Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1504
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
партнера по общению с целью достижения своих намерений осу
ществляется скрытно. При этом партнер рассматривается как со
вокупность функциональных качестве, которые оказываются по
лезными для достижения поставленной цели. Примерами манипу- лятивного общения служат обучение, убеждение, управление и т.п. Эти виды общения предполагают объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведе
нием и мыслями другого человека. Отсюда манипулятивное обще
ние встречается там, где есть совместная деятельность людей. Ус
пех этой совместной деятельности во многом зависит от владения человеком навыками манипулятивного общения. Поэтому осозна
ние его законов и механизма оказывается решающим в соответст
вующих ситуациях.
Гуманистическое общение обусловлено межличностными отно
шениями и по многим признакам отличается от других типов. Это прежде всего личностное общение, позволяющее удовлетворить по
требности человека в понимании, сочувствии, сопереживании. По своему характеру этот тип общения является диалогичным, т.е. равноправным субъективным взаимодействием, имеющим целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Гума
нистическое общение предполагает искреннее, доверительное об
щение, детерминируемое не столько условиями общения, его целью и стереотипами, сколько характером субъекта, его настроением и отношением к партнеру.
Содержание общения выражается в передаче от человека к че
ловеку информации, в восприятии, взаимной оценке, взаимодейст
вии и взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга. В соот
ветствии с содержанием общения выделяются четыре основных его функции:
• инструментальная (управление и передача информации, необ
ходимой для деятельности);
• интегративная (объединение людей в процессе общения);
• самовыражения (взаимопонимание людей);
• трансляционная (передача различных способов деятельности, оценок и т.д.).
В зависимости от содержания и соответствующей функции про
цесс общения выражается в той или ной манере общения. Манера общения определяется: тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.); дистанцией общения (интимная, личная, социальная, публичная). Сочетание этих факторов порож
дает разнообразие манер общения, среди которых наиболее рас
ществляется скрытно. При этом партнер рассматривается как со
вокупность функциональных качестве, которые оказываются по
лезными для достижения поставленной цели. Примерами манипу- лятивного общения служат обучение, убеждение, управление и т.п. Эти виды общения предполагают объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведе
нием и мыслями другого человека. Отсюда манипулятивное обще
ние встречается там, где есть совместная деятельность людей. Ус
пех этой совместной деятельности во многом зависит от владения человеком навыками манипулятивного общения. Поэтому осозна
ние его законов и механизма оказывается решающим в соответст
вующих ситуациях.
Гуманистическое общение обусловлено межличностными отно
шениями и по многим признакам отличается от других типов. Это прежде всего личностное общение, позволяющее удовлетворить по
требности человека в понимании, сочувствии, сопереживании. По своему характеру этот тип общения является диалогичным, т.е. равноправным субъективным взаимодействием, имеющим целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Гума
нистическое общение предполагает искреннее, доверительное об
щение, детерминируемое не столько условиями общения, его целью и стереотипами, сколько характером субъекта, его настроением и отношением к партнеру.
Содержание общения выражается в передаче от человека к че
ловеку информации, в восприятии, взаимной оценке, взаимодейст
вии и взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга. В соот
ветствии с содержанием общения выделяются четыре основных его функции:
• инструментальная (управление и передача информации, необ
ходимой для деятельности);
• интегративная (объединение людей в процессе общения);
• самовыражения (взаимопонимание людей);
• трансляционная (передача различных способов деятельности, оценок и т.д.).
В зависимости от содержания и соответствующей функции про
цесс общения выражается в той или ной манере общения. Манера общения определяется: тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.); дистанцией общения (интимная, личная, социальная, публичная). Сочетание этих факторов порож
дает разнообразие манер общения, среди которых наиболее рас
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 36
85
пространены уважительная, пренебрежительная, шутливая, серьез
ная, доброжелательная, озлобленная. Наконец, содержание, функ
ции и манеры общения реализуются с помощью стиля общения, ко
торый определяет эмоциональную атмосферу взаимодействия парт
неров. К наиболее известным стилям общения относят дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, тре
бовательный, деловой и др.
Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение —
это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе ко
торого формируются и развиваются различные виды от но
шений между ними, каждого партнера к самому себе и к со
вместной деятельности.
Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный ап
парат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения по
нятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специа
листов из различных областей науки. В результате продолжитель
ных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сло
жились следующие подходы к ее разрешению.
Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих по
нятий1. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвига
ется этимологическая и семантическая тождественность понятий
«коммуникация» и «общение».
Этимологически термин «коммуникация» образован от латин
ского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «ком
муникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство обще
ния, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, со
общение.
Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понима
ют его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обо
значает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ
ными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонни
1 См. работы JI.C. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева и др.
86
ная, доброжелательная, озлобленная. Наконец, содержание, функ
ции и манеры общения реализуются с помощью стиля общения, ко
торый определяет эмоциональную атмосферу взаимодействия парт
неров. К наиболее известным стилям общения относят дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, тре
бовательный, деловой и др.
Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение —
это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе ко
торого формируются и развиваются различные виды от но
шений между ними, каждого партнера к самому себе и к со
вместной деятельности.
Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный ап
парат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения по
нятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специа
листов из различных областей науки. В результате продолжитель
ных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сло
жились следующие подходы к ее разрешению.
Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих по
нятий1. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвига
ется этимологическая и семантическая тождественность понятий
«коммуникация» и «общение».
Этимологически термин «коммуникация» образован от латин
ского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «ком
муникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство обще
ния, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, со
общение.
Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понима
ют его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обо
значает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ
ными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонни
1 См. работы JI.C. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева и др.
86
ки данного подхода не видят принципиальной разницы в содержа
нии понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равно
правны.
Второй подход основывается на разделении понятий «комму
никация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и
«коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные поня
тия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных со
общений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию
(знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Та
ким образом, коммуникация является однонаправленным процес
сом: информация передается только в одну сторону. Общение, на
против, представляет собой субъект-субъектную связь, при кото
рой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседни
ки, соучастники общего дела»1. В общении информация циркули
рует между партнерами, поскольку они равно активны, следова
тельно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двуна
правленный характер.
Коммуникация — монологична, обще
ние — диалогично.
Близкую позицию данному подходу занимает известный соци
альный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — ка
тегория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает вы
делять в структуре общения три взаимосвязанных стороны:
• коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися ин
дивидами;
• интерактивную, заключающуюся в организации взаимо
действия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающими
ся на учете личностных характеристик партнеров;
1
См.: КаганМ.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
С. 143— 146.
87
нии понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равно
правны.
Второй подход основывается на разделении понятий «комму
никация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и
«коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные поня
тия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных со
общений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию
(знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Та
ким образом, коммуникация является однонаправленным процес
сом: информация передается только в одну сторону. Общение, на
против, представляет собой субъект-субъектную связь, при кото
рой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседни
ки, соучастники общего дела»1. В общении информация циркули
рует между партнерами, поскольку они равно активны, следова
тельно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двуна
правленный характер.
Коммуникация — монологична, обще
ние — диалогично.
Близкую позицию данному подходу занимает известный соци
альный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — ка
тегория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает вы
делять в структуре общения три взаимосвязанных стороны:
• коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися ин
дивидами;
• интерактивную, заключающуюся в организации взаимо
действия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающими
ся на учете личностных характеристик партнеров;
1
См.: КаганМ.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
С. 143— 146.
87
• перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижения на этой основе взаимопонимания и сближения представите
лей различных культур1.
В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал
А.В. Соколов2. Его позиция заключается в том, что общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуника
ции, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:
• субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно об
щение;
• субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникаци
онной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воз
действия, как средство достижения своих целей;
• объект-субъектное отношение, свойственное коммуникатив
ной деятельности в форме подражания, когда реципиент це
ленаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать сво
его участия в коммуникационном акте.
Типичным способом реализации коммуникативного общения яв
ляется диалог двух собеседников, а способами управления и подра
жания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде.
Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматрива
ется как понятие, более широкое, чем общение.
Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии «информационный обмен». Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что об
щение не исчерпывает все информационные процессы в обществе.
Данные процессы охватывают весь общественный организм, про
низывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информацион
ного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией
1 См.: Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельно-
сти//Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.; Астафурова Т.Н.
Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 1997;
Юсупов ИМ. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
2 См.: Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
С. 24— 28.
88
осуществляется в невербальных формах — с помощью невербаль
ных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей куль
туры. Последние позволяют передавать информацию и в простран
стве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на уста
новление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».
Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них.
Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация по
нимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими1. Знакомство с раз
личными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимает
ся как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.2 Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуника
ция — это различные виды связей между людьми.
Среди всего множества интерпретаций данного термина суще
ствует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необ
ходимой предпосылкой человеческой жизни.
В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодейст
вий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновре
менно остается объектом познания со стороны своего партнера.
Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правила
1 См.: Орлов ЮМ. Общение. Лекция по психологии. М., 1997. С. 5
2 См.: ЗемляноваЛ.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа
ционного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 91 —92.
ных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей куль
туры. Последние позволяют передавать информацию и в простран
стве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на уста
новление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».
Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них.
Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация по
нимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими1. Знакомство с раз
личными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимает
ся как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.2 Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуника
ция — это различные виды связей между людьми.
Среди всего множества интерпретаций данного термина суще
ствует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необ
ходимой предпосылкой человеческой жизни.
В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодейст
вий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновре
менно остается объектом познания со стороны своего партнера.
Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правила
1 См.: Орлов ЮМ. Общение. Лекция по психологии. М., 1997. С. 5
2 См.: ЗемляноваЛ.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа
ционного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 91 —92.
ми и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения.
Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информа
ции и обмен ими, но она не сводится только к такому ее понима
нию. Понимание коммуникации только как процесса обмена инфор
мацией не объясняет специфики феномена коммуникативной дея
тельности в области человеческих отношений. В этом случае в ком
муникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью.
Как справедливо отмечает немещ<ий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»1. Безрезуль
татная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпре
тировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание».
Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопони
манию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «де
лать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь пере
дать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.
В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопони
мание партнеров и организацию ими совместных действий, позво
ляющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Та
кой подход исключает отождествление общения и коммуникации.
Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры.
Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуни
кация — это социально обусловленный процесс обмена инфор
мацией различного характера и содержания, передаваемой це
ленаправленно при помощи различных средств и имеющей сво
ей целью достижение взаимопонимания между партнерами и
осуществляемый в соответствии с определенными правилами
и нормами.
1 ReimannH. Kommunikationssysteme. UmrisseeinerSoziologiederVermittlungs —
und Mitteilungsprozesse. Tflbingen, 1968. S.75.
90
Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информа
ции и обмен ими, но она не сводится только к такому ее понима
нию. Понимание коммуникации только как процесса обмена инфор
мацией не объясняет специфики феномена коммуникативной дея
тельности в области человеческих отношений. В этом случае в ком
муникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью.
Как справедливо отмечает немещ<ий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»1. Безрезуль
татная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпре
тировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание».
Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопони
манию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «де
лать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь пере
дать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.
В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопони
мание партнеров и организацию ими совместных действий, позво
ляющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Та
кой подход исключает отождествление общения и коммуникации.
Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры.
Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуни
кация — это социально обусловленный процесс обмена инфор
мацией различного характера и содержания, передаваемой це
ленаправленно при помощи различных средств и имеющей сво
ей целью достижение взаимопонимания между партнерами и
осуществляемый в соответствии с определенными правилами
и нормами.
1 ReimannH. Kommunikationssysteme. UmrisseeinerSoziologiederVermittlungs —
und Mitteilungsprozesse. Tflbingen, 1968. S.75.
90
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» — час
тично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличитель
ные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Общение — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных контактов людей, включая и простые формы взаимодействия. Мы будем исхо
дить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и ин
формацией, направленный на достижение взаимопонимания и воз
действия друг на друга партнеров по коммуникации. В то время как общение — это процесс обмена познавательной и оценочной ин
формацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности че
ловека в контакте с другими людьми.
3.2. Основные формы коммуникации
Общение людей в жизни также безгранично и разнообразно, как само человеческое общество. Это разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В со
временной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, массовая и
межкультурная.
М е ж л и ч н о с т н а я коммуникация означает процесс обме
на сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими инди
видами, вступившими в контакт друг с другом. Определяющим фак
тором межличностной коммуникации являются межличностные от
ношения, которые складываются в результате самых разных кон
тактов людей с окружающим миром и способности людей эмоцио
нально воспринимать друг друга. Данная форма коммуникации иг
рает главную роль в социализации человека.
Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь имеет место непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личност- но ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личност
ные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.
91