Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1514

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации
М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкова­
ние культурных различий. Людям важно осознать не сходство меж­
ду собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультур­
ной разницы.
По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком. На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощу­
щает себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее формирует­
ся новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.
Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и ко­
нечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходя­
щие на каждом этапе:
Содержание этноцентристских этапов:
— отрицание: изоляция; сепарация;
— защита: диффамация, превосходство, обратное развитие;
— умаление: физический универсализм, трансцендентный уни­
версализм.
Содержание этнорелятивных этапов:
— признание: уважение к различиям в поведении; уважение к различиям в системе ценностей;
— адаптация: эмпатия; плюрализм;
— интеграция, контекстуальная оценка; конструктивная марги- нальность.
3.7.1.
Этноцентристские этапы. Под этноцентризмом в куль­
турной антропологии понимается совокупность представле­
ний о собственной этнической общности и ее культуре как о
центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.
Отрицание. Одной из форм этноцентризма является отрица­
ние каких-либо культурных различий между народами. Этноцентри­
стская личность просто не воспринимает существования культур­
144
ных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.
И з о л я ц и я понимается прежде всего как физическая изо­
ляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумывать­
ся о культурных различиях. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция.
Например, возможна изоляция маленького городка с гомоген­
ным населением в большой многонациональной стране, где куль­
турные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения при восприятии окружающего мира. Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы.
Так, многие американцы в Японии видят только небоскребы, кафе
«Мак Доналде» и автомобили. Иными словами, у этих людей не хватает категорий д ля констатации культурных различий. Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широ­
ких категорий для культурного различия. Так, люди согласны, что есть разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и корейцами и т.п.
С е п а р а ц и я представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что от­
личается от собственной культуры. Она выступает как средство со­
хранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, полити­
ческим и другим основаниям, разделяющим людей на многочислен­
ные и разнообразные группы.
Например, в Америке жители трущоб часто принадлежат к иной расе и их материальные условия жизни способствуют расовой дис­
криминации.
На первый взгляд, отрицание может показаться приемлемой формой межкультурных контактов, поскольку люди, разделяющие эту позицию, не ищут ссор до тех пор, пока другие держатся от них на расстоянии и ведут себя мирно. На этапе отрицания люди более вежливы, чем на этапе защиты. Но у отрицания есть опасная сто­
рона — скрытый перевод других, не похожих людей, в другую кате­
горию, более низкую.
10-4910
145


Важно отметить, что отрицание — это привилегия доминантных групп населения. Членам малых групп, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, что оно есть.
На этапе отрицания лучшим методом формирования межкуль­
турной чувствительности является организация межкультурных ме­
роприятий — международных вечеров, недель межкультурного об­
мена, где можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костю­
мами, кухней и т.п. Это помогает сформировать более конкретное понимание наиболее общих культурных категорий. Важно просто признать существование межкультурных различий, избегая их обсу­
ждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информа­
цию, либо отвергнут все объяснения. Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженно­
сти, что ведет к следующему этапу — защите.
Защита. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им про­
тивостоять. Поскольку существование различий признается как ре­
альный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.
Д и ф ф а м а ц и я (клевета) — первая форма защиты, нега­
тивная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписыва­
ются каждому члену соответствующей социокультурной группы.
Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Она может быть неявной, например просьба на семинаре под­
твердить, что какая-то группа действительно является источником неприятностей. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, дока­
зать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организации.
Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из-за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. Многие люди, осознающие свою нена­
висть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочита­
ют вернуться к изоляции, считая это лучшим состоянием для всех. Проблему можно решить, воспитывая культурное самоува­
жение.
Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувст­
ву превосходства, подчеркивания своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. Чувство превосходства прояв­
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   36

146
ляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чу­
жое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий ста­
тус. В теоретическом плане примером превосходства может слу­
жить классический эволюционизм в этнологии, стоящий на пози­
циях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми. В рамках этой же концепции появился и широко ис­
пользуется сегодня термин «развивающиеся страны», подразуме­
вающий эталоном развития всех стран европейский и американ­
ский уровень.
Конечно, этап превосходства представляет собой шаг вперед по сравнению с этапом диффамации, потому что здесь различие оцени­
вается менее негативно, его признают, хотя и с позиций этноцен­
тризма. На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненавис­
ти к чужакам. Нельзя также допустить, чтобы гордость за свою культуру стала самоцелью.
Заметим, что недоминирующие этнические группы и националь­
ные меньшинства начинают свой путь развития межкультурной чут­
кости именно с этапов превосходства и клеветы, задерживаясь на них довольно долго.
О б р а т н о е р а з в и т и е (полное изменение) не является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его пережи­
вают довольно многие из тех, кто долгое время проживает за гра­
ницей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение, припи­
сываемое культурному различию, остается тем же, просто проис­
ходит замена культуры, которая воспринимается как «другая»,
«отличная».
На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые являются общими для всех взаимодействующих культур, и особенно на то, что есть в них положительного. Если вслед за этапом защиты не будет этапа умаления, а произойдет ска­
чок к принятию или адаптации, это может привести к укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкультурной чувстви­
тельности.
Умаление. Этап умаления (минимизации) — последняя попыт­
ка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культур­
ные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как что-то тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходст­
вом. Принимается позиция единой человеческой сущности, которая иллюстрируется известным «золотым правилом»: поступай с други­

ми людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это правило подразумевает, что все люди одинаковы, но при всей внешней привлекательности данный подход также остается этно­
центричен, поскольку «универсальные» характеристики людей бе­
рутся из своей культуры и означают: «будь, как я».
Ф и з и ч е с к и й у н и в е р с а л и з м является первой фор­
мой минимизации и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности, имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают оди­
наковые материальные потребности и требуют поведения, понят­
ного любому другому человеку. Логичным следствием из этих по­
сылок будет утверждение, что все культурные различия сводятся к нескольким не очень существенным характеристикам. Но важ­
но понимать, что, хотя люди и имеют схожие физические потреб­
ности, их удовлетворение происходит в специфическом социаль­
ном и культурном контексте. Поэтому на данном этапе важно оз­
накомить людей с эмпирическим материалом, подчеркивающим значение социального контекста человеческого поведения. Физи­
ческий универсализм является результатом эмпиризма, подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном естествен­
но-научных) данных.
Т р а н с ц е н д е н т а л ь н ы й у н и в е р с а л и з м являет­
ся его своеобразным аналогом. Он предполагает, что все люди яв­
ляются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего Бога). Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему.
На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эф­
фективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в пове­
дении. Особенно полезна встреча с представителями иной куль­
туры, способными наглядно продемонстрировать эти различия.
3.7.2.
Этнорелятивистские этапы.
Переход от этноцентризма к этнорелятивизму осуществляется через смену парадигмы — от абсолютизма к релятивизму. Фундаментом этнорелятивизма явля­
ется предположение, что поведение человека можно понять толь­
ко исходя из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. Культурные разли­
чия — это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведе­
ния рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зави­
симости от конкретных социокультурных условий. Людям свойст­
148

венно признавать необходимость жить вместе в мультикультурном обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уваже­
ния к себе.
Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно-компе- тентной личности.
Признание. Очередным, по представлениям М. Беннета, эта­
пом развития межкультурной чуткости и одновременно первым эта­
пом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведе­
нии, затем — в культурных ценностях и т.д.
Самое очевидное различие в поведении — язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Человек начина­
ет видеть поведение других людей через призму фундаментальных культурных различий, а не как вариант универсальных культурных истин, начинает осознавать, что языки — это не разные коды об­
щения, выражающие одни и те же вдеи, а средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сепира—Уорфа). В это же время проис­
ходит знакомство с особенностями невербального поведения, не­
ожиданными для неподготовленного человека.
Этот этап подготавливает людей к признанию относительности культурных ценностей — главного элемента в воспитании меж­
культурной чуткости. Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой спо­
собности освоения мира. Мы можем делать это по-разному, по­
этому ценности у людей могут быть разными. Если же мы зафикси­
руем ценности и они станут чем-то стабильным и неизменным (ве­
щью), они могут начать свое собственное существование и вернуть нас к этноцентризму.
Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит уг­
лубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что куль­
тура — не застывший факт, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что «люди имеют культуру», а о том, что они вовлечены в нее.
Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуника­
тивных умений и поведенческих моделей. Только раздвинув куль­
турные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма.
149