ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1222

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.

внешние отступления от него возможны в целях защиты прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Поэтому, например, для обеспечения осуществления публично значимых функций в УПК РФ устанавливается усложненный порядок судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52). Так, в силу п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит вызову в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Данная норма, как видно, является гарантией свободы действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями (ст. 28 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ (ст. 98) неприкосновенностью обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенностью обладают также Президент РФ (ст. 91) и судьи (ст. 122).

Во-вторых, учитывая, что речь идет не об абсолютном равенстве, а только о равенстве лиц, объективно находящихся в идентичных условиях, отмеченные случаи часто даже, строго говоря, не являются отступлением от принципа равенства всех перед законом. Скажем, ни у кого не вызывает сомнений, что закон не может механически одинаково относиться к совершеннолетнему и несовершеннолетнему, лицу, страдающему физическими недостатками, и лицу, не страдающему ими, поскольку эти лица не находятся в объективно идентичной ситуации. Точно так же судья, призванный отправлять правосудие и нередко подверженный всевозможным формам давления, не находится в одинаковой ситуации с тем, кто не сталкивается с такого рода проблемами. Поэтому закон вполне обоснованно содержит нормы об особенностях производства в отношении отдельных категорий лиц, об обеспечении для некоторых лиц дополнительных уголовно-процессуальных гарантий и т.п. Важно лишь, чтобы такие особенности были необходимыми, справедливыми и затрагивали именно категории лиц, не превращаясь в сугубо персональные привилегии.

Но равное отношение к лицам, находящимся в одинаковых условиях (категориям лиц), не означает, что суд не учитывает персональные факторы, т.е. что его не интересуют никакие обстоятельства, связанные с конкретной личностью. Напротив, эти обстоятельства суд не только вправе, но и обязан принять во внимание, если таковы требования закона. Так, данные о личности исследуются при избрании меры пресечения (ст. 99 УПК РФ), при определении меры наказания.


Принцип равенства всех перед законом и судом существовал не всегда. Так, в России до Судебной реформы 1864 г. суд был сословным. «Этот суд, – вспоминал А.Ф. Кони, – существовал для немногих и за немногое. Лишь крайние нарушения условий общежития, в которых предписания закона сливались с велениями заповедей, да и то не всех, влекли за собой общий для всех суд. Все остальное для целой массы населения разбиралось специальными сословными и ведомственными судами, границы подсудности которых далеко не всегда были ясны. В особенности широкое применение имел суд чинов полиции и помещиков, при котором понятие о судебном разбирательстве неизбежно переходило в понятие о расправе». Однако внутри сословий признавалось необходимым обеспечить равенство. Иными словами, гарантировался не равный для всех суд, а суд равных. «Нужно также, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его», – утверждал Ш.-Л. Монтескье. Значение принципа равенства всех перед законом и судом заключается именно в том, чтобы такого рода «сословные» подходы навсегда остались в прошлом.
8. Независимость судей и подчинение их только закону: сущность, гарантии независимости, особенности реализации принципа в правоприменительной практике, в решениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.
Принцип независимости судей — важная гарантия самостоятельности судебной власти, действующей независимо от законодательной и исполнительной властей. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Принцип независимости судей означает также, что никакие государственные органы, общественные организации и должностные лица не могут каким-либо образом влиять на судей, а равно на привлекаемых к участию в рассмотрении дел присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи независимы и никому не подотчетны. Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, суд принимает решение согласно закону. Независимость судей, признанных носителями судебной сласти, является гарантией самостоятельности самой судебной власти.



Основные гарантии независимости судей установил закон о статусе судей. Согласно ст. 9 этого закона независимость судей обеспечивается:

— наличием предусмотренной законом особой процедуры осуществления правосудия;

— установлением под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;

— установлением порядка приостановления и прекращения полномочий;

— правом судьи на отставку;

— неприкосновенностью судьи;

— системой органов судейского сообщества;

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;

— наличием особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи и их имущества.

К числу дополнительных гарантий независимости судей относятся также: особая процедура назначений судей на должность, неограниченность срока их полномочий, несменяемость, особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Независимость судей проявляется также в их отношениях с участниками судебного процесса, во взаимоотношениях судов различных звеньев и в отношениях судей с организациями, должностными лицами и гражданами. Никто не имеет права давать судьям указания о том, как нужно разрешить конкретное дело. Судья любого судебного звена решает все вопросы по каждому делу и выносит по нему решение по своему внутреннему убеждению, основанному на законе и рассмотрении всех обстоятельств дела. Независимость судей проявляется и в установленных процессуальными законами пределах полномочий вышестоящих судов. Так, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя уголовное дело на новое судебное рассмотрение, не вправе давать указания суду первой инстанции, предрешающие его выводы при повторном разрешении данного дела в новом составе суда. Значение рассматриваемого принципа состоит в создании таких условий для беспрепятственного и эффективного осуществления судьями правосудия, которые обеспечивали бы рассмотрение и разрешение судьями дел исключительно на основе закона. В соответствии с законом допускается рассмотрение и разрешение дел в судах общей юрисдикции в первой инстанции с участием присяжных заседателей, а в арбитражных судах субъектов РФ — арбитражных заседателей. Так же как и профессиональные судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.


Любое воздействие на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела, вынесению законного и справедливого судебного решения влечет ответственность по закону (ст. 294 — 296, 298 УК РФ). Также уголовная ответственность предусмотрена за вмешательство в разрешение судебных дел по отношению к присяжному и арбитражному заседателю. В этих целях УПК РФ, в частности, предусматривает постановление приговора по уголовному делу в совещательной комнате при соблюдении тайны совещания судей по обсуждаемым вопросам. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной при исполнении своих обязанностей. Нарушение тайны совещания судей влечет обязательную отмену приговора и иного судебного решения (ст. 381 УПК РФ ст. 364 ГПК РФ, ст. 288 АПК РФ).

Гарантией независимости судей служит также строгое соблюдение процедуры осуществления ими правосудия. Рассмотрение и разрешение судами уголовных и гражданских дел проходит в предусмотренной законом процессуальной форме при обязательном проведении судебного заседания, причем соблюдение его распорядка распространяется на все участвующие в деле государственные органы и на всех лиц. Разбирательство дел во всех судах происходит гласно, открыто, за некоторыми исключениями, что позволяет контролировать судебную деятельность не только со стороны участвующих в деле лиц, но и всех присутствующих в зале судебного заседания лиц, в том числе и представителей средств массовой информации. Такое положение призвано оградить судей от незаконного вмешательства в отправление ими правосудия.

Проявление неуважения к суду со стороны участвующих в деле лиц и иных граждан, присутствующих в судебном заседании, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут предусмотренную законом уголовную или административную ответственность (ст. 297 УК РФ, ст. 17.3 КоАП РФ).

Независимость судей гарантируется неприкосновенностью судьи. Он не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без соблюдения специальных процедур. Закон устанавливает особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности (ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Принцип независимости судей требует от них проявления высоких нравственно-этических и профессиональных качеств при осуществлении правосудия. Так, в соответствии с Кодексом судейской этики в своей профессиональной и внеслужебной деятельности судья обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. В целях обеспечения защиты судей и должностных лиц правоохранительных органов, их безопасности Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, других указанных лиц и их близких. С учетом изложенного необходимо подчеркнуть, что гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены законами и иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов. Принцип независимости судей и подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону призван реально служить обеспечению законности, а также объективности в выполнении судами задач правосудия, прежде всего по защите прав и законных интересов граждан. Все эти права и интересы граждан могут быть обеспечены только действительно независимым судом.


В целом принцип независимости в том виде, в котором он провозглашен в российском законодательстве, отвечает общим требованиям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т. е. закрепляет независимость суда от других ветвей власти и от участников судебного разбирательства (с поправками 2020 это уже не так, судьи КС и ВС зависимы от президента). Европейский суд по правам человека даёт более расширенное толкование независимости исходя из его прецедентной практики. Так, по делу «Моисеев против Российской Федерации» ЕСПЧ указал, что для установления того, может ли считаться суд независимым для целей п. 1 ст. 6 Конвенции, необходимо, в частности, учитывать порядок назначения его членов и срок их полномочий, наличие гарантий от давления извне и то, выглядит ли он как независимый суд.
9. Язык судопроизводства: понятие, значение, сущность, особенности реализации принципа в правоприменительной практике, в решениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. Открытое разбирательство дел в судах: сущность, значение, пределы гласности, особенности реализации принципа в правоприменительной практике, в решениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека.
ОТВЕТ:

Язык судопроизводства:

Закреплен в ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьях процессуальных кодексов (н-р, ст. 18 УПК РФ, ст. 9 ГПК РФ).

Принцип языка судопроизводства представляет собой конституционное выражение использования государственного языка РФ и государственных языков республик в качестве языка процесса.

Принцип языка судопроизводства - совокупность общепризнанных международных, конституционных и процессуальных предписаний и процедур, которые определяют порядок языкового общения участников процесса с судом и должностными лицами, ведущими производство по делу, а также механизмы защиты прав и законных интересов лиц, не владеющих или недостаточно владеющих языком судопроизводства.

Устанавливая государственный язык судопроизводства, Конституция РФ гарантирует каждому участнику судопроизводства право пользоваться в процессе родным языком или языком привычного общения.

Осуществление правосудия на языке местного населения, хотя и приводит к неизбежным потерям в результате использования разных языков, но в то же время делает правосудие "по-настоящему гласным, открытым и понятным для большинства людей, проживающих в данной местности".