ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, определяется по графику, представленному на рис. 2.9, в зависимости от коэффициента и отношения . Более точно коэффициент может быть определен по ГОСТ 21354–87.
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, определяется в зависимости от значения :
. (2.50)
Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выполняется, то определяется по следующей формуле:
, (2.51)
где n – степень точности по нормам контакта. Если n 9, то принимаем n = 9,
аналогично при n 5 принимаем n = 5;
– коэффициент торцового перекрытия.
Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:
, (2.52)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;
– коэффициент запаса прочности [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];
– коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.
Коэффициент долговечности YNопределяют по формуле
, но не менее 1, (2.53)
где qF – показатель степени;
NFlim – базовое число циклов перемены напряжений;
NК – суммарное число циклов перемены напряжений.
Для зубчатых колес с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и термообработки их зубьев qF = 6.
Для зубчатых колес азотированных, а также цементированных и нитроцементированных с нешлифованной переходной поверхностью qF = 9.
Максимальные значения YN:
Базовое число циклов нагружения принимают циклов. Под базовым числом циклов нагружения понимают число циклов, соответствующее на диаграмме усталости перехода наклонного участка кривой усталости в горизонтальный участок или участок с очень малым наклоном к оси циклов.
Суммарное число циклов перемены напряжений NК определяется по формуле 2.4.
Коэффициент , учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений, находится в зависимости от значения модуля m по кривой (рис. 2.10).
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности, определяется по табл. 2.16.
Таблица 2.16
Значения коэффициентов
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле
. (2.54)
Предел выносливости зубьев при изгибе , соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле
, (2.55)
где – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, который выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];
– коэффициент, учитывающий технологию изготовления, принимают ;
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, выбирают по табл. 2.17.
Таблица 2.17
Значение коэффициента
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. При отсутствии гарантий прижогов или острой шлифованной кромки значения , выбранные по таблицам прил. 1, следует уменьшить на 25 %. Если не используется шлифование, ;
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. Для зубчатых колес без деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности принимают ;
– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, определяется по зависимости
, (2.56)
где – коэффициент, учитывающий влияние амплитуды напряжений противоположного знака, который определяется в зависимости от способа ТО или ХТО:
Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки:
. (2.57)
Расчетное местное напряжение , МПа, определяют по формуле
, (2.58)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (см. п. 2.4);
– коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность при действии максимальной нагрузки (см. п. 2.4).
Допускаемое напряжение , МПа, определяют раздельно для зубчатых колес (шестерни и колеса) по формуле
, (2.59)
где – предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, МПа;
– коэффициент запаса прочности;
– коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле (2.45);
коэффициент и отношение = 1.
Предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой , МПа:
, (2.60)
где – базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, Мпа [см. приложение 2];
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба;
|
Рис. 2.9. График для определения коэффициента |
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, определяется в зависимости от значения :
. (2.50)
Если условие (2.41) выполняется, то коэффициент ; если не выполняется, то определяется по следующей формуле:
, (2.51)
где n – степень точности по нормам контакта. Если n 9, то принимаем n = 9,
аналогично при n 5 принимаем n = 5;
– коэффициент торцового перекрытия.
Б. Допускаемые напряжения в проверочном расчете на изгиб
Между допускаемым напряжением и пределом выносливости существует следующая взаимосвязь:
, (2.52)
где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;
– коэффициент запаса прочности [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];
– коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений;
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (выбираем в зависимости от вида обработки по табл. 2.13);
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Коэффициент запаса прочности определяется в зависимости от способа термической и химико-термической обработки и вероятности неразрушения по таблицам прил. 1.
Коэффициент долговечности YNопределяют по формуле
, но не менее 1, (2.53)
где qF – показатель степени;
NFlim – базовое число циклов перемены напряжений;
NК – суммарное число циклов перемены напряжений.
Для зубчатых колес с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, и со шлифованной переходной поверхностью независимо от твердости и термообработки их зубьев qF = 6.
Для зубчатых колес азотированных, а также цементированных и нитроцементированных с нешлифованной переходной поверхностью qF = 9.
Максимальные значения YN:
-
YNmax= 4 при qF = 6; -
YNmax= 2,5 при qF = 9.
Базовое число циклов нагружения принимают циклов. Под базовым числом циклов нагружения понимают число циклов, соответствующее на диаграмме усталости перехода наклонного участка кривой усталости в горизонтальный участок или участок с очень малым наклоном к оси циклов.
Суммарное число циклов перемены напряжений NК определяется по формуле 2.4.
Коэффициент , учитывающий градиент напряжения и чувствительность материала к концентрации напряжений, находится в зависимости от значения модуля m по кривой (рис. 2.10).
|
Рис. 2.10. График для определения коэффициента |
– коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности, определяется по табл. 2.16.
Таблица 2.16
Значения коэффициентов
Вид обработки | |
Шлифование и зубофрезерование при шероховатости менее Ra= 10…40 | 1 |
Полирование, цементация, нитроцементация, азотирование (полирование до химико-термической обработки) | 1,05 |
Полирование, нормализация, улучшение | 1,2 |
Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой повторяет очертания впадины между зубьями | 1,05 |
Полирование, закалка ТВЧ, закаленный слой распространяется на все сечение зуба, а также на часть обода под основанием зуба и впадины или обрывается у переходной поверхности | 1,2 |
Коэффициент , учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле
. (2.54)
Предел выносливости зубьев при изгибе , соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле
, (2.55)
где – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба, который выбирается в зависимости от способа термической или химико-термической обработки [см. приложение 1 табл. 1, 2, 3, 4];
– коэффициент, учитывающий технологию изготовления, принимают ;
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса, выбирают по табл. 2.17.
Таблица 2.17
Значение коэффициента
Для поковок и штамповок | = 1 |
Для проката | = 0,9 |
Для литых заготовок | = 0,8 |
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. При отсутствии гарантий прижогов или острой шлифованной кромки значения , выбранные по таблицам прил. 1, следует уменьшить на 25 %. Если не используется шлифование, ;
– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности зуба, выбирается по таблицам прил. 1. Для зубчатых колес без деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности принимают ;
– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, определяется по зависимости
, (2.56)
где – коэффициент, учитывающий влияние амплитуды напряжений противоположного знака, который определяется в зависимости от способа ТО или ХТО:
-
для зубчатых колес из отожженной, нормализованной или улучшенной стали коэффициент ; -
для зубчатых колес с твердостью поверхности зубьев более HRC 45, за исключением азотированных, ; -
для азотированных зубчатых колес ; -
для колес с односторонним приложением нагрузки принимают .
2.6. Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой
Прочность зубьев, необходимая для предотвращения остаточных деформаций, хрупкого излома или образования первичных трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного (максимального местного) и допускаемого напряжений изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки:
. (2.57)
Расчетное местное напряжение , МПа, определяют по формуле
, (2.58)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (см. п. 2.4);
– коэффициент внешней динамической нагрузки при расчетах на прочность при действии максимальной нагрузки (см. п. 2.4).
Допускаемое напряжение , МПа, определяют раздельно для зубчатых колес (шестерни и колеса) по формуле
, (2.59)
где – предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, МПа;
– коэффициент запаса прочности;
– коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса, определяется по формуле (2.45);
коэффициент и отношение = 1.
Предельное напряжение зубьев при изгибе максимальной нагрузкой , МПа:
, (2.60)
где – базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой, Мпа [см. приложение 2];
– коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба;