Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1506
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся своим «чтением контекста», использованием скрытой информа
ции, которую заключает в себе каждая ситуация. Чем больше кон
текстуальной информации необходимо для понимания социальной ситуации, тем выше сложность культуры. И чем выше сложность культуры, тем труднее «чужакам» правильно понять и оценить со
циальную ситуацию. В зависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры на высоко
контекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с пре
обладающим монохронным или полихронным использованием вре
мени.
Согласно исследованиям Холла, характер и результаты про
цесса коммуникации определяются помимо всего прочего и степе
нью информированности его участников. Степень информирован
ности в свою очередь зависит от плотности социальных связей и скорости обмена информацией между членами этой сети. В соот
ветствии с этим все культуры можно классифицировать по при
знаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объе
мом обмена информацией относятся к культуре с «низким контек
стом».
Высокий контекст культуры является обязательным элементом успешного понимания того или иного события, поскольку высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. В этом случае в отношениях между людьми всегда при
сутствуют тесные связи. В силу высокой информационной обеспе
ченности и накопленного исторического опыта такие культуры можно назвать однородными', они мало меняются со временем и при взаимодействии с инокультурным окружением поведение пред
ставителей высококонтекстуальных культур порождает одинаковую реакцию и предсказуемо. По мнению Холла, здесь для обычного повседневного общения не требуется подробной информации о происходящем, поскольку представители этих культур постоянно в курсе того, что происходит вокруг. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страны Ближ
него Востока, Япония и Россия.
Для представителей высококонтекстуальных культур много ин
формации передается неязыковым контекстом — иерархией, стату
сом, внешним видом человека, манерами его поведения, условиями проживания и т.д. Например, высококонтекстуальные по своей
7*
99
ции, которую заключает в себе каждая ситуация. Чем больше кон
текстуальной информации необходимо для понимания социальной ситуации, тем выше сложность культуры. И чем выше сложность культуры, тем труднее «чужакам» правильно понять и оценить со
циальную ситуацию. В зависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры на высоко
контекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с пре
обладающим монохронным или полихронным использованием вре
мени.
Согласно исследованиям Холла, характер и результаты про
цесса коммуникации определяются помимо всего прочего и степе
нью информированности его участников. Степень информирован
ности в свою очередь зависит от плотности социальных связей и скорости обмена информацией между членами этой сети. В соот
ветствии с этим все культуры можно классифицировать по при
знаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объе
мом обмена информацией относятся к культуре с «низким контек
стом».
Высокий контекст культуры является обязательным элементом успешного понимания того или иного события, поскольку высокая плотность информационных сетей предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. В этом случае в отношениях между людьми всегда при
сутствуют тесные связи. В силу высокой информационной обеспе
ченности и накопленного исторического опыта такие культуры можно назвать однородными', они мало меняются со временем и при взаимодействии с инокультурным окружением поведение пред
ставителей высококонтекстуальных культур порождает одинаковую реакцию и предсказуемо. По мнению Холла, здесь для обычного повседневного общения не требуется подробной информации о происходящем, поскольку представители этих культур постоянно в курсе того, что происходит вокруг. К странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, Испания, Италия, страны Ближ
него Востока, Япония и Россия.
Для представителей высококонтекстуальных культур много ин
формации передается неязыковым контекстом — иерархией, стату
сом, внешним видом человека, манерами его поведения, условиями проживания и т.д. Например, высококонтекстуальные по своей
7*
99
природе японцы не станут вести переговоры с представителем дру
гой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархии, как бы высокопрофессионален он ни был. Вся необходи
мая информация для ведения переговоров уже заложена в сознании людей, и без знания этой информации переговоры будут неудачны
ми. В культурах этого типа используется очень много намеков, под
текста, фигуральных выражений и т.д. Так, если при обсуждении сделки американец даст утвердительный ответ, то это не может иметь никакой иной интерпретации, тогда как согласие японца во
все не означает действительного согласия, оно может иметь раз
личные интерпретации. Дело в том, что в японской культуре не принято прямо говорить «нет» из опасения, что отрицание че
го-либо может подорвать авторитет партнера. Японцы особенно чувствительны к «сохранению лица» собеседника и никогда не по
ставят партнера в неловкое положение, публично отвергая его предложение.
В то же время в мире существует группа культур, в которых практически отсутствуют неформальные информационные сети.
Эти культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни. Следствиями этой особенности оказываются слабая инфор
мированность и большая потребность в дополнительной информа
ции для понимания представителей других культур при общении. К типу низкоконтекстуальных культур можно отнести культуры Гер
мании, Швейцарии, США, скандинавских и других североевропей
ских стран.
В культурах этих стран большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения. Здесь люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что не будут поняты из си
туации общения. В подобных обществах наибольшее значение при
дается речи, а также обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами.
На шкале низкоконтекстуальных культур верхнее положение зани
мают немцы с известной всем педантичностью. Для представителей немецкой культуры очень важны письменные контракты, договоры, документы.
Сравнение двух типов культур показывает, что каждая из них обладает специфическими особенностями. Так, высококонтек
стуальные культуры отличает:
• невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
100
гой фирмы, если он занимает недостаточно высокое положение в ее иерархии, как бы высокопрофессионален он ни был. Вся необходи
мая информация для ведения переговоров уже заложена в сознании людей, и без знания этой информации переговоры будут неудачны
ми. В культурах этого типа используется очень много намеков, под
текста, фигуральных выражений и т.д. Так, если при обсуждении сделки американец даст утвердительный ответ, то это не может иметь никакой иной интерпретации, тогда как согласие японца во
все не означает действительного согласия, оно может иметь раз
личные интерпретации. Дело в том, что в японской культуре не принято прямо говорить «нет» из опасения, что отрицание че
го-либо может подорвать авторитет партнера. Японцы особенно чувствительны к «сохранению лица» собеседника и никогда не по
ставят партнера в неловкое положение, публично отвергая его предложение.
В то же время в мире существует группа культур, в которых практически отсутствуют неформальные информационные сети.
Эти культуры менее однородны, в них межличностные контакты строго разграничены, представители этих культур не смешивают личные отношения с работой и другими аспектами повседневной жизни. Следствиями этой особенности оказываются слабая инфор
мированность и большая потребность в дополнительной информа
ции для понимания представителей других культур при общении. К типу низкоконтекстуальных культур можно отнести культуры Гер
мании, Швейцарии, США, скандинавских и других североевропей
ских стран.
В культурах этих стран большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения. Здесь люди часто выражают свои желания словесно, не предполагая, что не будут поняты из си
туации общения. В подобных обществах наибольшее значение при
дается речи, а также обсуждению деталей, предпочтителен прямой и открытый стиль общения, когда вещи называют своими именами.
На шкале низкоконтекстуальных культур верхнее положение зани
мают немцы с известной всем педантичностью. Для представителей немецкой культуры очень важны письменные контракты, договоры, документы.
Сравнение двух типов культур показывает, что каждая из них обладает специфическими особенностями. Так, высококонтек
стуальные культуры отличает:
• невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;
100
• серьезная роль невербального общения и умения «говорить глазами»;
• излишняя избыточность информации, поскольку для общения достаточно первоначальных фоновых знаний;
• отсутствие открытого выражения недовольства при любых ус
ловиях и результатах общения.
В свою очередь низкоконтекстуальные культуры характе
ризуются следующими признаками:
• прямая и выразительная манера речи;
• незначительная доля невербальных форм общения;
• четкая и ясная оценка всех обсуждаемых тем и вопросов;
• оценка недосказанности как недостаточной компетентности или слабой информированности собеседника;
• открытое выражение недовольства.
Иллюстрацией для понимания обоих типов культур может слу
жить описание работы менеджеров, принадлежащих к культурам с высоким и низким контекстом. Так, в культуре с низким контекстом менеджер будет принимать посетителей одного за другим, строго по очереди. Во время своей работы он не будет отвечать на телефон
ные звонки или звонить сам. Он будет получать информацию толь
ко от тех людей, с которыми видится в течение дня, и из своих ра
бочих документов.
Напротив, в кулвтурах с высоким контекстом офис менеджера будет напоминать проходной двор, когда люди постоянно входят и выходят в течение всего рабочего дня. Во время беседы менеджер отвлекается на телефонные разговоры и на прочие минутные во
просы. В этой ситуации все действующие лица обо всем информи
рованы, и каждый знает, где ему следует искать необходимую ин
формацию.
Кроме проблемы контекстуальности культуры в теории Холла значительное место отводится исследованию вопроса использо
вания времени представителями различных культур. По его мне
нию, время является важным показателем темпа жизни и ритма деятельности, принятым в той или иной культуре. Культура ис
пользования времени выступает главным организующим факто
ром жизни и коммуникации, так как с помощью времени люди выражают свои чувства, подчеркивают важность своих поступков и действий.
Каждой культуре присуща своя система использования време
ни, что чрезвычайно важно для межкультурной коммуникации. Для понимания партнера требуется знать, как понимается время в его
101
культуре. По Холлу, в зависимости от способа использования вре
мени культуры следует разделять на два противоположных вида:
полихронные, в которых в один и тот же отрезок времени произво
дится несколько видов деятельности; монохронные, в которых вре
мя распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок вре
мени возможен только один вид деятельности.
Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим в течение опреде
ленного времени. В соответствии с этим время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее. Моно
хронное время разделяется на отрезки, т.е. все тщательно планиру
ется для того, чтобы человек мог в любой отрезок времени скон
центрироваться на чем-либо. Представители монохронных культур приписывают времени вещественную стоимость: его можно потра
тить, сэкономить, потерять, наверстывать, ускорять. Тем самым оно становится системой, с помощью которой поддерживается по
рядок в организации человеческой жизни1. Исходя из того, что
«монохронный» человек способен заниматься только одним видом деятельности в определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Носители этого типа культуры не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такой тип ис
пользования времени практикуется в Германии, США, ряде северо
европейских стран.
Полихронное восприятие времени противоположно монохрон- ному — в нем многое происходит одновременно. Полихронное вре
мя понимается не как прямолинейный путь, а как некий узел пере
плетения многих проблем, поэтому оно менее ошутимо. В культурах полихронного типа большую роль играют межличностные, челове
ческие отношения, а общение с человеком рассматривается как бо
лее важное действие, чем принятый план действий. Поэтому пред
ставители полихронных культур более динамичны в обращении со временем2. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока,
Средиземноморья, а также России.
Различия между представителями монохронных и полихронных культур можно обобщенно описать следующим образом: в моно
хронных культурах индивиды делают одно дело в один промежуток
мени культуры следует разделять на два противоположных вида:
полихронные, в которых в один и тот же отрезок времени произво
дится несколько видов деятельности; монохронные, в которых вре
мя распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок вре
мени возможен только один вид деятельности.
Монохронное использование времени означает, что действия осуществляются последовательно, одно за другим в течение опреде
ленного времени. В соответствии с этим время представляется как прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее. Моно
хронное время разделяется на отрезки, т.е. все тщательно планиру
ется для того, чтобы человек мог в любой отрезок времени скон
центрироваться на чем-либо. Представители монохронных культур приписывают времени вещественную стоимость: его можно потра
тить, сэкономить, потерять, наверстывать, ускорять. Тем самым оно становится системой, с помощью которой поддерживается по
рядок в организации человеческой жизни1. Исходя из того, что
«монохронный» человек способен заниматься только одним видом деятельности в определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Носители этого типа культуры не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такой тип ис
пользования времени практикуется в Германии, США, ряде северо
европейских стран.
Полихронное восприятие времени противоположно монохрон- ному — в нем многое происходит одновременно. Полихронное вре
мя понимается не как прямолинейный путь, а как некий узел пере
плетения многих проблем, поэтому оно менее ошутимо. В культурах полихронного типа большую роль играют межличностные, челове
ческие отношения, а общение с человеком рассматривается как бо
лее важное действие, чем принятый план действий. Поэтому пред
ставители полихронных культур более динамичны в обращении со временем2. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. К типичным полихронным культурам относятся культуры стран Латинской Америки, Ближнего Востока,
Средиземноморья, а также России.
Различия между представителями монохронных и полихронных культур можно обобщенно описать следующим образом: в моно
хронных культурах индивиды делают одно дело в один промежуток
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 36
1 См.: Hall Е., Hall М. Hidden Differences. Studies in international Communication.
How to communicate with Germans. Hamburg, 1983. P. 13.
2 Cm.:
Op. cit. P. 14.
102
времени, при этом они сконцентрированы на своей работе, соблю
дают все договоренности, испытывают ответственность за свою ра-
•боту, стараются не мешать другим, проявляют больше уважения к другим людям, пунктуальны и поддерживают преимущественно краткосрочные межличностные отношения.
Представители полихронных культур, напротив, делают не
сколько дел одновременно, чаще прерывают свою работу, придают меньше значения договоренностям о встречах, чем человеческим взаимоотношениям. Они часто меняют свои планы, больше интере
суются личными делами, их пунктуальность зависит от взаимоотно
шений, они склонны устанавливать отношения с другими на всю жизнь.
Разделяя культуры на высоко- и низкоконтекстуальные, моно- хронные и полихронные, следует помнить, что в каждом типе суще
ствует множество скрытых правил и требований, регулирующих по
вседневную жизнь людей. В высококонтекстуальных и монохронных культурах эти правила и требования определяют принятые в обще
стве нормы поведения, которые строго соблюдаются. Например, в
Японии размещение участников за столом переговоров строго оп
ределено старшинством. В культурах Ближнего Востока ни одно де
ловое обсуждение не начнется без обмена любезностями и налажи
вания личных контактов. Стремление американцев приступать к обсуждению деловых вопросов без напрасной потери времени будет воспринято представителями этих культур как грубость и невежли
вость.
В низкоконтекстуальных культурах межличностные отношения часто носят временный и поверхностный характер. Здесь люди лег
ко вступают в дружественные отношения и так же легко прерывают их. Легкость и быстрота, с которой американцы знакомятся с людь
ми, привела к созданию одного из самых распространенных стерео
типов,. согласно которому «американцы необычайно дружелюбны»; обратной стороной этого стереотипа является также широко рас
пространенное мнение, что американская дружба поверхностна и не предполагает преданности и верности.
Дружеские отношения американцев носят весьма своеобразный характер: они редко бывают продолжительными и в них присутству
ет всегда много прикладных моментов. Они менее постоянны, не
жели представители других культур, и не любят зависеть от других людей. Американцы часто ранжируют свои дружеские отношения, выделяя «друзей по работе», «друзей по спорту», «друзей по отды
ху», «друзей семьи» и т.п.
103
дают все договоренности, испытывают ответственность за свою ра-
•боту, стараются не мешать другим, проявляют больше уважения к другим людям, пунктуальны и поддерживают преимущественно краткосрочные межличностные отношения.
Представители полихронных культур, напротив, делают не
сколько дел одновременно, чаще прерывают свою работу, придают меньше значения договоренностям о встречах, чем человеческим взаимоотношениям. Они часто меняют свои планы, больше интере
суются личными делами, их пунктуальность зависит от взаимоотно
шений, они склонны устанавливать отношения с другими на всю жизнь.
Разделяя культуры на высоко- и низкоконтекстуальные, моно- хронные и полихронные, следует помнить, что в каждом типе суще
ствует множество скрытых правил и требований, регулирующих по
вседневную жизнь людей. В высококонтекстуальных и монохронных культурах эти правила и требования определяют принятые в обще
стве нормы поведения, которые строго соблюдаются. Например, в
Японии размещение участников за столом переговоров строго оп
ределено старшинством. В культурах Ближнего Востока ни одно де
ловое обсуждение не начнется без обмена любезностями и налажи
вания личных контактов. Стремление американцев приступать к обсуждению деловых вопросов без напрасной потери времени будет воспринято представителями этих культур как грубость и невежли
вость.
В низкоконтекстуальных культурах межличностные отношения часто носят временный и поверхностный характер. Здесь люди лег
ко вступают в дружественные отношения и так же легко прерывают их. Легкость и быстрота, с которой американцы знакомятся с людь
ми, привела к созданию одного из самых распространенных стерео
типов,. согласно которому «американцы необычайно дружелюбны»; обратной стороной этого стереотипа является также широко рас
пространенное мнение, что американская дружба поверхностна и не предполагает преданности и верности.
Дружеские отношения американцев носят весьма своеобразный характер: они редко бывают продолжительными и в них присутству
ет всегда много прикладных моментов. Они менее постоянны, не
жели представители других культур, и не любят зависеть от других людей. Американцы часто ранжируют свои дружеские отношения, выделяя «друзей по работе», «друзей по спорту», «друзей по отды
ху», «друзей семьи» и т.п.
103
Сравнение особенностей каждого типа культуры, позволяет прийти к выводу, что при взаимном общении представителям этих культур приходится сталкиваться с множеством сложностей. Здесь всегда важно помнить, что на поведение представителей другой культуры нельзя реагировать так же, как принято в своей куль
туре. Теория Холла помогает взглянуть на представителей различ
ных культур изнутри и облегчает понимание культурных коммуни
кативных образцов. Однако на практике межкультурного общения следует учитывать, что теория Холла не объясняет все поведение представителей того или иного типа культур. В рамках одной и той же культуры могут встречаться их различные комбинации и соче
тания. Теория Холла дает лишь описания типичных черт, которые сопровождают процесс коммуникации представителей описанных культур.
3.3.2.
Теория культурных измерений Г. Хофштеде1. Под влия
нием индивидуальных особенностей психики, социального окруже
ния и специфических особенностей этнической культуры каждый человек особым образом воспринимает окружающий мир, стано
вясь носителем определенного образа мыслей и потенциальных действий. В то же время подавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, по
скольку именно в детстве человек наиболее восприимчив к про
цессам обучения. Определенные ощущения, формы мышления и способы действий, которые возникают в ходе обучения и закреп
ляются в сознании человека, консервируются и в дальнейшем сла
бо поддаются изменениям. Ведь чтобы усвоить что-то новое, для этого сначала необходимо отказаться от старых образцов. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Результатом процесса формирования ощущений, мыслей и поведения являют
ся так называемые ментальные программы, которые могут быть исследованы с помощью измерений культуры по четырем показа
телям:
• дистанция власти (от низкой до высокой);
• коллективизм — индивидуализм;
• маскулинность — феминность;
• избегание неопределенности (от сильной до слабой).
*См.: Hofstede G. Cultures and Organisations. Software of the Mind. L., 1991;
Hofstede G. Interkulturelle Zusammenarbeit. Kulturen — Organisationen — Manage
ment. Wiesbaden, 1993.
104
Данные вдел и представления являются исходными в теории культурных измерений голландского социолога Герта Хофштеде, который одним из первых в социологии культуры попытался ис
пользовать значительные статистические данные для анализа куль
турных ценностей. Теория культурных измерений Хофштеде бази
руется на результатах письменного опроса, проведенного им в 40 странах мира, за исключением бывших социалистических стран, что объясняет отсутствие упоминаний всех восточноевропейских стран, в том числе России. Эти исследования позволили установить, что различные феномены культуры могут быть измерены по четырем указанным параметрам, которые на практике выступают в различ
ных комбинациях между собой, что и определяет ментальность со
ответствующей культуры.
Измерение по параметру «дистанция власти» означает срав
нение культур по степени концентрации власти или распределения ее по различным уровням организации. Этот показатель позволяет установить, какое значение в разных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются различные культуры по данному признаку. Дистанция власти представляет собой вели
чину неравномерного распределения власти в обществе и .степень готовности общества принять эту неравномерность во взаимоот
ношениях между различными элементами. Дистанцию власти
Хофштеде объясняет через основные ценности членов общества, наделенных властью. Способ распределения власти, по его мне
нию, обычно исходит из поведения наделенных властью членов об
щества, т.е. когорты руководителей, а не из остальной массы ру
ководимых.
В культурах с высокой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фундаментальные основы. Поэтому представители данного типа культуры полагают, что власть — важ
нейшая часть социальной жизни, а носители власти рассматривают своих подчиненных как людей, сильно отличающихся от них самих.
При этом в культурах такого типа акцент делается в основном на принудительную форму власти. Здесь высокую ценность имеют обязательность, исполнительность, конформное поведение, автори
тарные установки и жесткий стиль руководства.
Вопрос о легитимности самой власти в этих культурах не столь важен, поскольку в обществе негласно существует убеждение, что в мире должно быть определенное неравенство, в котором каждый имеет свое место. Дело в том, что некоторые культуры имеют пре
имущественно иерархическую, или вертикальную, структуру орга
низации, в то время как в других культурах иерархия выражена не
105