Файл: I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России 7 Понятие, сущность и функции социального обеспечения 7.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 607
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Теоретические аспекты социального обеспечения в России
1.1. Понятие, сущность и функции социального обеспечения
1.2. Виды социального обеспечения в России
1.3. Международный опыт социального обеспечения
1.4. История развития социального обеспечения в России
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
2.2. Правовые основы системы социального обеспечения
III. Совершенствование российской системы социального обеспечения
3.1. Основные правовые проблемы развития социального обеспечения
3.2. Пути решения правовых проблем
3.3. Заимствование зарубежного опыта в сфере развития социального обеспечения
С этого времени формируется общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания. В 20-е годы в стране начинают создаваться кооперативные организации инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухонемых людей. В конце 20-х годов вводятся пенсии по старости рабочим текстильной промышленности, тяжелой промышленности и транспорта. Государственное обеспечение после ВОВ Острые проблемы военного времени требовали безотлагательного решения. Связаны они были с оказанием помощи семьям фронтовиков, раненым, больным, инвалидам, с вопросами попечения детей-сирот. Ещё в начале войны, в 1941 г.
Указом Президиума ВС СССР назначаются пособия семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава. В 1944 г. увеличиваются льготы для беременных женщин и матерей. Принятия экстренных мер требовал огромный поток раненых, как по их эвакуации, так и реабилитации. С этой целью в начале войны были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненых красноармейцев. В условиях военного времени стояла задача не только открытия новых учреждений, но и эвакуации детских домов вглубь страны. После войны идет преобразование административной системы управления социальным обеспечением – вместо НКСО создается Министерство социального обеспечения.
К принятому в 1956 г. Закону о государственных пенсиях положено начало всеобщему пенсионному обеспечению трудящихся со стороны государства. Важным моментов в жизни страны стал Закон о пенсиях и пособиях, принятый в 1964 г., для членов колхозов. Снизился пенсионный возраст для колхозников, инвалидов, жителей Крайнего Севера. Вопрос этот рассматривался на Пленуме ЦК КПСС в 1967 г. Повышены были пенсии инвалидам Великой Отечественной войны.
Таким образом, пятимиллионная армия пенсионеров сумела улучшить свое материальное положение. В то время функционировало три сложившихся системы материального обеспечения: государственное социальное обеспечение; государственное социальное страхование; социальное обеспечение колхозников. Граждане полностью освобождались от уплаты взносов, независимо от той системы, которая их материально обеспечивала.
Основным принципом социального обеспечения в СССР был принцип социалистического гуманизма и заботы о человеке. В результате проводимой в стране социальной политики снизилась смертность, увеличилась заработная плата рабочих, начался рост промышленности, улучшилось жилищное строительство. В 80-е годы происходят пенсионные изменения, размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж не менее 25 лет на одном предприятии увеличился с 10 до 20%. Пенсионеры получили 50% скидку на лекарства, а для женщин вводится частично оплачиваемый отпуск. Замечание 2 Несмотря на эти социальные изменения в 80-е годы уровень жизни населения снижается, назревает необходимость реформирования социальной системы и, прежде всего, социального обеспечения. В качестве профессиональной деятельности социальная работа складывается в начале 90-х годов. Распад СССР привел к экономическому кризису и росту социальных проблем, что стало причиной организации нового вида деятельности и создания сети учреждений. Для выхода из кризиса в 90-е годы разрабатывается комплекс неотложных мер, экономические и социальные программы, разрабатываются законы и постановления в области социального обеспечения граждан. Реализовать все принятые правительственные меры должно было Министерство социальной защиты. В 1991 г. в перечне профессий появились новые специальности – социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе.
Становление системы социального обслуживания начинается с 1991 г. В ст. 39 Конституции РФ отражается сущность социальной защиты и указывается, что она является правом каждого гражданина страны и может быть предоставлена в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и других форм. Основные функции системы социальной защиты: адресная помощь несколько снижает следствие бедности; создает условия для предотвращения роста бедности путем участия граждан в продуктивной и оплачиваемой работе. Замечание 3 Право на социальную защиту – это конституционное право каждого гражданина страны. Система экономических отношений, которая гарантирует каждому члену общества определенный уровень жизни минимально необходимый для использования его способностей и, обеспечивающая его при утрате каких-либо способностей, заключает в себе сущность социальной защиты.
В условиях рынка развитие элементов социальной защиты имеет свои особенности, на формирование которых влияют политические, экономические, нравственно-психологические, идеологические факторы. Под политическими факторами понимается способность власти поводить провозглашенную социальную политику и в данном контексте система социальной защиты есть элемент национальной безопасности страны. Характер и специфику действия института социальной защиты определяют экономические факторы. От того, какие инвестиции вкладываются в социальную защиту и, какие есть накопления, зависит страхование по безработице и материальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионное страхование и др. Общественные взгляды и идеи оказывают влияние на экономическую и социальную жизнь, а с ними связаны идеологические факторы.
Они проявляются в деятельности государства, партий, общественных объединений. В свое время господствующей была коммунистическая идеология, при которой приоритетом в области социальной защиты было государственное социальное обеспечение. Приоритеты в этой области изменились с реформами 90-х годов. В это время началась ориентация на идеи либеральной рыночной экономики и, соответственно, система социальной защиты населения основывается на отношениях частной собственности. Отношения в сфере социальной защиты населения регулируются нравственно-психологическими факторами. Работники этой сферы довольно часто сталкиваются с нравственно-психологическими проблемами и проявлениями социального неравенства, унижения достоинства человека, утраты человеческих ценностей.
В этом случае естественной становится задача института социальной защиты – оказывать содействие восстановлению социальной справедливости и законных прав клиента. Как социальный институт, социальная защита населения является комплексной системой. Она формируется с целью решения разнообразных социальных проблем и помощи наиболее уязвимым членам общества.
Вывод
Таким образом, система социального обеспечения в России – это относительно новая сфера, которая достаточно активно развивается. Руководство стремится к тому, чтобы учитывать особенности жизни в нашей стране, ее экономическое и политическое состояние. Основная цель – улучшить материальное положение отдельных категорий граждан и выровнять разницу между богатыми и бедными слоями населения для создания однородности социума. Содержание социального обеспечения как института, а также его параметры формировались постепенно: по мере того, как развивалась сама система социального обеспечения в нашей стране. До сих пор специалисты в области экономики или юриспруденции отмечают, что социальное обеспечение – это противоречивое явление, вероятнее всего по причине того, что оно недостаточно изучено.
Таким образом, правовое социальное обеспечение выстраивается на принципах, которые описаны в некоторых статьях Конституции Российской Федерации. Сегодня обеспечение касается не только отдельных категорий граждан, но и в целом всего общества, поскольку оно позволяет сделать граждан более приравненными друг к другу, избавиться от той пропасти, которая существует между обеспеченными слоями населения и теми гражданами, которые находятся за чертой бедности и не могут самостоятельно удовлетворить даже первичные потребности в медицинском обслуживании и образовании.
II. Анализ Российской системы социального обеспечения
2.1. Современное состояние российской системы социального обеспечения
Социальное обеспечение, так или иначе, касается подавляющего большинства россиян. Его проблемы сегодня привлекают всеобщее внимание и вызывают острые дискуссии. В коллективной монографии «Социальное обеспечение: настоящее и будущее»11 убедительно показаны несовершенство нынешнего пенсионного законодательства и пагубность многих предложений о его дальнейшей «оптимизации»; критически оценены низкий уровень социальных пособий, особенно на детей, и ужесточение условий их предоставления; обращено внимание на непоследовательное развитие законодательства о социальной защите инвалидов и других субъектов права социального обеспечения. Достаточно привести лишь отдельные примеры. С 5 до 15 лет увеличена продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости. Введено дополнительное условие приобретения права на эту пенсию — наличие не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента. Изменены механизмы индексации пенсий и их перерасчета работающим пенсионерам. Как отмечают авторы, постоянные трансформации системы пенсионного обеспечения привели к тому, что население не знает о требованиях законодательства, не верит в его эффективность, осознанно уклоняется от страховых платежей; соответственно, увеличивается неформальная занятость
12.
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет теперь исчисляются не из фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что серьезно снижает их размер. Если при введении компенсационной выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (1994 г.), ее размер составлял 50% от минимума оплаты труда, то ныне — лишь 50 руб.
Право граждан нашей страны на социальную защиту утверждено ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что Российская Федерация является социальным государством, основа её политики направлена на создание условий, которые обеспечивают достойный уровень жизнь и свободное развитие каждого человека13.
Объяснение данного положения содержится в ст. 39 Конституции, где отмечается, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом14.
На сегодняшний день с пенсиями по старости и инвалидности, выплачивается пособие роженицам, которые ухаживают за младенцами до 1,5 лет, гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Законодательством РФ разработаны программы по созданию учреждений для престарелых и сирот. Таким образом, большое значение социальными службами уделяется инвалидам, безработным, детям-сиротам, пенсионерам, матерям-одиночкам, военным ветеранам, неполным семьям. Всем эти категориям граждан выделяется государством помощь в виде социальных пособий.
М.О. Буянова считает, что государственные социальные пособия выражаются в денежных выплатах, которое назначается ежемесячно, одноразова или периодически в соответствующих законодательством случаях, цель которых возместить утраченный заработок или оказать материальную помощь15.
Рассматриваемые М.О. Буяновой социальные пособия классифицируются по видам основания (табл. 1)
Таблица 1 - Классификация основных видов социальных пособий
№ | Направления | Виды |
1 | По целевому назначению | - пособия, компенсирующие заработок полностью или частично; - пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь. |
2 | По продолжительности выплаты | - единовременные выплаты; - ежемесячные пособия; - ежегодные выплаты. |
3 | По категории получателей | пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; - пособия по безработице; - социальные пособия вынужденным переселенцам |