Файл: А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1534
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным ме
ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно
го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео
типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен
ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую
щие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.
Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв
ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен
ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста
вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи
ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про
должает рассматриваться как норма.
Поскольку стереотип является порождением группового созна
ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо- вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе
ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи
чески мгновенно — по различным признакам групповой принад
лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба
тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель
ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав
ное — не ошибиться в ориентировке.
5.6.4.
Значение стереотипов для межкультурной коммуника
ции. При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока.
Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос
236
ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.
Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно
го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео
типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен
ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую
щие в каждой культуре. «Незваный гость — хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.
Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв
ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен
ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста
вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи
ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про
должает рассматриваться как норма.
Поскольку стереотип является порождением группового созна
ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо- вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе
ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи
чески мгновенно — по различным признакам групповой принад
лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба
тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель
ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав
ное — не ошибиться в ориентировке.
5.6.4.
Значение стереотипов для межкультурной коммуника
ции. При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока.
Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос
236
принимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стерео
типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че
ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни
кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.
Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима
нии культур. В результате исследования сложились два подхода.
Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег
чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категори- зировать, упрощать социокультурное окружение индивида1.
Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон
тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина
ции2.
Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматри
вается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы яв
ляются результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководству
ются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей аб
солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ
на опыту межкультурного взаимодействия.
Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв
ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы использу
ются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультур
ного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих пре
типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че
ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни
кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.
Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима
нии культур. В результате исследования сложились два подхода.
Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег
чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категори- зировать, упрощать социокультурное окружение индивида1.
Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон
тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина
ции2.
Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматри
вается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы яв
ляются результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководству
ются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей аб
солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ
на опыту межкультурного взаимодействия.
Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв
ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы использу
ются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультур
ного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих пре
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 36
1 StagnerR. Foreword//Ethnic Conflict: International Perspectives. L., 1987.
2 Дейк T.A. Расизм и язык. М., 1989. С. 28.
237
дельно общих культурно специфических способов оценки как соб
ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой
тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно
сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.
Зависимость между культурной принадлежностью того или ино
го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с
«единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно
стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.
Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти
лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и
«неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер
жанных» и т.д.
В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза
ция помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст
вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
• если его сознательно придерживаются: индивид должен пони
мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив
ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря
мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле
ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин
дивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис
ходит из опыта реальной ситуации.
238
ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой
тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно
сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.
Зависимость между культурной принадлежностью того или ино
го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с
«единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно
стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.
Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти
лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и
«неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер
жанных» и т.д.
В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза
ция помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст
вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:
• если его сознательно придерживаются: индивид должен пони
мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив
ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря
мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле
ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин
дивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис
ходит из опыта реальной ситуации.
238
В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эф
фективны только тогда, когда они используются как первая и поло
жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.
Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму
никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме
шивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серь
езной помехой при межкультурных контактах.
В целом выделяют следующие причины, из-за которых стерео
типы могут препятствовать межкультурной коммуникации:
• если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на про
тяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;
• если стереотипы повторяют и усиливают определенные оши
бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не на
чинают их принимать за истинные;
• если стереотипы основываются на полуправде и искажениях.
Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируе- мой группы, стереотипы при этом искажают действитель
ность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.
Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи
тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа
ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель
ности.
5.7. Предрассудки в межкультурной коммуникации
5.7.1.
Понятие и сущность предрассудка. Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и пред
рассудки.
239
Психология рассматривает предрассудок как психологиче
скую установку предвзятого и враждебного отношения к че
му-либо без достаточных для такого отношения оснований
или причин. Применительно к этническим группам или их культу
рам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или вра
ждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением.
Главным фактором в возникновении предрассудков является не
равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз
ни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам.
Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен
ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или пред
положения, такая установка с искаженным информационным ком
понентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту.
Следует различать стереотип и предрассудок в процессе меж
культурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойствен
ны всем членам той или иной социокультурной группы. Это сво
его рода обобщенный, собирательный образ представителей со
ответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизиро- ванной группе.
В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой сугубо отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отно
шение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известны
ми формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д.
Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами куль
туры, поскольку порождены общественными причинами, а не био
логическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры,
240
которые передаются их носителями из поколения в поколение и со
храняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще все
го предрассудки включены в культуру в виде нормативных запове
дей, т.е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствую
щих этнических или социокультурных групп.
5.7.2.
Механизм формирования предрассудков. Многочислен
ные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо
го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим про
цессом перемещения.
Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение не является атри
бутом только индивидуальной психической деятельности. Оно ха
рактерно и для коллективных психических процессов и может охва
тывать значительные массы людей. Использование механизма пе
ремещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.
Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред
рассудки могут возникать по отношению к объектам самого различ
ного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологиче- ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до
минирующей этнической группы найти источник психического удов
летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со
циальной лестницы из-за сложного материального положения. От
сутствие действительного престижа при низком социальном поло
жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».
16-4910
241
храняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще все
го предрассудки включены в культуру в виде нормативных запове
дей, т.е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствую
щих этнических или социокультурных групп.
5.7.2.
Механизм формирования предрассудков. Многочислен
ные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо
го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим про
цессом перемещения.
Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение не является атри
бутом только индивидуальной психической деятельности. Оно ха
рактерно и для коллективных психических процессов и может охва
тывать значительные массы людей. Использование механизма пе
ремещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций.
Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред
рассудки могут возникать по отношению к объектам самого различ
ного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологиче- ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до
минирующей этнической группы найти источник психического удов
летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со
циальной лестницы из-за сложного материального положения. От
сутствие действительного престижа при низком социальном поло
жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе».
16-4910
241