ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коэффициент , учитывающий окружную скорость, определяют по графику (рис. 2.7).
При HHV 350 При HHV > 350 |
Рис. 2.7. График для определения коэффициента |
При окружной скорости до 5 м/с = 1.
Коэффициент , учитывающий влияние смазки, при отсутствии экспериментальных данных принимаем .
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, в общем случае определяется по кривой, приведенной на рис 2.8. При d < 700 мм следует принимать .
da, мм |
Рис. 2.8. График для определения коэффициента |
В качестве допускаемого контактного напряжения принимают для косозубых передач:
, (2.34)
при этом должно выполняться условие: .
При сравнении и недогруз по контактным напряжениям не должен превышать 20 %.
2.4. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки
При действии максимальной нагрузки наибольшее за заданный срок службы контактное напряжение не должно превышать допускаемого :
. (2.35)
Напряжение определяют по формуле
, (2.36)
где – коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность от максимальной нагрузки
Вид рабочих машин и условия их эксплуатации | | Примечание |
Приводы с асинхронными электродвигателями при пуске | 2,5…5 | Перегрузка может быть уменьшена путем рационального конструирования колебательной системы привода |
Допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя , зависит от способа химико-термической обработки зубчатого колеса и от характера изменения твердости по глубине зуба:
1) для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению или объемной закалке с низким отпуском, принимают:
; (2.37)
2) для зубьев, подвергнутых цементации или поверхностной закалке, принимают:
; (2.38)
3) для азотированных зубьев принимают:
, (2.39)
где
– предел текучести, МПа;
– твердость по шкале Роквелла;
– твердость по шкале Виккерса.
2.5. Расчет зубьев на выносливость при изгибе
А. Определение расчетного изгибного напряжения
Расчетом определяют напряжение в опасном сечении на переходной поверхности зуба для каждого зубчатого колеса.
Расчет необходим для предотвращения усталостного излома зубьев. Устанавливается сопоставлением расчетного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:
. (2.40)
Расчетное напряжение при изгибе определяют по формуле
, (2.41)
где – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина зацепления зубчатой передачи, мм;
m – нормальный модуль, мм;
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений;
– коэффициент, учитывающий влияние наклона зуба;
– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
– коэффициент нагрузки.
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле
, (2.42)
где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;
– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент , учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяют по формуле:
, (2.43)
где ;
x– коэффициент смещения, мм.
Коэффициент , учитывающий влияние угла наклона зубьев, определяется по формуле
, (2.44)
где значение угла подставляется в формулу в градусах;
– коэффициент осевого перекрытия, который определяется по формуле , где – осевой шаг: .
Полученное значение коэффициента должно находиться в пределах
.
Коэффициент , учитывающий перекрытие зубьев, для косозубых передач определяют по формулам:
-
при ,(2.45) -
при , (2.46)
где – коэффициент торцевого перекрытия.
Коэффициент нагрузки определяют по формуле
, (2.47)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (не учтенную в циклограмме нагружения), – по табл. 2.8;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле
. (2.48)
Все величины, входящие в формулу 2.48, найдены ранее, кроме F – удельной окружной динамической силы (Н/мм), которая может быть найдена по следующей зависимости:
, (2.49)
где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев (для косозубых и шевронных передач ; для прямозубых передач с модификацией головки ; для прямозубых передач без модификации головки );
– коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11 в зависимости от степени точности по нормам плавности и модуля зацепления.
Найденная величина не должна превышать предельного значения, приведенного в табл. 2.15. В противном случае ее следует принимать равной предельному значению.
Таблица 2.15
Предельные значения удельной окружной динамической силы
Модуль m, мм | Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81 | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3,55 3,55…10 >10 | 85 105 150 | 160 194 250 | 240 310 450 | 380 410 590 | 700 880 1050 | 1200 1500 1800 |
Коэффициент