Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 811

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глоссарий

Авторитет - общепризнанное значение, влияние

Имидж - образ, который человек себе создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей

Компетентный - знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области 

Концепция – система взглядов на что-либо
НЕДЕЛЯ 6

Тема: История моей специальности

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Инициировать, поддерживать, изменять тему беседы привлекать внимание, просить повторить, задавать вопрос или сообщить о факте, событии, лицах.

Выражать свое соотношение: давать оценку лицу, событиям. Выражать удивление, сожаление.

Текст-повествование: временная последовательность событий.

Логико-смысловые отношения в предложении: объективные, атрибутные, временные, причинно-следственные, уступительные, целевые отношения в предложении.

  1. Выполнение грамматических заданий

  2. Ответы на контрольные вопросы

  3. Работа с глоссарием


Теоретическая справка

Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.

Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным
нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

Предложение — это законченное высказывание, фраза, сообщающая о чём-либо.

Логико-смысловые отношения в предложении соблюдаются для того, чтобы компоненты предложения были наполнены логикой и смыслом.

Объектные отношения: падежные конструкции существительных: Я сейчас читаю интересную книгу. Лиза у себя дома смотрит кино; предложно-падежные конструкции существительных: Я читаю о любви. Кирилл думает про завтрашнюю вечеринку.

Атрибутивные отношения: согласованное определение: Из магазина вышла красивая девушка. На нас посветил яркий свет. несогласованное: Эта книга брата. Страница тетради; несогласованное определение:

Пространственные отношения: предложно-падежные конструкции существительных: Джон уже пять лет живёт в Америке. Кружки стоят на столе; наречия: Магазин находится близко. Наташа живёт далеко.

Временные отношения: наречия: Я долго ждала тебя. Выходные прошли быстро.

Целевые отношения: сочетание личной формы глагола с инфинитивом: Я иду обедать со своим начальником. Мы будем смотреть новый фильм.

Логико-смысловые отношения являются неотъемлемым компонентом предложения, чтобы оно не воспринималось как нелогичное или бессмысленное. Объектные отношения выражают зависимость от объекта. Атрибутивные отношения выражают зависимость от субъекта. Пространственные отношения выражают зависимость от расстояния. Временные отношения выражают зависимость от продолжительности. Целевые отношения выражают зависимость от цели.
Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась 

специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Бурное развитие социально-экономической сферы привело к изменению спектра профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Изменяется содержание труда некоторых из профессий, возникают новые и просто изменяются названия давно привычных специальностей.

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст и докажите, что все они могут быть определены как тексты-повествования. Определите, к какому типу (объективированных, субъективных) рассказов их можно отнести.

  2. Найдите начало, середину и конец повествования в вышеуказанном тексте.

  3. Определите объектные и атрибутивные отношения (выражают зависимость от объекта) в тексте.

  4. Определите пространственные отношения (выражают зависимость от расстояния) в тексте.

  5. Определите целевые и временные отношения (выражают зависимость от цели) в тексте.


Задание 2. Работа с текстом.

Мир профессий огромен. Некоторые словари профессий включают более 40 тысяч наименований профессий. В пределах одной профессии возможно разделение по роду трудовой деятельности на специальности, например, инженер-металлург цветной промышленности, нефтяник – инженер по разведке нефтяных и газовых месторождений и т.д.

Специальность – это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного конкретного вида деятельности в рамках той или иной профессии. А каждая профессия и специальность предъявляет свои требования к физиологическому и психическому состоянию рабочего. Изучением и описанием профессий и специальностей с точки зрения этих требований и занимается профессиография. Результатом этой деятельности являются профессиограммы. Профессиография включает в себя также и классификацию профессий. В народном хозяйстве профессии сгруппированы по отраслевому признаку (профессии промышленности, сельского хозяйства, строительства, науки, культуры и т.д.). Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Классификация строится на основе четырех признаков: предмета, целей, орудий и условия труда. В зависимости от предметов труда выделяются пять типов профессий: человек-природа: агроном, зоотехник и др.; человек-техника: сталевар, конструктор и др.; человек-художественный образ: художник, поэт и др.; человек-знаковая система: математик, экономист и др.; человек-человек: учитель, врач и др. По цели труда профессии подразделяются на три группы: исследовательские (проверяющие, контролирующие), производственные и обслуживающие.


Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

  2. Дайте определения следующим словам: профессия, профессиография, профессиограмма, классификация.

  3. Почему профессии делят на пять типов?

  4. К какому из этих типов относится ваша профессия? Обоснуйте свой ответ.

  5. К какой группе по цели труда относится ваша будущая профессия?

  6. Определите объектные и атрибутивные отношения (выражают зависимость от объекта) в тексте.



Задание 3. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

КАК НАЙТИ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ

         Найти своё пр…звание, утвердит…ся в нем - это источник счастья.

         В чем высш…е наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то пр…ближающимся к искус…тву. Это пр…ближение в мастерстве. Если человек влюблен в свой труд, он стр…мится, чтобы  и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Станиславский так говорил: « … в чем счастье на земле? В познани…, познаёш…природу, жизнь мира, смысл жизни, познаёш… душу-талант! Выше этого счастья нет».

         Да, пр…звание завис…т от з…датков, данных природой, но ум даётся не природой, а человеческим в…спитанием.

         Человек-хозяин своего пр…звания.

Задание 4. Расставьте необходимые знаки препинания и объясните их.

Наши общеобразовательные школы должны вооружить учащихся общими трудовыми навыками требуемыми современной техникой и тем открыть им доступ целому ряду профессий. Спешить с выбором профессии не следует это значит связывать свободу выбора профессии.

Есть целый ряд профессий которые требуют специальных свойств остроты слуха зрения особого развития осязания особой тренировки нервных центров и др. Этими вопросами занимается особая наука психотехника. Она имеет очень большое значение для отбора на не более приспособленных людей для целого ряда профессии. Она может предохранить при выборе профессии людей от ряда ошибок. Основное что определяет выбор профессии это общественный уклад.



Задание 5. От данных существительных образуйте форму множественного числа.

Менеджер, инженер, фрилансер, слесарь, тренер, маркетолог, бухгалтер, диспетчер, кондуктор, архитектор.

Задание 6. Составьте и напишите рассказ на тему: «Мой университет». Используйте данные имена существительные в различных падежах.

Здание, сессия, лаборанты, деканат, успеваемость, библиотека, преподаватель, аудитория, семинар, расписание, лекция, университет.

Задание 7. Ответьте на вопросы.

  1. Почему вы выбрали эту специальность?

  2. Расскажите об истории своей специальности.

  3. Довольно ли вы своим выбором?

  4. Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области.

  5. Насколько ваша профессия полезна и важна для нашей страны?

  6. О чем бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессия как у вас?

  7. Как вы видите свою профессию в будущем.


Задание 8. Составьте синквейн к слову «профессия».

Задание 9. Раскройте смысл фразеологизмов и определите, к какой профессии они относятся.

Стричь под одну гребёнку, шито белыми нитками, попасть в переплёт, ставить сети,  дать задний ход, топорная работа, бросать якорь, играть первую скрипку, газетная утка, как в аптеке, делить шкуру неубитого медведя, артист из погорелого театра, плести кружева, горькая пилюля.



Задание 10. Составьте сложные предложения с временными и целевыми отношениями, используя данные словосочетания.

Креативный дизайнер, успешный юрист, знаменитый актер, талантливый педагог, хороший музыкант, опытный водитель.
Контрольные вопросы

  1. Что такое профессия?

  2. Что такое специальность?

  3. Каковы основные группы профессий?

  4. Что такое текст-повествование?


Глоссарий

Самоопределение - это процесс определения самого себя, своих жизненных позиций и ценностей, личностных возможностей и способностей, своего жизненного пути.

Специальность – комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Профессияэто деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником средств к существованию

Профориентация - рекомендации человеку относительно выбора профессии.

Психотехника – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте.
НЕДЕЛЯ 7

Тема: Письменная коммуникация: в деканате

План:

  1. Изучение теоретического материала:

Оформление и анализ деловых бумаг: заявление, справка, анкета, объяснительная.