Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1512

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
130
веса взаимодействующих групп). Считалось, что данные процес­
сы происходят автоматически, при этом культуры смешиваются и достигается состояние культурной и этнической однородности.
Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намно­
го больше, чем развитая1. Результат аккультурации также ставил­
ся в зависимость от относительного веса (числа участников) взаи­
модействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла концепция Америки как плавильного котла культур, согласно ко­
торой культуры народов, приезжающих в Америку, смешиваются в этом котле и в итоге образуется новая однородная американская культура.
Постепенно исследователи отошли от понимания аккультура­
ции только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. Согласно новым представлениям, процесс аккультурации трактовался как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида.
В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной куль­
туры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции дру­
гой (у культуры донора)2.
Исследования в области аккультурации особенно интенсифици­
ровались в конце XX в. Это связано с настоящим миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающем обмене студентами, специалистами, а также массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.
Основные формы аккультурации. В процессе аккультурации каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы — сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляцию, се­
парацию, маргинализацию и интеграцию.
Ассимиляция — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказыва­
ясь при этом от своих норм и ценностей.
1 См.: Herskovits М. Cultural Relativism. N. Y., 1972.
2 Хоруженко К-M. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону,
1997. С. 18.
9
'
131


Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении иден­
тификации со своей культурой. В этом случае представители недо­
минантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой, изоляции на­
стаивают представители господствующей культуры, это называется
сегрегацией.
Маргинализация означает, с одной стороны, потерю идентич­
ности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентифика­
ции с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невоз­
можности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению но­
вой идентичности (возможно, из-за дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).
Интеграция представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой.
Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от вре­
менно пребывающих), ориентируются в основном на ассимиляцию.
При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она происходит довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родану, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.
Еще недавно ученые считали, что наилучшей стратегией аккуль­
турации является полная ассимиляция с доминирующей культурой.
Сегодня целью аккультурации считается достижение интеграции
Культур, дающее в результате бикультуральную или мультикульту- ральную личность. Это возможно, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают эту стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности но­
вой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права, их ценности, адаптируя социальные инсти­
туты к потребностям этих групп.
Если раньше сохранение этнической идентичности интегрирую­
щейся группы оценивалось как затрудняющее процесс аккультура­
ции, сегодня оно оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса. Особенно это важно для беженцев (не­
добровольных мигрантов).
Обычно считается, что члены недоминирующей группы свобод­
ны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает далеко не всегда. Доминирующая группа может ограничить выбор или выну­
132

дить этих людей к определенным формам аккультурации. Так, вы­
бором недоминирующей группы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, т.е. возникает в резуль­
тате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она становится сегрегацией. Если люди выбирают ассимиля­
цию, то они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур.
Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давя­
щий пресс». Довольно редко группа меньшинства выбирает марги­
нализацию. Чаще всего люди становятся маргиналами в результате попыток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сегрегацией.
Интеграция может быть только добровольной, как со стороны меньшинства, так и со стороны большинства, поскольку представ­
ляет собой взаимное приспособление этих групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно различным наро­
дам.
Считается, что успешность аккультурации в психологическом аспекте определяется позитивной этнической идентичностью и эт­
нической толерантностью. Интеграции соответствуют позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиля­
ции — негативная этническая идентичность и этническая толерант­
ность, сепарации — позитивная этническая идентичность и интоле- рантность, маргинализации — негативная этническая идентичность и интолерантность.
Результаты аккультурации. Важнейшим результатом и це­
лью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах — психологическом и социокультурном.
Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры. Это выражается в хорошем самочувствии, психологическом здоровье, а также в четко и ясно сформированном чувстве личной или культур­
ной идентичности.
Социокультурная адаптация заключается в умении свобод­
но ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повсе­
дневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе. Посколь­
ку одним из важнейших показателей успешной адаптации является наличие работы, удовлетворенность ею и уровнем своих профес­
сиональных достижений и, как следствие, своим благосостоянием
133

в новой культуре, исследователи в последнее время в качестве са­
мостоятельного аспекта адаптации выделяют экономическую адап­
тацию.
Адаптация может привести (или не привести) к взаимному соот­
ветствию личности и среды и может выражаться не только в при­
способлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду сво­
его обитания или измениться взаимно. И спектр результатов адап­
тации весьма велик — от очень успешного приспособления к новой жизни до полной неудачи всех попыток этого добиться.
Результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, которые достаточно тесно свя­
заны друг с другом. Психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки, а эффективность социокультурной адаптации определя­
ется знанием культуры, степенью включенности в контакты и меж- групповыми установками. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.
3.5.2.
Аккультурация как коммуникация. В основе аккультура­
ции лежит коммуникативный процесс. Точно так же, как местные жители приобретают свои культурные особенности, т.е. проходят инкультурацию, через взаимодействие друг с другом, так и приез­
жие знакомятся с новыми культурными условиями и овладевают новыми навыками через общение. Поэтому процесс аккультурации можно рассматривать как приобретение коммуникативных способ­
ностей к новой культуре. Люди осваивают то, что необходимо в но­
вых условиях, через продолжительный опыт общения.
Общение представляет собой взаимодействие с окружающими человека условиями, причем каждого индивида можно рассматри­
вать как своеобразную открытую систему, стремящуюся к актив­
ному участию в этом процессе. Это взаимодействие состоит из двух тесно связанных процессов — личностного общения и со­
циального.
Любое общение, в том числе и личностное, имеет три взаимо­
связанных аспекта — познавательный, аффективный и пове­
денческий. Это связано с тем, что в общении происходят воспри­
ятие, переработка информации, а также совершаются действия, на­
правленные на объекты и людей, окружающих человека. В ходе этого процесса личность, используя полученную информацию, адаптируется к окружающей среде.
134

В процессе адаптации наиболее фундаментальные изменения происходят прежде всего в структуре познания, т.е. в той картине мира, через которую люди получают информацию из окружающей среды. Именно различия в этой картине, в способах категоризации и интерпретации опыта служат основой различий между культура­
ми. Только расширив свою сферу принятия и переработки инфор­
мации, люди могут постичь систему организации чужой культуры и подстроить свои процессы познания под те, которыми пользуются носители чужой культуры. Человек находит менталитет «чужаков» трудным и непонятным именно из-за того, что они незнакомы с системой познания другой культуры. Но чем больше человек узнает о чужой культуре, тем больше увеличивается его способность к по­
знанию вообще. Верно и обратное. Чем больше развита система познания у человека, тем большую способность к пониманию чу­
жой культуры он демонстрирует.
Чтобы отношения с представителями чужой культуры были плодотворными, человек должен не только понимать ее на рацио­
нальном уровне, но и уметь делить с другими людьми свои чувст­
ва, т.е. воспринимать чужую культуру на аффективном уровне.
Для этого необходимо знать, какие эмоциональные высказывания и реакции можно позволить себе, ведь в каждом обществе есть определенный критерий сентиментальности и эмоциональности.
Когда человек достигает необходимого уровня адаптации к другой аффективной ориентации, он может делить с местными жителя­
ми юмор, веселье и восторг, так же как и злобу, боль и разоча­
рование.
Решающим в адаптации человека к чужой культуре является приобретение умений и навыков поведения для действий в конкрет­
ных житейских ситуациях. Умения и навыки подразделяются на тех­
нические, важные для каждого члена общества (владение языком, умение делать покупки, платить налоги и т.п.), и социальные, кото­
рые обычно менее специфичны, чем технические, и овладеть ими сложнее, чем техническими навыками. И даже носители культуры, естественно «играющие» свои социальные роли, очень редко могут объяснить, что, как и зачем они делают. Тем не менее методом проб и ошибок поведение человека постоянно совершенствуется и организуется в алгоритмы и стереотипы, которыми можно пользо­
ваться автоматически, не задумываясь.
Полная адаптация человека к чужой культуре означает, что все три аспекта коммуникации протекают одновременно, скоординиро­
ваны и сбалансированы. В процессе адаптации к условиям новой культуры люди обычно ощущают недостаток одного или нескольких
135

из этих аспектов, результатом чего является плохая сбалансирован­
ность и координация. Например, можно многое знать о новой куль­
туре, но не иметь с ней контакта на аффективном уровне; если та­
кой разрыв велик, может возникнуть неспособность адаптироваться к новой культуре.
Личностное общение тесно связано с социальным, которое про­
является во многих формах — от простого наблюдения за людьми на улицах и чтения о людях и событиях в СМИ до контактов с друзьями. Социальное общение обычно делят на межличностное общение (между разными людьми) и массовое общение (более об­
щая форма социального поведения человека, взаимодействующего со своим социокультурным окружением без прямого контакта с от­
дельными людьми). Чем больше опыт социального общения у чело­
века, тем лучше он адаптируется к чужой культуре. Для этого же­
лательно иметь больше друзей — представителей чужой культуры, активно пользоваться местными СМИ.
3.6.
«Культурный шок» в освоении «чужой» культуры
Проблемам аккультурации и адаптации посвящено довольно большое количество научных исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Важнейшее место среди них занимают исследования проблем психологической аккультурации мигрантов. При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми художествен­
ными ценностями, социальными и материальными творениями, по­
ступками людей, которые зависят от картины мира, догматов, цен­
ностных представлений, норм и условностей, форм мышления, свойственных иной культуре. Конечно, такие встречи обогащают людей и делают их жизнь более разнообразной и интересной. Но нередко контакт с иной культурой ведет также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием этой куль­
туры. Когда индиввд покидает привычное культурное окружение и попадает в другую культурную обстановку он обязательно пережи­
вает целый спектр новых чувств. Многие из этих чувств будут не­
ожиданными и порой очень сильными, могут явиться причиной не­
понимания или даже враждебности к новой обстановке. Даже такие житейские «мелочи», как невозможность купить привычную пишу, или непривычные часы работы магазинов, левостороннее движение в некоторых странах и т.п., могут на некоторое время дезориенти­
ровать жизнь человека.
136