Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 807
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 7. Оформите анкету. Определите языковые особенности текста
Анке́та (фр. enquête «расследование; опрос»; ср.: англ. inquiry) — справка по вопросам социальным или экономическим, доставляемая по требованию правительства сведущими людьми.
Ответы на вопросы в анкете называются Анкетными данными.
В настоящее время анкеты заполняют при получении заграничного паспорта гражданина, при поступлении в вуз, при подаче заявления о приёме на работу, при получении визы для посещения другого государства (за исключением государств, с которыми существуют межгосударственные договорённости, отменяющие эту процедуру), при получении государственной субсидии или кредита в банке и так далее.
Широкое использование анкет обусловлено прежде всего их несомненным удобством: анкета сводит к минимуму время, необходимое на написание рукописного текста, и практически снимает проблему «неразборчивого» почерка, помимо этого, в ряде случаев, анкеты могут обрабатываться машинами, что значительно ускоряет и удешевляет опрос. Также, благодаря анкетам, один человек может раздавать их респондентам по мере их прихода, а не зачитывать каждый вопрос в отдельности и дожидаться пока все на него ответят, чтобы задать следующий. Время, которое респондент тратит на ответы, благодаря использованию анкет, зависит только от его личной расторопности.
Образец
АНКЕТА (ЗАПОЛНЯЕТСЯ СОБСТВЕННОРУЧНО) Фамилия _______________________________ Имя ___________________________________ Отчество ________________________________ | Место для фотокарточки 4 × 6 |
О себе сообщаю следующие сведения:
_________________________________________________________________________
Пол:_____________________________________________________________________
Дата рождения: возраст (количество полных лет) ______________________________
Гражданство: __________________________________________________________
Адрес места жительства (пребывания): _______________________________________
Номер контактного телефона: _______________________________________________
Образование:_____________________________________________________________
Наименование учебного заведения, год окончания: _____________________________
Профессия (специальность), квалификация (в соответствии с документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию): _________________________________________________________________________
Основная профессия (специальность), квалификация, должность, стаж работы:__________________________________________________________________
Дополнительная профессия (специальность), квалификация, должность, стаж работы: _________________________________________________________________________
Дополнительные навыки (нужное подчеркнуть):
- знание иностранного языка (указать) _______________________________________
- умение пользоваться _____________________________________________________
- наличие водительского удостоверения (указать категории) _____________________
Условия последнего места работы: профессия (специальность), квалификация, должность, вид деятельности: _______________________________________________
Задание 8. Просклоняйте по падежам выделенные слова и словосочетания
Объяснительная – документ, поясняющий какое-либо действие, факт, происшествие. Объяснительная представляется вышестоящему должностному лицу.
Обратите внимание на следующие особенности составления объяснительной:
1. Наименование адресата – должностного лица ставится в форме дательного падежа (должность, фамилия, инициалы).
2. Наименование адресанта ставится в форме родительного падежа: фамилия, инициалы, запятая, должность, запятая, адрес (адрес указывается не всегда).
3. Оформление наименования деловой бумаги допускается в двух вариантах:
• наименование пишется с маленькой буквы и после него ставится точка, если при фамилии заявителя нет предлога ОТ;
• наименование пишется с большой буквы и точка не ставится, если при фамилии заявителя есть предлог ОТ.
4. Краткий текст-изложение произошедшего и его аргументация (с целью соблюдения краткости обычно используются отыменные предлоги в связи + с чем, по причине + чего).
Задание 9. Оформите объяснительную по образцу
Образец
Декану ………….факультета
АРУ им.К.Жубанова
……………….
............, студента гр. ….
объяснительная
С 1.10.2019 г. по 05.10.2019 г. я отсутствовал на занятиях в связи с болезнью. Медицинская справка прилагается.
07.10.2019 г.
Подпись
Задание 10. Подготовьте ситуативные диалоги по теме «Письменная коммуникация: в деканате».
Студент: Добрый день!
Секретарь: Здравствуйте! Вы по какому вопросу?
Студент: Извините, я хотел бы сдать сессию пораньше, чтобы уехать домой.
Секретарь: По какой причине Вы хотите досрочно сдать сессию?
Студент: Я должен участвовать на семейных торжествах в честь юбилея отца.
Секретарь: Хорошо, понятно. Тогда Вам нужно написать заявление о досрочной сдаче сессии на имя декана.
Студент: Спасибо, могу я это сделать прямо сейчас?
Секретарь: Да, конечно. Возьмите образец. В заявлении укажите причину, по которой Вы хотите сдать сессию досрочно.
Студент: Да, спасибо. Нужно ли мне лично подписывать заявление у декана?
Секретарь: Нет. Я сама отдам Ваше заявление декану на подпись.
Студент: Спасибо большое. Когда я могу зайти за подписанным заявлением?
Секретарь: Приходите завтра в это же время. До свидания!
Студент: Еще раз большое спасибо. До свидания!
Контрольные вопросы
-
Что такое деловая терминология? -
Что представляют собой стандартные речевые формулы (клише)? -
Каков нейтральный порядок слов в предложении? -
Каковы языковые особенности деловой речи? -
Каковы особенности оформления деловых бумаг?
Глоссарий
Коммуникация — это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.
Деловые бумаги — обобщённое неформальное обозначение любых официальных документов, примером которых могут служить акт, заявление, доверенность, отчёт, протокол, справка и др. Выражение деловых бумаг используется в тех случаях, когда жанр документа для говорящего значения не имеет.
Деловая терминология — слова и обороты, характерные для официально-делового стиля речи (см.), т.е. обладающие, соответствующим стилевым компонентом коннотации.
Клише — речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах. Клише образует конструктивную единицу со своей семантикой. Клише являются готовыми речевыми формулами, способствующими облегчению процесса коммуникации и соответствуют психологическим стереотипам.
Порядок слов в предложении - место в предложении по отношению друг к другу словесных групп и отдельных категорий слов (членов предложения, частей речи). В русском языке порядок словесных групп определяется актуальным членением предложения.
НЕДЕЛЯ 8
Тема: В библиотеке.
План:
-
Изучение теоретического материала:
Вступать в коммуникацию с работниками библиотеки, благодарить, задавать вопрос, выяснять наличие или отсутствие необходимого предмета, выражать свое отношение к предмету.
Предикативные наречия (нужно, можно), вопросительные наречия (как, когда, где, куда).
Классы и группы глаголов (читать-читаю, давать – дают, ждать – ждут, писать – пишут, хотеть – хотят, искать - ищут).
-
Выполнение грамматических заданий. -
Ответы на контрольные вопросы. -
Работа с глоссарием.
Теоретическая справка
Пpeдикaтивныe нapeчия нaзывaют paзличныe cocтoяния живыx cyщecтв или oкpyжaющeй cpeды и cocтaвляют имeннyю чacть глaвнoгo члeнa бeзличныx пpeдлoжeний: Студентам былo интересно; Ha yлицe yжe тeплo; Mнe oчeнь жaль.
Нeкoтopыe пpeдикaтивныe нapeчия пo фopмe cooтнocятcя c cyщecтвитeльными: Пopa, мoй дpyг, пopa... (П.); Haм пopa в библиотеку.
Гpaммaтичecкoe cвoeoбpaзиe пpeдикaтивныx нapeчий cвязaнo c тeм, чтo oни:
1) нe имeют знaчeния пpизнaкa дeйcтвия или пpизнaкa кaкoгo-либo дpyгoгo пpизнaкa;
2) в пpeдлoжeнии нe являютcя oбcтoятeльcтвoм.
Пpeдикaтивныe нapeчия чacтo paccмaтpивaютcя oтдeльнo oт нapeчий, выдeляютcя в кaчecтвe caмocтoятeльнoй чacти peчи, кoтopyю aкaдeмик Л. B. Щepбa пpeдлoжил нaзывaть «кaтeгopиeй cocтoяния»; дpyгиe жe yчeныe нaзывaют пpeдикaтивныe нapeчия «бeзличнo-пpeдикaтивными cлoвaми» (пpeдикaтивaми).
Инфинитив – начальная форма глагола, которая только обозначает действие или состояние, но не определяет ни времени, ни лица, ни числа. Русские глаголы в инфинитиве имеют окончание – ть. Реже - ти, и очень редко - чь. Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Если Вы хотите знать значение глагола, то Вы можете посмотреть словарь. Запомните, все глаголы в словаре даются в форме инфинитива.
Упражнения и задания
Задание 1. Работа с текстом.
В библиотеке
Библиотеки играют важную роль в мировой культуре. Во всем мире существует бесчисленное количество книг. Мы не можем купить все книги, которые нам нравятся или которые нам хотелось бы прочесть. Когда нам нужно написать доклад на определенную тему или изучить детально какое-то явление, единственный способ сделать это — посетить библиотеку.
Там есть много читальных залов, отделов для работы с научной литературой, с периодической литературой, отдел искусств, отдел иностранной литературы и другие. Эти отделы посещаются читателями многократно.
Чтобы попасть в библиотеку, нужно иметь читательский билет. Многие люди посещают библиотеку по выходным.
Я люблю читать. Какие книги мне нравятся?
Я не могу читать однотипную литературу долгое время. Я предпочитаю чередовать рассказы с романами, любовные романы с историческими, стихотворения с пьесами.
В моей школе есть небольшая библиотека. Я должна признать, что она очень неплохая. Это большая светлая комната, очень чистая и удобная, расположена на первом этаже. Там есть много книжных шкафов и полок. Там можно найти приключенческую литературу, исторические романы, сборники рассказов. Два очень приятных библиотекаря помогают найти нужную книгу.
Учащиеся ходят в библиотеку, чтобы почитать там и взять книги домой или просмотреть новые газеты и журналы. Многие учителя тоже посещают библиотеку.
Задания к тексту.
-
Прочитайте текст. -
Расскажите, какие библиотеки г.Актобе Вам знакомы. -
Найдите в тексте наречия, в том числе и предикативные, выпишите. -
Найдите глаголы в форме инфинитива, преобразуйте их в форму наст.вр. мн.ч., укажите вид. -
Найдите прилагательные в тексте, укажите разряд.
Задание 2. Работа с текстом.