Файл: 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 642

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Содержательный раздел

Примерные программы учебных предметов

Тема 11. Русские писатели первой половины XIX в. о КубаниСобытия, связанные с Тмутараканским княжеством, в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. А.С. Пушкин на земле Кубани. «Кубанский» фрагмент письма Л.С. Пушкину (сентябрь 1820 г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Авторское примечание к поэме, посвященное поединку Мстиславаи Редеди. План поэмы о Мстиславе. «Кубанские равнины» и Тамань в ранней редакции«Путешествия Онегина». Тема Кубани в поэме «Тазит». Кубанская тематика вавторских примечаниях к«Истории Пугачёва» и в статье «Об "Истории Пугачёвского бунта"».Кубань в заметках и письмах А.С. Грибоедова. «Кубанская глава» повести А.А. Бестужева- Марлинского «Аммалатбек». Бестужев на Кубани. Работа над повестью «Он был убит». Реальные события и печальные «чувствования» романтика. «Адлерская песня»: мотивы солдатского фольклорав произведении. А.И. Одоевский и А.И. Полежаев на Кубани.М.Ю. Лермонтов и Кубань. Повесть «Тамань». Поэтичность произведения, точный и выразительный язык. «Поэтический портрет» Кубани в стихотворении, посвященном памяти А.И. Одоевского.Тема 12. Становление литературы КубаниК.В. Россинский - поэт, проповедник, поборник просвещения. Стихотворная речь от 4 января 1804г.Я.Г. Кухаренко - первый историк и первый писатель Кубани. Очерки и рассказы: «Казак-Мамай»,«Вороной конь», «Овцы и чабаны в Черномории», «Пластуны». Я.Г. Кухаренко - драматург («Черноморский побит на Кубани»).Раздел IV. Кубань в пореформенный период (4 часа)Тема 13. Преобразования на Кубани в период общероссийских реформРоссийская модель перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности отмены крепостного права и земельные преобразования на Кубани. Административно-территориальное устройство в 1864 -1900 гг. Утверждение герба Кубанской области (1874). Структура Кубанской области. Создание Черноморского округа (1866) и Черноморской губернии с центром в Новороссийске (1896). Система судопроизводства. Введение городского самоуправления в городах Екатеринодаре и Темрюке. Регламентация военной службы казаков.Тема 14. Хозяйственно-экономический потенциал Кубани во второй половине XIXв.Утверждение капиталистической модели экономического развития. Место Кубани среди аграрных окраин России.Рост населения в регионе. Изменения в землепользовании.Формирование инфраструктуры. Развитие железнодорожного транспорта. Общество Ростово- Владикавказской железной дороги. Шоссейное строительство. Начало судоходства на Кубани.Основные направления развития сельского хозяйства. Кубанские предприниматели: ЕВ. Штейнгелъ, Мазаевы, братья Николенко и др.Становление промышленности. Процесс урбанизации. Формирование торгово-промышленной буржуазии: А.Н. Новосильцев, В.П. Ливен, А.М. Ерошов, Я.В. Попов и др. Развитие рыночных отношений. Место продукции Кубани на российском и мировом рынках.Тема 15. Кубанцы в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.Казачьи формирования в составе русской армии. Подвиг кубанцев на Балканском и Кавказском фронтах: Тырново, Баязет, Марухский перевал, Шипкинский перевал, Плевна. Герои-кубанцы: С.Я. Кухаренко, П.Д. Бабыч, Е.Д. Фелицын. Признание воинской доблести Кубанского казачьего войска - Георгиевское знамя с надписью: «За отличие в турецкую войну 1877-1978 гг.».Тема 16. Общественно-политическая жизнь Кубани во второй половине XIX в.Нарастание социальной напряжённости в условиях форсированной модернизации. Выступления в горских аулах и казачьих станицах против насильственных правительственных переселений.«Противочумные беспорядки».Екатеринодарский кружок «землевольцев» (Н.И. Воронов).«Народнические настроения» кубанской интеллигенции: земледельческая ассоциация в станице Бриньковской (Ф.А. Щербина); община «Криница» в Черноморском округе (В.В. Еропкин).«Хождение в народ» на Кубани. Кубанские народники за пределами области. Носители радикально- экстремистских народовольческих идей (Г.А. Попко и П.И. Андреюшкин).Марксистские кружки в Екатеринодаре, Новороссийске, Майкопе и Ейске. Кубанцы - члены столичных марксистских организаций (М. Бруснев).Приезд на Кубань императора Александра III с наследником престола (1888). Празднование 200- летия Кубанского казачьего войска (1896).Раздел V. Кубанские страницы русской классики. Литература Кубани (2 часа)Тема 17. Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX в.Кубань в жизни и творчестве Г.И. Успенского. Очерк «Разговоры в дороге» (из цикла «Кой про что»). «Портрет» Новороссийска в письме В.М. Соболевскому (7 апреля 1886 г.). Природа, народонаселение и экономика Кубани в цикле очерков «Письма с дороги».Кубанские реалии в эпистолярном наследии А.П. Чехова. Земля Кубани как символ свободы, вольной и счастливой жизни в рассказе «Барыня».М. Горький на Кубани. Рассказ «Дед Архип и Лёнька». Очерк «Два босяка». Тема богатства и бедности. Точность и беспощадность писательских оценок.Очерк А.И. Куприна «Путевые картинки». Восхищение землёй Кубани. Новороссийские зарисовки.Тема 18. Развитие литературы Кубани«Речи», «приветствия» и стихотворения В.С. Вареника. Стихотворения «О Музо! Панночка любэнька...», «Черноморский пластун», «Думка черноморца», «Журба Черноморского казака». Простота и искренность сочинений В.С. Вареника, точность бытовых зарисовок, выразительность языка. «Речи» писателя как «оды впрозе».Очерки И.Д. Попко. Изображение быта и нравов черноморских казаков и горцев Кавказа. Исследование «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту». Высокая поэтичность многих страниц книги. Очерк, посвященный кубанским плавням, как стихотворение в прозе. Рассказ «Пластуны». Выразительность языка, точность в бытовых деталях, психологическая убедительность.Писательская судьба В.С. Мовы (В. Лиманского). Стихотворения. Пьеса «Старое гнездо и молодые птицы». Рассказ «Три бродяги» - яркая портретно-психологическая зарисовка. Живость диалога, мастерство речевой характеристики. В. С. Мова как переводчик.Художественные и публицистические наброски и зарисовки Н.Н. Канивецкого. Умение видеть смешное в заурядных фактах повседневности. Умелое использование выразительных возможностей русского и украинского языков. Канивецкий —рассказчик. Изображение быта, нравов и колоритных характеров кубанцев.Личность и писательская судьба Д.В. Аверкиева - автора исторических трагедий и комедий на сюжеты, связанные с русской стариной. Точность передачи бытовых деталей, глубокое знание исторических реалий, психологическая достоверность. Пьеса «Каширская старина» - наиболее значительное произведение писателя. Тесная связь с фольклором, достоверное воспроизведение старинного быта, отточенность языка, напряжённость диалогов. Творчество Д.В. Аверкиева как явление общенационального масштаба.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Общие черты и региональные особенности процесса модернизации на Кубани в XIX в. Население. Изменение административно-территориального деления. Особенности экономического развития региона. Кубань во внешней политике России в XIX в. Ратные подвиги кубанцев. Формирование основ гражданского и национального сознания у жителей Кубани. Кубань в произведениях классиков русской литературы. Становление и развитие литературы Кубани.Раздел VI. Профессиональная культура народов Кубани в XIX в. (4 часа) Тема 19. Образовательный и культурный уровень жителей Кубани в XIX в. Становление профессиональной культуры.Образование. Войсковые казачьи школы и училища. Церковно-право-славное образование. Екатеринодарская войсковая гимназия. К.В. Российский. Обучение горских детей. Мусульманские школы и российские учебные заведения. Совместное обучение казаков и горцев. Создание адыгейского алфавита и грамматики адыгейского языка. Открытие станичных школ в Кубанской области. Женское образование. Национальные школы. Профессиональные учебные заведения. Подготовка педагогических кадров.Наука. Вклад российских учёных в изучение Кубани и развитие её научного потенциала (В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.И. Воейков, Н.И. Веселовский). Научные общества.Краеведение на Кубани. Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Просветители Кубани (Я.Г. Кухаренко, П.П. Короленко, Е.Д. Фели-цын, Ф.А. Щербина и др.).Адыгские просветители (Шора Ногмов, Султан Хан-Гирей, Султан Казы Гирей, Умар Берсей, Адиль-Гирей Кешев и др.).Библиотечное дело. Библиотека Черноморского войскового училища (гимназии). Частные собрания книг. Создание типовой сети библиотек для укреплений Черноморской береговой линии. Новороссийская общественная библиотека. Войсковые библиотеки. Н.Ф. Сумароков-Эльстон. Библиотеки Кубанского областного статистического комитета и ОЛИКО. Расширение сети общественных библиотек. Екатеринодарская публичная библиотека им. А.С. Пушкина.Музеи. Первый историко-краеведческий музей на Северном Кавказе. И.Д. Попко. Музей Кубанского статистического комитета. Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д.Фелицын.Периодическая печать. «Кубанские войсковые (областные) ведомости» (Е.Д. Фелицын, В.В. Скидан, Л.М. Мельников). Первая частная газета «Кубань» (Н.Г. Моисеенко). «Памятные книжки Кубанской области». «Кубанский сборник».Тема 20. Изобразительное искусство Кубани в XIX в.Жизнь и творчество кубанских художников: П.А. Шамрай, П.С. Косолап, Е.И. Посполитаки. А.А. Киселёв на Кубани. Выставка картин «Товарищества передвижных художественных выставок».Кубанские сюжеты в творчестве известных русских художников. В. Серов. «Пластуны под Севастополем». И. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Тема21.Архитектура и скульптура Кубани и Екатеринодара в XIXв.Градостроительство. Роль архитектуры в формировании внешнего облика Екатеринодара и других городов Кубани. Жилищное строительство. Административные здания. Основные стили в архитектуре Кубани XIX в. Культовое зодчество. Знаменитые архитекторы Кубани (И.Д. и Е.Д. Черники, И.К. Мальгерб, В.А. Филиппов и др.).Монументальная скульптура. Обелиск в честь 200-летия Кубанского казачьего войска (В.А. Филиппов). Соборы и храмы, жилищные постройки и памятники родного города, станицы.Тема 22. Музыкальная и театральная жизнь Кубани в XIX в.Создание певческого (К.В. Российский) и музыкантского (Ф.Я. Бурсак) хоров. Репертуар (духовная музыка, народные песни в обработке местных авторов). Деятельность в области музыкального просветительства. Музыкальное образование: пение в школе, церковные хоры, полковые оркестры. Екатеринодарский кружок любителей музыки и драматического искусства. Собирание музыкального фольклора на Кубани. Художественная ценность образцов, собранных в XIX в. А.Д. Бигдай, Г.М. Концевич, П.А. Махровский.Деятельность любительских музыкально-творческих объединений. Концертная жизнь Кубани.Национальные творческие коллективы.Театральная жизнь Кубани. Гарнизонные спектакли, частные и любительские театры. Гастроли украинских и столичных трупп. Первый кинотеатр в Новороссийске.Итоговое повторение и проектная деятельность (1час)Кубань многонациональная. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности культуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.8 классТемы первого раздела включают в себя характеристику особенностей экономико-географического положения Краснодарского края, его административно-территориального устройства, а также анализ состава населения и природно-ресурсного потенциала региона. Во втором, третьем и четвёртом разделах в хронологической последовательности рассказывается о развитии Кубани в XX в., оценивается её культурный потенциал. Содержание пятого раздела даёт представление о современном статусе Краснодарского края как многонационального субъекта Российской Федерации.Введение (1 час)Кубань в XX - XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Национально-государственное строительство на Кубани, развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние этнических культур в регионе. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего края.Раздел I. Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона (3 часа)Тема 1. Особенности географического положения Краснодарского края (1 час)Положение края на юге Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 2. Природные ресурсы и их рациональное использование (2 часа)Природные ресурсы Краснодарского края: солнечное тепло, термальные источники, агроклиматические, почвенные, водные, рекреационные, земельные ресурсы. Равнинный характер территории. Предгорья и горы Западного Кавказа.Ресурсы растительного и животного мира. Полезные ископаемые: нефть, газ, йодобромные воды, ртутные руды, сырьё для производства строительных материалов (мергель, гипс, песок, глина). Охрана природных богатств Кубани.Итоговое повторение и проектная деятельность (1 час)Экономико-географическая характеристика. Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края. Демографическая ситуация. Географическое положение, природные ресурсы и население вашей местности. Природоохранные мероприятия и экологические программы.Раздел II. Кубань в 1900 - конце 1930-х гг. (9 часов)Тема 3. Кубанская область и Черноморская губерния в 1900 - 1916 гг.Кубань в составе Российской империи. Социальный и национальный состав, рост численности населения; казачество, иногородние, инородцы. Различия между Черноморской губернией и Кубанской областью. Экономика Кубани. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспортная система. Политическая борьба и общественное движение в Кубанской области и Черноморской губернии. Конституционные и монархические надежды значительной части населения. Возникновение и деятельность демократических, либеральных, анархистских и монархических организаций. Стачки, забастовки и вооружённые выступления на Кубани в годы революции 1905 - 1907 гг. Новороссийская и Сочинская республики.Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. Попытки местных властей нормализовать ситуацию.Тема 4. Участие кубанцев в Русско-японской и Первой мировой войнахКазачьи формирования и горские добровольцы в составе вооружённых сил России в годы Русско- японской войны. Сбор средств на нужды армии. Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на социальный состав населения, уровень жизни, экономику, общественные настроения.Тема 5. Культурная жизнь Кубани в 1900 -1917 гг.Развитие образования. Типы образовательных учреждений. Сословные и национальные особенности получения образования. Горские школы. Развитие женского образования. Профессиональное образование на Кубани. Подготовка педагогических кадров. Просветительные учреждения, библиотеки, народные дома. Создание первой библиотеки в адыгейском ауле. Б. Шарданов. Развитие музейного дела в городах Кубани.Здравоохранение. Новые лечебные учреждения. Обеспеченность региона медицинскими кадрами. Выдающиеся врачи и организаторы здравоохранения. СВ. Очаповскии. Развитие санаторно-курортного комплекса Кубани и Черноморья. В.А. Будзинский.Развитие науки. Археологические исследования в регионе. Н.И. Веселовский. Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Ф.А. Щербина. «История Кубанского казачьего войска».Развитие агрономии. Сочинская сельскохозяйственная и садовая опытная станция, опытное поле «Круглик» и др.Периодическая печать. Литература. Ратные подвиги и повседневная жизнь кубанцев в творчестве кубанских литераторов - Н. Канивецкого, П. Орлова и др. Поэт и фольклорист А. Ливень. История и культура горских народов в произведениях адыгских литераторов. Кубань и Черноморье в судьбах писателей В. Короленко, Ф. Гладкова, М. Шагинян. Музыкальная жизнь. Хор и оркестр Кубанского казачьего войска - ведущие музыкальные коллективы Кубани. Г.М. Концевич. Я.М. Тараненко. Народные хоры. Деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества. Музыкальные классы и музыкальное училище ИРМО. А. Дроздов. М. Гнесин. Праздники современного искусства в Екатеринодаре. Гастроли знаменитых музыкантовТеатры и зрелища. Строительство специализированных зимних и летних театральных зданий. Гастроли театральных коллективов. Театральные постановки Черкесского благотворительного общества. Цирковые представления. И. Поддубный. Развитие кинематографа. Первые массовые спортивные состязания.Изобразительное искусство. Ф.А. Коваленко и развитие изобразительного искусства в регионе. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Творчество художников-кубанцев (Г. Аветисьян, Р. Колесников, Н. Шариков и др.). Пейзажи А. Киселёва. Развитие художественного образования на Кубани. Школа Е.И. Посполитаки.Архитектурный облик городов. Преобладающие архитектурные стили. Эклектизм и модерн. Новые культовые и гражданские сооружения в городах Кубани и Черноморья. И.И. Мальгерб и его вклад в формирование облика кубанской столицы. Кубанские архитекторы АЛ. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и др.Открытие памятников Екатерине II (1907) и казакам, высадившимся на Тамани 25 октября 1792 г. (1911).Тема 6. События революции 1917 г. на КубаниМноговластие. Сохранение органов казачьей администрации. Возрождение выборных войсковых институтов казачества (рада, атаман, правительство). Гражданские комитеты, комиссары Временного правительства. Советы рабочих, солдатских и казачьих депутатов.Комиссар Временного правительства К.Л. Бардиж. Выбор «третьего пути». Кубанский областной Совет - высший орган гражданской власти в области. Преобладание органов казачьего самоуправления в станицах и хуторах. Кубанская войсковая рада (Н.С. Рябовол). Временное Кубанское войсковое правительство (А.П. Филимонов). Советы в Черноморской губернии.Попытка передачи всей полноты власти Кубанскому войсковому правительству. Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани в будущем: федералисты («черноморцы»); Кубань в составе единой и неделимой России («линейцы»). Противоречия между казаками и иногородними. «Временное положение о высших органах власти в Кубанском крае»: Кубанская рада, Законодательная рада, войсковой атаман, краевое правительство. Усиление революционно- демократических настроений. Большевизация Советов. Октябрьский переворот и изменение расстановки политических сил. Победа советской власти в Черноморской губернии. Переход всей полноты власти в крае к органам кубанской казачьей государственности.Тема 7. Гражданская война на КубаниПриоритеты казаков: от самостийных настроений и благожелательного нейтралитета в отношении большевиков (1917) через вооружённые выступления «за» (весна 1918 г.) и «против» советской власти (лето 1918 - осень 1919 г.) до капитуляции перед Красной Армией и примирения с большевиками (весна 1920 г.). Просоветская ориентация иногороднего крестьянства и пролетариата Кубани.Провозглашение Кубанской области республикой. Вооружённое противостояние с большевиками. I съезд Советов Кубанской области. Установление советской власти в регионе (март - август 1918 г.). Образование Кубано-Черноморской Советской республики. 1-й («Ледяной») и 2-й Кубанский походы Добровольческой армии. Противоречия между казаками и лидерами Белого движения. «Железный поток» Таманской армии. Белый и красный террор. Окончательное установление советской власти в регионе. Разгром десанта Врангеля на Кубани.Тема 8. Культурная жизнь Кубани в 1917 - 1920 гг.Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в период революции и Гражданской войны.Массовый приток интеллигенции в регион как фактор интенсификации культурной жизни.Образование. Особенности функционирования образовательных учреждений в условиях политической нестабильности. Создание высшей школы. Б.Л. Розинг.Научная жизнь. Создание (декабрь 1917 г.) и основные направления деятельности Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В.И. Вернадский на Кубани. Майкопский период жизни первой российской женщины-академика П. С. Уваровой. Борьба за сохранение памятников и музейных собраний.Печать. Литература. Газетный «бум» на Кубани. «Вольная Кубань» -орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С.Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Литературно- художественные журналы и сборники. Литературная и политическая деятельность российских писателей (Е. Чириков, И. Иаживин). Выступления А. Аверченко, М. Волошина.Музыка. Театр и зрелища. Искусство и политика: репертуар музыкальных коллективов, театров и зрелищных предприятий. Проведение этнографических концертов.Выдающиеся деятели искусства на Кубани. Концерты А. Вертинского. Гастроли Московского Художественного театра (1919 -1920). Развитие изобразительного искусства. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Основание художественной школы в Новороссийске. Кубанские страницы биографии художников И. Похитонова, Н. Харитонова, А. Юнгера и др.Тема 9. Кубань в 1920-х гг. Нэп Особенности «военного коммунизма» на Кубани и его последствия Продразвёрстка и «расказачивание». Кубано-Черноморский ревком (Я. Полуян). Большевистская пропаганда. Чрезвычайные меры. Повстанческое движение в 1920

Организационный раздел

Календарный учебный график

План внеурочной деятельности

Система условий реализации основной образовательной программы


  1. раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  2. работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  3. различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  4. создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др;

  5. работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  6. сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  7. рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  8. ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  9. использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

  10. выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  11. характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  12. создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  2. владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  3. различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  4. выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  5. понимать специфику изображения в полиграфии;

  6. различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  7. различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  8. проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  9. создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  10. называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  11. называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  12. называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  13. называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  14. называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  15. понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  16. активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениями искусства;

  17. определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  18. использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  19. называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  20. создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  21. узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  22. узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  23. осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  24. применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  25. понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  26. характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А.Гауди;

  27. создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.

  28. язык при моделировании архитектурного пространства;

  29. характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  30. получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  31. использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  32. понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  33. понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  34. называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  35. различать особенности художественной фотографии;

  36. различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  37. понимать изобразительную природу экранных искусств;

  38. характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  39. различать понятия: игровой и документальный фильм;

  40. называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  41. понимать основы искусства телевидения;

  42. понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  43. применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  44. применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  45. добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  46. использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  47. применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д.;

  48. пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  49. понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  50. применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  51. применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  52. использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  53. применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  54. смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  55. использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  56. реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.


Музыка


Выпускник научится:

  1. понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  2. анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  3. определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  4. выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  5. понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  6. различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  7. различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  8. производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  9. понимать основной принцип построения и развития музыки;

  10. анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  11. размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  12. понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  13. определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  14. понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  15. понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  16. распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  17. определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  18. определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  19. узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  20. выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  21. различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно- инструментальной, симфонической музыки;

  22. называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  23. узнавать формы построения музыки (двучастную, трехчастную, вариации, рондо);

  24. определять тембры музыкальных инструментов;

  25. называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  26. определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  27. владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  28. узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  29. определять характерные особенности музыкального языка;

  30. эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  31. анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  32. анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  33. творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  34. выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  35. анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  36. различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  37. определять характерные признаки современной популярной музыки;

  38. называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  39. анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  40. выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  41. находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  42. сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  43. понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  44. находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  45. понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  46. называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо- сопрано, контральто) певческие голоса;

  47. определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  48. владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  49. применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  50. творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  51. участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  52. размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  53. передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  54. проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  55. понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  56. эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  57. приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;

  58. применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  59. обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  60. использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

  61. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).


Выпускник получит возможность научиться:

  1. понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  2. понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  3. понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  4. определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  5. распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  6. различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  7. выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  8. различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  9. исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  10. активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
        1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   54

Технология

Технология


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:

  1. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

  2. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

  3. овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

  4. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

  5. развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  6. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, в связи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).

Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания.