Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1507
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
так сильно или ее структура имеет горизонтальный характер по
строения взаимоотношений. В иерархических обществах с высо
кой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению полномочий и поэтому подчиняются всем выше
стоящим лицам: начальникам и прочим носителям властных пол
номочий традиционно оказывается подчеркнутое уважение и де
монстрируется послушание. В таких культурах не допускаются вы
ражение противоречий, жесткая критика или открытое противо
действие
Такого рода взаимоотношения в культурах с высокой дистанци
ей власти основываются на убеждении, что люди изначально рож
даются неравными, у каждого есть свое место в жизни, обусловлен
ное сложной иерархической структурой общества, и своя дистанция между различными социальными слоями общества. Социальная ие
рархия общества определяет и структуру составляющих его органи
заций. Еще в школе детей учат, что они не должны перебивать учи
теля и задавать вопросы, поскольку это считается проявлением не
уважения к старшим. В таких культурах для организационных структур характерны централизация власти, большая численность персонала в области контроля и проверки, который определяет значимость той или иной работы. Здесь существует твердое убеж
дение, что наделенные властью отличаются от рядовых людей, по
этому любое проявление власти считается нормой.
В культурах с низкой дистанцией власти господствует точка зрения, согласно которой неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культур считают, что иерархия — условное закрепление неравенства людей в обще
стве, поэтому наибольшее значение там придается таким ценно
стям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и ува
жение к личности. Подчиненные здесь рассматривают себя такими же людьми, как и их руководители. Поэтому коммуникация в дан
ных культурах менее формальна, равенство собеседников выражено сильнее, а стиль общения носит в большей мере консультативный характер.
В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистан
ция между вышестоящими и их подчиненными незначительна. На
пример, сотрудники таких организаций всегда могут подойти к сво
ему начальнику с вопросом или высказать критические замечания.
Открытое несогласие или активное противодействие начальнику также рассматривается здесь как норма. Наоборот, в культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными: сотрудники должны либо
106
строения взаимоотношений. В иерархических обществах с высо
кой дистанцией власти подчиненные готовы к неравномерному распределению полномочий и поэтому подчиняются всем выше
стоящим лицам: начальникам и прочим носителям властных пол
номочий традиционно оказывается подчеркнутое уважение и де
монстрируется послушание. В таких культурах не допускаются вы
ражение противоречий, жесткая критика или открытое противо
действие
Такого рода взаимоотношения в культурах с высокой дистанци
ей власти основываются на убеждении, что люди изначально рож
даются неравными, у каждого есть свое место в жизни, обусловлен
ное сложной иерархической структурой общества, и своя дистанция между различными социальными слоями общества. Социальная ие
рархия общества определяет и структуру составляющих его органи
заций. Еще в школе детей учат, что они не должны перебивать учи
теля и задавать вопросы, поскольку это считается проявлением не
уважения к старшим. В таких культурах для организационных структур характерны централизация власти, большая численность персонала в области контроля и проверки, который определяет значимость той или иной работы. Здесь существует твердое убеж
дение, что наделенные властью отличаются от рядовых людей, по
этому любое проявление власти считается нормой.
В культурах с низкой дистанцией власти господствует точка зрения, согласно которой неравенство в обществе должно быть сведено к минимуму. Представители этого типа культур считают, что иерархия — условное закрепление неравенства людей в обще
стве, поэтому наибольшее значение там придается таким ценно
стям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и ува
жение к личности. Подчиненные здесь рассматривают себя такими же людьми, как и их руководители. Поэтому коммуникация в дан
ных культурах менее формальна, равенство собеседников выражено сильнее, а стиль общения носит в большей мере консультативный характер.
В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистан
ция между вышестоящими и их подчиненными незначительна. На
пример, сотрудники таких организаций всегда могут подойти к сво
ему начальнику с вопросом или высказать критические замечания.
Открытое несогласие или активное противодействие начальнику также рассматривается здесь как норма. Наоборот, в культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными: сотрудники должны либо
106
признава1ъ власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать с ним всякие отношения. В этом случае эмоциональ
ная дистанция между начальниками и подчиненными очень велика.
Сотрудники лишь в редких случаях могут позволить себе задать во
просы своему начальнику, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его действия критике. На основе результатов своих исследований
Хофштеде пришел к выводу, что к культурам с высокой дистанцией власти можно отнести турецкую, а к культурам с низкой дистанцией власти — немецкую.
В качестве примера различия культур по данному показателю можно сравнить взаимоотношения начальника и подчиненного на
Западе и в России. Для западной деловой культуры характерны стеклянные двери в кабинеты, свободный вход к начальнику, взаи- моуважительная форма общения руководителей и подчиненных, что в итоге указывает на короткую дистанцию власти в организациях
Запада. В противоположность западной, русская деловая культура предполагает 2—3 иерархических уровня власти с большим коли
чеством приказов руководителей своим подчиненным, что значи
тельно удлиняет дистанцию между начальником и подчиненным и осложняет решение всех вопросов.
Измерение культур по признаку индивидуализм — коллекти
визм призвано показать степень, до которой культура поощряет со
циальную связь в противоположность индивидуальной независимо
сти и опоре на собственные силы, и тем самым объяснить различия в поведении представителей разных культур. Выдвигая этот при
знак, Хофштеде исходил из того, что в зависимости от приоритета потребностей личности или общества все культуры можно разде
лить на коллективистские и индивидуалистские.
Индивидуалистской может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем цели групповые.
Индивидуализм присущ обществам со свободной (нежесткой) соци
альной структурой, в которых каждый должен заботиться о себе и своей семье.
Коллективистская культура, напротив, характеризуется тем, что в ней групповые цели доминируют над индивидуальными. Коллекти
визм присущ обществам с жесткой (строгой) социальной структу
рой, четким разделением на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных в обмен на безоговорочную лояльность группе.
По мнению Хофштеде, подавляющее большинство людей живет
в коллективистских обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Коллективистский характер
107
ная дистанция между начальниками и подчиненными очень велика.
Сотрудники лишь в редких случаях могут позволить себе задать во
просы своему начальнику, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его действия критике. На основе результатов своих исследований
Хофштеде пришел к выводу, что к культурам с высокой дистанцией власти можно отнести турецкую, а к культурам с низкой дистанцией власти — немецкую.
В качестве примера различия культур по данному показателю можно сравнить взаимоотношения начальника и подчиненного на
Западе и в России. Для западной деловой культуры характерны стеклянные двери в кабинеты, свободный вход к начальнику, взаи- моуважительная форма общения руководителей и подчиненных, что в итоге указывает на короткую дистанцию власти в организациях
Запада. В противоположность западной, русская деловая культура предполагает 2—3 иерархических уровня власти с большим коли
чеством приказов руководителей своим подчиненным, что значи
тельно удлиняет дистанцию между начальником и подчиненным и осложняет решение всех вопросов.
Измерение культур по признаку индивидуализм — коллекти
визм призвано показать степень, до которой культура поощряет со
циальную связь в противоположность индивидуальной независимо
сти и опоре на собственные силы, и тем самым объяснить различия в поведении представителей разных культур. Выдвигая этот при
знак, Хофштеде исходил из того, что в зависимости от приоритета потребностей личности или общества все культуры можно разде
лить на коллективистские и индивидуалистские.
Индивидуалистской может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, чем цели групповые.
Индивидуализм присущ обществам со свободной (нежесткой) соци
альной структурой, в которых каждый должен заботиться о себе и своей семье.
Коллективистская культура, напротив, характеризуется тем, что в ней групповые цели доминируют над индивидуальными. Коллекти
визм присущ обществам с жесткой (строгой) социальной структу
рой, четким разделением на социальные группы, внутри которых каждому индивиду гарантированы забота и внимание остальных в обмен на безоговорочную лояльность группе.
По мнению Хофштеде, подавляющее большинство людей живет
в коллективистских обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Коллективистский характер
107
общества означает не власть государства над индивидом, а власть группы над ним. К данному типу культур следует отнести большин
ство традиционных азиатских и африканских культур, а также като
лических стран Южной Европы и Латинской Америки, которые от
личает повышенное внимание к семейным и общинным отношени
ям и ценностям. Самая первая группа, в которой оказывается чело
век с рождения — его семья. В большинстве коллективистских об
ществ семья состоит из довольно большого числа членов, прожи
вающих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, дяди, тети и прочие родст
венники. Эти люди и становятся первыми и главными арбитрами, определяющими направление поведения человека. Если дети вы
растают в семьях такого типа, то они изначально воспринимают себя как часть мы-группы. Каждая большая семья отличает себя от других групп в обществе и является основанием для создания соб
ственной идентичности. Здесь между индивидом и группой развива
ются отношения зависимости. Собственная группа на протяжении всей жизни защищает индивида, но в ответ требует от него посто
янно проявлять преданность.
Наряду с современной системой законов японцы подчиняются неписаному кодексу общественного поведения, в основе которого лежит строгая субординация, напоминающая человеку о его подо
бающем месте и требующая постоянно соблюдать дистанцию в об
щем потоке взаимоотношений. Осознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных интересов — все это обрекает японцев на известную замкнутость.
Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, со
циальной принадлежности здесь крайне редки. Круг тех, с кем япо
нец сохраняет общение на протяжении всей своей жизни, весьма ограничен. За исключением родственников и бывших одноклассни
ков, это, как правило, — сослуживцы одного с ним ранга. По
скольку любая группа в японском обществе основана на жесткой иерархии, то чужак, задумавший проникнуть в нее со стороны, ока
зывается сразу инородным телом в системе прочных отношений, установившихся ранее.
В коллективистских культурах люди воспринимают мир и фор
мируют свое отношение к нему сквозь призму интересов группы.
Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, ко
торая разделяет «своих» и «чужих». Большое внимание уделяется взглядам, целям и потребностям группы, а не индивида. Социаль
ные нормы и обязанности определяются группой, а личные взаимо
отношения считаются важнее выполнения поставленной задачи.
108
ство традиционных азиатских и африканских культур, а также като
лических стран Южной Европы и Латинской Америки, которые от
личает повышенное внимание к семейным и общинным отношени
ям и ценностям. Самая первая группа, в которой оказывается чело
век с рождения — его семья. В большинстве коллективистских об
ществ семья состоит из довольно большого числа членов, прожи
вающих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, дяди, тети и прочие родст
венники. Эти люди и становятся первыми и главными арбитрами, определяющими направление поведения человека. Если дети вы
растают в семьях такого типа, то они изначально воспринимают себя как часть мы-группы. Каждая большая семья отличает себя от других групп в обществе и является основанием для создания соб
ственной идентичности. Здесь между индивидом и группой развива
ются отношения зависимости. Собственная группа на протяжении всей жизни защищает индивида, но в ответ требует от него посто
янно проявлять преданность.
Наряду с современной системой законов японцы подчиняются неписаному кодексу общественного поведения, в основе которого лежит строгая субординация, напоминающая человеку о его подо
бающем месте и требующая постоянно соблюдать дистанцию в об
щем потоке взаимоотношений. Осознание своей принадлежности к какой-то группе, готовность ставить преданность ей выше личных интересов — все это обрекает японцев на известную замкнутость.
Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, со
циальной принадлежности здесь крайне редки. Круг тех, с кем япо
нец сохраняет общение на протяжении всей своей жизни, весьма ограничен. За исключением родственников и бывших одноклассни
ков, это, как правило, — сослуживцы одного с ним ранга. По
скольку любая группа в японском обществе основана на жесткой иерархии, то чужак, задумавший проникнуть в нее со стороны, ока
зывается сразу инородным телом в системе прочных отношений, установившихся ранее.
В коллективистских культурах люди воспринимают мир и фор
мируют свое отношение к нему сквозь призму интересов группы.
Коллективизм характеризуется жесткой социальной структурой, ко
торая разделяет «своих» и «чужих». Большое внимание уделяется взглядам, целям и потребностям группы, а не индивида. Социаль
ные нормы и обязанности определяются группой, а личные взаимо
отношения считаются важнее выполнения поставленной задачи.
108
Поддерживаются те ценности, которые разделяются всеми, а не те, которые выделяют индивида на фоне группы. Значимость человека зависит не от личных качеств, а от места в социальной иерархии.
Культура подчеркивает принадлежность каждого к организации. В таких обществах не существует личного мнения как такового.
«Личное мнение» определяется мнением группы, но если возникает какая-либо проблема, в отношении которой не выработана четкая групповая позиция, то формулируется групповое мнение путем об
суждения ее на совете группы.
По данному признаку русская культура также отличается от за
падной. Например, в голландских организациях самого разного типа существует практика регулярно проводить собрания персонала с численностью до 100 человек. При этом сами руководители сове
щаний не проводят, они это право предоставляют своим внутрен
ним консультантам и участвуют в собраниях на положении «как все». Решения принимаются всем коллективом и выполняются все
ми работниками.
В нашей деловой культуре, напротив, по старой советской тра
диции управленческие решения принимаются единолично руководи
телем. Собрания подобного рода не проводятся, поскольку отноше
ния между сотрудниками строятся сугубо иерархично, на основе культа единоначалия.
На Западе распространен горизонтальный коллективизм инди
видуалов, в котором каждый индивид осознает себя независимым.
Наш коллективизм является уравнительно-пассивным и выглядит вертикальным и патерналистским.
Меньшая часть человечества живет в обществах, в которых ин
тересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общест
ва и их культуры были названы Хофштеде индивидуалистскими.
В них отношения между людьми зависят от индивидуальных интере
сов и притязаний их участников и поэтому изменяются по мере из
менения интересов и притязаний. В подобных обществах выбор ин
дивидом стиля одежды, друзей, занятий или супруга относительно свободен от диктата со стороны семьи или еще кого-либо. Это не означает, что люди в таких обществах не испытывают влияния со стороны окружающих. Но степень влияния здесь несравненно меньше, чем в коллективистских обществах.
В силу указанных причин в таких индивидуалистских культурах, как культуры Германии, США, Австралии, Великобритании, Кана
ды, Нидерландов, Новой Зеландии, связи между людьми менее важны. Считается, что в этих культурах каждый человек должен сам позаботиться о себе и своей семье. Выполнение поставленной
109
цели здесь превалирует над любыми личными взаимоотношениями.
Преданность индивида группе низка, каждый человек входит в со
став нескольких групп, переходя из одной в другую по мере надоб
ности. В этих культурах предпочтение отдаётся соревнованию и конкуренции, а не кооперации и сотрудничеству. Ценится прежде всего право каждого на личную собственность, частное мнение, точку зрения. Приветствуется умение самостоятельно принимать решения.
Каждый тип культуры имеет свои преимущества и издержки. Кол
лективисты вынуждены придерживаться многочисленных экономи
ческих, социальных и культурных ограничений, получая взамен на
дежную поддержку. Индивидуалисты достигают большего матери
ального благополучия и всегда имеют больший выбор в своем об
разе жизни и поведении.
Измерение по признаку маскулинность — феминность при
звано характеризовать те общества и культуры, в которых роли полов четко очерчены. Выдвигая этот параметр классификации культур, Хофштеде подчеркивает, что он не имеет прямого отно
шения к мужчинам и женщинам, он лишь фиксирует преоблада
ние определенных черт в национальном характере. Мужскими, по его мнению, следует считать культуры, в которых ценятся тщеславие, стремление к успеху, признание личных достижений и забота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалирует значимость межличностных от
ношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляет
ся забота об окружающих.
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между полами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь в малой степени де
терминированы биологическими различиями. Многие виды поведе
ния, которые не связаны непосредственным образом с проблемой продолжения рода, называют в обществе типично мужскими или женскими. Однако те виды деятельности, которые считаются харак
терными для того или иного пола, меняются от культуры к куль
туре. Понятия «маскулинность» и «феминность», согласно Хоф
штеде, отражают социальные, предопределенные культурой роли мужчин и женщин в той или иной культуре.
Однако относительно того, что считать «мужским», а что
«женским» началом в каждой конкретной культуре, существуют различные мнения, интерпретации и оценки. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофштеде предлагает учитывать традиционные качества мужчин и женщин,
110
Преданность индивида группе низка, каждый человек входит в со
став нескольких групп, переходя из одной в другую по мере надоб
ности. В этих культурах предпочтение отдаётся соревнованию и конкуренции, а не кооперации и сотрудничеству. Ценится прежде всего право каждого на личную собственность, частное мнение, точку зрения. Приветствуется умение самостоятельно принимать решения.
Каждый тип культуры имеет свои преимущества и издержки. Кол
лективисты вынуждены придерживаться многочисленных экономи
ческих, социальных и культурных ограничений, получая взамен на
дежную поддержку. Индивидуалисты достигают большего матери
ального благополучия и всегда имеют больший выбор в своем об
разе жизни и поведении.
Измерение по признаку маскулинность — феминность при
звано характеризовать те общества и культуры, в которых роли полов четко очерчены. Выдвигая этот параметр классификации культур, Хофштеде подчеркивает, что он не имеет прямого отно
шения к мужчинам и женщинам, он лишь фиксирует преоблада
ние определенных черт в национальном характере. Мужскими, по его мнению, следует считать культуры, в которых ценятся тщеславие, стремление к успеху, признание личных достижений и забота о высоком достатке. Женскими следует признать те культуры, в которых превалирует значимость межличностных от
ношений, сотрудничества, стремление к пониманию и проявляет
ся забота об окружающих.
Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин и женщин. Биологические различия между полами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишь в малой степени де
терминированы биологическими различиями. Многие виды поведе
ния, которые не связаны непосредственным образом с проблемой продолжения рода, называют в обществе типично мужскими или женскими. Однако те виды деятельности, которые считаются харак
терными для того или иного пола, меняются от культуры к куль
туре. Понятия «маскулинность» и «феминность», согласно Хоф
штеде, отражают социальные, предопределенные культурой роли мужчин и женщин в той или иной культуре.
Однако относительно того, что считать «мужским», а что
«женским» началом в каждой конкретной культуре, существуют различные мнения, интерпретации и оценки. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и феминных культур Хофштеде предлагает учитывать традиционные качества мужчин и женщин,
110