Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 657

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Содержательный раздел

Примерные программы учебных предметов

Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. о КубаниСобытия, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстиславаи Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции«Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика вавторских примечаниях к«Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева- Марлинского «Аммалатбек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклорав произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.Тема 12. Становление литературы КубаниК.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804г.Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай»,«Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побит на Кубани»).Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформРоссийская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 -1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIXв.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово- Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: ЕВ. Штейнгелъ, Мазаевы, братья Николенко и др.Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, А.М. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью: «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений.«Противочумные беспорядки».Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально- экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200- летия Кубанского казачьего войска (1896).Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.Тема 18. Развитие литературы Кубани«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды впрозе».Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик.Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий —рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа) Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Становление профессиональной культуры.Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-право-славное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Российский. Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества.Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (Я.Г. Кухаренко, П.П. Короленко, Е.Д. Фели-цын, Ф.А. Щербина и др.).Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль-Гирей Кешев и др.).Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д.Фелицын.Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Тема21.Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIXв.Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.Создание певческого (К.В. Российский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский.Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани.Национальные творческие коллективы.Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.Итоговое повторение и проектная деятельность (1час)Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.8 классТемы первого раздела включают в себя характеристику особенностей экономико-географического положения Краснодарского края, его административно-территориального устройства, а также анализ состава населения и природно-ресурсного потенциала региона. Во втором, третьем и четвёртом разделах в хронологической последовательности рассказывается о развитии Кубани в XX в., оценивается её культурный потенциал. Содержание пятого раздела даёт представление о современном статусе Краснодарского края как многонационального субъекта Российской Федерации.Введение (1 час)Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона (3 часа)Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)Положение края на юге Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники, агроклиматические, почвенные, водные, рекреационные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырьё для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природоохранные мероприятия и экологические программы.Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооружённые выступления на Кубани в годы революции 1905 - 1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властей нормализовать ситуацию.Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнахКазачьи формирования и горские добровольцы в составе вооружённых сил России в годы Русско- японской войны. Сбор средств на нужды армии. Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 -1917 гг.Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов. Развитие музейного дела в городах Кубани.Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения. СВ. Очаповскии. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский.Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска».Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др.Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов - Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Ливень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М. Шагинян. Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска - ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А. Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантовТеатры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Г. Аветисьян, Р. Колесников, Н. Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И. Посполитаки.Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы АЛ. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др.Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 г. (1911).Тема 6. События революции 1917 г. на КубаниМноговластие. Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выборных войсковых институтов казачества (рада, атаман, правительство). Гражданские комитеты, комиссары Временного правительства. Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж. Выбор «третьего пути». Кубанский областной Совет - высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С. Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П. Филимонов). Советы в Черноморской губернии.Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем: федералисты («черноморцы»); Кубань в составе единой и неделимой России («линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними. «Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае»: Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман, краевое правительство. Усиление революционно- демократических настроений. Большевизация Советов. Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.Тема 7. Гражданская война на КубаниПриоритеты казаков: от самостийных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооружённые выступления «за» (весна 1918 г.) и «против» советской власти (лето 1918 - осень 1919 г.) до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.). Просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.Провозглашение Кубанской области республикой. Вооружённое противостояние с большевиками. I съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе (март - август 1918 г.). Образование Кубано-Черноморской Советской республики. 1-й («Ледяной») и 2-й Кубанский походы Добровольческой армии. Противоречия между казаками и лидерами Белого движения. «Железный поток» Таманской армии. Белый и красный террор. Окончательное установление советской власти в регионе. Разгром десанта Врангеля на Кубани.Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции и Гражданской войны.Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсификации культурной жизни.Образование. Особенности функционирования образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г.) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины-академика П. С. Уваровой. Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань» -орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С.Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Литературно- художественные журналы и сборники. Литературная и политическая деятельность российских писателей (Е. Чириков, И. Иаживин). Выступления А. Аверченко, М. Волошина.Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.Выдающиеся деятели искусства на Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского Художественного театра (1919 -1920). Развитие изобразительного искусства. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И. Похитонова, Н. Харитонова, А. Юнгера и др.Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия Продразвёрстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полуян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920

Организационный раздел

Календарный учебный график

План внеурочной деятельности

Система условий реализации основной образовательной программы


Политическая сфера жизни общества Выпускник научится:

  1. объяснять роль политики в жизни общества;

  2. различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  3. давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  4. различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  5. раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  6. называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  7. характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  2. соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  1. характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  2. объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  3. раскрывать достижения российского народа;

  4. объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  5. называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  6. осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  7. характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства Выпускник научится:

  1. характеризовать систему российского законодательства;

  2. раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  3. характеризовать гражданские правоотношения;

  4. раскрывать смысл права на труд;

  5. объяснять роль трудового договора;

  6. разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  7. характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  8. характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  9. конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  10. характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  11. раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  12. анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  13. исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  14. находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.


Выпускник получит возможность научиться:

  1. на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  2. оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  3. осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

География


Выпускник научится:

  1. выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  2. ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  3. представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико- ориентированных задач;

  4. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  5. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  6. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  7. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

  8. оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  9. различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  10. использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  11. описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  12. различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  13. устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

  14. объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  15. приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  16. различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  17. оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  18. использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

  19. различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  20. оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

  21. объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  22. оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  23. использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  24. различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  25. использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

  26. находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  27. различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

  28. использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  29. объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  30. сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

  31. сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  32. уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  33. описывать погоду своей местности;

  34. объяснять расовые отличия разных народов мира;

  35. давать характеристику рельефа своей местности;

  36. уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  37. приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

  38. оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Выпускник получит возможность научиться:

  1. создавать простейшие географические карты различного содержания;

  2. моделировать географические объекты и явления;

  3. работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  4. подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  5. ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  7. приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально- экономических и геоэкономических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно- популярной литературе и средствах массовой информации;

  9. составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

  10. сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  11. оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  12. объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

  13. оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

  14. давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  15. делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  16. наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  17. давать характеристику климата Вологодской области, Кирилловского района;

  18. показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  19. выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  20. оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

  21. объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

  22. выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

  23. обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

  24. выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  25. объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  26. оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

        1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   54