Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1529

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Павловская А.В. Россия и Америка. Проблема общения культур. М., 1987. С. 17.
229
пы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущ­
ность.
В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде­
ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей о т ­
носительно качеств и черт характера других индивидов, а
также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха­
рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз­
личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ­
ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереоти­
пизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так­
же служить и какая-либо черта характера и поведения человека
(молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе­
дневной жизни наибольшее распространение получили этнические
стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на­
циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти- пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас­
пространены.
Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».
Значительную роль в возникновении и функционировании сте­
реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима­
тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ­
ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ­
ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан­
типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по­
ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на­
рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.
230


Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон­
цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте­
реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по­
добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок­
ружающих своими личными горестями.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле­
ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе­
матизме и обобщенности стереотипные представления о других на­
родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу­
жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый­
ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.
5.6.2.
Откуда берутся стереотипы? Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы.
Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок­
ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту — инди­
видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри­
ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про­
исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче­
ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано­
вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.
Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс­
ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас­
социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа­
231

ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или
води м ое
отожде­
ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное.
При этом общее схематическое представление обогащается деталя­
ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте­
реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ­
ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали­
зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую­
щий стереотип.
Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео­
типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин­
цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи­
чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо­
лее удобные и привычные модели, которые получили название сте­
реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ­
лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест­
ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че­
ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по­
требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре­
вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок.
Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю­
щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ­
ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело­
сипед».
Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са­
мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин­
формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.
232


Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя­
ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и ин­
культурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль­
туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра­
зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере­
даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи­
во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса­
ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.
Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто­
душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.
В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер­
байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи­
вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.
В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима­
ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси­
рованными чертами внешности и особенностями характера.
Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен­
ность:
• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива­
ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями дня формирования соб­
ственного мнения или установки.
233


• Большое значение имеет статус источника информации. Со­
вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен­
ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор­
мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит­
ся в их сознании.
• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон­
чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав­
торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче­
зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со­
бой его поведение. Все представляется правильным и спра­
ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав­
торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни­
кации сравнимо с массовым гипнозом.
5.6.3.
Функции стереотипов. По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую­
щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст­
вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают радом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон­
серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ­
ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника­
ции особое значение имеют следующие:
• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо­
культурных особенностях;
• предвидение различных форм поведения от партнеров по ком­
муникации;
• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;
• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо­
гия собственной сокультурной группы;
234

• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;
• стабилизация и интеграция отношений между социокультур­
ными группами в обществе.
Функция передачи относительно достоверной информа­
ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя­
щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не­
обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу­
жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно­
гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.
Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально­
сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле­
жат наблюдения за их действительным поведением.
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю­
щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав­
ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя­
ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно­
ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове­
дения.
Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож­
но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш­
нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо­
ложения не возникает.
Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль­
ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро­
стить сложность незнакомого культурного окружения.
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи­
цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу­
235