Файл: Совершенствование кадрового делопроизводства в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • проведение систематического анализа кадровой ситуации в университете, на основании которого формируют отчетность по кадрам;

  • осуществление приема, увольнения и перемещения кадров;

  • организация проведения аттестации сотрудников, а также подготовка документов для проведение конкурсного отбора на должности научно- педагогических работников и выборов на должности руководителей образовательных подразделений;

  • осуществление контроля за соблюдением трудовой дисциплины;

  • организация и ведение документации по учету и движению кадров.

Структура, функции и задачи отдела кадров описаны в локальном нормативно-правовом акте, в Положении об Управлении юридического и кадрового обеспечения1. Именно это Положение отображает деятельность Управления как в целом, так и по конкретным отделам, что является не верным. При обращении к документу возможна путаница, т.к. не разграничены задачи отдельно для юридического и кадрового отделов.

Возглавляет отдел кадров начальник, который назначается на должность приказом ректора и подчиняется начальнику Управления юридического и кадрового обеспечения университета. В отделе кадров работает шесть сотрудников (включая начальника отдела кадров), которые назначаются приказом ректора по представлению начальника Управления. В отделе кадров имеются следующие должности: начальник отдела кадров, ведущий специалист по кадрам, специалист по кадрам, менеджер по персоналу.

На вышеперечисленные должности при приеме на работу в отдел кадров к претендентам выдвигаются определенные
требования относительно образования, обучения и опыта практической работы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и



1Положение о структурном подразделении «Управление юридического и кадрового

обеспечения»: утв. и.о. ректора РГППУ от 14.07.2016 №01-р/697п. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВО РГППУ, 2016. С. 1.
объема выполняемой работы. Должностные обязанности работников закреплены в должностных инструкциях. Предъявляемые требования к должностям отдела кадров, прописанные в должностных инструкциях, соответствуют требованиям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, который предназначен для решения задач, связанных с оценкой уровня квалификации, степени механизации и условиям труда и т.д.1

У отдела кадров имеется ряд задач, на которые направлена совместная деятельность работников подразделения для их достижения. Как написала В.И. Андреева2, наиболее распространенные задачи кадровой работы можно распределить по следующим направлениям:

  1. Учетно-контрольное направление кадровой работы предполагает

решение следующих основных задач:

  • прием работников в университет;

  • учет работников;

  • увольнение работников;

  • работа с временно отсутствующими работниками университета (находящихся в отпусках, отсутствующих по болезни, убывших в командировки и т. п.).

  1. Планово-регулятивное направление:


  • подбор (поиск и отбор) работников для университета;

  • расстановка работников в университете;

  • перемещение работников университета;

  • становление в должности и адаптация работников.

  1. Отчетно-аналитическое направление кадровой работы:

  • изучение работников;



1Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и

тарифных разрядов: утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 367 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9029638.

2Андреева В.И. Делопроизводство в кадровой службе. Практическое пособие с образцами документов. М.: ЗАО Бизнес-школа, 2014. – 70 с.

  • оценка работы работников;

  • аналитическая работа;

  • подготовка отчетов.

  1. Координационно-информационное направление:

  • организация приема работников университета (по служебным и личным вопросам);

  • работа с письменными обращениями работников университета;

  • архивная и справочная работа.

  1. Организационно-методическое направление:

  • документирование деятельности работников университета;

  • кадровая работа в подразделениях университета;

  • планирование кадровой работы;

  • руководство кадровой работой.

Работа отдела кадров имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа:

  • анализ состояния и планирование потребностей в кадрах, разработка штатных расписаний, осуществление набора, оценки и отбора персонала;

  • тестирование;

  • планирование ближайших кадровых перемещений и увольнений, текущий учет и контроль, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение, пропаганда организационных ценностей и воспитание персонала.


Функции отдела кадров, прописанные в Положении об Управлении достаточно полно расписаны и детализированы в отличии от задач, которые неразграничиваются между двумя отделами Управления. Обращаясь к нормативно-локальному документу можно выделить несколько основных функций отдела кадров, которые направлены на выполнение поставленных задач перед отделом кадров:

  1. Обработка поступающей документации, разработка и создание

проектов документов по персоналу и его передвижению.

  1. Проверка личных документов на этапе приема на работу.

  2. Выдача работнику информации о его трудовой деятельности, а также оформление различных запросов должностным лицам и органам государственной власти о сотрудниках.

  3. Ознакомление работников с организационными,

распорядительными и кадровыми документами Управления юридического и кадрового обеспечения.

  1. Организация регистрации, учета и оперативного хранения кадровых документов, подготовка к сдаче в архив.

  2. Осуществление документооборота, как в традиционном виде, так и в электронном виде.

  3. Подготовка отчетов и статистической информации о персонале.

  4. Подготовка документов для конкурсного отбора научно- педагогических работников и выборов на должности руководителей образовательных подразделений.

  5. Организация аттестации персонала в соответствии с трудовым законодательством.

  6. Формирование требований к вакантной должности, а также поиск и проведение собеседования с кандидатами.

  7. Ведение и обновление базы данных по персоналу университета.

  8. Осуществление контроля за соблюдением трудовой дисциплины и соблюдений правил внутреннего трудового распорядка.

  9. Анализ движения и текучести кадров.

  10. Выявление социальной напряженности в коллективе и снятие ее.

  11. Координация работы по стабилизации условий труда и соблюдению мер безопасности и т.д.


Все вышеперечисленные функции являются основой деятельности отдела кадров, связанные с документированием трудовых отношений и организацией
работы с персоналом.

Важной функций отдела кадров университета является документирование трудовых правоотношений. Наиболее многочисленной является документация, сопровождающая процессы движения кадров на предприятии. Под движением кадров условно понимается: прием, перевод и увольнение работников; предоставление отпусков; командирование.

Документирование трудовых отношений существенная часть функционирования каждой организации. Документированная информация является основой управления. На сегодняшний день информация определяется как полноценный ресурс производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Работа с информацией устанавливает качество управления организации.

У отдела кадров университета как и у любого другого отдела организации есть права и обязанности. Положением об Управлении как задачи, так и права и обязанности не разграничены для каждого отдела, а прописаны в общем виде в одном разделе для двух отделов.

Отдел кадров выполняет свои функции в тесном контакте со всеми структурными подразделениями, но имеется ряд специальных вопросов, по которым происходит взаимодействие с отдельными отделами университета. Например, отдел кадров взаимодействует:

  • с Ректоратом для получения и предоставления проектов организационно-распорядительной документации, касающейся компетенции Управления юридического и кадрового обеспечения;

  • с Управлением бухгалтерского учета и Планово-экономическим управлением для определения условий оплаты труда работников РГППУ, решений, связанных с изменениями в штатном расписании, а также для разработки и корректировки документов, обеспечивающих материально стимулирование работников;

  • с Управлением документации по вопросам архивного хранения, разработки и тиражирования бланочной документации, рассылки документов