Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1505
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как и все другие формы коммуникации, межличностная комму
никация может быть эффективной или неэффективной. Многие ис
следователи отмечают, что степень эффективности меняется в за
висимости от ситуации общения. Так, например, можно быть ус
пешным коммуникатором в общении со сверстниками или коллега
ми и потерпеть неудачу в общении с людьми другой возрастной группы или иного социального положения. Можно достичь успеха в общении с представителем своего пола и потерпеть неудачу во взаимодействии с человеком противоположного пола. Специальные исследования вопроса эффективности коммуникации позволили сделать вывод, что эффективная межличностная коммуникация представляет собой систему конкретных действий, умений и навы
ков, которые не являются врожденными, им следует учиться. Ис
кусство межличностной коммуникации определяется тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия.
Общий уровень необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков выражается в понятии «коммуникативная компе
тентность». Коммуникативная компетентность складывается из сле
дующих психологических качеств:
• способности человека прогнозировать коммуникативную си
туацию, в которой предстоит общение, ориентироваться в си
туации, в которой он оказался;
• коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную тактику и реализовать коммуникативный замысел;
• способности разбираться в самом себе, собственном психоло
гическом потенциале и потенциале партнера;
• владения навыками самонастройки, саморегуляции в процес
се общения, включая умения преодолевать психологические барьеры, эмоционально настраиваться на ситуацию, распре
делять свои силы в общении.
В н у т р и г р у п п о в а я форма коммуникации представляет собой совокупность различных видов общения, происходящих в ма
лых группах. Численность малых групп составляет от 2—3 до
20—30 человек. Оптимальный объем малой группы обычно со
ставляет 10— 15 человек. К числу таких групп относят семью, про
фессиональный коллектив, компанию друзей и т.п.
Практически жизнь каждого человека с самого начала протека
ет в малых группах. Поэтому он постоянно испытывает на себе их влияние, через них в значительной степени получает информацию о
92
внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономер
ности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойст
венны также специфические особенности, к которым относятся со
вокупность позиций членов группы относительно получения и хра
нения значимой для группы информации; групповое влияние и сте
пень идентификации человека с группой; механизм принятия груп
повых решений и т.д.
Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каж
дый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат со
вместных действий становится совокупным результатом усилий ка
ждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна осно
вываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильно
сти стремлений, социальной ценности результатов коммуникации.
Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо
вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы.
В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происхо
дят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преоблада
ет в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специ
фическим принципам и правилам, предполагающим их знание, уме
ние ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуни
кации.
М а с с о в а я коммуникация представляет собой взаимодейст
вие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных техничес
ких средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регуляр
ность и тиражирование информации; большая социальная значи
мость информации, способствующей формированию мотивирован
ности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас
средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и ва
риативность средств коммуникации.
Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило
ности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойст
венны также специфические особенности, к которым относятся со
вокупность позиций членов группы относительно получения и хра
нения значимой для группы информации; групповое влияние и сте
пень идентификации человека с группой; механизм принятия груп
повых решений и т.д.
Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каж
дый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат со
вместных действий становится совокупным результатом усилий ка
ждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна осно
вываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильно
сти стремлений, социальной ценности результатов коммуникации.
Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо
вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы.
В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происхо
дят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преоблада
ет в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специ
фическим принципам и правилам, предполагающим их знание, уме
ние ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуни
кации.
М а с с о в а я коммуникация представляет собой взаимодейст
вие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных техничес
ких средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регуляр
ность и тиражирование информации; большая социальная значи
мость информации, способствующей формированию мотивирован
ности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас
средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и ва
риативность средств коммуникации.
Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 36
93
специфические особенности этой формы коммуникации, которые выражаются в опосредованности общения техническими средства
ми; возможности одновременного общения больших социальных групп; социальной ориентированности общения; отсутствии непо
средственной связи между партнерами по коммуникации, однона
правленности информации и фиксировании коммуникативных ро
лей; массовости, стихийности, анонимности объектов коммуника
ции; массовости, публичности и социальной актуальности тем ком
муникации.
В силу своих специфических особенностей и назначения массо
вая коммуникация выполняет три функции: информационную, р е
гулирующую и культурологическую.
Информационная заключается в предоставлении многочис
ленным объектам коммуникации актуальной информации о са
мых разных сферах жизни общества. Получая большой объем информации, участники массовой коммуникации не только рас
ширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Владение информацией создает возможность для гармонизации отношений индивида и общест
ва, а также позволяет каждому человеку прогнозировать свои действия.
Регулирующая функция выражается во влиянии на формиро
вание общественного сознания, общественного мнения, социаль
ных норм и стереотипов. Данная функция позволяет также осуще
ствлять функцию социального контроля. Это свойство массовой коммуникации возникает в результате того, что люди принимают социальные нормы поведения, этнические требования, эстетиче
ские принципы, предлагаемые средствами массовой коммуника
ции, как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. и руководствуются ими в своей повседнев
ной жизни.
Культурологическая функция включает в себя создание и ретранс
ляцию культурных ценностей, ознакомление с достижениями куль
туры и искусства других народов, сохранение и преемственность культуры и традиций собственного народа. В результате действия этой функции формируется соответствующий тип личности и ока
зывается влияние на развитие художественной культуры. С помо
щью массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур, развивают свои эстетические вку
сы, достигают взаимопонимания в различных сторонах жизни и полнее интегрируются в общество.
94
ми; возможности одновременного общения больших социальных групп; социальной ориентированности общения; отсутствии непо
средственной связи между партнерами по коммуникации, однона
правленности информации и фиксировании коммуникативных ро
лей; массовости, стихийности, анонимности объектов коммуника
ции; массовости, публичности и социальной актуальности тем ком
муникации.
В силу своих специфических особенностей и назначения массо
вая коммуникация выполняет три функции: информационную, р е
гулирующую и культурологическую.
Информационная заключается в предоставлении многочис
ленным объектам коммуникации актуальной информации о са
мых разных сферах жизни общества. Получая большой объем информации, участники массовой коммуникации не только рас
ширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Владение информацией создает возможность для гармонизации отношений индивида и общест
ва, а также позволяет каждому человеку прогнозировать свои действия.
Регулирующая функция выражается во влиянии на формиро
вание общественного сознания, общественного мнения, социаль
ных норм и стереотипов. Данная функция позволяет также осуще
ствлять функцию социального контроля. Это свойство массовой коммуникации возникает в результате того, что люди принимают социальные нормы поведения, этнические требования, эстетиче
ские принципы, предлагаемые средствами массовой коммуника
ции, как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. и руководствуются ими в своей повседнев
ной жизни.
Культурологическая функция включает в себя создание и ретранс
ляцию культурных ценностей, ознакомление с достижениями куль
туры и искусства других народов, сохранение и преемственность культуры и традиций собственного народа. В результате действия этой функции формируется соответствующий тип личности и ока
зывается влияние на развитие художественной культуры. С помо
щью массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур, развивают свои эстетические вку
сы, достигают взаимопонимания в различных сторонах жизни и полнее интегрируются в общество.
94
М е ж к у л ь т у р н а я коммуникация представляет собой осо
бую форму коммуникации двух или более представителей различ
ных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятель
ности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной куль
туры другого народа, религии, ценностей, нравственных устано
вок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации.
Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их мен
талитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов зна
ния — языка и культуры — обеспечивает эффективное и плодо
творное общение.
Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на
•групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих,уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает че
ловек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В свя
зи с этим каждый участник межкультурной коммуникации распола
гает своей собственной системой правил, обусловленных его социо
культурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном об
щении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социо
культурного и этнического характера.
На межличностном уровне межкультурной коммуникации ус
пех или неудача коммуникации во многом зависит от того, вызы
вают или нет доверие друг у друга партнеры по коммуникации.
Это доверие определяется преимущественно двумя факторами: личными качествами человека и его компетенцией. Но значение этих факторов в различных культурах различно. В восточных и азиатских культурах доверие к личности человека важнее доверия к его компетенции, а в западных — наоборот. Кроме того, на про
цесс коммуникации при межличностном общении помимо культур
ных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.
95
Коммуникация в малых группах, состоящих из представителей разных культур, с необходимостью требует от ее участников адап
тироваться в своих действиях к конкретным условиям данной груп
пы. Члены монокультурных групп обычно придерживаются общих групповых норм, тогда как члены межкультурных групп действуют как представители своих культур и руководствуются при этом спе
цифическими ценностями этих культур.
В процессе коммуникации в малой группе каждый участник вы
нужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям ино- культурных участников группы. При этом очень часто коммуникан
ты руководствуются стереотипами собственной культуры, а на их поведение воздействует множество культурных факторов. Поэтому в ситуациях межкультурного общения важно, чтобы партнеры осоз
навали, что их поведение культурно обусловлено, а не является результатом злого умысла.
Межкультурная коммуникация в группах может осуществляться также на этническом уровне. На практике это выражается во взаи
модействии межау локальными этническими группами, этноязыко
выми, этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимо
действии культур на данном уровне отчетливо наблюдаются две тенденции. С одной стороны, происходит взаимное усвоение дости
жений другой культуры, развиваются интеграционные процессы, имеет место взаимный обмен и обогащение культур. С другой сто
роны, межкультурная коммуникация на этом уровне сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к сохранению и защите этнических особенностей народа.
Сама по себе межкультурная коммуникация на этническом уровне выражается в усилении контактов, двуязычии, увеличении численности смешанных браков и т.д., но не ведет к установлению культурной общности. Здесь коммуникация заканчивается взаим
ным или односторонним проникновением каких-либо элементов культуры без утраты идентичности. В то же время благодаря куль
турным контактам формируются элементы межэтнической •. куль
туры, на основе которых происходит дальнейшее общение различ
ных этнических групп.
Таким образом, межкультурная коммуникация широко охваты
вает все формы общения между людьми из различных социокуль
турных групп, так же как и между различными группами. Она включает в себя коммуникацию между культурами, между расами, этническими группами, между религиями и между субкультурами внутри больших культур.
96
3.3. Теории межкультурной коммуникации
Современное коммуникативное пространство представляет со
бой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Это обусловлено тем, что в различных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае взаимо
действует с другими людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами передачи информации, субъектами коммуникации, ее целями и многими другими причинами. Все это позволяет выделить различные виды коммуникации. В современной коммуникативисти- ке выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается'. При этом каждый вид коммуникации имеет свое теоретическое обоснование и выражение. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет выделить следующие виды коммуникации: межэтниче
ская, деловая, социальная, международная, межличностная, массо
вая, межкультурная и др. Из всех отмеченных видов коммуникации для нас представляет интерес прежде всего межкультурная комму
никация.
Объективным основанием для межкультурной коммуникации являются различия между культурами, складывающиеся в процессе формирования каждой этнической культуры. Как было отмечено выше, жизнедеятельность и отношения людей определяются суще
ствующими в той или иной культуре нормами, которые регулируют практически все области человеческого мышления и поведения и оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличност
ные отношения. Образование, воспитание, историческая память, традиции, обычаи и язык вырабатывают систему ориентаций, помо
гающую людям успешно справляться с житейскими ситуациями и различными проблемами.
Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с этими особенностями своей культуры. Эти культурные нормы за
частую не осознаются индивидом, поскольку составляют часть его личности. Осознание особенностей собственной культуры происходит при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. При этом тако
1
См.: Основы теории коммуникации. М., 2003; Соколов А.В. Общая теория соци
альной коммуникации. СПб., 2002; Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.,
2002; и др.
7-4910
97
го рода взаимодействие зачастую связано с дискомфортом или порождает конфликтные ситуации и требует обстоятельного ис
следования.
Поведение людей, принадлежащих другим культурам, не явля
ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози
рованию, но обусловливает потребность в специальных образова
тельных программах, направленных на формирование знаний и на
выков межкультурной коммуникации.
Стремление понять чужие культуры и поведение их представи
телей, разобраться в причинах культурных различий и совпадений существует столько же времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не прини
мать во внимание другие культуры или рассматривать их как недос
тойные, оценивая носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных ка
честв и вообще каких-либо человеческих достоинств.
Такого рода полярное отношение к другим культурам существо
вало на всем протяжении человеческой истории. В трансформиро
ванном виде эта дилемма сохраняется и в современных условиях, что находит выражение в спорах и дискуссиях специалистов о со
держании, объекте, предмете и целях межкультурной коммуника
ции. В результате этих споров, дискуссий и обсуждений сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рас
сматриваются различные проблемы взаимодействия культур. К наи
более известным теориям межкультурной коммуникации относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотно
сти Э. Хирша.
3.3.1.
Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Хол
ла1 . На основе сравнительных исследований различных культурных групп Холл выделил не только их культурно-коммуникативные об
разцы, но и разработал общую типологию по отношению их к кон
тексту — информации, окружающей и сопровождающей то
или иное культурное событие. Он обратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невыска
занные, скрытые правила, которые важны для понимания происхо
дящих событий и межличностного поведения. Культуры различают
х Hall Е. The Dance of Life. N.Y., 1998; Hall E. The Hidden Dimension. N.Y., 1998;
HallE. Beyond Culture. N.Y., 1998.
98
следования.
Поведение людей, принадлежащих другим культурам, не явля
ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози
рованию, но обусловливает потребность в специальных образова
тельных программах, направленных на формирование знаний и на
выков межкультурной коммуникации.
Стремление понять чужие культуры и поведение их представи
телей, разобраться в причинах культурных различий и совпадений существует столько же времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не прини
мать во внимание другие культуры или рассматривать их как недос
тойные, оценивая носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных ка
честв и вообще каких-либо человеческих достоинств.
Такого рода полярное отношение к другим культурам существо
вало на всем протяжении человеческой истории. В трансформиро
ванном виде эта дилемма сохраняется и в современных условиях, что находит выражение в спорах и дискуссиях специалистов о со
держании, объекте, предмете и целях межкультурной коммуника
ции. В результате этих споров, дискуссий и обсуждений сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рас
сматриваются различные проблемы взаимодействия культур. К наи
более известным теориям межкультурной коммуникации относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотно
сти Э. Хирша.
3.3.1.
Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Хол
ла1 . На основе сравнительных исследований различных культурных групп Холл выделил не только их культурно-коммуникативные об
разцы, но и разработал общую типологию по отношению их к кон
тексту — информации, окружающей и сопровождающей то
или иное культурное событие. Он обратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невыска
занные, скрытые правила, которые важны для понимания происхо
дящих событий и межличностного поведения. Культуры различают
х Hall Е. The Dance of Life. N.Y., 1998; Hall E. The Hidden Dimension. N.Y., 1998;
HallE. Beyond Culture. N.Y., 1998.
98