Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1506

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся своим «чтением контекста», использованием скрытой информа­
ции, которую заключает в себе каждая ситуация. Чем больше кон­
текстуальной информации необходимо для понимания социальной ситуации, тем выше сложность культуры. И чем выше сложность культуры, тем труднее «чужакам» правильно понять и оценить со­
циальную ситуацию. В зависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры на высоко­
контекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с пре­
обладающим монохронным или полихронным использованием вре­
мени.
Согласно исследованиям Холла, характер и результаты про­
цесса коммуникации определяются помимо всего прочего и степе­
нью информированности его участников. Степень информирован­
ности в свою очередь зависит от плотности социальных связей и скорости обмена информацией между членами этой сети. В соот­
ветствии с этим все культуры можно классифицировать по при­
знаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объе­
мом обмена информацией относятся к культуре с «низким контек­
стом».
Высокий контекст культуры является обязательным элементом успешного понимания того или иного события, поскольку высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. В этом случае в отношениях между людьми всегда при­
сутствуют тесные связи. В силу высокой информационной обеспе­
ченности и накопленного исторического опыта такие культуры можно назвать однородными', они мало меняются со временем и при взаимодействии с инокультурным окружением поведение пред­
ставителей высококонтекстуальных культур порождает одинаковую реакцию и предсказуемо. По мнению Холла, здесь для обычного повседневного общения не требуется подробной информации о происходящем, поскольку представители этих культур постоянно в курсе того, что происходит вокруг. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страны Ближ­
него Востока, Япония и Россия.
Для представителей высококонтекстуальных культур много ин­
формации передается неязыковым контекстом — иерархией, стату­
сом, внешним видом человека, манерами его поведения, условиями проживания и т.д. Например, высококонтекстуальные по своей
7*
99

природе японцы не станут вести переговоры с представителем дру­
гой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархии, как бы высокопрофессионален он ни был. Вся необходи­
мая информация для ведения переговоров уже заложена в сознании людей, и без знания этой информации переговоры будут неудачны­
ми. В культурах этого типа используется очень много намеков, под­
текста, фигуральных выражений и т.д. Так, если при обсуждении сделки американец даст утвердительный ответ, то это не может иметь никакой иной интерпретации, тогда как согласие японца во­
все не означает действительного согласия, оно может иметь раз­
личные интерпретации. Дело в том, что в японской культуре не принято прямо говорить «нет» из опасения, что отрицание че­
го-либо может подорвать авторитет партнера. Японцы особенно чувствительны к «сохранению лица» собеседника и никогда не по­
ставят партнера в неловкое положение, публично отвергая его предложение.
В то же время в мире существует группа культур, в которых практически отсутствуют неформальные информационные сети.
Эти культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни. Следствиями этой особенности оказываются слабая инфор­
мированность и большая потребность в дополнительной информа­
ции для понимания представителей других культур при общении. К типу низкоконтекстуальных культур можно отнести культуры Гер­
мании, Швейцарии, США, скандинавских и других североевропей­
ских стран.
В культурах этих стран большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения. Здесь люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что не будут поняты из си­
туации общения. В подобных обществах наибольшее значение при­
дается речи, а также обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами.
На шкале низкоконтекстуальных культур верхнее положение зани­
мают немцы с известной всем педантичностью. Для представителей немецкой культуры очень важны письменные контракты, договоры, документы.
Сравнение двух типов культур показывает, что каждая из них обладает специфическими особенностями. Так, высококонтек­
стуальные культуры отличает:
• невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
100


• серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;
• излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;
• отсутствие открытого выражения недовольства при любых ус­
ловиях и результатах общения.
В свою очередь низкоконтекстуальные культуры характе­
ризуются следующими признаками:
• прямая и выразительная манера речи;
• незначительная доля невербальных форм общения;
• четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов;
• оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собеседника;
• открытое выражение недовольства.
Иллюстрацией для понимания обоих типов культур может слу­
жить описание работы менеджеров, принадлежащих к культурам с высоким и низким контекстом. Так, в культуре с низким контекстом менеджер будет принимать посетителей одного за другим, строго по очереди. Во время своей работы он не будет отвечать на телефон­
ные звонки или звонить сам. Он будет получать информацию толь­
ко от тех людей, с которыми видится в течение дня, и из своих ра­
бочих документов.
Напротив, в кулвтурах с высоким контекстом офис менеджера будет напоминать проходной двор, когда люди постоянно входят и выходят в течение всего рабочего дня. Во время беседы менеджер отвлекается на телефонные разговоры и на прочие минутные во­
просы. В этой ситуации все действующие лица обо всем информи­
рованы, и каждый знает, где ему следует искать необходимую ин­
формацию.
Кроме проблемы контекстуальности культуры в теории Холла значительное место отводится исследованию вопроса использо­
вания времени представителями различных культур. По его мне­
нию, время является важным показателем темпа жизни и ритма деятельности, принятым в той или иной культуре. Культура ис­
пользования времени выступает главным организующим факто­
ром жизни и коммуникации, так как с помощью времени люди выражают свои чувства, подчеркивают важность своих поступков и действий.
Каждой культуре присуща своя система использования време­
ни, что чрезвычайно важно для межкультурной коммуникации. Для понимания партнера требуется знать, как понимается время в его
101
культуре. По Холлу, в зависимости от способа использования вре­
мени культуры следует разделять на два противоположных вида:
полихронные, в которых в один и тот же отрезок времени произво­
дится несколько видов деятельности; монохронные, в которых вре­
мя распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок вре­
мени возможен только один вид деятельности.
Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим в течение опреде­
ленного времени. В соответствии с этим время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее. Моно­
хронное время разделяется на отрезки, т.е. все тщательно планиру­
ется для того, чтобы человек мог в любой отрезок времени скон­
центрироваться на чем-либо. Представители монохронных культур приписывают времени вещественную стоимость: его можно потра­
тить, сэкономить, потерять, наверстывать, ускорять. Тем самым оно становится системой, с помощью которой поддерживается по­
рядок в организации человеческой жизни1. Исходя из того, что
«монохронный» человек способен заниматься только одним видом деятельности в определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Носители этого типа культуры не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такой тип ис­
пользования времени практикуется в Германии, США, ряде северо­
европейских стран.
Полихронное восприятие времени противоположно монохрон- ному — в нем многое происходит одновременно. Полихронное вре­
мя понимается не как прямолинейный путь, а как некий узел пере­
плетения многих проблем, поэтому оно менее ошутимо. В культурах полихронного типа большую роль играют межличностные, челове­
ческие отношения, а общение с человеком рассматривается как бо­
лее важное действие, чем принятый план действий. Поэтому пред­
ставители полихронных культур более динамичны в обращении со временем2. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока,
Средиземноморья, а также России.
Различия между представителями монохронных и полихронных культур можно обобщенно описать следующим образом: в моно­
хронных культурах индивиды делают одно дело в один промежуток
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   36

1 См.: Hall Е., Hall М. Hidden Differences. Studies in international Communication.
How to communicate with Germans. Hamburg, 1983. P. 13.
2 Cm.:
Op. cit. P. 14.
102
времени, при этом они сконцентрированы на своей работе, соблю­
дают все договоренности, испытывают ответственность за свою ра-
•боту, стараются не мешать другим, проявляют больше уважения к другим людям, пунктуальны и поддерживают преимущественно краткосрочные межличностные отношения.
Представители полихронных культур, напротив, делают не­
сколько дел одновременно, чаще прерывают свою работу, придают меньше значения договоренностям о встречах, чем человеческим взаимоотношениям. Они часто меняют свои планы, больше интере­
суются личными делами, их пунктуальность зависит от взаимоотно­
шений, они склонны устанавливать отношения с другими на всю жизнь.
Разделяя культуры на высоко- и низкоконтекстуальные, моно- хронные и полихронные, следует помнить, что в каждом типе суще­
ствует множество скрытых правил и требований, регулирующих по­
вседневную жизнь людей. В высококонтекстуальных и монохронных культурах эти правила и требования определяют принятые в обще­
стве нормы поведения, которые строго соблюдаются. Например, в
Японии размещение участников за столом переговоров строго оп­
ределено старшинством. В культурах Ближнего Востока ни одно де­
ловое обсуждение не начнется без обмена любезностями и налажи­
вания личных контактов. Стремление американцев приступать к обсуждению деловых вопросов без напрасной потери времени будет воспринято представителями этих культур как грубость и невежли­
вость.
В низкоконтекстуальных культурах межличностные отношения часто носят временный и поверхностный характер. Здесь люди лег­
ко вступают в дружественные отношения и так же легко прерывают их. Легкость и быстрота, с которой американцы знакомятся с людь­
ми, привела к созданию одного из самых распространенных стерео­
типов,. согласно которому «американцы необычайно дружелюбны»; обратной стороной этого стереотипа является также широко рас­
пространенное мнение, что американская дружба поверхностна и не предполагает преданности и верности.
Дружеские отношения американцев носят весьма своеобразный характер: они редко бывают продолжительными и в них присутству­
ет всегда много прикладных моментов. Они менее постоянны, не­
жели представители других культур, и не любят зависеть от других людей. Американцы часто ранжируют свои дружеские отношения, выделяя «друзей по работе», «друзей по спорту», «друзей по отды­
ху», «друзей семьи» и т.п.
103


Сравнение особенностей каждого типа культуры, позволяет прийти к выводу, что при взаимном общении представителям этих культур приходится сталкиваться с множеством сложностей. Здесь всегда важно помнить, что на поведение представителей другой культуры нельзя реагировать так же, как принято в своей куль­
туре. Теория Холла помогает взглянуть на представителей различ­
ных культур изнутри и облегчает понимание культурных коммуни­
кативных образцов. Однако на практике межкультурного общения следует учитывать, что теория Холла не объясняет все поведение представителей того или иного типа культур. В рамках одной и той же культуры могут встречаться их различные комбинации и соче­
тания. Теория Холла дает лишь описания типичных черт, которые сопровождают процесс коммуникации представителей описанных культур.
3.3.2.
Теория культурных измерений Г. Хофштеде1. Под влия­
нием индивидуальных особенностей психики, социального окруже­
ния и специфических особенностей этнической культуры каждый человек особым образом воспринимает окружающий мир, стано­
вясь носителем определенного образа мыслей и потенциальных действий. В то же время подавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, по­
скольку именно в детстве человек наиболее восприимчив к про­
цессам обучения. Определенные ощущения, формы мышления и способы действий, которые возникают в ходе обучения и закреп­
ляются в сознании человека, консервируются и в дальнейшем сла­
бо поддаются изменениям. Ведь чтобы усвоить что-то новое, для этого сначала необходимо отказаться от старых образцов. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являют­
ся так называемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измерений культуры по четырем показа­
телям:
• дистанция власти (от низкой до высокой);
• коллективизм — индивидуализм;
• маскулинность — феминность;
• избегание неопределенности (от сильной до слабой).
*См.: Hofstede G. Cultures and Organisations. Software of the Mind. L., 1991;
Hofstede G. Interkulturelle Zusammenarbeit. Kulturen — Organisationen — Manage­
ment. Wiesbaden, 1993.
104

Данные вдел и представления являются исходными в теории культурных измерений голландского социолога Герта Хофштеде, который одним из первых в социологии культуры попытался ис­
пользовать значительные статистические данные для анализа куль­
турных ценностей. Теория культурных измерений Хофштеде бази­
руется на результатах письменного опроса, проведенного им в 40 странах мира, за исключением бывших социалистических стран, что объясняет отсутствие упоминаний всех восточноевропейских стран, в том числе России. Эти исследования позволили установить, что различные феномены культуры могут быть измерены по четырем указанным параметрам, которые на практике выступают в различ­
ных комбинациях между собой, что и определяет ментальность со­
ответствующей культуры.
Измерение по параметру «дистанция власти» означает срав­
нение культур по степени концентрации власти или распределения ее по различным уровням организации. Этот показатель позволяет установить, какое значение в разных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются различные культуры по данному признаку. Дистанция власти представляет собой вели­
чину неравномерного распределения власти в обществе и .степень готовности общества принять эту неравномерность во взаимоот­
ношениях между различными элементами. Дистанцию власти
Хофштеде объясняет через основные ценности членов общества, наделенных властью. Способ распределения власти, по его мне­
нию, обычно исходит из поведения наделенных властью членов об­
щества, т.е. когорты руководителей, а не из остальной массы ру­
ководимых.
В культурах с высокой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фундаментальные основы. Поэтому представители данного типа культуры полагают, что власть — важ­
нейшая часть социальной жизни, а носители власти рассматривают своих подчиненных как людей, сильно отличающихся от них самих.
При этом в культурах такого типа акцент делается в основном на принудительную форму власти. Здесь высокую ценность имеют обязательность, исполнительность, конформное поведение, автори­
тарные установки и жесткий стиль руководства.
Вопрос о легитимности самой власти в этих культурах не столь важен, поскольку в обществе негласно существует убеждение, что в мире должно быть определенное неравенство, в котором каждый имеет свое место. Дело в том, что некоторые культуры имеют пре­
имущественно иерархическую, или вертикальную, структуру орга­
низации, в то время как в других культурах иерархия выражена не
105