Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1505

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и все другие формы коммуникации, межличностная комму­
никация может быть эффективной или неэффективной. Многие ис­
следователи отмечают, что степень эффективности меняется в за­
висимости от ситуации общения. Так, например, можно быть ус­
пешным коммуникатором в общении со сверстниками или коллега­
ми и потерпеть неудачу в общении с людьми другой возрастной группы или иного социального положения. Можно достичь успеха в общении с представителем своего пола и потерпеть неудачу во взаимодействии с человеком противоположного пола. Специальные исследования вопроса эффективности коммуникации позволили сделать вывод, что эффективная межличностная коммуникация представляет собой систему конкретных действий, умений и навы­
ков, которые не являются врожденными, им следует учиться. Ис­
кусство межличностной коммуникации определяется тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия.
Общий уровень необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков выражается в понятии «коммуникативная компе­
тентность». Коммуникативная компетентность складывается из сле­
дующих психологических качеств:
• способности человека прогнозировать коммуникативную си­
туацию, в которой предстоит общение, ориентироваться в си­
туации, в которой он оказался;
• коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную тактику и реализовать коммуникативный замысел;
• способности разбираться в самом себе, собственном психоло­
гическом потенциале и потенциале партнера;
• владения навыками самонастройки, саморегуляции в процес­
се общения, включая умения преодолевать психологические барьеры, эмоционально настраиваться на ситуацию, распре­
делять свои силы в общении.
В н у т р и г р у п п о в а я форма коммуникации представляет собой совокупность различных видов общения, происходящих в ма­
лых группах. Численность малых групп составляет от 2—3 до
20—30 человек. Оптимальный объем малой группы обычно со­
ставляет 10— 15 человек. К числу таких групп относят семью, про­
фессиональный коллектив, компанию друзей и т.п.
Практически жизнь каждого человека с самого начала протека­
ет в малых группах. Поэтому он постоянно испытывает на себе их влияние, через них в значительной степени получает информацию о
92
внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономер­
ности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойст­
венны также специфические особенности, к которым относятся со­
вокупность позиций членов группы относительно получения и хра­
нения значимой для группы информации; групповое влияние и сте­
пень идентификации человека с группой; механизм принятия груп­
повых решений и т.д.
Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каж­
дый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат со­
вместных действий становится совокупным результатом усилий ка­
ждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна осно­
вываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильно­
сти стремлений, социальной ценности результатов коммуникации.
Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо­
вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы.
В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происхо­
дят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преоблада­
ет в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специ­
фическим принципам и правилам, предполагающим их знание, уме­
ние ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуни­
кации.
М а с с о в а я коммуникация представляет собой взаимодейст­
вие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных техничес­
ких средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регуляр­
ность и тиражирование информации; большая социальная значи­
мость информации, способствующей формированию мотивирован­
ности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас­
средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и ва­
риативность средств коммуникации.
Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   36

93
специфические особенности этой формы коммуникации, которые выражаются в опосредованности общения техническими средства­
ми; возможности одновременного общения больших социальных групп; социальной ориентированности общения; отсутствии непо­
средственной связи между партнерами по коммуникации, однона­
правленности информации и фиксировании коммуникативных ро­
лей; массовости, стихийности, анонимности объектов коммуника­
ции; массовости, публичности и социальной актуальности тем ком­
муникации.
В силу своих специфических особенностей и назначения массо­
вая коммуникация выполняет три функции: информационную, р е­
гулирующую и культурологическую.
Информационная заключается в предоставлении многочис­
ленным объектам коммуникации актуальной информации о са­
мых разных сферах жизни общества. Получая большой объем информации, участники массовой коммуникации не только рас­
ширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Владение информацией создает возможность для гармонизации отношений индивида и общест­
ва, а также позволяет каждому человеку прогнозировать свои действия.
Регулирующая функция выражается во влиянии на формиро­
вание общественного сознания, общественного мнения, социаль­
ных норм и стереотипов. Данная функция позволяет также осуще­
ствлять функцию социального контроля. Это свойство массовой коммуникации возникает в результате того, что люди принимают социальные нормы поведения, этнические требования, эстетиче­
ские принципы, предлагаемые средствами массовой коммуника­
ции, как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. и руководствуются ими в своей повседнев­
ной жизни.
Культурологическая функция включает в себя создание и ретранс­
ляцию культурных ценностей, ознакомление с достижениями куль­
туры и искусства других народов, сохранение и преемственность культуры и традиций собственного народа. В результате действия этой функции формируется соответствующий тип личности и ока­
зывается влияние на развитие художественной культуры. С помо­
щью массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур, развивают свои эстетические вку­
сы, достигают взаимопонимания в различных сторонах жизни и полнее интегрируются в общество.
94


М е ж к у л ь т у р н а я коммуникация представляет собой осо­
бую форму коммуникации двух или более представителей различ­
ных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятель­
ности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной куль­
туры другого народа, религии, ценностей, нравственных устано­
вок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации.
Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их мен­
талитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов зна­
ния — языка и культуры — обеспечивает эффективное и плодо­
творное общение.
Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на
•групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих,уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает че­
ловек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В свя­
зи с этим каждый участник межкультурной коммуникации распола­
гает своей собственной системой правил, обусловленных его социо­
культурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном об­
щении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социо­
культурного и этнического характера.
На межличностном уровне межкультурной коммуникации ус­
пех или неудача коммуникации во многом зависит от того, вызы­
вают или нет доверие друг у друга партнеры по коммуникации.
Это доверие определяется преимущественно двумя факторами: личными качествами человека и его компетенцией. Но значение этих факторов в различных культурах различно. В восточных и азиатских культурах доверие к личности человека важнее доверия к его компетенции, а в западных — наоборот. Кроме того, на про­
цесс коммуникации при межличностном общении помимо культур­
ных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.
95


Коммуникация в малых группах, состоящих из представителей разных культур, с необходимостью требует от ее участников адап­
тироваться в своих действиях к конкретным условиям данной груп­
пы. Члены монокультурных групп обычно придерживаются общих групповых норм, тогда как члены межкультурных групп действуют как представители своих культур и руководствуются при этом спе­
цифическими ценностями этих культур.
В процессе коммуникации в малой группе каждый участник вы­
нужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям ино- культурных участников группы. При этом очень часто коммуникан­
ты руководствуются стереотипами собственной культуры, а на их поведение воздействует множество культурных факторов. Поэтому в ситуациях межкультурного общения важно, чтобы партнеры осоз­
навали, что их поведение культурно обусловлено, а не является результатом злого умысла.
Межкультурная коммуникация в группах может осуществляться также на этническом уровне. На практике это выражается во взаи­
модействии межау локальными этническими группами, этноязыко­
выми, этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимо­
действии культур на данном уровне отчетливо наблюдаются две тенденции. С одной стороны, происходит взаимное усвоение дости­
жений другой культуры, развиваются интеграционные процессы, имеет место взаимный обмен и обогащение культур. С другой сто­
роны, межкультурная коммуникация на этом уровне сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к сохранению и защите этнических особенностей народа.
Сама по себе межкультурная коммуникация на этническом уровне выражается в усилении контактов, двуязычии, увеличении численности смешанных браков и т.д., но не ведет к установлению культурной общности. Здесь коммуникация заканчивается взаим­
ным или односторонним проникновением каких-либо элементов культуры без утраты идентичности. В то же время благодаря куль­
турным контактам формируются элементы межэтнической •. куль­
туры, на основе которых происходит дальнейшее общение различ­
ных этнических групп.
Таким образом, межкультурная коммуникация широко охваты­
вает все формы общения между людьми из различных социокуль­
турных групп, так же как и между различными группами. Она включает в себя коммуникацию между культурами, между расами, этническими группами, между религиями и между субкультурами внутри больших культур.
96

3.3. Теории межкультурной коммуникации
Современное коммуникативное пространство представляет со­
бой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Это обусловлено тем, что в различных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае взаимо­
действует с другими людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами передачи информации, субъектами коммуникации, ее целями и многими другими причинами. Все это позволяет выделить различные виды коммуникации. В современной коммуникативисти- ке выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается'. При этом каждый вид коммуникации имеет свое теоретическое обоснование и выражение. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет выделить следующие виды коммуникации: межэтниче­
ская, деловая, социальная, международная, межличностная, массо­
вая, межкультурная и др. Из всех отмеченных видов коммуникации для нас представляет интерес прежде всего межкультурная комму­
никация.
Объективным основанием для межкультурной коммуникации являются различия между культурами, складывающиеся в процессе формирования каждой этнической культуры. Как было отмечено выше, жизнедеятельность и отношения людей определяются суще­
ствующими в той или иной культуре нормами, которые регулируют практически все области человеческого мышления и поведения и оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличност­
ные отношения. Образование, воспитание, историческая память, традиции, обычаи и язык вырабатывают систему ориентаций, помо­
гающую людям успешно справляться с житейскими ситуациями и различными проблемами.
Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с этими особенностями своей культуры. Эти культурные нормы за­
частую не осознаются индивидом, поскольку составляют часть его личности. Осознание особенностей собственной культуры происходит при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. При этом тако­
1
См.: Основы теории коммуникации. М., 2003; Соколов А.В. Общая теория соци­
альной коммуникации. СПб., 2002; Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.,
2002; и др.
7-4910
97

го рода взаимодействие зачастую связано с дискомфортом или порождает конфликтные ситуации и требует обстоятельного ис­
следования.
Поведение людей, принадлежащих другим культурам, не явля­
ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози­
рованию, но обусловливает потребность в специальных образова­
тельных программах, направленных на формирование знаний и на­
выков межкультурной коммуникации.
Стремление понять чужие культуры и поведение их представи­
телей, разобраться в причинах культурных различий и совпадений существует столько же времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не прини­
мать во внимание другие культуры или рассматривать их как недос­
тойные, оценивая носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных ка­
честв и вообще каких-либо человеческих достоинств.
Такого рода полярное отношение к другим культурам существо­
вало на всем протяжении человеческой истории. В трансформиро­
ванном виде эта дилемма сохраняется и в современных условиях, что находит выражение в спорах и дискуссиях специалистов о со­
держании, объекте, предмете и целях межкультурной коммуника­
ции. В результате этих споров, дискуссий и обсуждений сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рас­
сматриваются различные проблемы взаимодействия культур. К наи­
более известным теориям межкультурной коммуникации относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотно­
сти Э. Хирша.
3.3.1.
Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Хол­
ла1 . На основе сравнительных исследований различных культурных групп Холл выделил не только их культурно-коммуникативные об­
разцы, но и разработал общую типологию по отношению их к кон­
текстуинформации, окружающей и сопровождающей то
или иное культурное событие. Он обратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невыска­
занные, скрытые правила, которые важны для понимания происхо­
дящих событий и межличностного поведения. Культуры различают­
х Hall Е. The Dance of Life. N.Y., 1998; Hall E. The Hidden Dimension. N.Y., 1998;
HallE. Beyond Culture. N.Y., 1998.
98