Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1528
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общения между собой, так начинает действовать новая группа фак
торов, вызванных самим процессом межличностного общения. Дан
ная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних.
К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся:
• физическая привлекательность партнера по общению;
• демонстрируемый стиль общения;
• фактор сходства между партнерами по общению;
• выражение личного отношения к партнеру в процессе обще
ния.
Физическая привлекательность. Человеческая психика вос
принимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие начиная с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение красивых сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать.
Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности по
зволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более разви
тыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было так
же замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на парт
нера. Здесь действует ореол «красивый значит хороший», так как люди ассоциируют красоту с положительными личными качествами, а некрасивость с отрицательными.
В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательно
сти обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению.
Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Вероятно каждому человеку знакомо чувство, что общение с одними людьми приносит больше наслажде
ния, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, реши
тельность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как пра
вило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, хо
лодных, апатичных и робких.
216
торов, вызванных самим процессом межличностного общения. Дан
ная группа факторов межличностной аттракции получила название внутренних.
К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции относятся:
• физическая привлекательность партнера по общению;
• демонстрируемый стиль общения;
• фактор сходства между партнерами по общению;
• выражение личного отношения к партнеру в процессе обще
ния.
Физическая привлекательность. Человеческая психика вос
принимает красоту как важный элемент установления и развития межличностных отношений. Этот фактор проявляет свое действие начиная с четырех лет, когда красота человека обеспечивает ему более высокую популярность по сравнению со сверстниками. Уже в этом возрасте, осознавая привилегированное положение красивых сверстников, дети утверждают, что лучше быть красивым, потому что тогда их все будут любить и не будут обижать.
Исследования взаимосвязи красоты и коммуникабельности по
зволяют сделать вывод, что красивые люди обладают более разви
тыми коммуникативными навыками, что объясняется различными условиями социализации красивых и некрасивых людей. Было так
же замечено, что у более красивых мужчин и женщин в общении с другими людьми преобладает ориентация непосредственно на парт
нера. Здесь действует ореол «красивый значит хороший», так как люди ассоциируют красоту с положительными личными качествами, а некрасивость с отрицательными.
В то же время было установлено, что более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательно
сти обычно более высоко вначале общения и снижается по мере того, как раскрываются другие черты партнера по общению.
Стиль общения. Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Вероятно каждому человеку знакомо чувство, что общение с одними людьми приносит больше наслажде
ния, чем с другими. Те, кто проявляет при общении щедрость, реши
тельность, великодушие, нежность, коммуникабельность, как пра
вило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, хо
лодных, апатичных и робких.
216
В коммуникативистике выделяют поддерживающий и неподдер
живающий стили общения. Поддерживающий стиль можно опре
делить как тип поведения, в результате которого партнер по обще
нию начинает больше себя ценить. К данному стилю общения отно
сятся:
• обращение к партнеру по имени, что демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие такого обращения, как прави
ло, окрашено положительной эмоцией;
• комплименты, т.е. похвала, содержащая небольшое преуве
личение положительных качеств того человека, которому де
лается комплимент;
• прямое признание, т.е. прямое согласие с собеседником, ко
торое сообщается непосредственно партнеру;
• выражение положительных чувств, при котором один из парт
неров вербально или невербально сообщает другому о поло
жительных эмоциях, вызванных их общением;
• благодарности.
Неподдерживающий стиль — тип поведения, в результате ко
торого партнер по общению начинает оценивать себя ниже и мень
ше. К этому стилю общения относятся:
• уход от обсуждения, когда партнер по коммуникации перево
дит разговор на другую тему;
• безличные предложения — подчеркнуто правильная речь, оз
начающая отказ от личного общения;
• прерывание говорящего;
• противоречие между вербальным и невербальным содержани
ем общения.
Сходство. В основе этого фактора лежит принцип когнитивно
го соответствия, согласно которому приятный человек — это чело
век, который согласен со мной. Принцип когнитивного соответст
вия предполагает, что люди имеют психологическую потребность в согласованности, последовательности своих действий. Социокуль
турные установки, чувства, ценности человека взаимосвязаны меж
ду собой и это обеспечивает относительное равновесие и стабиль
ность его жизнедеятельности. Поэтому он стремится поддерживать эту согласованность или создавать ее, если она утрачена. Сохране
ние устойчивости и равновесия достигается за счет коммуникации, которая дает необходимые знания и навыки для полноценного су
ществования человека.
217
Исследование фактора межличностной аттракции нашло свое выражение в теории коммуникативных актов. Согласно этой тео
рии межличностная коммуникация — это один из способов, с помощью которого человек пытается поддерживать состояние ког
нитивного баланса, или симметрии. Самый простой акт коммуни
кации может быть представлен как ситуация, в которой один чело
век сообщает информацию другому человеку относительно како
го-либо предмета. Если партнеры по общению имеют сходные взгляды и чувства относительно обсуждаемого предмета, то их от
ношения симметричны. Если же их взгляды и чувства относитель
но данного предмета расходятся, то их отношения асимметричны.
Иными словами, люди, имеющие сходные ценностные ориентации, испытывают взаимную привлекательность. При этом, чем более сходны установки партнеров, тем сильнее ощущение реальности и значимости их взглядов, что является источником поддержания коммуникативной компетенции. Напряжение, вызванное расхож
дением взглядов, создает дискомфорт, от которого человек стара
ется избавиться путем согласования своего поведения с поведени
ем другого человека.
В общем и целом сходные цели сближают людей в их общении друг с другом, но иногда сходство может быть фактором, снижаю
щим межличностную аттракцию. В ситуациях соперничества два че
ловека, имеющие одинаковые цели, часто начинают негативно вос
принимать друг друга. Вряд ли двое мужчин, добивающихся одной женщины, станут хорошими друзьями. Или две женщины, претен
дующие на одно рабочее место, едва ли понравятся друг другу. Вот почему факт, что двое людей имеют в чем-то схожие взгляды, еще недостаточное условие для их взаимной привлекательности и ус
пешной коммуникации.
Личное отношение к партнеру. Важнейшей внутренней де
терминантой межличностной аттракции является выражение лично
го отношения к партнеру в ходе общения. Эффективная и успешная аттракция возникает в ответ на положительные действия, а непри
язнь — на отрицательные. Индивид положительно относится к тем людям, которые его хвалят, любят, сотрудничают с ним, и, напро
тив, отрицательно к тем, которые его критикуют, ненавидят или яв
ляются конкурентами. Психологами давно замечено, что эмоцио
нальная реакция на положительные действия со стороны другого человека определяется не столько самими действиями, сколько тем, как они интерпретируются, какие мотивы приписываются субъекту, какой смысл имеет для человека соответствующая оценка. Здесь важным является то обстоятельство, воспринимает ли человек эти
218
действия как адресованные ему лично или как безличные, просто привычное для субъекта поведение в данной ситуации. В то же вре
мя чрезмерные комплименты и похвалы порождают вопрос об ис
кренности и мотивации такого поведения и общения.
Таким образом, межличностная аттракция определяется дейст
вием целого рада факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего; от степени выраженности у человека потреб
ности в аффилиации, от того, находится ли данный человек рядом или далеко. Людям, скорее, нравятся те, кто имеет взгляды, обра
зование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье по
ведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и досто
инство.
5.5. Атрибуция в межкультурной коммуникации
5.5.1.
Понятие и сущность атрибуции. В процессе межкуль
турного взаимодействия человек воспринимает своего партнера вместе с его действиями и через действия. От адекватности пони
мания действий и их причин во многом зависит построение взаи
модействия с другим человеком, а в конечном счете — успеш
ность общения с ним. При этом чаще всего причины и процессы, определяющие поведение другого человека, остаются скрытыми и недоступными. Поскольку имеющейся информации чаще всего оказывается недостаточно, а потребность сделать причинные вы
воды остается, то индивиды начинают не столько искать истинные причины поведения своих партнеров, сколько приписывать их.
Поэтому попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия без достаточной для того информации за
канчиваются «додумыванием» причин их поведения, которые ка
жутся свойственными тому или иному индивиду. В основе припи
сывания лежит сходство поведения воспринимаемого лица с ка- ким-то другим примером или образцом, имевшим место в анало
гичной ситуации.
Естественно, что механизм такого понимания стал предметом научного интереса психологов. Это постепенно привело к появле
нию самостоятельного направления в социальной психологии, кото
рое стало исследовать процессы и результаты приписывания при
чин поведения. В социальной психологии объяснение способов, ис
пользуемых для определения причин социального поведения, осу
ществляется в рамках теории казуальной атрибуции.
219
мя чрезмерные комплименты и похвалы порождают вопрос об ис
кренности и мотивации такого поведения и общения.
Таким образом, межличностная аттракция определяется дейст
вием целого рада факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего; от степени выраженности у человека потреб
ности в аффилиации, от того, находится ли данный человек рядом или далеко. Людям, скорее, нравятся те, кто имеет взгляды, обра
зование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье по
ведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и досто
инство.
5.5. Атрибуция в межкультурной коммуникации
5.5.1.
Понятие и сущность атрибуции. В процессе межкуль
турного взаимодействия человек воспринимает своего партнера вместе с его действиями и через действия. От адекватности пони
мания действий и их причин во многом зависит построение взаи
модействия с другим человеком, а в конечном счете — успеш
ность общения с ним. При этом чаще всего причины и процессы, определяющие поведение другого человека, остаются скрытыми и недоступными. Поскольку имеющейся информации чаще всего оказывается недостаточно, а потребность сделать причинные вы
воды остается, то индивиды начинают не столько искать истинные причины поведения своих партнеров, сколько приписывать их.
Поэтому попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия без достаточной для того информации за
канчиваются «додумыванием» причин их поведения, которые ка
жутся свойственными тому или иному индивиду. В основе припи
сывания лежит сходство поведения воспринимаемого лица с ка- ким-то другим примером или образцом, имевшим место в анало
гичной ситуации.
Естественно, что механизм такого понимания стал предметом научного интереса психологов. Это постепенно привело к появле
нию самостоятельного направления в социальной психологии, кото
рое стало исследовать процессы и результаты приписывания при
чин поведения. В социальной психологии объяснение способов, ис
пользуемых для определения причин социального поведения, осу
ществляется в рамках теории казуальной атрибуции.
219
В современной науке атрибуция рассматривается как процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблю
даемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Интерпретация причин поведения человека предпринима
ется в первую очередь тогда, когда оно не укладывается в те пред
ставления и логические объяснения, которыми пользуется в своей жизни объясняющий. Именно в ситуациях межкультурных контак
тов существование атрибуций особенно отчетливо, так как постоян
но приходится объяснять «необычное» поведение.
Возникновение интереса к свойству атрибуции обычно связыва
ют с работами выдающегося американского психолога Фрица Хай- дера1. Размышляя о том, как происходит «наивный анализ поведе
ния» у любого обычного человека, Хайгер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить какой-либо по
ступок. Согласно его предположениям, в поведении каждого чело
века можно выделить две основные компоненты: старание, которое он рассматривает как сумму намерений совершить действие и уси
лий, прилагаемых для осуществления этих намерений, и умение, определяемое как разница между способностями совершить дейст
вие и объективными трудностями, препятствующими совершению этих действий. Поскольку намерения, усилия и способности при
надлежат человеку, а трудности определяются внешними обстоя
тельствами, то «наивный наблюдатель», приписав основную роль какому-либо из этих факторов, сможет сделать вывод о том, почему человек совершил действие. Его заключения сводятся к тому, что
«он сам такой» (приписывается ответственность действующему) или же что «так сложились обстоятельства» (причина действия связана -с внешней средой).
Таким образом, в соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атри
буций связано с желанием упростить окружающую среду и попы
таться предсказать поведение других людей. В этом контексте атрибуции выполняют важнейшую психическую функцию — дела
ют события и явления предсказуемыми, контролируемыми и по
нятными.
Иное объяснение атрибуции, позволяющее найти ее причину и в личности, и в окружении, предложил Гарольд Келли2. По его
1 См.: Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958
2 Cm.:
Kelly H. Attribution Theory in Social Psychology. Linkoln, 1967.
220
мнению, информация о каком-либо поступке оценивается в трех аспектах: согласованности, стабильности и различению. Согласо
ванность означает степень уникальности действия с точки зрения принятых в обществе норм поведения. При этом низкая согласо
ванность отражает уникальность данного поведения, а высокая го
ворит о том, что данное действие является обычным для большин
ства людей в данной ситуации. Стабильность поведения подразу
мевает степень изменчивости реакций данного человека в привыч
ных ситуациях. О высокой стабильности говорят тогда, когда чело
век ведет себя неизменно, а низкая свидетельствует о том, что дан
ное действие уникально для подобных обстоятельств (оно соверша
ется только сегодня). Различие определяет степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Низкое разли
чие предполагает, что человек ведет себя так же и в других подоб
ных ситуациях. Высокое различие предполагает уникальность соче
тания реакции и ситуации.
По мнению Келли, различные сочетания высоких или низких значений факторов определяют отнесение причины поступка либо к личностным особенностям (личностная атрибуция), либо к особен
ностям объекта (стимульная атрибуция), либо к особенностям си
туации (обстоятельственная атрибуция). При личностной атрибу
ции поведение человека рассматривается с точки зрения его уни
кальности или традиционности, т.е. насколько поведение данного человека свойственно другим людям. При стимульной атрибуции внимание к поведению человека акцентируется на вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям или предметам? Зависит ли характер поведения от объекта действий и его особенностей? Обстоятельственная атрибуция устанавлива
ет зависимость поведения человека от особенностей ситуации, в ко
торой происходит действие.
Таким образом, каждый из участников коммуникации, оценивая другого, стремится построить собственную систему понимания при
чин поведения партнера. В обыденной жизни люди, как правило, не знают действительных причин поведения другого человека или зна
ют их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого чело
века есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Эти люди в любой си
туации склонны находить виновника случившегося события, припи
сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие придерживаются обстоятельственной атрибу
ции, в соответствии с которой они винят обстоятельства, не стре
мясь выявить конкретного виновника. Наконец, третьи руководству
ванность означает степень уникальности действия с точки зрения принятых в обществе норм поведения. При этом низкая согласо
ванность отражает уникальность данного поведения, а высокая го
ворит о том, что данное действие является обычным для большин
ства людей в данной ситуации. Стабильность поведения подразу
мевает степень изменчивости реакций данного человека в привыч
ных ситуациях. О высокой стабильности говорят тогда, когда чело
век ведет себя неизменно, а низкая свидетельствует о том, что дан
ное действие уникально для подобных обстоятельств (оно соверша
ется только сегодня). Различие определяет степень уникальности данного действия по отношению к данному объекту. Низкое разли
чие предполагает, что человек ведет себя так же и в других подоб
ных ситуациях. Высокое различие предполагает уникальность соче
тания реакции и ситуации.
По мнению Келли, различные сочетания высоких или низких значений факторов определяют отнесение причины поступка либо к личностным особенностям (личностная атрибуция), либо к особен
ностям объекта (стимульная атрибуция), либо к особенностям си
туации (обстоятельственная атрибуция). При личностной атрибу
ции поведение человека рассматривается с точки зрения его уни
кальности или традиционности, т.е. насколько поведение данного человека свойственно другим людям. При стимульной атрибуции внимание к поведению человека акцентируется на вопросах: ведет ли человек себя одинаково по отношению к разным людям или предметам? Зависит ли характер поведения от объекта действий и его особенностей? Обстоятельственная атрибуция устанавлива
ет зависимость поведения человека от особенностей ситуации, в ко
торой происходит действие.
Таким образом, каждый из участников коммуникации, оценивая другого, стремится построить собственную систему понимания при
чин поведения партнера. В обыденной жизни люди, как правило, не знают действительных причин поведения другого человека или зна
ют их недостаточно. Исследования показывают, что у каждого чело
века есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так, для одних характерна личностная атрибуция. Эти люди в любой си
туации склонны находить виновника случившегося события, припи
сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе. Другие придерживаются обстоятельственной атрибу
ции, в соответствии с которой они винят обстоятельства, не стре
мясь выявить конкретного виновника. Наконец, третьи руководству
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 36
221
ются стимульной атрибуцией: человек видит причину случивше
гося в предмете, на который было направлено действие или в са
мом пострадавшем.
Например, успех школьницы на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям, старательности и упорной рабо
те, либо легким вопросам в билете, либо тому, что она сумела вос
пользоваться шпаргалкой. Ссору межпу влюбленными молодыми людьми можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелателей и завистников, строящих им козни.
5.5.2.
Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль
турной коммуникации. Результаты многих исследований процес
са атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных ус
ловиях люди часто оценивают поведение других таким образом, как если бы они производили определение причин их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни так слу
чается крайне редко. Рассмотренные модели атрибуции предпола
гают сложный анализ разнообразной информации о действиях че
ловека. Между тем далеко не всегда есть вся необходимая инфор
мация и время для ее анализа. В повседневной жизни человек обычно недостаточно информирован о действительных причинах поведения другого человека или даже не знает о них вовсе. В этом случае в условиях дефицита информации он начинает приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяс
нение их действиям. Создается целая система такого приписыва
ния, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции.
Существует несколько причин, почему люди создают необъек
тивные атрибуции. Исследователи атрибуции говорят о двух клас
сах причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям: 1) разли
чия в имеющейся информации и позиции наблюдения; 2) мотиваци
онные различия.
Первый класс причин — информационные различия и разли
чия в восприятии очевиднее всего проявляются при анализе раз
личий в приписывании причин поведения, которое производится
«автором» действия и «сторонним наблюдателем». Действитель
но, атрибуция зависит от точки зрения наблюдателя на ситуацию.
Очевидно, что любая ситуация «изнутри» выглядит иначе, чем «сна
ружи», и поэтому можно говорить о разных ситуациях для того,
222
гося в предмете, на который было направлено действие или в са
мом пострадавшем.
Например, успех школьницы на экзамене можно приписать либо ее умственным способностям, старательности и упорной рабо
те, либо легким вопросам в билете, либо тому, что она сумела вос
пользоваться шпаргалкой. Ссору межпу влюбленными молодыми людьми можно объяснить либо дурным характером одного из них, либо происками и сплетнями недоброжелателей и завистников, строящих им козни.
5.5.2.
Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль
турной коммуникации. Результаты многих исследований процес
са атрибуции свидетельствуют о том, что в экспериментальных ус
ловиях люди часто оценивают поведение других таким образом, как если бы они производили определение причин их поведения по той или иной схеме атрибуции. Однако в реальной жизни так слу
чается крайне редко. Рассмотренные модели атрибуции предпола
гают сложный анализ разнообразной информации о действиях че
ловека. Между тем далеко не всегда есть вся необходимая инфор
мация и время для ее анализа. В повседневной жизни человек обычно недостаточно информирован о действительных причинах поведения другого человека или даже не знает о них вовсе. В этом случае в условиях дефицита информации он начинает приписывать другим людям причины поведения, чтобы дать «разумное» объяс
нение их действиям. Создается целая система такого приписыва
ния, результатом которой являются необъективные, ошибочные атрибуции.
Существует несколько причин, почему люди создают необъек
тивные атрибуции. Исследователи атрибуции говорят о двух клас
сах причин, которые приводят к ошибочным атрибуциям: 1) разли
чия в имеющейся информации и позиции наблюдения; 2) мотиваци
онные различия.
Первый класс причин — информационные различия и разли
чия в восприятии очевиднее всего проявляются при анализе раз
личий в приписывании причин поведения, которое производится
«автором» действия и «сторонним наблюдателем». Действитель
но, атрибуция зависит от точки зрения наблюдателя на ситуацию.
Очевидно, что любая ситуация «изнутри» выглядит иначе, чем «сна
ружи», и поэтому можно говорить о разных ситуациях для того,
222
кто действует, и для того, кто наблюдает. Соответственно, и при
писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо
дит по-разному.
Американские исследователи М. Хьюстон и Дж. Джасперс опи
сали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибу
цию деятеля как ситуационную1. Иными словами, они предположи
ли, что люди, объясняя свое собственное поведение, склонны при
писывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывают причины в основном внутренним условиям — диспозициям. Так, если действует другой человек, то причина его поведения заключа
ется в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства». При этом положительное поведение членов «чу
жой» группы чаще всего не замечается. Оно может рассматривать
ся как «редкий случай», как удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий.
Информационные различия между наблюдателем и деятелем заключаются в степени владения информацией о действии: дея
тель информирован о причинах действия больше, чем наблюдатель.
Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей
ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет. Та
ким образом, различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюда
теля. В результате наблюдатель склонен постоянно переоцени
вать возможности личности, роль диспозиций в поведении дей
ствующего. Данная переоценка получила название «фундамен
тальной ошибки атрибуции». Суть ее заключается в том, что всем людям присуще свойство преувеличивать значение лич
ностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вслед
ствие этого причиной собственных негативных действий призна
ется сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведе
ние другого человека объясняется присущими ему Личными каче
ствами.
Наряду с «фундаментальной ошибкой атрибуции» выявлены другие «ошибки иллюзорных корреляций» и «ошибки ложного со
гласия», вызванные прежде всего характером используемой инфор
мации.
Social dimensions of attribution/Д Ь е social dimention.
Cambridge, 1984.
223
писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо
дит по-разному.
Американские исследователи М. Хьюстон и Дж. Джасперс опи
сали атрибуцию воспринимающего как диспозиционную, а атрибу
цию деятеля как ситуационную1. Иными словами, они предположи
ли, что люди, объясняя свое собственное поведение, склонны при
писывать его причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывают причины в основном внутренним условиям — диспозициям. Так, если действует другой человек, то причина его поведения заключа
ется в том, что «он сам такой», а если действую я, то «таковы обстоятельства». При этом положительное поведение членов «чу
жой» группы чаще всего не замечается. Оно может рассматривать
ся как «редкий случай», как удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий.
Информационные различия между наблюдателем и деятелем заключаются в степени владения информацией о действии: дея
тель информирован о причинах действия больше, чем наблюдатель.
Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей
ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет. Та
ким образом, различия в восприятии заключаются в том, что действие по-разному видится с точки зрения деятеля и наблюда
теля. В результате наблюдатель склонен постоянно переоцени
вать возможности личности, роль диспозиций в поведении дей
ствующего. Данная переоценка получила название «фундамен
тальной ошибки атрибуции». Суть ее заключается в том, что всем людям присуще свойство преувеличивать значение лич
ностных факторов и недооценивать ситуативные факторы при интерпретации причин действий и поведения других людей. Вслед
ствие этого причиной собственных негативных действий призна
ется сложившаяся ситуация, в то время как аналогичное поведе
ние другого человека объясняется присущими ему Личными каче
ствами.
Наряду с «фундаментальной ошибкой атрибуции» выявлены другие «ошибки иллюзорных корреляций» и «ошибки ложного со
гласия», вызванные прежде всего характером используемой инфор
мации.
Social dimensions of attribution/Д Ь е social dimention.
Cambridge, 1984.
223