Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1529
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Павловская А.В. Россия и Америка. Проблема общения культур. М., 1987. С. 17.
229
Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон
цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте
реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по
добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок
ружающих своими личными горестями.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле
ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе
матизме и обобщенности стереотипные представления о других на
родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу
жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый
ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.
5.6.2.
Откуда берутся стереотипы? Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы.
Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок
ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту — инди
видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри
ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про
исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче
ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано
вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.
Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс
ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас
социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа
231
Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя
ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и ин
культурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль
туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра
зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере
даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи
во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса
ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.
Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто
душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.
В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер
байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи
вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.
В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима
ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси
рованными чертами внешности и особенностями характера.
Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен
ность:
• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива
ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями дня формирования соб
ственного мнения или установки.
233
• Большое значение имеет статус источника информации. Со
вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен
ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор
мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит
ся в их сознании.
• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон
чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав
торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче
зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со
бой его поведение. Все представляется правильным и спра
ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав
торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни
кации сравнимо с массовым гипнозом.
5.6.3.
Функции стереотипов. По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую
щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст
вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают радом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон
серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ
ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника
ции особое значение имеют следующие:
• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо
культурных особенностях;
• предвидение различных форм поведения от партнеров по ком
муникации;
• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;
• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо
гия собственной сокультурной группы;
234
• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;
• стабилизация и интеграция отношений между социокультур
ными группами в обществе.
Функция передачи относительно достоверной информа
ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя
щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не
обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу
жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно
гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.
Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально
сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле
жат наблюдения за их действительным поведением.
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю
щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав
ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя
ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно
ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове
дения.
Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож
но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш
нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо
ложения не возникает.
Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль
ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро
стить сложность незнакомого культурного окружения.
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи
цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу
235
229
пы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущ
ность.
В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде
ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей о т
носительно качеств и черт характера других индивидов, а
также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха
рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз
личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ
ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереоти
пизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так
же служить и какая-либо черта характера и поведения человека
(молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе
дневной жизни наибольшее распространение получили этнические
стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на
циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти- пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас
пространены.
Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».
Значительную роль в возникновении и функционировании сте
реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима
тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ
ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ
ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан
типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по
ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на
рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.
230
ность.
В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде
ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей о т
носительно качеств и черт характера других индивидов, а
также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха
рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз
личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ
ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереоти
пизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так
же служить и какая-либо черта характера и поведения человека
(молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).
Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе
дневной жизни наибольшее распространение получили этнические
стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних на
циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти- пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас
пространены.
Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».
Значительную роль в возникновении и функционировании сте
реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима
тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ
ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ
ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан
типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по
ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на
рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.
230
Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон
цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте
реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по
добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок
ружающих своими личными горестями.
Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле
ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе
матизме и обобщенности стереотипные представления о других на
родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу
жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый
ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.
5.6.2.
Откуда берутся стереотипы? Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы.
Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок
ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту — инди
видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри
ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про
исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче
ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано
вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.
Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс
ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас
социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа
231
ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или
води м ое
отожде
ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное.
При этом общее схематическое представление обогащается деталя
ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте
реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ
ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали
зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую
щий стереотип.
Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео
типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин
цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи
чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо
лее удобные и привычные модели, которые получили название сте
реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ
лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест
ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че
ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по
требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре
вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок.
Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю
щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ
ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело
сипед».
Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са
мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин
формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.
232
води м ое
отожде
ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное.
При этом общее схематическое представление обогащается деталя
ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте
реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ
ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали
зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую
щий стереотип.
Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео
типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин
цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи
чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо
лее удобные и привычные модели, которые получили название сте
реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ
лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест
ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че
ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по
требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре
вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок.
Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю
щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ
ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело
сипед».
Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са
мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин
формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.
232
Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя
ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и ин
культурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль
туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра
зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере
даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи
во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса
ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.
Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто
душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают эти стереотипы.
В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер
байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи
вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.
В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима
ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси
рованными чертами внешности и особенностями характера.
Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен
ность:
• Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива
ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями дня формирования соб
ственного мнения или установки.
233
• Большое значение имеет статус источника информации. Со
вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен
ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор
мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит
ся в их сознании.
• Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон
чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав
торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче
зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со
бой его поведение. Все представляется правильным и спра
ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав
торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни
кации сравнимо с массовым гипнозом.
5.6.3.
Функции стереотипов. По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую
щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст
вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают радом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон
серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ
ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника
ции особое значение имеют следующие:
• объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо
культурных особенностях;
• предвидение различных форм поведения от партнеров по ком
муникации;
• формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;
• защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо
гия собственной сокультурной группы;
234
• обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;
• стабилизация и интеграция отношений между социокультур
ными группами в обществе.
Функция передачи относительно достоверной информа
ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя
щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не
обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу
жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно
гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.
Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально
сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле
жат наблюдения за их действительным поведением.
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю
щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав
ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя
ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно
ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове
дения.
Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож
но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш
нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо
ложения не возникает.
Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль
ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро
стить сложность незнакомого культурного окружения.
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи
цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу
235