обучающиеся узнали, что такое социальная инициативность и её компоненты, из полученной информации определили для себя, что им пригодиться в дальнейшей жизни.
Препятствием для развития социальной инициативности считают: отсутствие у себя внимания к деталям, лень, стеснительность, гаджета зависимость, страх неодобрения инициативы, отсутствие желания проявлять инициативу.
Так же обучающиеся выявили пути решения: бороться с ленью, преодолевать свои страхи и стеснение, развивать уверенность, развивать творческие способности.
В процессе изучения тем социальной инициативности обучающиеся создали и заполняли личный дневник, в нём они конспектировали материал и выполняли задания. Пройдя изучение тем комплекса занятий, обучающиеся составили свой личный план по развитию социальной инициативности, собственных качеств и план по достижению поставленных целей. Так же обучающиеся разработали социальный проект и информационный плакат на тему здорового образа жизни, который будет способствовать поддержанию здорового образа жизни обучающихся и педагогов школы.
После серии занятий были повторно проведены методики, представленные в главе 2.1. Занятия по формированию социальной инициативности положительно сказались на качествах обучающихся.
Результаты итоговой диагностики по опроснику «Социальная инициативность подростков в общеобразовательной организации» наглядно представлены на диаграмме (Рис.5).
Рис.5. Результаты изучения уровня сформированности когнитивного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод: у 39% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется пониманием необходимость развития в себе качества социальной инициативности, знают, что такое социальная инициативность, какие качества присущие инициативным людям, и их важности как в жизни человека, так и для общества, понимание плана осуществления социально полезной деятельности.
Средний уровень у 50 %, характерны поверхностные знания и представления о социальной инициативности, инициатива побуждается личными интересами, отсутствие интереса в проявлении инициативы.
Низкий уровень у 11 %, для таких обучающихся характерны слабые знания о социальной инициативности, отсутствует понимание развития в себе социальной инициативности.
Результаты итоговой диагностики по методики «Выявления ценностных ориентаций» М. Рокича, наглядно представлены на диаграмме (Рис.6).
Рис.6. Результаты изучения уровня сформированности личностного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
По результатам повторной диагностики можно сделать вывод: у 36% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется осознанием своей ценностно ориентированности, осознанием окружающей действительности, имеют интерес к развитию своей инициативности, осознают мотивы деятельности, мотивированны на достижения и успех.
У 52% обучающихся средний уровень мотивации к успеху, характерны частичным осознанием своей ценностной ориентированности, имеют небольшой интерес к развитию своей инициативности, частично осознают мотивы деятельности, не замотивированы на успех, но не против добиться достижений и успеха.
Результаты показали, что у 12% обучающихся низкий уровень мотивация к успеху, для таких обучающихся характерны отсутствие интереса и желания в развитии социальной инициативности и достижения успеха, не осознают мотивы деятельности.
Результаты повторной диагностики беседы «Социальная инициативность в жизни старших подростков» наглядно представлены на диаграмме (Рис.7).
Рис.7. Результаты изучения уровня сформированности деятельностного компонента социальной инициативности до и после реализации комплекса занятий.
По результатам повторной диагностики можно сделать вывод: у 34% обучающихся уровень социальной инициативности повысился до высокого, который характеризуется тем, что они занимаются социально инициативной деятельностью, их инициатива побуждается внесением собственного вклада в развитие мира, инициатива нацелена на совершенствование окружающего мира, умеют выдвигать и реализовывать социальные инициативы, умеют проектировать решения социально значимых проблем.
Средний уровень 55 % характерны их инициатива побуждается внешними мотивами и личными интересами, инициатива нацелена на удовлетворение своих планов и желаний, не охотно принимают участив в социально инициативной деятельности.
Низкий уровень 11 % для таких обучающихся характерны эгоистическими побуждениями, удовлетворением только своих потребностей, не готовы к проектированию и реализации осмысленных самостоятельных действий и принятию на себя ответственности.
Обобщенные результаты социальной инициативности старших подростков после проведения комплекса занятий отображены на диаграмме (Рис.8).
Рис.8. Обобщенные результаты исследования социальной инициативности старших подростков после апробации комплекса занятий.
Анализ результатов исследования показал, что после проведения ряда занятий у большинства обучающихся повысился уровень социальной инициативности до среднего (53%) и до высокого (36%). Опираясь на анализ результатов исследования, можно сказать, что реализованный нами комплекс занятий по формированию социальной инициативности показал свою эффективность, о чем говорят представленные выше результаты.
Выводы
Во второй главе мы рассматривали практические аспекты формирование социальной инициативности старших подростков.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов занимаются социально-инициативной деятельностью и их инициатива нацелена на удовлетворение желаний и совершенствование себя. Для проявления инициативы всегда нужен толчок. Инициативность сдерживается боязнью подростков, что их неверно поймут, и что инициатива не будет поддержана в коллективе.
Подростки по результатам диагностики увидели свои значимые ценности. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
По результатам диагностики, у обучающихся средний и высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску.
В ходе беседы обучающиеся продемонстрировали средний уровень социальной инициативности, для которого характерно, что их инициатива побуждается внешними мотивами и личными интересами, инициатива нацелена на удовлетворение своих планов и желаний, не охотно принимают участив в социально инициативной деятельности.
Нами был разработан и частично апробирован комплекс занятий по формированию социальной инициативности старших подростков средствами коучинг-технологии.
Формирование инициативности как системного качества, подразумевающего наличие у личности способности к самостоятельному осуществлению социально полезной деятельности, протекает в рамках целенаправленного процесса обучения и воспитания.
Основной путь формирования социально и личностно значимых качеств, и интересов — это активное включение подростков в реальную социально значимую деятельность.
При наблюдении участия в изучении тем и выполнение задания, подростки продемонстрировали низкий уровень активности и вовлечённости, отразили низкий уровень знаний, представлений и понимания важности развития инициативности.
Заключение
В результате проведения теоретического анализа проблемы исследования и осуществления опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам.
На протяжении развития отечественной и зарубежной науки значительный интерес к изучению проблемных аспектов инициативности отмечался со стороны ученых - философов, педагогов, психологов, социологов, политологов и представителей других научных областей. Обзор психолого-педагогических исследований последних лет также свидетельствует о том, что тематика социальной инициативности продолжат оставаться одной из актуальных и значимых проблем на сегодняшний день.
В процессе разбора теории и практики современного образования мы установили, что в настоящее время коучинг в системе профессионального образования применяется комплексно и подразумевает обращение к широкому многообразию всех его видов, форм и технологии работы. В основе инструментария и методологии использования коучинг-технологии лежит интерактивное взаимодействие, которое может быть организовано в форме беседы, коуч-занятия, рефлексивной сессии, дискуссия по типу «вопрос-ответ» и т.д.
Нами были проанализированы основные методики и конкретные инструменты коучинг-технологии, а также ключевые принципы: принцип ответственной и осознанной позиции, принцип отсутствия оценочного отношения, принцип взаимовлияния и взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности личности, принцип равенства и партнерского сотрудничества, принцип поэтапного развития.
Анализ научной литературы показал, что в общем плане инициатива представляет собой определенное действие индивида, которое совершается оригинальным способом или реализуется во имя принципиально новой идеи или цели для себя и/или социума.
Инициативность является многоплановым понятием и обладает более широким значением. Формирование социальной инициативности подростков – это система специально организованны педагогических воздействий по стимулированию самодеятельности личности посредством создания соответствующих социально - педагогических условий.
Ключевой идеей применения коучинг-технологии в процессе формирования социальной инициативности выступает понимание каждого подростка как уникальной личности, обладающей огромным потенциалом, благодаря которому возможно самостоятельное и творческое проявление инициативности личности и принятие ответственности за решение различных социально значимых задач.
Главным результатом коучинг-технологии является активизация личности, раскрытие ее интеллектуального, эмоционального и инновационного потенциала.
Обобщая результаты, подчеркнем, что применение коучинг-технологии позволит продуктивно решить одну из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, - содействие формированию социальной инициативности личности старшего подростка. Через управление мотивацией подростка преподаватель может нацелить на определенное направление социальной реализации и помочь ему продуктивно задействовать имеющийся внутренний потенциал. Конечным результатом выступает готовность подростка к успешному продвижению и самореализации в социальной и профессиональной среде.