Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 806

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Языковые особенности деловой речи: деловая терминология, стандартные речевые формулы (клише).

Нейтральный порядок слов в предложении.

  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием


Теоретическая справка

Формирование официально-деловой письменной речи во всех языковых культурах обусловлено развитием государственности, аппарата управления и связано с необходимостью документально закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. К служебной информации предъявляются общие требования:

- достоверность(объективность);

- актуальность (необходимость, новизна, своевременность);

- убедительность(аргументированность);

- полнота (достаточность информации).

Документирование – это регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий её юридическую силу. В деловом общении документирование имеет особое значение. Ссылка на какую-либо устную договорённость может быть опровергнута или подвергнута сомнению, но если данная договорённость или распоряжение имеют форму документа, то ссылка на него обоснована юридически. Правила документирования устанавливаются правовыми актами каждого государства или вырабатываются традицией.

Документы занимают в жизни современного человека значительное место, они регулируют его социальную жизнь. Поэтому с необходимостью правильно истолковывать документы и правильно их составлять сталкивается каждый. Значимость документа, его роли поддерживается на государственном уровне: официальные бумаги подвергаются стандартизации, т.е. требования к составлению документов утверждаются законодательно, через ГОСТ (Государственный стандарт).

Документы описывают самые разнообразные ситуации, возникающие в жизни человека, и для каждого из них существует свой способ описания, свой жанр. Тексты определённого жанра составляются по шаблону, модели, задаваемой этим жанром. Чаще всего автор, создающий документ, не выбирает то или иное языковое средство из ряда синонимичных, а воспроизводит то, которое диктуется ему жанром. Так, для заявления о приёме на работу стандартна фраза Прошу принять меня на работу в качестве… и невозможна – Хочу работать у вас.

Существует два типа документов:

  • служебная документация - документы, регламентирующие деятельность учреждений и их работников, органов управления и граждан, им подвластных;

  • официально-деловая переписка – документы, фиксирующие отношения между различными учреждениями и их работниками, связанными деловой и коммерческой деятельностью.


В рамках служебной документации выделяют группы жанров, объединяемых по ряду

Документируемая информация должна излагаться предельно ясно, чётко и недвусмысленно – это основное требование письменного делового общения. Поэтому к языковым средствам и стилю изложения информации в документе предъявляются особые требования:

  • однозначность используемых слов и терминов;

  • нейтральный тон изложения;

  • соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм, обеспечивающих ясность и точность изложения;

  • смысловая достаточность и лаконичность текста.

Невыполнение этих требований затрудняет работу с документами и лишает их юридической и практической значимости или снижает её.

Смысловая точность письменного высказывания обусловлена точностью словоупотребления, т.е. использования слов согласно их значениям. Слово в тексте документа должно употребляться только в одном значении, принятом в официально-деловой письменной речи. В связи с этим особое внимание следует уделить различению паронимов (слов, близких по звучанию, родственных, однокоренных, различающихся значением). Например, представить (предъявить, показать) – предоставить (дать что-либо в пользование, распоряжение кому-то): представить отчёт – предоставить справку; гарантийный (содержащий гарантию, служащий гарантией) – гарантированный (обеспеченный законом, договором): гарантийный талон – гарантированный отдых.
Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом.

Основы составления и оформления деловых бумаг

Официально-деловой стиль – один из книжных стилей современного русского литературного языка, сформировавшийся как средство обслуживания официальных сфер общения: законодательной, дипломатической, служебной. Функциональная природа официально-делового стиля определяет следующие его особенности:

• использование специфической лексики,

• повторяемость речевых средств на определенных участках типовых текстов,

• особенности синтаксиса,

• минимальная эмоциональная окрашенность текста.

Цель деловой бумаги – правильно и однозначно передать информацию. Поэтому при составлении официальной бумаги важно знание и учет особенностей языка и стиля современной корреспонденции, а также соблюдение предъявляемых оформительских требований. Невыполнение этих условий затрудняет работу с документами, лишает их юридической и практической значимости.

Текст любого документа должен отвечать следующим требованиям:



  • ясность и понятность,

  • краткость,

  • завершенность,

  • любезность,

  • грамотность.

Ясность и понятность письма обеспечивается однозначным толкованием слов и выражений, правильной расстановкой пунктуационных знаков, рациональным построением предложений, если необходимо – абзацным членением текста. Использование архаизмов, диалектизмов, неологизмов, употребление слов в несвойственных значениях нежелательно, так как усложняет понимание текста.

Краткость (лаконичность) предполагает исключение из содержания письма всех второстепенных деталей, повторов и длинных оборотов речи. Вместе с тем нельзя игнорировать основные факты, относящиеся к делу, как и все те выражения и обороты, которые подчеркивают любезность, сердечность и добрую волю пишущего.

Завершенность (полнота) содержания не должна быть принесена в жертву краткости. Все основные мысли и соображения автора должны быть изложены в письме. Иногда, чтобы не нарушать целостность и логическую стройность текста, делается post scriptum (P.S.), в котором приводится дополнительная информация, в том числе и не имеющая прямого отношения к содержанию текста.

Любезность (учтивость) – необходимое требование к деловым бумагам. Даже при самых неприятных обстоятельствах в деловых письмах (как и в любом другом виде общения) не допускаются сарказм и оскорбления. Распоряжения сегодня рекомендуется облекать в форму просьбы, вопроса. Не желательно злоупотреблять личным местоимением "я", "мне", чтобы персонифицированная форма не подменяла общественную значимость дела личными потребностями адресанта.

Грамотность, правильность – соответствие речи литературным нормам – является обязательным требованием к документам. Деловая бумага должна быть безупречной с точки зрения языка, с этой целью внимание обращается на следующие аспекты:

1) правильное построение предложений в соответствии с нормами языка;

2) соблюдение орфографических норм;

3) соблюдение пунктуационных норм;

4) написание чисел (числа до десяти пишутся словами, числа свыше десяти – цифрами).

Указанные содержательные особенности характерны для любой деловой бумаги, но без соблюдения оформительских требований бумага не может иметь юридической и практической значимости. Именно поэтому важно знание и учет при составлении
деловой бумаги ряда оформительских правил.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст и составьте вопросный план.

  2. Определите тему и основную мысль текста.

  3. Определите падеж выделенных в тексте словосочетаний.

  4. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.


Задание 2. Ответьте на вопросы.

  1. Что является целью деловой бумаги?

  2. Каковы требования, предъявляемые к текстам деловых бумаг?

  3. Чего категорически нельзя допускать при оформлении деловых бумаг?

  4. На что следует обратить особое внимание при оформлении деловых бумаг?


Задание 3. Определить языковые особенности деловой речи в тексте.

Требования к оформлению деловой бумаги:

  1. Объем текста должен быть не больше одной страницы (желательно).

  2. Исполнение текста: печатать на машинке или принтере четким шрифтом черного цвета, без подчисток и исправлений.

  3. Рекомендуемый стандарт формуляра-образца: слева – 35 мм, сверху – 20 мм, справа – 8 мм, снизу для формата А4 – 19 мм, для А5 – 16 мм.

  4. Рекомендуемые интервалы: на бумаге формата А4 текст обычно печатают через 1,5 интервала, А5 – через 1-1,5 интервала; для типографского способа издания – через 2 интервала. Реквизиты, кроме текста, состоящие из нескольких строк, печатают через 1 интервал. Между реквизитами рекомендуется пробел в 2-4 интервала. Если письмо короткое, между словами делаются пробелы в несколько интервалов.

  5. Абзацное членение текста: абзацы печатаются либо с красной строки (начиная с шестого знака), либо сразу от левого края страницы. В последнем случае абзацы отделяются друг от друга пропуском в 1 интервал.


Задание 4. Определить в тексте предложения с нейтральным порядком слов.

Заявление

Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Обратите внимание на следующие особенности составления заявлений.

1. Названия адресата и адресанта находятся одно под другим, имеют одинаковые границы оформления, располагаются ближе к правому полю.

2. Оформление наименования адресата:

• если адресат – организация, то название адресата ставится в винительном падеже;

• если адресат – должностное лицо, то название должности и фамилия ставятся в дательном падеже.

3. Фамилия адресанта (заявителя) пишется в родительном падеже.

4. Наименование деловой бумаги стоит ниже наименования адресата (пробел 1-2 интервала) с отступом от левого поля в треть строки.


5. Оформление наименования допускается в 2-х вариантах:

• наименование пишется с маленькой буквы и после него ставится точка, если при фамилии заявителя нет предлога ОТ,

• наименование пишется с большой буквы и точка не ставится, если при фамилии заявителя есть предлог ОТ.

6. Текст заявления пишется с красной строки и всегда начинается со слова “Прошу”.

7. Дата и подпись обычно находятся на одной строке. Дата ставится ближе к левому полю листа (название месяца предпочтительнее писать словом), подпись ставится ближе к правому полю листа.
Задание 5. Оформить заявление по образцу.

Образец

Декану ………. факультета

АРУ им.К.Жубанова

………….

..........., студента гр. ……

заявление.

Прошу предоставить свободный график сдачи экзаменов, т.к. во время зимней сессии, с 8 по 10 января 2020 г., в г.Актобе состоятся соревнования по боксу, в которых я принимаю участие.

15 декабря 2019 г. Подпись

Задание 6. Оформите справку. Определите языковые особенности текста.

Справка — документ, который содержит описание и подтверждение юридических и биографических фактов.

Справки делятся на две группы:

личностные — подтверждают биографические или юридические факты конкретного лица;

служебные — содержат информацию про факты и события служебного характера.

Справки также могут быть:

внешними — составляются для подачи в другие учреждения; подписываются, кроме составителя, также руководителем учреждения, удостоверяются печатью;

внутренними — составляются для подачи руководству учреждения или на рассмотрение коллегиальных органов; подписываются только исполнителем и не удостоверяются печатью;

многочисленными (особенно среди личностных) - есть справки, которые удостоверяют какой-либо юридический факт (например, факт работы или обучения, данные о занимаемой должности, размер заработной платы, место проживания и др.). Однотипные справки часто изготавливаются на трафаретных бланках.
Образец

Наименование организации

СПРАВКА

____________ № __________



Дана _______________________________________________________________________

(Фамилия И.О.)


в том, что он (она) действительно работает в _____________________________________

(наименование организации)


должности ____________________________________________________________________________

(наименование должности)


Справка дана для представления в ______________________________________________

(наименование места представления)


Наименование ___________________ Фамилия И.О.

должности работодателя

(личная подпись)