Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 812
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания к тексту:
-
Определите тему, основную мысль текста; -
Составьте и запишите 8-10 вопросов к тексту.
Задание 2. Найдите плеоназмы (лишние избыточные слова) в предложениях. Исправьте ошибки.
-
Открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. -
Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. -
Только в нашем супермаркете самые дешевые цены на бытовую технику. -
Во вторник и в среду у вас возможно появление дополнительной подработки. -
Именно разноплановый поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех.
Задание 3. Поставьте правильно ударение в следующих словах:
Инструктор – инструкторы, корректор – корректоры, слесарь – слесари, крейсер – крейсеры, бухгалтер – бухгалтеры, полюс – полюсы
Задание 4. Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю. Объясните значение заимствованных слов. Составьте 5-6 предложений с данными словами.
Квартал, одновременно, аналог, оптовый, договор, доллар, дотация, менеджер, обеспечение (программное, финансовое), прибылей (прибыль), средства, константа, документ, вложить (деньги), бета-излучение, веб-страница, экспресс-информация, симметрия, хорда, паблисити, коммюнике, процент, соленоид, ходатайствовать, эксперт, намерение, дисплей, харизма.
Задание 5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Директор, архитектор, компрессор, сорт, рапорт, слесарь, отпуск, сектор, штемпель, вектор, диспетчер, допуск, редактор, табель, квартал, отгул, шофер, месяц, брокер, дилер, ректор, профессор, порт.
Задание 6. Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова, объясните их значение. Внесите, где необходимо, изменения.
-
Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства. -
Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране. -
Мы должны думать о путях повышения эффекта производства. -
Дизайн этого компьютера довольно эффективен.
Задание 7. Составьте предложения с данными ниже словами и сочетаниями: Профессиональные, организаторские, исследовательские, коммуникативные умения; чиновник, государственный служащий, бюрократия, менеджер, рейтинг, имидж, стагнация, толерантность, маркетинг, приоритет, коммуникация, коммерция, конкуренция, фирма, концепция, лицензия, амбициозный, меценат, спонсор, эксклюзивный, пиар, кампания, бизнесмен, исследователь, партнер.
Задание 8. Составьте предложения, в которых подводится итог или намечаются новые задачи. Используйте следующие средства выражения подведения итогов:
Подведем итоги сказанному; исходя из сказанного, сделаем следующие выводы…; на основе сказанного можно сделать следующие обобщения …; сформулируем задачи, требующие разрешения …; таким образом, из выводов исходят следующие задачи …; итак, перед нами наметились задачи …; суммируя сказанное можно сказать о …; следовательно, …
Задание 9. Перед вами группа общенаучных слов, используемая в работе над исследованием, с какими словами они сочетаются? Составьте с полученными сочетаниями предложения.
Тема, объект, предмет, гипотеза, проблема, цель, задачи, материалы, методы, результаты исследования.
Задание 10. Спишите термины, распределив их по родам. Обозначьте окончание.
Полотнище, посадка, типизация, припуск, усадка, пошив, прессование, супат, рюш, смокинг, страз, баска, боа, букле, бязь, гобелен, вуаль, вискоза, жабо, кашне, килт, кисея, манишка, меланж, манто, мультиколор, муслин, ретростиль, саронг, топ, френч, челнок, раппорт, раскрой, ровница, сортность, эпидермис, чулок, термофайбер.
Контрольные вопросы
-
Что такое язык специальности? -
Каковы функции специального языка? -
Какие три основных пласта профессионального языка вы можете назвать? -
Что включает в себя профессиональная культура речи? -
Какие качества необходимы современному специалисту в профессиональной деятельности?
Глоссарий
Культура - это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, выраженная в конкретно-исторических формах: вещах, идеях, нормах, отношениях и т.д.
Когнитивная функция – это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания.
Коммуникация - общение, обмен информацией.
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства.
Тема - предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.
Основная мысль - реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого.
Пометы – тоже самое что «пометка», специальное дополнительное указание в словарях, сопровождающее толкование слова, его описание.
НЕДЕЛЯ 12
Тема: Виды профессионально-коммуникативных ситуаций
План:
-
Изучение теоретического материала:
Информировать слушателя о предмете и цели сообщения, запросить интересующую информацию, уточнить, переспросить, прослушать и понять профессиональную информацию в коммуникативных ситуациях профессионального общения: участие в конференции, семинаре, совместной работе в лаборатории, выставке профессиональных изделий, достижений, личный контакт двух специалистов.
-
Выполнение грамматических заданий -
Ответы на контрольные вопросы -
Работа с глоссарием
Теоретическая справка
Речевая культура – это культура сознательного, грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения.
Свободное владение литературным языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становится неотъемлемым составляющим любой человеческой деятельности. Культура речи, степень владения родным языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста: от того как говорит человек, могут напрямую зависеть результаты его труда, отношение к нему в коллективе, да и в обществе в целом.
Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.
Любой народ неоднороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, поэтому в одном и том же обществе представлены различные типы речевой культуры.
Точность речи связана с лексическим уровнем языка, поэтому главное средство для достижения точности - это верное словоупотребление, а именно точный выбор слова из синонимического ряда.
Например, существительное резюме в литературном языке закрепилось в значении "краткое заключительное изложение сути написанного или прочитанного": резюме доклада, статьи и т.п. В речи оно нередко ошибочно используется для обозначения итогов, результатов каких-либо действий, мероприятий, событий; например: Настало время подвести резюме шахматному чемпионату страны (правильно итоги). В разговорной речи часто встречается неточное употребление таких слов, как обратно (Он обратно опоздал на занятия), вперед (Вперед выучи уроки, а потом иди гулять), крайний (Кто крайний в очереди?) и др.
Плеоназм – излишество: поступательное движение вперед (поступательное движение и есть движение вперед), хронометраж времени (хронометраж -‘ измерение затрат времени на что-либо'), прейскурант цен (прейскурант -‘текущие цены'),
Тавтология – повторение однокоренных слов и морфем. Примеры речевых ошибок: организовать организацию, изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить. К тавтологии как речевому недостатку часто приводит неумение пользоваться синонимами. Например: Жители Калинова живут скучной однообразной жизнью.
Логичность речи - качество речи, основанное на соотношении речь-мышление, высказывание не должно противоречить законам логики. Для достижения логичности речи важно уметь ясно и не противоречиво мыслить, выражать логику мысли в речи. Нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой приводит к разрушению логичности текста.
Алогизмы (логические ошибки).
Работа в четверках - составьте загадку; описывая предмет, назовите его наиболее существенные признаки.
-
чистота речи - отсутствие в ней элементов чуждых литературному языку. Речь засоряют диалектизмы, просторечные элементы, жаргонизмы, нецензурная лексика, варваризмы. Неприятное впечатление производит речь, изобилующее словами-паразитами, засоряя речь, они затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержание высказываний. Необходимо избавляться от всего, что загрязняет речь, и помогать избавляться от них другим людям. Нечистая речь - признак низкой речевой культуры человека. -
выразительность речи - это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя». -
интонация, громкость, тембр, темп голоса; -
средствами звуковой выразительности: аллитерация — повторение согласных (Гром гремит, грохочет), 2) ассонанс — повторение гласных (Скучно нам слушать осеннюю вьюгу... (А. Некрасов)), 3) фигуры выделения: а) фонетическая анафора — повтор начальных звуков (Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский)), б) фонетическая эпифора — повтор конечных звуков: Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы... В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт). -
богатство – разнообразие используемых языковых средств: лексических, семантических, фразеологических, интонационных, грамматических.
Для русского языка характерно разнообразие интонационных конструкций, моделей образования новых слов и построения словосочетаний, предложений. Речевое богатство создаётся и семантическим разнообразием, смысловой насыщенностью слов, фразеологизмами, пословицами, поговорками.
Упражнения и задания
Задание 1 Работа с текстом. Прочитайте текст, выполните задания.
Сегодня, за две недели до календарного лета, Екатеринбург увидел, на что способна необузданная в своем буйстве уральская природа. Как передает наш корреспондент, в 14 часов 30 минут без предварительного уведомления и даже намека на объявление войны, небеса разразились снегом, который сейчас летит не милыми белыми мухами, а пронизывающей метелью. И это при том, что дождь не останавливается со вчерашнего дня и все еще льет и льет. Столбик термометра остался на уровне плюс 2 градуса, и температура, похоже сегодня уже не прогреется. Метеорологи обещают, что 17 мая днем будет хоть и облачно, но сухо и плюс 22 градуса. Да кто ж теперь поверит метеорологам, которые сегодня утром не могли спрогнозировать снег. Ожидавших простого дождя горожан непогода застала врасплох: в городе огромные пробки, сорваны все графики служб доставки питания в офисы. Движение общественного транспорта парализовано. Самая тяжелая ситуация — на маршруте следования кортежа губернатора с работы домой: на этих улицах стоят троллейбусы, сформировались огромные пробки.
Задания к тексту:
-
Проанализируйте текст заметки. -
Определите тип ошибки с точки зрения адресата в отдельных высказываниях, -
Исправьте речевые погрешности, озаглавьте заметку и перепишите ее в отредактированном варианте.
Задание 2. Продолжите ряд синонимов.
1) служба, занятие, … 2) сражение, сеча, … 3) обходительный, учтивый, … 4) резон, довод, … 5) мелкий, карликовый, … 6) мимолетный, скоротечный, … 7) растранжирить, просадить, … 8) заурядный, ординарный, … 9) отважный, удалой, … 10) уморительный, курьезный, … .
Задание 3. Распределите предложенные плеонастические словосочетания на нормативные и ненормативные.
Памятный сувенир, практическая работа, в мае месяце, демобилизоваться из армии, имеет место быть, гад ползучий, ведущий лидер, эмоциональные переживания, биография жизни, прейскурант цен, популярный хит, CD-диск, вип-персона, букинистическая книга, героический подвиг, частная собственность, реальная действительность, главная суть, полный аншлаг, грусть-тоска.