Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как хорошо ты ...», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии).
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.).
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста по теме ситуации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов;
- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач;
-ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний;
-выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество учебных часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | «Школьная жизнь» «Я и мои товарищи» «Я дома» «Я за порогом дома» «Играем в сказку» «Мир природы» «Это я!» | 15 15 4 11 11 8 4 |
| Итого: | 68 |
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 23
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
В состав учебно-методического комплекта «Речевая практика» для 3 класса входят:
Рабочая программа 3 класс (размещена на сайте)
Учебник «Речевая практика» для 3 класса, авторы-составители: С. В. Комарова, Т. М. Головкина.
Рабочая тетрадь «Речевая практика» для 3 класса, авторы-составители: С. В. Комарова, Т. М. Головкина.
Методические рекомендации. 3 класс (размещены на сайте)
Данный учебно-методический комплект предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Основное содержание уроков и виды работ по теме | ||
план | факт | |||||
1. | Снова в школу! Вот и лето пролетело! | 1 | 02.09 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов). Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.) Начало памятки «Секреты вежливого общения» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
2. | Расскажи об осени. | 1 | 06 | | ||
3. | «Расскажи мне о школе». | 1 | 09 | | ||
4. | Я - ученик. Правила поведения в школе. | 1 | 13 | | ||
5. | Мы собрались поиграть Я за порогом дома. Диагностический контроль (вводный) | 1 | 16 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта) Актуализация опыта учащихся в участии в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору учащихся) Разучивание считалок. Составление «копилки игр». Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план). Продолжение памятки «Секреты вежливого общения» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
6. | Правила игры. | 1 | 20 | | ||
7. | Правила общения во время игр. Считалочки. | 1 | 23 | | ||
8. | Игры с правилами. | 1 | 27 | | ||
9. | В библиотеке Знакомство с библиотекой. Игра «Прятки со сказкой». | 1 | 30 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта) Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке Конструирование возможных диалогов с библиотекарем. Экскурсия в школьную библиотеку. Ролевая игра «В библиотеке» Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке. Продолжение памятки «Секреты вежливого общения» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
10. | Правила поведения в библиотеке. | 1 | 04.10 | | ||
11. | Читаю и рассказываю сказку. | 1 | 07 | | ||
12. | Сказки в картинках. | 1 | 18 | | ||
13. | На приеме у врача Профессия – врач. | 1 | 21 | | Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта) Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приеме у врача. Конструирование возможных диалогов в регистратуре. Конструирование возможных диалогов с врачом. Ролевая игра «На приеме у врача» Продолжение памятки «Секреты вежливого общения» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
14. | На приеме у врача. Социальное поведение в поликлинике | 1 | 25 | | ||
15. | На приеме у врача Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача». | 1 | 28 | | ||
16. | «Лисичка со скалочкой» Знакомство с содержанием | 1 | 01.11 | | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию) Знакомство со сказкой (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.) Инсценирование сказки | |
17. | Вопросы по содержанию сказки «Лисичка со скалочкой» | 1 | 08 | | ||
18. | Выучи загадку про лису. Раскрасить рисунок (лиса) | 1 | 11 | | ||
19. | Сказки про Машу Отгадай сказку. | 1 | 15 | | Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса.) Актуализация сказки «Маша и Медведь» (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки. Актуализация сказки «Три медведя» (слушание сказки с аудиозаписи с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки. Игра «Живые загадки». Инсценирование сказки по выбору учащихся. | |
20. | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | 1 | 18 | | ||
21. | Рассказывание сказки «Три медведя». | 1 | 29 | | ||
22. | Играем в сказку. | 1 | 02.12 | | ||
23. | Отправляюсь в магазин Отделы магазина. | 1 | 06 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта) Актуализация имеющихся знаний о покупках с супермаркета (работа с предметными картинками: отдел – товар) Конструирование возможных диалогов с продавцом. Проигрывание диалогов с привлечением внимания необходимости громкого четкого произнесения реплик при общении с продавцом. Ролевая игра «В магазине». Экскурсия в магазин. Продолжение памятки «Секреты вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
24. | Правила хорошего тона. | 1 | 09 | | ||
25. | Ролевая игра «Магазин». | 1 | 13 | | ||
26. | Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | 1 | 16 | | ||
27. | Телефонный разговор Телефон в нашей жизни. | 1 | 20 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Актуализация имеющихся знаний по теме Составление «Правил общения по телефону» Прослушивание в аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон». Чтение фрагментов сказки по ролям. Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания. Ролевые игры «Телефонный разговор» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
28. | Правила общения по телефону. Диагностическая работа (текущий контроль) | 1 | 23 | | ||
29. | Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…» | 1 | 27 | | ||
30. | Разыгрывание ситуаций «Звонок другу». | 1 | 30 | | ||
31. | Я дома Современная техника в доме | 1 | 10.01 | | Введение в тему (беседа с использованием личного опыта учащихся) Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник. | |
32. | Правила пожарной безопасности | 1 | 13 | | ||
33. | Мы помогаем маме на кухне | 1 | 17 | | ||
34. | Я – зритель Знакомство с театром. | 1 | 20 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы). Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Составление «Правил вежливого зрителя» Ролевая игра «Кинотеатр» Продолжение «Памятки вежливого общения» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
35. | Правила вежливого зрителя. | 1 | 24 | | ||
36. | Составление памятки «В кино». | 1 | 27 | | ||
37. | Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. | 1 | 31 | | ||
38. | Какая сегодня погода? Стихи и загадки об осени. | 1 | 03.02 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как ее нужно использовать при планировании своего времени. Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения. Ролевая игра «Прогноз погоды» Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
39. | Картины осени. | 1 | 07 | | ||
40. | Стихи и загадки о зиме. | 1 | 10 | | ||
41. | Расскажи мне о погоде. | 1 | 14 | | ||
42. | «Снегурочка» Рассказы о зиме. | 1 | 17 | | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). Знакомство со сказкой (прослушивание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации). Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.) Инсценирование сказки. Конкурс «Мастер сказки сказывать». | |
43. | Составление рассказа «Зимние забавы». | 1 | 28 | | ||
44. | Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». | 1 | 03.03 | | ||
45. | Рассказывание сказки по иллюстрациям. | 1 | 07 | | ||
46. | Весенние поздравления Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» | 1 | 10 | | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки. | |
47. | Изготовление открытки. Поздравление маме. | 1 | 14 | | ||
48. | «8 марта – Международный Женский день» | 1 | 17 | | ||
49. | Первые весенние цветы | 1 | 21 | | ||
50. | Готовим подарок к празднику Праздники в нашей жизни. | 1 | 24 | | Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт) Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в парах или минигруппах. Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов | |
51. | Что тебе подарить? Не подарок дорог, а внимание. | 1 | 28 | | ||
52. | Я иду на день рожденья. Правила хорошего тона. | 1 | 31 | | ||
53. | У меня день рождения. | 1 | 04.04 | | ||
54. | Будьте вежливы! | 1 | 07 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Подготовка к ролевой игре «Прием гостей», в т.ч. обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника. Ролевая игра «Прием гостей» Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
55. | Ролевая игра «Прием гостей» | 1 | 18 | | ||
56. | Веселый праздник. Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов | 1 | 21 | | ||
57. | Веселый праздник. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | 1 | 25 | | ||
58. | Учимся понимать животных Беседа по теме «Мир природы». Диагностическая работа (итоговая) | 1 | 28 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Подготовка учащимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). Выполнение и представление творческих работ классу. Составление правил ухода за домашними животными. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
59. | Какие разные животные… | 1 | 28 | | ||
60. | Составление рассказа домашнем животном «Мой друг». | 1 | 02.05 | | ||
61. | Рассказы писателей о животных. Обучение пересказу. | 1 | 05 | | ||
62. | Узнай меня! Общение «Узнай меня» | 1 | 12 | | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций) Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. Коллективного панно «Поздравляем с Днем Победы!» Конструирование устных поздравлений с Днем Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) Поздравление с праздником. | |
63. | Общение «Узнай меня» Подведение итогов работы с «Памяткой вежливого общения». | 1 | 16 | | ||
64. | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 1 | 19 | | Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса) Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.) Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. Подведение итогов работы с «Памяткой вежливого общения». Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») | |
65. | Составление предложений по теме "Лето" | 1 | 23 | | ||
66. | Лексическая тема: "Летние каникулы» | 1 | 26 | | ||
67 | Летний отдых. Правила поведения на воде | 1 | 30 | | | |
68 | Повторение пройденного материала. Итоги. | 1 | | | |
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 23