Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1507

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
так сильно или ее структура имеет горизонтальный характер по­
строения взаимоотношений. В иерархических обществах с высо­
кой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению полномочий и поэтому подчиняются всем выше­
стоящим лицам: начальникам и прочим носителям властных пол­
номочий традиционно оказывается подчеркнутое уважение и де­
монстрируется послушание. В таких культурах не допускаются вы­
ражение противоречий, жесткая критика или открытое противо­
действие
Такого рода взаимоотношения в культурах с высокой дистанци­
ей власти основываются на убеждении, что люди изначально рож­
даются неравными, у каждого есть свое место в жизни, обусловлен­
ное сложной иерархической структурой общества, и своя дистанция между различными социальными слоями общества. Социальная ие­
рархия общества определяет и структуру составляющих его органи­
заций. Еще в школе детей учат, что они не должны перебивать учи­
теля и задавать вопросы, поскольку это считается проявлением не­
уважения к старшим. В таких культурах для организационных структур характерны централизация власти, большая численность персонала в области контроля и проверки, который определяет значимость той или иной работы. Здесь существует твердое убеж­
дение, что наделенные властью отличаются от рядовых людей, по­
этому любое проявление власти считается нормой.
В культурах с низкой дистанцией власти господствует точка зрения, согласно которой неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культур считают, что иерархия — условное закрепление неравенства людей в обще­
стве, поэтому наибольшее значение там придается таким ценно­
стям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и ува­
жение к личности. Подчиненные здесь рассматривают себя такими же людьми, как и их руководители. Поэтому коммуникация в дан­
ных культурах менее формальна, равенство собеседников выражено сильнее, а стиль общения носит в большей мере консультативный характер.
В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистан­
ция между вышестоящими и их подчиненными незначительна. На­
пример, сотрудники таких организаций всегда могут подойти к сво­
ему начальнику с вопросом или высказать критические замечания.
Открытое несогласие или активное противодействие начальнику также рассматривается здесь как норма. Наоборот, в культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными: сотрудники должны либо
106

признава1ъ власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать с ним всякие отношения. В этом случае эмоциональ­
ная дистанция между начальниками и подчиненными очень велика.
Сотрудники лишь в редких случаях могут позволить себе задать во­
просы своему начальнику, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его действия критике. На основе результатов своих исследований
Хофштеде пришел к выводу, что к культурам с высокой дистанцией власти можно отнести турецкую, а к культурам с низкой дистанцией власти — немецкую.
В качестве примера различия культур по данному показателю можно сравнить взаимоотношения начальника и подчиненного на
Западе и в России. Для западной деловой культуры характерны стеклянные двери в кабинеты, свободный вход к начальнику, взаи- моуважительная форма общения руководителей и подчиненных, что в итоге указывает на короткую дистанцию власти в организациях
Запада. В противоположность западной, русская деловая культура предполагает 2—3 иерархических уровня власти с большим коли­
чеством приказов руководителей своим подчиненным, что значи­
тельно удлиняет дистанцию между начальником и подчиненным и осложняет решение всех вопросов.
Измерение культур по признаку индивидуализмколлекти­
визм призвано показать степень, до которой культура поощряет со­
циальную связь в противоположность индивидуальной независимо­
сти и опоре на собственные силы, и тем самым объяснить различия в поведении представителей разных культур. Выдвигая этот при­
знак, Хофштеде исходил из того, что в зависимости от приоритета потребностей личности или общества все культуры можно разде­
лить на коллективистские и индивидуалистские.
Индивидуалистской может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем цели групповые.
Индивидуализм присущ обществам со свободной (нежесткой) соци­
альной структурой, в которых каждый должен заботиться о себе и своей семье.
Коллективистская культура, напротив, характеризуется тем, что в ней групповые цели доминируют над индивидуальными. Коллекти­
визм присущ обществам с жесткой (строгой) социальной структу­
рой, четким разделением на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных в обмен на безоговорочную лояльность группе.
По мнению Хофштеде, подавляющее большинство людей живет
в коллективистских обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Коллективистский характер
107

общества означает не власть государства над индивидом, а власть группы над ним. К данному типу культур следует отнести большин­
ство традиционных азиатских и африканских культур, а также като­
лических стран Южной Европы и Латинской Америки, которые от­
личает повышенное внимание к семейным и общинным отношени­
ям и ценностям. Самая первая группа, в которой оказывается чело­
век с рождения — его семья. В большинстве коллективистских об­
ществ семья состоит из довольно большого числа членов, прожи­
вающих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, дяди, тети и прочие родст­
венники. Эти люди и становятся первыми и главными арбитрами, определяющими направление поведения человека. Если дети вы­
растают в семьях такого типа, то они изначально воспринимают себя как часть мы-группы. Каждая большая семья отличает себя от других групп в обществе и является основанием для создания соб­
ственной идентичности. Здесь между индивидом и группой развива­
ются отношения зависимости. Собственная группа на протяжении всей жизни защищает индивида, но в ответ требует от него посто­
янно проявлять преданность.
Наряду с современной системой законов японцы подчиняются неписаному кодексу общественного поведения, в основе которого лежит строгая субординация, напоминающая человеку о его подо­
бающем месте и требующая постоянно соблюдать дистанцию в об­
щем потоке взаимоотношений. Осознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных интересов — все это обрекает японцев на известную замкнутость.
Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, со­
циальной принадлежности здесь крайне редки. Круг тех, с кем япо­
нец сохраняет общение на протяжении всей своей жизни, весьма ограничен. За исключением родственников и бывших одноклассни­
ков, это, как правило, — сослуживцы одного с ним ранга. По­
скольку любая группа в японском обществе основана на жесткой иерархии, то чужак, задумавший проникнуть в нее со стороны, ока­
зывается сразу инородным телом в системе прочных отношений, установившихся ранее.
В коллективистских культурах люди воспринимают мир и фор­
мируют свое отношение к нему сквозь призму интересов группы.
Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, ко­
торая разделяет «своих» и «чужих». Большое внимание уделяется взглядам, целям и потребностям группы, а не индивида. Социаль­
ные нормы и обязанности определяются группой, а личные взаимо­
отношения считаются важнее выполнения поставленной задачи.
108


Поддерживаются те ценности, которые разделяются всеми, а не те, которые выделяют индивида на фоне группы. Значимость человека зависит не от личных качеств, а от места в социальной иерархии.
Культура подчеркивает принадлежность каждого к организации. В таких обществах не существует личного мнения как такового.
«Личное мнение» определяется мнением группы, но если возникает какая-либо проблема, в отношении которой не выработана четкая групповая позиция, то формулируется групповое мнение путем об­
суждения ее на совете группы.
По данному признаку русская культура также отличается от за­
падной. Например, в голландских организациях самого разного типа существует практика регулярно проводить собрания персонала с численностью до 100 человек. При этом сами руководители сове­
щаний не проводят, они это право предоставляют своим внутрен­
ним консультантам и участвуют в собраниях на положении «как все». Решения принимаются всем коллективом и выполняются все­
ми работниками.
В нашей деловой культуре, напротив, по старой советской тра­
диции управленческие решения принимаются единолично руководи­
телем. Собрания подобного рода не проводятся, поскольку отноше­
ния между сотрудниками строятся сугубо иерархично, на основе культа единоначалия.
На Западе распространен горизонтальный коллективизм инди­
видуалов, в котором каждый индивид осознает себя независимым.
Наш коллективизм является уравнительно-пассивным и выглядит вертикальным и патерналистским.
Меньшая часть человечества живет в обществах, в которых ин­
тересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общест­
ва и их культуры были названы Хофштеде индивидуалистскими.
В них отношения между людьми зависят от индивидуальных интере­
сов и притязаний их участников и поэтому изменяются по мере из­
менения интересов и притязаний. В подобных обществах выбор ин­
дивидом стиля одежды, друзей, занятий или супруга относительно свободен от диктата со стороны семьи или еще кого-либо. Это не означает, что люди в таких обществах не испытывают влияния со стороны окружающих. Но степень влияния здесь несравненно меньше, чем в коллективистских обществах.
В силу указанных причин в таких индивидуалистских культурах, как культуры Германии, США, Австралии, Великобритании, Кана­
ды, Нидерландов, Новой Зеландии, связи между людьми менее важны. Считается, что в этих культурах каждый человек должен сам позаботиться о себе и своей семье. Выполнение поставленной
109

цели здесь превалирует над любыми личными взаимоотношениями.
Преданность индивида группе низка, каждый человек входит в со­
став нескольких групп, переходя из одной в другую по мере надоб­
ности. В этих культурах предпочтение отдаётся соревнованию и конкуренции, а не кооперации и сотрудничеству. Ценится прежде всего право каждого на личную собственность, частное мнение, точку зрения. Приветствуется умение самостоятельно принимать решения.
Каждый тип культуры имеет свои преимущества и издержки. Кол­
лективисты вынуждены придерживаться многочисленных экономи­
ческих, социальных и культурных ограничений, получая взамен на­
дежную поддержку. Индивидуалисты достигают большего матери­
ального благополучия и всегда имеют больший выбор в своем об­
разе жизни и поведении.
Измерение по признаку маскулинностьфеминность при­
звано характеризовать те общества и культуры, в которых роли полов четко очерчены. Выдвигая этот параметр классификации культур, Хофштеде подчеркивает, что он не имеет прямого отно­
шения к мужчинам и женщинам, он лишь фиксирует преоблада­
ние определенных черт в национальном характере. Мужскими, по его мнению, следует считать культуры, в которых ценятся тщеславие, стремление к успеху, признание личных достижений и забота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалирует значимость межличностных от­
ношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляет­
ся забота об окружающих.
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между полами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь в малой степени де­
терминированы биологическими различиями. Многие виды поведе­
ния, которые не связаны непосредственным образом с проблемой продолжения рода, называют в обществе типично мужскими или женскими. Однако те виды деятельности, которые считаются харак­
терными для того или иного пола, меняются от культуры к куль­
туре. Понятия «маскулинность» и «феминность», согласно Хоф­
штеде, отражают социальные, предопределенные культурой роли мужчин и женщин в той или иной культуре.
Однако относительно того, что считать «мужским», а что
«женским» началом в каждой конкретной культуре, существуют различные мнения, интерпретации и оценки. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофштеде предлагает учитывать традиционные качества мужчин и женщин,
110