Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 804

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Асы жок үйді ит те сүiмеiдi.

Пустая ложка, горло дерет.

Ас тұрған жерде ауру тұрмайды.


Все мысли голодного вокруг еды вращаются.

Аштын ақылы астан әрі аспайды.

Где хорошая пища-там болезни не бывает.

Ас адамның арқауы.

В дружном доме, и еда вкусна.

Жақсы ас қалғанша, жаман қарын жарылсын.

Еда-сила человека.

Тату үйдін тамағы тәтті.

Лучше животу раздаться, чем еде остаться.

Кургақ касык, ауыз жыртады.

Дом, где нет еды, и собака избегает.

Задание 3. Прочитайте диалоги. Обратите внимание на выражение просьбы и приглашения. Используя выделенные слова и словосочетания, составьте диалог на тему: «В столовой».

1)

  • Скажите, пожалуйста, где здесь буфет?

  • На первом этаже.

  • Во сколько он откроется?

  • В семь часов. В это время там мало народу.

  • Вы тоже туда идёте?

  • Да, пойдёмте, позавтракаем вместе.

  • Спасибо.

2)

  • Скажите, пожалуйста, где меню?

  • Оно висит у кассы. Смотрите, сегодня естьсалаты, сосиски с картофелем, творог, сметана, сырники, рисовая каша, молоко и чай. Что вы возьмёте?

  • Я возьму салат, сырники и горячее молоко.

  • А я хочу сосиски с картофелем, творог чай, пару кусочков черного хлеба.

  • Хотите к чаю булочку с вареньем?

  • Да, с удовольствием.

3)

  • Простите, здесь свободно?

  • Да, пожалуйста, садитесь.

  • Дайте, пожалуйста, меню.

  • Вот меню. Что вы хотите заказать?

  • Что есть из закусок?

  • Салат овощной, мясной салат, колбаса с горошком.

  • Я возьму мясной салат, а на первое – борщ.

  • Что вы хотите на второе?

  • Курицу с рисом.

4)

  • Оля, ты уже обедала?

  • Нет, я очень голодна́. Ты в столовую?

  • Да, пойдем вместе.

  • Что мы возьмем на обед?

  • Я возьму суп, котлеты с макаронами и кисель.

  • А я борщ, жа́реную треску́ с картофелем компот из яблок.

  • Оля, давай я заплачу́, а ты возьми ложки, вилки, ножи и найди свободные места.

5)

  • Ира, передай мне, пожалуйста, соль и горчицу. Я люблю острые блюда.

  • Я съела весь суп. Он очень вкусный. Я уже сыта.


Задание 4. Раскройте скобки и дополните предложения, используя глаголы: класть, повесить - висеть, положить - лежать, поставить, сесть - сидеть, стоять.

1.На (стол) …обеденное меню. 2. Я.. на (поднос) хлеб, столовый прибор и …тарелки.3. На (блюдо) …яблоки и груши. 3. Мы … за (свободный столик).5. Мы … за (обед) около часа. 6.Он … на (тарелка) горчицы. 7. …,пожалуйста, на (наш стол) бутылку лимонада. 8. На (твой стол) … соль: передай мне, пожалуйста. 9. (На стена) … объявление. 10.Игорь … пальто в (гардероб).

Задание 5. Дополните предложения, используя слова из скобок. Определите их падеж и смысловое значение.

Перед отъездом в командировку я отправился в магазин. В продуктовом отделе я купил немного (ветчина), двести граммов (масло). Потом вспомнил, что забыл взять пачку (кофе). Во фруктовом отделе я купил полтора килограмма (апельсины), банку (варенье). Теперь осталось взять кусочек (сыр) и несколько (пакетики).

Задание 6. Перепишите словосочетания. Числительные напишите прописью.

1.3 (рубль) 15 (копейка) 2. Дайте мне 50 (копейка) 3. 100 грамм (масло), 4.200 граммов (масло). 5. 85 копеек. 6. 2 (булочка) 7. 300 граммов (сухарь)

Задание 7. К данным словам подберите антонимы и составьте с ними предложения.

Вкусный, голодный, сладкий, свежий, свободное (место), холодный, густой, острый.

Задание 8. Перепишите словосочетания, указывая прямое и переносное значение прилагательных.

Острый нож, острый салат, острый взгляд, острый соус, острое слово, острое стекло; сухое прощание, сухой приём, сухая одежда, сухая погода, сухое печенье, сухой творог.

Задание 9. Дополните предложения, используя имена прилагательные из Слов для справок

1.Конфеты и торты продают в … отделе. 2.Сыр и молоко продают в … отделе. 3.Фрукты и овощи продают в … отделе. 4.Рыбу и морепродукты продают в … отделе. 5.Чай и кофе продают в … отделе.

Слова для справок: рыбный, кондитерский, овощной, бакалейный, молочный.

Задание 10. Перепишите предложения и выполните задания:

Образец: Дети выбирают (НВ) мороженое. – Дети выберут (НСВ) мороженое.

А) Измените совершенный вид глагола на несовершенный вид: Многие предпочтут потом на диете посидеть, но не отказаться от пирогов или торта, которыми привыкли встретить гостей, побаловать свою семью, особенно в выходные дни.

Б) Измените несовершенный вид глагола на совершенный вид:

Готовую ромовую бабу вынимают из формы и кладут боком на блюдо, обливают сиропом, осторожно поворачивают на блюде, чтобы сироп впитывался со всех сторон.

Контрольные вопросы

  1. С какой частью речи используется родительный падеж в значении часть целого?

  2. С какой часть речи используется родительный падеж со значением меры, количества?

  3. Отчего зависит деление глаголов на классы?

  4. Какие глаголы относятся к продуктивному классу?

  5. Какие глаголы относятся к непродуктивному классу?


Глоссарий

Аппетит – желание есть

Бакалея – сухие продовольственные товары первой необходимости (макаронные изделия, консервы и т.д.)

Диета – специально установленный режим питания.

Ингредиент – составная часть чего-нибудь.

Полуфабрикат – продукт, нуждающийся в дальнейшей, окончательной обработке.

НЕДЕЛЯ 10


Тема: Терминология науки

План:

Изучение теоретического материала:

Сообщать о предмете, факте, событии, связанном с областью изучаемой специальности в монологической и диалогической речи.

Терминология изучаемой специальности – слова и словосочетания, обозначающие понятия.

Выполнение грамматических заданий

Ответы на контрольные вопросы

Работа с глоссарием
Теоретическая справка

Термин (лат. terminus – предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо области знания. Значение термина раскрывается в научном определении. Научное определение строится так: называется термин, затем указывается широкое (родовое) понятие, к которому он относится, сообщается отличительный признак. Например: Стилистика – это наука, которая изучает стили речи.
Упражнения и задания

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Дизайнер – это человек, который разрабатывает красивую и функциональную оболочку, используя свою фантазию, творческие способности. Каждый дизайнер должен уметь рисовать, важны навыки работы с программным обеспечением и девайсами: графические планшеты, 3D Studio MAX, Adobe InDesign и другими.

Этапы работы всех дизайнеров схожи, ведь изначально они знакомятся с общей идеей проекта, выслушивают пожелания заказчика или вносят свои предложения. После этого они приступают к выполнению поставленных задач: прорисовывают эскизы, выполняют 3D-моделирование, необходимое для визуализации, отвечают за подготовку макетов, конструирование и прототипирование.Нередко промышленные, ландшафтные, интерьерные и другие виды дизайнеров осуществляют авторский надзор, направленный на контроль за правильной реализацией проекта.

Дизайнеры – творцы, креативные люди, умеющие создавать проекты, способные «взорвать» рынок. Условно все виды дизайна можно разделить на отрасли, рассмотрим их:

  • имиджа человека, включающий разработку одежды, обуви, аксессуаров и других вещей, украшающих образ;

  • информационный, позволяющий структурировать данные и подать их в удобочитаемой форме;

  • полиграфический, подразумевающий разработку дизайн-макетов баннеров, POS-материалов и другой полиграфической продукции;

  • графический, необходимый для подготовки айдентики, шрифтов, рекламы, книг и т. д.;

  • звуковой, направленный на создание звукошумовых эффектов для фильмов, игр, мультфильмов, рекламных роликов и другой медиапродукции;

  • архитектурный, благодаря которому возводятся великолепные здания;

  • ландшафтный, направленный на благоустройство частных, коммерческих и муниципальных территорий.


Существует более 20 видов дизайна, каждый из которых имеет индивидуальную специфику и требует определенного уровня знаний. Например, промышленные дизайнеры занимаются разработкой концепций, которые воплощаются в жизнь при создании бытовой техники, промышленных установок, автотранспортных средств, инвентаря и инструмента.  В отдельную группу стоит отнести дизайнеров, которые занимаются разработкой внешних образов сайтов, игр, интерфейсов, мобильных приложений, графики. Сегодня воспитывается новое поколение дизайнеров, деятельность которых тесно переплетена с инновациями. Например, уже существуют техно-стилисты и дизайнеры носимых энергоустройств, разрабатывающие одежду и продукцию, в которые встроены гаджеты или функция генерации энергии. Дизайнер биопечати создает макеты, в перспективе использующиеся для 3D-печати органов и тканей (3D-биопринтинг).

Задания к тексту:

  1. Составьте вопросы к тексту

  2. Выпишите термины, объясните их значения

  3. Выпишите существительные в И.п. и Р. п. падежах

  4. Разберите слова по составу: информационный, измерить, полиграфический, мировую, экспериментального, изделия, дизайнеры

  5. Составьте тематическую группу существительных о науке - дизайн

  6. Составьте синквейн к слову «дизайн»

  7. Дополните текст новой информацией


Задание 2. Расскажите, для какой области науки, техники и искусства характерны указанные термины.

Космодром, ракета-носитель, космовидение, космология, космоплавание, стыковка; мораторий, монополия; мольберт, натюрморт, маринист, пейзаж; подследственный, заседатель, истец, санкция, судимость; тонзиллит, остеохондроз, флюорография, антисептика, аорта, фтизиатр, урология.
Задание 3. Разделитесь на группы. Каждая группа выбирает одну из тем проекта «Термины в разных областях науки». Напишите проект и защитите его.

1. Термины спорта. 2. Термины музыки. 3. Термины математики.
Задание 4. Распределите слова на две группы: 1) термины 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.

  Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник).