ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 847
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
свои ощущения.
А теперь представьте себе какой-нибудь источник воды.
Поконтактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем. Сделайте в образе все, что вы хотите.
Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда и нарисуйте то, что вы увидели. Рисуя, обратите внимание на то, что рисуете активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть
рисунка вы вкладываете больше эмоций.
После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий
проясняет все моменты касающиеся рисунка.
15 мин. – Завершение занятия. Все участники имеют возможность
высказаться. Обмен впечатлениями от занятия, полученными знаниями: «Что нового узнал?», «Чтобы хотел узнать?».
Занятие №5. Сказка о незнакомце (ке) Цель: выявление внутренних конфликтов и затруднений
Задачи: знакомство со способами самопознания и самораскрытия,
развитие навыков взаимодействия, формирование положительного представления о себе.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
20 мин. – «Побег из тюрьмы». Дети встают в 2 шеренги лицом друг к другу: 1-ые будут играть преступников, 2 - их сообщников. Между ними звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов нужно
договориться о плане побега. Обсуждение результатов.
30 мин. – Написание сказки, прочтение вслух (желающие, не все). 5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №6. Три слова
Цель:
развитие навыков самопознания и саморазвития
Задачи: развитие навыков общения, принятия обратной связи,
формирование положительного представления о себе.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
10 мин. – Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие. Поменять участников не более 3-х раз.
30 мин. – Каждому участнику выдается листок бумаги, на котором его просят написать три слова, которые наиболее точно его характеризуют. Затем предлагается перевернуть лист и написать три слова, которые передают желаемое описание себя. Затем участников просят взять одно из последних слов и описать то поведение, которое характерно для человека, обладающего этим качеством. Подводятся итоги о цели и средствах ее достижения.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №7. Я – это ты, ты – это я.
Цель: осознание возможности формирования адекватной самооценки Задачи: формирование позитивного отношения к себе и другому,
формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
15 мин. – Игра «Имена-качества»: Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина – искренняя, Петр –
пунктуальный.
5 мин. – «Эхо». Один говорит что-то всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты.
5 мин. – «Зеркало». Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок зеркало. Он должен зеркально повторять движения другого. Дети должны быстро и правильно повторять зеркальные движения.
15 мин. – Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя
чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.
10 мин – Работа с листком «Мои особенности и преимущества». Дети пишут на листках как можно больше своих достоинств, далее поочередно называют, повторяющиеся вычеркивают, последним заканчивает тот, у кого нет повторяющегося достоинства. Обсуждаются проблемы развития и роста, безграничности позитивных особенностей человека.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями.
Занятие №8. Моя самооценка
Цель: формирование представления об адекватной самооценке
Задачи: формирование позитивного отношения к себе и другому,
формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
15 мин. – «Зоопарк». Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка.
15 мин. – Упражнение «Поделись успехом». Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но в процессе они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
10 мин – Обсуждение «Как я себя оцениваю?», выявление изменений.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями.
Занятие №9. Доверься мне Цель: знакомство с новыми способами самовыражения
Задачи: формирование позитивного отношения, опыта доверия. Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
20 мин. – Игра «Слепец и поводырь». «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Обсуждение.
30 мин – Упражнение «Автопортрет». Изображение себя на листе бумаги. Обсуждение полученных результатов с группой.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №10. Трудности Цель: формирование навыка
разрешения проблем.
Задачи: знакомство со способами делового взаимодействия: убеждение,
манипуляции, развитие уверенности в собственных возможностях.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
10 мин – Игра «Разожми кулак». Один сжимает руку в кулак, другой
старается разжать его. Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
20 мин – Игра «Преодолей препятствие». Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и т.д. Одно условие – не наносить друг
другу физического или морального ущерба.
10 мин. – Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями». Обсуждаются проблемные ситуации, встречающиеся в
последние месяцы, и то, как участники вели себя в этих ситуациях.
10 мин – Игра «Бурундуки». Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым
А теперь представьте себе какой-нибудь источник воды.
Поконтактируйте с ним. Обратите внимание на его силу, наполненность и воду в нем. Сделайте в образе все, что вы хотите.
Как только закончите желаемое действие, возвращайтесь сюда и нарисуйте то, что вы увидели. Рисуя, обратите внимание на то, что рисуете активно, что более пассивно? Какие эмоции возникают. В какую часть
рисунка вы вкладываете больше эмоций.
После того как все нарисовали рисунок, все садятся в круг и ведущий
проясняет все моменты касающиеся рисунка.
15 мин. – Завершение занятия. Все участники имеют возможность
высказаться. Обмен впечатлениями от занятия, полученными знаниями: «Что нового узнал?», «Чтобы хотел узнать?».
Занятие №5. Сказка о незнакомце (ке) Цель: выявление внутренних конфликтов и затруднений
Задачи: знакомство со способами самопознания и самораскрытия,
развитие навыков взаимодействия, формирование положительного представления о себе.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
20 мин. – «Побег из тюрьмы». Дети встают в 2 шеренги лицом друг к другу: 1-ые будут играть преступников, 2 - их сообщников. Между ними звуконепроницаемая перегородка. С помощью мимики и жестов нужно
договориться о плане побега. Обсуждение результатов.
30 мин. – Написание сказки, прочтение вслух (желающие, не все). 5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №6. Три слова
Цель:
развитие навыков самопознания и саморазвития
Задачи: развитие навыков общения, принятия обратной связи,
формирование положительного представления о себе.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
10 мин. – Одному из участников (добровольцу) завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие. Поменять участников не более 3-х раз.
30 мин. – Каждому участнику выдается листок бумаги, на котором его просят написать три слова, которые наиболее точно его характеризуют. Затем предлагается перевернуть лист и написать три слова, которые передают желаемое описание себя. Затем участников просят взять одно из последних слов и описать то поведение, которое характерно для человека, обладающего этим качеством. Подводятся итоги о цели и средствах ее достижения.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №7. Я – это ты, ты – это я.
Цель: осознание возможности формирования адекватной самооценки Задачи: формирование позитивного отношения к себе и другому,
формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
15 мин. – Игра «Имена-качества»: Участники игры по кругу произносят свои имена, добавляя к представлению качество, отражающее его личностные черты. Но это качество должно непременно начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Ирина – искренняя, Петр –
пунктуальный.
5 мин. – «Эхо». Один говорит что-то всем остальным, которые стоят напротив и повторяют как эхо. При желании можно добавлять жесты.
5 мин. – «Зеркало». Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок зеркало. Он должен зеркально повторять движения другого. Дети должны быстро и правильно повторять зеркальные движения.
15 мин. – Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»: Участники тренинга делятся на пары и рассказывают друг другу обо всем, что считают необходимым за определенный промежуток времени. Партнеры могут задавать друг другу любые вопросы. После общения в парах участники представляют друг друга, взаимно обмениваясь ролями. Обсуждение игры: 1.Что легче сделать: рассказать о себе или о других? 2.Как Вы себя
чувствовали, когда Вы представляли партнера? 3.Как Вы себя чувствовали, когда Вас представлял партнер? 4.В каких случаях мы чувствуем стеснение, а в каких – уверенность.
10 мин – Работа с листком «Мои особенности и преимущества». Дети пишут на листках как можно больше своих достоинств, далее поочередно называют, повторяющиеся вычеркивают, последним заканчивает тот, у кого нет повторяющегося достоинства. Обсуждаются проблемы развития и роста, безграничности позитивных особенностей человека.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями.
Занятие №8. Моя самооценка
Цель: формирование представления об адекватной самооценке
Задачи: формирование позитивного отношения к себе и другому,
формирование ощущения значимости собственных слов и жестов.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
15 мин. – «Зоопарк». Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего – успеть занять стул до хлопка.
15 мин. – Упражнение «Поделись успехом». Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но в процессе они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.
10 мин – Обсуждение «Как я себя оцениваю?», выявление изменений.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями.
Занятие №9. Доверься мне Цель: знакомство с новыми способами самовыражения
Задачи: формирование позитивного отношения, опыта доверия. Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
20 мин. – Игра «Слепец и поводырь». «Поводырь» ведет участника с завязанными глазами на другой конец комнаты, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций. Остальные наблюдают. Обсуждение.
30 мин – Упражнение «Автопортрет». Изображение себя на листе бумаги. Обсуждение полученных результатов с группой.
5 мин. – Завершение занятия. Обмен впечатлениями
Занятие №10. Трудности Цель: формирование навыка
разрешения проблем.
Задачи: знакомство со способами делового взаимодействия: убеждение,
манипуляции, развитие уверенности в собственных возможностях.
Ход занятия:
5 мин. – Приветствие. Знакомство с целями занятия.
10 мин – Игра «Разожми кулак». Один сжимает руку в кулак, другой
старается разжать его. Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
20 мин – Игра «Преодолей препятствие». Участники выстраиваются в линейку. Инструкция: Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой участники команды. Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фантазию, чтобы каждое из «препятствий» было преодолено. Варианты препятствий могут быть совершенно различными: моральные, физические, эмоциональные, интеллектуальные и т.д. Одно условие – не наносить друг
другу физического или морального ущерба.
10 мин. – Дискуссия на тему «Как я справляюсь с жизненными трудностями». Обсуждаются проблемные ситуации, встречающиеся в
последние месяцы, и то, как участники вели себя в этих ситуациях.
10 мин – Игра «Бурундуки». Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым