Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учитывающий неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий, определяется по графику, представленному на рис. 2.9, в зависимости от коэффициента и отношения . Более точно коэффициент может быть определен по ГОСТ 21354–87.



Рис. 2.9. График для определения коэффициента


Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, определяется в зависимости от значения :

. (2.50)

Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выпол­няется, то определяется по следующей формуле:

, (2.51)

где n – степень точности по нормам контакта. Если n  9, то принимаем n = 9,

аналогично при n  5 принимаем n = 5;

– коэффициент торцового перекрытия.

Б. Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб



Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:

, (2.52)

где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;

– коэффициент запаса прочности [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];


– коэффициент долговечности;

– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;

– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);

– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.

Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.

Коэффициент долговечности YNопределяют по формуле

, но не менее 1, (2.53)

где qF – показатель степени;

NFlim – базовое число циклов перемены напряжений;

NК – суммарное число циклов перемены напряжений.

Для зубчатых колес с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и термообработки их зубьев qF = 6.

Для зубчатых колес азотированных, а также цементированных и нитроцементированных с нешлифованной переходной поверхностью qF = 9.

Максимальные значения YN:

  • YNmax= 4 при qF = 6;

  • YNmax= 2,5 при qF = 9.

Базовое число циклов нагружения принимают циклов. Под базовым числом циклов нагружения понимают число циклов, соответствующее на диаграмме усталости перехода наклонного участка кривой усталости в горизонтальный участок или участок с очень малым наклоном к оси циклов.

Суммарное число циклов перемены напряжений NК определяется по формуле 2.4.

Коэффициент , учитывающий градиент напряжения и чувствитель­ность материала к концентрации напряжений, находится в зависимости от значения модуля m по кривой (рис. 2.10).






Рис. 2.10. График для определения коэффициента



– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности, определяется по табл. 2.16.
Таблица 2.16

Значения коэффициентов

Вид обработки



Шлифование и зубофрезерование при шероховатости менее Ra= 10…40

1

Полирование, цементация, нитроцементация, азотирование (полирование до химико-термической обработки)

1,05

Полирование, нормализация, улучшение

1,2

Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой повторяет очертания впадины между зубьями

1,05

Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой распространяется на все сечение зуба, а также на часть обода под основанием зуба и впадины или обрывается у переходной поверхности

1,2


Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле

. (2.54)
Предел выносливости зубьев при изгибе , соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле

, (2.55)

где – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, который выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];

– коэффициент, учитывающий технологию изготовления, принимают ;

– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, выбирают по табл. 2.17.
Таблица 2.17

Значение коэффициента

Для поковок и штамповок

= 1

Для проката

= 0,9

Для литых заготовок

= 0,8


– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. При отсутствии гарантий прижогов или острой шлифованной кромки значения , выбранные по таблицам прил. 1, следует уменьшить на 25 %. Если не используется шлифование, ;

– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. Для зубчатых колес без деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности принимают ;

– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, определяется по зависимости

, (2.56)

где – коэффициент, учитывающий влияние амплитуды напряжений противо­положного знака, который определяется в зависимости от способа ТО или ХТО:

  • для зубчатых колес из отожженной, нормализованной или улучшенной стали коэффициент ;

  • для зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев более HRC 45, за исключением азотированных, ;

  • для азотированных зубчатых колес ;

  • для колес с односторонним приложением нагрузки принимают .




2.6. Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой



Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных де­формаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхност­ном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максималь­ной нагрузки:

. (2.57)

Расчетное местное напряжение , МПа, определяют по формуле

, (2.58)

где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (см. п. 2.4);

– коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность при действии максимальной нагрузки (см. п. 2.4).

Допускаемое напряжение , МПа, определяют раздельно для зубчатых колес (шестерни и колеса) по формуле

, (2.59)

где – предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, МПа;

– коэффициент запаса прочности;

– коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле (2.45);

коэффициент и отношение = 1.

Предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой , МПа:

, (2.60)

где – базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе макси­мальной нагрузкой, Мпа [см. приложение 2];

– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба;