Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1504

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
партнера по общению с целью достижения своих намерений осу­
ществляется скрытно. При этом партнер рассматривается как со­
вокупность функциональных качестве, которые оказываются по­
лезными для достижения поставленной цели. Примерами манипу- лятивного общения служат обучение, убеждение, управление и т.п. Эти виды общения предполагают объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведе­
нием и мыслями другого человека. Отсюда манипулятивное обще­
ние встречается там, где есть совместная деятельность людей. Ус­
пех этой совместной деятельности во многом зависит от владения человеком навыками манипулятивного общения. Поэтому осозна­
ние его законов и механизма оказывается решающим в соответст­
вующих ситуациях.
Гуманистическое общение обусловлено межличностными отно­
шениями и по многим признакам отличается от других типов. Это прежде всего личностное общение, позволяющее удовлетворить по­
требности человека в понимании, сочувствии, сопереживании. По своему характеру этот тип общения является диалогичным, т.е. равноправным субъективным взаимодействием, имеющим целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Гума­
нистическое общение предполагает искреннее, доверительное об­
щение, детерминируемое не столько условиями общения, его целью и стереотипами, сколько характером субъекта, его настроением и отношением к партнеру.
Содержание общения выражается в передаче от человека к че­
ловеку информации, в восприятии, взаимной оценке, взаимодейст­
вии и взаимовлиянии партнеров по общению друг на друга. В соот­
ветствии с содержанием общения выделяются четыре основных его функции:
• инструментальная (управление и передача информации, необ­
ходимой для деятельности);
• интегративная (объединение людей в процессе общения);
• самовыражения (взаимопонимание людей);
• трансляционная (передача различных способов деятельности, оценок и т.д.).
В зависимости от содержания и соответствующей функции про­
цесс общения выражается в той или ной манере общения. Манера общения определяется: тоном общения (спокойный, властный, вкрадчивый, взволнованный и т.д.); дистанцией общения (интимная, личная, социальная, публичная). Сочетание этих факторов порож­
дает разнообразие манер общения, среди которых наиболее рас­
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   36

85
пространены уважительная, пренебрежительная, шутливая, серьез­
ная, доброжелательная, озлобленная. Наконец, содержание, функ­
ции и манеры общения реализуются с помощью стиля общения, ко­
торый определяет эмоциональную атмосферу взаимодействия парт­
неров. К наиболее известным стилям общения относят дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, тре­
бовательный, деловой и др.
Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение
это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе ко­
торого формируются и развиваются различные виды от но­
шений между ними, каждого партнера к самому себе и к со­
вместной деятельности.
Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный ап­
парат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения по­
нятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специа­
листов из различных областей науки. В результате продолжитель­
ных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сло­
жились следующие подходы к ее разрешению.
Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих по­
нятий1. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвига­
ется этимологическая и семантическая тождественность понятий
«коммуникация» и «общение».
Этимологически термин «коммуникация» образован от латин­
ского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «ком­
муникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство обще­
ния, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, со­
общение.
Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понима­
ют его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обо­
значает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ­
ными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонни­
1 См. работы JI.C. Выготского, В.Н. Курбатова, А.А. Леонтьева и др.
86

ки данного подхода не видят принципиальной разницы в содержа­
нии понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равно­
правны.
Второй подход основывается на разделении понятий «комму­
никация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и
«коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные поня­
тия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных со­
общений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию
(знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Та­
ким образом, коммуникация является однонаправленным процес­
сом: информация передается только в одну сторону. Общение, на­
против, представляет собой субъект-субъектную связь, при кото­
рой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседни­
ки, соучастники общего дела»1. В общении информация циркули­
рует между партнерами, поскольку они равно активны, следова­
тельно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двуна­
правленный характер.
Коммуникация — монологична, обще­
ние — диалогично.
Близкую позицию данному подходу занимает известный соци­
альный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — ка­
тегория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает вы­
делять в структуре общения три взаимосвязанных стороны:
коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися ин­
дивидами;
интерактивную, заключающуюся в организации взаимо­
действия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающими­
ся на учете личностных характеристик партнеров;
1
См.: КаганМ.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
С. 143— 146.
87

перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижения на этой основе взаимопонимания и сближения представите­
лей различных культур1.
В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал
А.В. Соколов2. Его позиция заключается в том, что общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуника­
ции, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:
• субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно об­
щение;
• субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникаци­
онной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воз­
действия, как средство достижения своих целей;
• объект-субъектное отношение, свойственное коммуникатив­
ной деятельности в форме подражания, когда реципиент це­
ленаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать сво­
его участия в коммуникационном акте.
Типичным способом реализации коммуникативного общения яв­
ляется диалог двух собеседников, а способами управления и подра­
жания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде.
Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматрива­
ется как понятие, более широкое, чем общение.
Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии «информационный обмен». Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что об­
щение не исчерпывает все информационные процессы в обществе.
Данные процессы охватывают весь общественный организм, про­
низывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информацион­
ного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией
1 См.: Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельно-
сти//Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.; Астафурова Т.Н.
Лингвистические аспекты межкультурной деловой коммуникации. Волгоград, 1997;
Юсупов ИМ. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
2 См.: Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
С. 24— 28.
88

осуществляется в невербальных формах — с помощью невербаль­
ных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей куль­
туры. Последние позволяют передавать информацию и в простран­
стве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на уста­
новление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».
Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них.
Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация по­
нимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими1. Знакомство с раз­
личными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимает­
ся как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.2 Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуника­
ция — это различные виды связей между людьми.
Среди всего множества интерпретаций данного термина суще­
ствует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необ­
ходимой предпосылкой человеческой жизни.
В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодейст­
вий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновре­
менно остается объектом познания со стороны своего партнера.
Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правила­
1 См.: Орлов ЮМ. Общение. Лекция по психологии. М., 1997. С. 5
2 См.: ЗемляноваЛ.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информа­
ционного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 91 —92.

ми и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения.
Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информа­
ции и обмен ими, но она не сводится только к такому ее понима­
нию. Понимание коммуникации только как процесса обмена инфор­
мацией не объясняет специфики феномена коммуникативной дея­
тельности в области человеческих отношений. В этом случае в ком­
муникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью.
Как справедливо отмечает немещ<ий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»1. Безрезуль­
татная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпре­
тировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание».
Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопони­
манию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «де­
лать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь пере­
дать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.
В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопони­
мание партнеров и организацию ими совместных действий, позво­
ляющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Та­
кой подход исключает отождествление общения и коммуникации.
Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры.
Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуни­
кацияэто социально обусловленный процесс обмена инфор­
мацией различного характера и содержания, передаваемой це­
ленаправленно при помощи различных средств и имеющей сво­
ей целью достижение взаимопонимания между партнерами и
осуществляемый в соответствии с определенными правилами
и нормами.
1 ReimannH. Kommunikationssysteme. UmrisseeinerSoziologiederVermittlungs —
und Mitteilungsprozesse. Tflbingen, 1968. S.75.
90

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» — час­
тично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличитель­
ные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Общение — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных контактов людей, включая и простые формы взаимодействия. Мы будем исхо­
дить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и ин­
формацией, направленный на достижение взаимопонимания и воз­
действия друг на друга партнеров по коммуникации. В то время как общение — это процесс обмена познавательной и оценочной ин­
формацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности че­
ловека в контакте с другими людьми.
3.2. Основные формы коммуникации
Общение людей в жизни также безгранично и разнообразно, как само человеческое общество. Это разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В со­
временной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, массовая и
межкультурная.
М е ж л и ч н о с т н а я коммуникация означает процесс обме­
на сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими инди­
видами, вступившими в контакт друг с другом. Определяющим фак­
тором межличностной коммуникации являются межличностные от­
ношения, которые складываются в результате самых разных кон­
тактов людей с окружающим миром и способности людей эмоцио­
нально воспринимать друг друга. Данная форма коммуникации иг­
рает главную роль в социализации человека.
Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь имеет место непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личност- но ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личност­
ные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.
91