Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
В состав учебно-методического комплекта «Математика» для 3 класса входят:
Рабочая программа. 3 класс (размещена на сайте)
Учебник «Математика» для 3 класса (в 2 частях), автор-составитель: Т. В. Алышева.
Рабочая тетрадь «Математика» для 3 класса (в 2 частях), автор-составитель: Т. В. Алышева.
Методические рекомендации. 3 класс (размещены на сайте)
Данный учебно-методический комплект предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика».
МАТЕМАТИКА
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Урок | Тема | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности обучающихся | |
план | факт | ||||
| Второй десяток (69 ч.) | ||||
1. | Нумерация (повторение). Числовой ряд в пределах 20. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Однозначные, двузначные числа. Десятичный состав чисел 11-20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел, присчитывания и отсчитывания единицы, с использованием переместительного свойства сложения. Простые и составные арифметические задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». | 3 | 02.09 | | Воспроизводить последовательность чисел в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в заданных пределах. Определять место каждого числа в пределах 20 в числовом ряду. Получать следующее и предыдущее число на основе арифметических действий (прибавлять 1 к числу, вычитать 1 из числа). Осуществлять счет предметов в пределах 20. Дифференцировать однозначные и двузначные числа. Моделировать образование чисел 11-20 на основе их десятичного состава. Сравнивать числа второго десятка с применением знаков равенства и сравнения («=», «>», «<»). Выполнять сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 3; 3 + 10; 13 – 3; 13 – 10), присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 1 + 12; 13 – 1); применять при вычислениях переместительное свойство сложения (при необходимости). Записывать кратко простые и составные арифметические задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …»; выполнять их решение, записывать ответ; составлять арифметические задачи указанного вида. |
2. | 05 | | |||
3. | 06 | | |||
4. | Линии. Линии: прямая, кривая, луч, отрезок; их узнавание, называние, дифференциация. Построение прямых линий через 1-2 точки. Построение лучей из одной точки. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной мерой. | 1 | 07 | | Узнавать, называть, дифференцировать линии (прямая, кривая, луч, отрезок). Чертить с помощью линейки прямые линии, проходящие через 1-2 точки. Чертить лучи с помощью линейки; чертить лучи из одной точки с помощью линейки. Измерять длину отрезков. Чертить отрезки заданной длины, такой же длины. Сравнивать отрезки по длине. Сравнивать числа, полученные при измерении длины отрезков, с применением знаков равенства и сравнения («=», «>», «<»). |
5. | Числа, полученные при измерении величин. Величины (стоимость, длина, масса, емкость, время), единицы измерения величин (меры). Сравнение чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение предметов по длине, массе, емкости. Размен, замена монет. Дифференциация чисел, полученных при счете предметов и при измерении величин. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнение длины отрезков с 1 дм. Решение, составление простых арифметических задач на нахождение суммы и разности с числами, полученными при измерении величин. Решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже». | 3 | 09 | | Дифференцировать величины и их единицы измерения (меры). Подбирать нужную меру для выполнения конкретных измерений, с которыми обучающиеся встречаются в жизни (стоимость футболки, масса пакета с мукой, продолжительность сна и пр.). Сравнивать однородные меры (1 см и 1 дм, 1 нед. и 1 ч и пр.). Сравнивать числа, полученные при измерении величин одной мерой. Сравнивать предметы по длине, массе, емкости; сравнивать товары по их стоимости (дешевле, дороже). Производить размен, замену монет. Дифференцировать числа, полученные при счете предметов и при измерении величин. Дифференцировать числа, полученные при измерении разных величин. Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин одной мерой. Сравнивать длину отрезков, выраженной в сантиметрах, с 1 дм. Выполнять краткую запись и решение простых арифметических задач на нахождение суммы и разности с числами, полученными при измерении величин. Выполнять краткую запись и решение простых арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже». |
6. | 12 | | |||
7. | 13 | | |||
8. | Пересечение линий. Пересечение линий (прямых, кривых). Пересекающиеся и непересекающиеся линии: распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий. | 1 | 1 4 | | Распознавать, называть, дифференцировать пересекающиеся и непересекающиеся линии (на основе пересечения прямых, кривых линий). Моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий. Находить пересечение линий в окружающей среде: пересекающиеся дороги, перекресток; непересекающиеся дороги (проезжая часть дороги и тротуар). Актуализировать знания правил безопасного поведения на дороге (как переходить дороги на перекрестке со светофором или дорогу без светофора). Строить пересекающиеся прямые линии. |
9. | Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение и вычитание двузначного числа и однозначного числа в пределах 20 без перехода через десяток. Вычитание двузначных чисел в пределах 20. Нуль как результат вычитания (15 – 15), компонент сложения (15 + 0; 0 + 15). Нуль как компонент вычитания (3 – 0 = 3). Диагностическая работа. Вводный контроль | 3 | | | Выполнять сложение и вычитание двузначного числа с однозначным (13 + 2; 2 + 13; 13 – 2; 18 + 2; 20 - 2); использовать при сложении переместительное свойство сложения (при необходимости). Выполнять вычитание двузначных чисел (18 – 12; 20 – 12). Выполнять увеличение, уменьшение числа на несколько единиц, с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Выполнять вычитание с числами второго десятка, результат которого равен 0 (15 – 15). Выполнять сложение, один из компонентов которого равен 0 (15 + 0, 0 + 15). Изучить алгоритм выполнения нового случая вычитания, в котором 0 является вычитаемым (3 – 0 = 3); выполнять вычисления на основе применения правила вычитания 0 из числа. Упорядочивать числа в пределах 20. Выполнять счет предметов (иллюстраций предметов) и отвлеченный счет, присчитывая, отсчитывая по 2, по 5 в пределах 20. Составлять простые и составные задачи по краткой записи, предложенному сюжету с числами, полученными при счете и при измерении, выполнять их решение. Строить отрезки, длина которых больше (меньше) длины данного отрезка (с отношением «длиннее на … см», короче на … см»). Дифференцировать пересекающиеся и непересекающиеся линии (на основе пересечения прямых, кривых линий, лучей, отрезков). Строить пересекающиеся отрезки. |
10. | 16 | | |||
11. | 19 20 | | |||
12. | Упорядочение чисел в пределах 20. Присчитывание по 2, 5 в пределах 20. Составление простых и составных задач по краткой записи, предложенному сюжету, их решение. Построение отрезка, длина которого больше (меньше) длины данного отрезка (с отношением «длиннее на … см», короче на … см»). Построение пересекающихся, непересекающихся линий. | 1 | 21 | | |
13. | Точка пересечения линий. Точка пересечения, ее нахождение при пересечении линий. | 1 | 21 | | Находить и называть точку пересечения при пересечении линий (прямых, кривых, лучей, отрезков). Строить пересекающиеся линии (прямые, отрезки), ставить точку в месте пересечения линий, называть ее: «точка пересечения». |
14. | Сложение с переходом через десяток. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Таблица сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Присчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Построение пересекающихся отрезков; нахождение точки пересечения, обозначение ее буквой. | 4 | 23 | | Выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток (8 + 5) с подробной записью решения путем разложения второго слагаемого на два числа и без подробной записи решения. Применять при решении примеров переместительное свойство сложения (при необходимости). Использовать при выполнении вычислений знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Выполнять счет предметов (иллюстраций предметов) и отвлеченный счет, присчитывая, отсчитывая по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Строить пересекающиеся линии (прямые, отрезки), ставить точку в месте пересечения линий, обозначать ее буквой и называть ее буквенное обозначение. |
15. | 26 | | |||
16. | 27 | | |||
17. | 28 | | |||
18. | Углы. Определение видов углов с помощью чертежного угольника. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника с вершиной в данной точке; со стороной на данной прямой; с вершиной в данной точке и со стороной на данной прямой. | 1 | 30 | | Выделять элементы угла (вершина, стороны). Определять вид углов с помощью чертежного угольника (прямой, острый, тупой). Устанавливать сходство и различие улов разного вида. Строить прямой угол угла с помощью чертежного угольника с вершиной в данной точке; со стороной на данной прямой; с вершиной в данной точке и со стороной на данной прямой. |
19. | Вычитание с переходом через десяток. Вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника. | 4 | 03.10 | | Выполнять вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток (12 – 5) с подробной записью решения путем разложения вычитаемого на два числа и без подробной записи решения. Выполнять отсчитывание по 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20. Строить углы (любые) на линованной и нелинованной бумаге, определять их вид с помощью чертежного угольника. Определять виды углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника. |
20. | 04 | | |||
21. | 05 | | |||
22. | 07 | | |||
23. | Четырехугольники. Элементы четырехугольников. Построение четырехугольников (квадрат, прямоугольник) по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку; определение вида четырехугольника на основе знания свойств элементов квадрата, прямоугольника. | 1 | 17 | | Выделять элементы квадрата, прямоугольника (вершины, стороны), определять их количество, свойства сторон. Определять вид четырехугольника на основе знания свойств элементов квадрата, прямоугольника. Устанавливать сходство и различие квадрата и прямоугольника. Строить четырехугольники (квадрат, прямоугольник) по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку. Проверять правильность построения заданной фигуры путем самоконтроля на основе подсчета количества вершин и сторон построенной фигуры, определения свойств ее сторон. |
24. | Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи). Сопоставление сложения и вычитания с переходом через десяток как взаимно обратных действий. | 2 | 18 | | Использовать таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных при выполнении вычитания с переходом через десяток. Составлять и решать примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток на основе переместительного свойства сложения и взаимосвязи сложения и вычитания (8 + 3; 3 + 8; 11 – 8; 11 – 3). |
25. | 19 | | |||
26. | Скобки. Знакомство со скобками. Порядок действий в примерах со скобками. | 1 | 21 | | Записывать числовые выражения со скобками и находить их значение на основе знания порядка действий в примерах со скобками. |
27. | Контроль и учет знаний. | 1 | 24 | | |
28. | Меры времени – год, месяц. Знакомство с мерами времени – 1 год, 1 мес. Соотношение: 1 год = 12 мес. Название месяцев. Соотношение месяцев и сезонов года (времен года). Связь сезонных изменений природы, событий окружающей жизни с месяцами года. | 2 | 25 | | Познакомиться с новыми единицами измерения времени: 1 год, 1 мес. Называть месяцы года, дифференцировать их по сезонам года (временам года), устанавливать количество месяцев в каждом сезоне, количество месяцев в 1 году (1 год = 12 мес.). Называть месяцы каждого сезона (времени года) по порядку (первый осенний месяц, второй месяц весны, и пр.). |
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 23
Диагностическая работа. Текущий контроль.
| |||||
109. | Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100. Вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков приемами устных вычислений (50 – 4; 50 – 24). Вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 приемами устных вычислений (100 – 4; 100 – 24). | 6 | | | Моделировать вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков (50 – 4; 50 – 24) с помощью счетного материала, иллюстрирования. Выполнять вычитание однозначных, двузначных чисел из круглых десятков приемами устных вычислений (с записью примеров в строчку) с числами, полученными при счете и при измерении величин. Моделировать вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 (100 – 4; 100 – 24) с помощью счетного материала, иллюстрирования. Выполнять вычитание однозначных, двузначных чисел из числа 100 приемами устных вычислений (с записью примеров в строчку) с числами, полученными при счете и при измерении величин. |
110. | 05 | | |||
111. | 07 | | |||
112. | 17 | | |||
113. | 18 | | |||
114. | 19 21 | | |||
115. | Контроль и учет знаний | 1 | 24 | | |
116. | Меры времени – сутки, минута. Соотношение: 1 сут. = 24 ч. Знакомство с мерой времени – минутой. Запись: 1 мин. Соотношение: 1 ч = 60 мин. Чтение и запись чисел, полученных при измерении времени двумя мерами (4 ч 15 мин). Определение времени по часам с точностью до 5 мин; называние времени двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч). Диагностический контроль (итоговый) | 3 | 2 5 | | Находить по календарю (табельному, отрывному) указанные даты (например, 12 июня); определять день недели указанной даты. Определить количество часов в сутках на основе прохождения часовой стрелки по циферблату часов за 1 сут. (12 ч + 12 ч = 24 ч). Познакомиться с новой единицей измерения времени – 1 мин.; записывать и читать (называть) данную меру. Читать и записывать числа, полученные при измерении времени двумя мерами (4 ч 15 мин). Соотносить положение минутной стрелки на циферблате часов с количеством минут, которые прошли от начала часа. Определить количество минут в 1 ч на основании движения минутной стрелки по циферблату часов (1 ч = 60 мин). Определять время по часам с точностью до 5 мин; называть время на часах двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч). |
117. | | | |||
118. | 28 26 | | |||
119. | Умножение и деление чисел. Табличное умножение чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Табличное деление на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в пределах 20). Взаимосвязь умножения и деления. | 4 | | | Выполнять табличное умножение чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20) и табличное деление на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в пределах 20) при решении примеров. Воспроизводить предыдущую, следующую строку из таблиц умножения устно и с записью примера. Составлять и решать взаимно обратные примеры на умножение и деление. Выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении величин. Находить значение числового выражения на порядок действий в примерах без скобок в два арифметических действия (сложение (вычитание) и умножение; сложение (вычитание) и деление) в пределах 100 по инструкции о порядке действий. |
120. | | | |||
121 | | | |||
122. | 03 | | |||
123. | Деление по содержанию. Знакомство с делением по содержанию. Практические упражнения по делению предметных совокупностей по 2, 3, 4, 5. Дифференциация (различение) двух видов деления (на равные части и по содержанию) на уровне практических действий; различение способов записи и чтения каждого вида деления. Простые арифметические задачи на деление по содержанию. | 3 | 05 | | Выполнять в практическом плане деление по содержанию на основе операций с предметными совокупностями (деление по 2, 3, 4, 5). Составлять на основе выполненных практических действий числовые выражения и записывать их. Читать примеры на деление по содержанию. Различать виды деления (на равные части и по содержанию) при выполнении практических действий по делению предметных совокупностей; различать способы записи и чтения каждого вида деления. Выполнять решение задач на деление по содержанию на основе действий с предметными совокупностями; записывать решение задач в виде числового выражения. |
124. | 08 | | |||
125. | 10 | | |||
126. | Порядок действий в примерах. Порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. Нахождение значения числового выражения в два арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). | 4 | 12 | | Познакомиться с правилом порядка действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление. Находить значение числового выражения (решение примера) в два арифметических действия (сложение или вычитание и умножение, сложение или вычитание и деление) на основе применения правила о порядке действий. |
127. | 15 | | |||
128. | 16 | | |||
129. | 17 | | |||
130. | Контроль и учет знаний | 1 | 18 | | |
| Итоговое повторение (6ч.) | ||||
131. | Итоговое повторение | 1 | 19 | | |
132. | Итоговое повторение | 1 | 22 | | |
133 | Итоговое повторение | 1 | 23 | | |
134 | Итоговое повторение | 1 | 24 | | |
135 | Итоговое повторение | 1 | 26 | | |
136 | Итоговое повторение | 1 | 29 | | |
Рабочая программа
по учебному предмету: «Мир природы и человека»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.