Файл: Протокол 1 от 26 августа 2022 г. Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 29 августа 2022 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения.

Базовые формулы речевого общения.

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут ...», «Меня зовут ..., а тебя?». Формулы «Это...», «Познакомься пожалуйста, это ...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи (те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с ...», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам ...», «Я хочу пожелать ...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.


Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой ...», «Как хорошо ты ...», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста ...», «Попросите пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, ...», «Можно ..., пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я...».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо…(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций.

«Я - дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии).



«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.).

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации.

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста по теме ситуации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Минимальный уровень:

- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

- восприятие на слух сказок и рассказов;

- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;

- ответы на вопросы;

- понимание содержания детских радио- и телепередач;

-ответы на вопросы учителя;

- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;


-высказывание своих просьб и желаний;

-выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

-участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество учебных часов


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«Школьная жизнь»

«Я и мои товарищи»

«Я дома»

«Я за порогом дома»

«Играем в сказку»

«Мир природы»

«Это я!»

15

15

4

11

11

8

4




Итого:

68
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23




УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

В состав учебно-методического комплекта «Речевая практика» для 3 класса входят:

Рабочая программа 3 класс (размещена на сайте)

Учебник «Речевая практика» для 3 класса, авторы-составители: С. В. Комарова, Т. М. Головкина.

Рабочая тетрадь «Речевая практика» для 3 класса, авторы-составители: С. В. Комарова, Т. М. Головкина.

Методические рекомендации. 3 класс (размещены на сайте)

Данный учебно-методический комплект предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика».
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п


Тема урока

Кол-

во

часов

Дата


Основное содержание уроков и виды работ по теме

план

факт

1.

Снова в школу! Вот и лето пролетело!

1

02.09




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Актуализация правил приветствия (конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов).

Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.)

Начало памятки «Секреты вежливого общения»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

2.

Расскажи об осени.

1

06




3.

«Расскажи мне о школе».

1

09




4.

Я - ученик. Правила поведения в школе.

1

13




5.

Мы собрались поиграть Я за порогом дома. Диагностический контроль (вводный)

1

16




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Конструирование диалога-конфликта (анализ иллюстрации; составление реплик; тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта)

Актуализация опыта учащихся в участии в играх с правилами (беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам, игра с правилами по выбору учащихся)

Разучивание считалок.

Составление «копилки игр».

Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план).

Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

6.

Правила игры.

1

20




7.

Правила   общения во время игр. Считалочки.

1

23




8.

Игры с правилами.

1

27




9.

В библиотеке Знакомство с библиотекой.  

Игра «Прятки со сказкой».

1

30




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)

Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в библиотеке

Конструирование возможных диалогов с библиотекарем.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Ролевая игра «В библиотеке»

Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке.

Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

10.

Правила поведения в библиотеке.

1

04.10




11.

Читаю  и рассказываю сказку.

1

07




12.

Сказки в картинках.

1

18




13.

На приеме у врача Профессия – врач.

1

21




Введение в ситуацию (обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)

Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приеме у врача.

Конструирование возможных диалогов в регистратуре.

Конструирование возможных диалогов с врачом.

Ролевая игра «На приеме у врача»

Продолжение памятки «Секреты вежливого общения»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

14.

На приеме у врача. Социальное поведение в поликлинике

1

25




15.

На приеме у врача

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача».

1

28




16.

«Лисичка со скалочкой» Знакомство с содержанием

1

01.11




Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию)

Знакомство со сказкой (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.)

Инсценирование сказки

17.

Вопросы по содержанию сказки «Лисичка со скалочкой»

1

08




18.

Выучи загадку про лису. Раскрасить рисунок (лиса)

1

11




19.

Сказки про Машу Отгадай сказку.

1

15




Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса.)

Актуализация сказки «Маша и Медведь» (слушание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки.

Актуализация сказки «Три медведя» (слушание сказки с аудиозаписи с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки.

Игра «Живые загадки». Инсценирование сказки по выбору учащихся.

20.

Рассказывание сказки «Маша и медведь»

1

18




21.

Рассказывание сказки «Три медведя».

1

29




22.

Играем в сказку.

1

02.12




23.

Отправляюсь в магазин Отделы магазина.

1

06




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта)

Актуализация имеющихся знаний о покупках с супермаркета (работа с предметными картинками: отдел – товар)

Конструирование возможных диалогов с продавцом.

Проигрывание диалогов с привлечением внимания необходимости громкого четкого произнесения реплик при общении с продавцом.

Ролевая игра «В магазине». Экскурсия в магазин.

Продолжение памятки «Секреты вежливого общения».

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

24.

Правила хорошего тона.

1

09




25.

Ролевая игра «Магазин».

1

13




26.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

16




27.

Телефонный разговор Телефон в нашей жизни.

1

20




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Актуализация имеющихся знаний по теме Составление «Правил общения по телефону»

Прослушивание в аудиозаписи фрагмента сказки К. Чуковского «Телефон».

Чтение фрагментов сказки по ролям.

Проигрывание диалогов из сказки с дополнением их словами приветствия, благодарности, прощания.

Ролевые игры «Телефонный разговор»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

28.

Правила общения по телефону. Диагностическая работа (текущий контроль)

1

23




29.

Чтение стихотворения «У меня зазвонил телефон…»

1

27




30.

Разыгрывание ситуаций «Звонок другу».

1

30




31.

Я дома Современная техника в доме

1

10.01




Введение в тему (беседа с использованием личного опыта учащихся)

Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы.

Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.

32.

Правила пожарной безопасности

1

13




33.

Мы помогаем маме на кухне

1

17




34.

Я – зритель Знакомство с театром.

1

20




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме.

Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы).

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.

Составление «Правил вежливого зрителя»

Ролевая игра «Кинотеатр»

Продолжение «Памятки вежливого общения»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

35.

Правила вежливого зрителя.

1

24




36.

Составление памятки «В кино».

1

27




37.

Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.

1

31




38.

Какая сегодня погода? Стихи и загадки об осени.

1

03.02




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как ее нужно использовать при планировании своего времени.

Конструирование предложений по теме с опорой на условные обозначения.

Ролевая игра «Прогноз погоды»

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

39.

Картины осени.

1

07




40.

Стихи и загадки о зиме.

1

10




41.

Расскажи мне о погоде.

1

14




42.

«Снегурочка» Рассказы о зиме.

1

17




Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса).

Знакомство со сказкой (прослушивание сказки в аудиозаписи с опорой на иллюстрации).

Закрепление содержания сказки (рассказ по кругу, рассказ с эстафетой и др.)

Инсценирование сказки.

Конкурс «Мастер сказки сказывать».

43.

Составление рассказа «Зимние забавы».

1

28




44.

Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка».

1

03.03




45.

Рассказывание сказки по иллюстрациям.

1

07




46.

Весенние поздравления Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна»

1

10




Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки.

47.

Изготовление открытки. Поздравление маме.

1

14




48.

«8 марта – Международный Женский день»

1

17




49.

Первые весенние цветы

1

21




50.

Готовим подарок к празднику Праздники в нашей жизни.

1

24




Введение в ситуацию (беседа с опорой на личный опыт)

Коллективная подготовка подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта: выбор адресата, формы подарка, составление плана изготовления подарка, работа в парах или минигруппах.

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

51.

Что тебе подарить?

Не подарок дорог, а внимание.

1

28




52.

Я иду на день рожденья. Правила хорошего тона.

1

31




53.

У меня день рождения.

1

04.04




54.

Будьте вежливы!

1

07




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Подготовка к ролевой игре «Прием гостей», в т.ч. обсуждение конкурсов и развлечений для детского праздника.

Ролевая игра «Прием гостей»

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

55.

Ролевая игра «Прием гостей»

1

18




56.

Веселый праздник.

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов

1

21




57.

Веселый праздник.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

1

25




58.

Учимся понимать животных Беседа по теме «Мир природы». Диагностическая работа (итоговая)

1

28




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Подготовка учащимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения).

Выполнение и представление творческих работ классу.

Составление правил ухода за домашними животными.

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

59.

Какие разные животные…

1

28




60.

Составление рассказа домашнем животном «Мой друг».

1

02.05




61.

Рассказы писателей о животных.

Обучение пересказу.

1

05




62.

Узнай меня! Общение «Узнай меня»

1

12




Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций)

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне.

Коллективного панно «Поздравляем с Днем Победы!»

Конструирование устных поздравлений с Днем Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным) Поздравление с праздником.

63.

Общение «Узнай меня» Подведение итогов работы с «Памяткой вежливого общения».

1

16




64.

Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?"

1

19




Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса)

Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.)

Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

Подведение итогов работы с «Памяткой вежливого общения».

Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!»)

65.

Составление предложений по теме "Лето"

1

23




66.

Лексическая тема: "Летние каникулы»

1

26




67

Летний отдых. Правила поведения на воде

1

30







68

Повторение пройденного материала. Итоги.

1









1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   23