Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1511
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подоплеку каждого нового события. Перегрузка информационных каналов случается также нечасто, поскольку люди находятся в не
прерывном контакте друг с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мероприятия по отграничению своего времени и пространства в этих культурах отсутствуют, так как они являются помехой для жизненно важных контактов между людьми, имеющих для них первостепенное значение.
Отношение к личной свободе. По данному критерию куль
туры разделяются на индивидуалистские и коллект ивист
ские. Для первых характерен акцент на личном Я и на личности как основной единице и ценности общества. В условиях культур этого типа индивид независим от других индивидов в рамках культурных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки. В таких культурах высоко ценятся личная инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, во всем преследуются личные цели, распростра
нено стремление во всем полагаться только на себя, положи
тельно оценивается конкуренция с другими индивидами. В пове
дении представителей индивидуалистских культур прослеживают
ся действия, направленные на то, чтобы их заметили и признали их личные достижения.
В коллективистских культурах главным является понятие
«Мы». В соответствии с этим достижения каждого индивида ассо
циируются с совместной, групповой деятельностью. Здесь группо
вые цели, взгляды, потребности доминируют над личными и по
этому личность зависит во всем от коллектива и делит с ним ответ
ственность за все происходящее. Наиболее ценными здесь призна
ются такие качества человека, как сотрудничество, совместная дея
тельность, скромность. В этих условиях считается неприличным подчеркивать собственные достоинства и достижения. Для коллек
тивистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими.
Отношение к природе человека. Этот критерий основывает
ся на особенностях характера человека и его отношении к обще
принятым нормам и другим людям. В соответствии с таким подхо
дом человеческая природа допускает, что человек может быть по
рочным и поэтому требуется контроль за его поведением. Сущест
вуют культуры, считающие человека изначально греховным. В та
ких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, поскольку на них базируются основные культурные ценности данного обще
ства.
126
прерывном контакте друг с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мероприятия по отграничению своего времени и пространства в этих культурах отсутствуют, так как они являются помехой для жизненно важных контактов между людьми, имеющих для них первостепенное значение.
Отношение к личной свободе. По данному критерию куль
туры разделяются на индивидуалистские и коллект ивист
ские. Для первых характерен акцент на личном Я и на личности как основной единице и ценности общества. В условиях культур этого типа индивид независим от других индивидов в рамках культурных норм данного общества и несет ответственность за все свои действия и поступки. В таких культурах высоко ценятся личная инициатива, личные достижения, решения принимаются индивидуально, во всем преследуются личные цели, распростра
нено стремление во всем полагаться только на себя, положи
тельно оценивается конкуренция с другими индивидами. В пове
дении представителей индивидуалистских культур прослеживают
ся действия, направленные на то, чтобы их заметили и признали их личные достижения.
В коллективистских культурах главным является понятие
«Мы». В соответствии с этим достижения каждого индивида ассо
циируются с совместной, групповой деятельностью. Здесь группо
вые цели, взгляды, потребности доминируют над личными и по
этому личность зависит во всем от коллектива и делит с ним ответ
ственность за все происходящее. Наиболее ценными здесь призна
ются такие качества человека, как сотрудничество, совместная дея
тельность, скромность. В этих условиях считается неприличным подчеркивать собственные достоинства и достижения. Для коллек
тивистских культур характерно ожидание признания собственных достоинств через оценки, высказанные другими.
Отношение к природе человека. Этот критерий основывает
ся на особенностях характера человека и его отношении к обще
принятым нормам и другим людям. В соответствии с таким подхо
дом человеческая природа допускает, что человек может быть по
рочным и поэтому требуется контроль за его поведением. Сущест
вуют культуры, считающие человека изначально греховным. В та
ких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, поскольку на них базируются основные культурные ценности данного обще
ства.
126
Противоположностью этому типу являются культуры, в которых сущность человека считается изначально положительной, а по
скольку человек сам по себе положителен, то понятие хорошего и плохого относительно, так как зависит от конкретных обстоятельств.
Нормы поведения и законы должны применяться в этих культурах гибко, а их нарушение или несоблюдение может принести и поло
жительные результаты.
Перечисленные типы культур и ценности определенным обра
зом могут сочетаться, комбинироваться друг с другом. Так, напри
мер, монохронная ориентация во времени чаще всего сочетается с линейностью аргументации, склонностью к личной свободе, с низ
кой контекстуальностью в общении. Полихронная временная ори
ентация в свою очередь чаще присуща коллективистским и высоко
контекстуальным культурам, с холистическим стилем аргументации и высокой дистанцией власти. Сама полихронная ориентация чаще всего сочетается с фаталистическим отношением к жизни, которое не позволяет контролировать реальные события и их временные рамки.
Приведенные критерии довольно поверхностно и схематично от
ражают культурное разнообразие. В реальных культурах пересече
ние и сочетание отмеченных критериев более сложное и противоре
чивое, образует различные варианты и комбинации, оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех носителей дан
ной культуры. В результате проявления отмеченных факторов куль
тура каждого народа предстает как самостоятельная система, отли
чающаяся от других религиозными, нравственными и этническими и другими признаками.
3.4.2.
Отношение к межкультурной коммуникации. Осозна
ние себя как участника межкультурной коммуникации и опыт межкультурного взаимодействия являются положительными пред
посылками, настраивающими коммуникантов на эффективное об
щение. Собеседники, которым известно, что они вступают в кон
такт с представителем чужой культуры, учитывают это обстоя
тельство при выборе коммуникативных средств, и это отчасти облегчает их взаимодействие. Так, носители языка, обладающие опытом межкультурного общения, стараются говорить более чет
ко и медленно, избегают использования идиом, специфических слов и выражений, сленга и различных синтаксических конст
рукций. Однако в некоторых случаях высокий языковой уровень иностранца вводит в заблуждение носителя культуры и он обра
127
щается к собеседнику как к соотечественнику. Ситуация еще бо
лее осложняется, если оба собеседника не информированы о принадлежности друг друга к разным культурам.
В этом случае эффективность межкультурной коммуникации зависит от значения факторов этноцентризма, языковой компе
тентности, глубины погружения в чужую культуру и т.д. Эффек
тивность коммуникации будет значительно сильнее у человека, лично участвующего в межкультурном общении, нежели у тури
ста, который наблюдает чужую страну из окна автобуса, контакти
руя при этом только с гидом-переводчиком.
3.4.3.
Формы межкультурной коммуникации. В процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно ре
шает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою куль
турную идентичность и включиться в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем определяет четыре основные формы межкультурной коммуникации: прямую, косвен
ную, опосредованную и неопосредованную. При прямой коммуника
ции информация адресована непосредственно от отправителя к по
лучателю. Она может осуществляться как в устной, так и в пись
менной форме. В прямой коммуникации наибольший эффект дости
гается посредством устной речи, сочетающей в себе вербальные и невербальные средства.
В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизи
онные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.
Непосредственная и опосредованная формы коммуникации раз
личаются наличием или отсутствием промежуточного звена, высту
пающего в роли посредника между партнерами. В качестве посред
ника может выступать человек, техническое средство. Коммуника
ция, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте).
При этом только сокращается возможность использования невер
бальных средств.
•3.4.4. Контекст межкультурной коммуникации. Информа
ция, составляющая содержание процесса коммуникации, сущест
вует не изолированно, а в неразрывной взаимосвязи с культур
ной картиной мира, имеющейся у каждой стороны. В совокупно
сти культурная картина мира и коммуникативная информация об
128
лее осложняется, если оба собеседника не информированы о принадлежности друг друга к разным культурам.
В этом случае эффективность межкультурной коммуникации зависит от значения факторов этноцентризма, языковой компе
тентности, глубины погружения в чужую культуру и т.д. Эффек
тивность коммуникации будет значительно сильнее у человека, лично участвующего в межкультурном общении, нежели у тури
ста, который наблюдает чужую страну из окна автобуса, контакти
руя при этом только с гидом-переводчиком.
3.4.3.
Формы межкультурной коммуникации. В процессе межкультурной коммуникации каждый человек одновременно ре
шает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою куль
турную идентичность и включиться в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем определяет четыре основные формы межкультурной коммуникации: прямую, косвен
ную, опосредованную и неопосредованную. При прямой коммуника
ции информация адресована непосредственно от отправителя к по
лучателю. Она может осуществляться как в устной, так и в пись
менной форме. В прямой коммуникации наибольший эффект дости
гается посредством устной речи, сочетающей в себе вербальные и невербальные средства.
В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизи
онные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.
Непосредственная и опосредованная формы коммуникации раз
личаются наличием или отсутствием промежуточного звена, высту
пающего в роли посредника между партнерами. В качестве посред
ника может выступать человек, техническое средство. Коммуника
ция, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте).
При этом только сокращается возможность использования невер
бальных средств.
•3.4.4. Контекст межкультурной коммуникации. Информа
ция, составляющая содержание процесса коммуникации, сущест
вует не изолированно, а в неразрывной взаимосвязи с культур
ной картиной мира, имеющейся у каждой стороны. В совокупно
сти культурная картина мира и коммуникативная информация об
128
разуют контекст процесса коммуникации. В межкультурной ком
муникации принято выделять внутренний контекст и внешний
контекст.
В качестве внутреннего контекста выступает совокупность фо
новых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности индивида. Сюда же может быть отне
сен настрой, с которым коммуникант вступает в общение и который составляет психологическую атмосферу коммуникации.
Внешний контекст коммуникации составляют время, сфера и условия общения. Для межкультурной коммуникации важным об
стоятельством является место проведения коммуникации, которое определяет фон коммуникативного процесса. Коммуникант, находя
щийся на своей территории, чувствует себя более комфортно, чем иностранец, и лучше ориентируется в пространстве собственной культуры. Характер коммуникации на рабочем месте и дома будет различаться по степени углубления в бытовую культуру и влияния личностных факторов. Здесь чаще всего возникает довольно много недоразумений. Например, в русских домах всегда принято держать закрытой дверь в туалет, даже если он свободен, а американцы тра
диционно дверь держат открытой, чтобы показать, что туалет сво
боден. В результате незнания этой бытовой особенности амери
канцы, будучи в гостях в русских квартирах, долго не могут попасть в туалет, думая, что там кто-то находится.
Временной контекст, т.е. хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация, также влияет на ее эффек
тивность. В различные периоды времени по-разному складываются взаимоотношения межяу участниками (партнерами) коммуникации.
С хронологической точки зрения коммуникация может быть од
новременной и разновременной. Одновременной можно считать коммуникацию, которая происходит путем личных контактов, по телефону, Интернету в режиме on-line. Все остальные коммуни
кативные ситуации относятся к категории разновременной ком
муникации.
При контакте культур существует опасность как недооценки, так и переоценки роли контекста в коммуникации. Например, аме
риканцы не всегда в достаточной мере учитывают роль контексту
альной информации при общении с представителями высококонтек
стуальных культур, в результате чего партнеры по коммуникации расценивают их поведение как невежливое и бестактное. Амери
канцы, в свою очередь, обвиняют представителей высококонтексту
альных культур в нежелании четко и ясно выражать свои мысли и быть правдивыми.
9-4910
129
муникации принято выделять внутренний контекст и внешний
контекст.
В качестве внутреннего контекста выступает совокупность фо
новых знаний, ценностные установки, культурная идентичность и индивидуальные особенности индивида. Сюда же может быть отне
сен настрой, с которым коммуникант вступает в общение и который составляет психологическую атмосферу коммуникации.
Внешний контекст коммуникации составляют время, сфера и условия общения. Для межкультурной коммуникации важным об
стоятельством является место проведения коммуникации, которое определяет фон коммуникативного процесса. Коммуникант, находя
щийся на своей территории, чувствует себя более комфортно, чем иностранец, и лучше ориентируется в пространстве собственной культуры. Характер коммуникации на рабочем месте и дома будет различаться по степени углубления в бытовую культуру и влияния личностных факторов. Здесь чаще всего возникает довольно много недоразумений. Например, в русских домах всегда принято держать закрытой дверь в туалет, даже если он свободен, а американцы тра
диционно дверь держат открытой, чтобы показать, что туалет сво
боден. В результате незнания этой бытовой особенности амери
канцы, будучи в гостях в русских квартирах, долго не могут попасть в туалет, думая, что там кто-то находится.
Временной контекст, т.е. хронологический период, в котором происходит коммуникативная ситуация, также влияет на ее эффек
тивность. В различные периоды времени по-разному складываются взаимоотношения межяу участниками (партнерами) коммуникации.
С хронологической точки зрения коммуникация может быть од
новременной и разновременной. Одновременной можно считать коммуникацию, которая происходит путем личных контактов, по телефону, Интернету в режиме on-line. Все остальные коммуни
кативные ситуации относятся к категории разновременной ком
муникации.
При контакте культур существует опасность как недооценки, так и переоценки роли контекста в коммуникации. Например, аме
риканцы не всегда в достаточной мере учитывают роль контексту
альной информации при общении с представителями высококонтек
стуальных культур, в результате чего партнеры по коммуникации расценивают их поведение как невежливое и бестактное. Амери
канцы, в свою очередь, обвиняют представителей высококонтексту
альных культур в нежелании четко и ясно выражать свои мысли и быть правдивыми.
9-4910
129
В целом для межкультурной коммуникации свойственно низко
контекстуальное общение, поскольку ее участники интуитивно от
дают себе отчет в том, что их партнеры-иностранцы недостаточно хорошо знакомы с инокультурным контекстом. В таких ситуациях необходимо соблюдать чувство меры, состоящее в том, что разъяс
нение контекста служило бы целям общения, а не превращалось в избыточные комментарии, обидные для собеседника.
3.5. Аккультурация в межкультурной коммуникации
3.5.1.
Формы и способы освоения чужой культуры. Культур
ные контакты являются существенным компонентом общения ме
жду народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в про
цессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобыт
ность и специфику, взаимно адаптируются путем заимствования их лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изме
нения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя эти новые элементы в своей жизни.
Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным ус
ловиям сталкиваются бизнесмены, ученые и т.п., на непродолжи
тельное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты, персонал иностранных компаний, миссионеры, администраторы, дипломаты; наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место житель
ства, переехавшие в другую страну навсегда; они должны не про
сто приспособиться, но стать полноценными членами нового об
щества и культуры. Обычно добровольные мигранты готовы к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически го
товы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого дос
таточно сложного процесса человек в большей или меньшей сте
пени достигает совместимости с новой культурной средой. Счита
ется, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом ак
культурации.
Понятие и сущность аккультурации. Исследованием про
цессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. амери
канские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон .и М.
Херсковиц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих раз
ные культуры, который выражался в изменении исходных куль
турных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 36