Файл: Влияние организационной культуры на проектную деятельность ( Теоретический анализ организационной культуры).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ организационной культуры
1.1. Понятие и сущность организационной культуры
1.2. Функции организационной культуры
Глава 2. Исследование особенностей организационной культуры АО «Тандер»
2.1. Структурно – функциональные особенности АО «Тандер» г. Москвы
2.2. Организационная культура АО «Тандер»
Очевидно, что от уровня мотивированности сотрудников напрямую зависит уровень организационной культуры компании. Для торговой организации, каковой является АО «Тандер», слабая организационная культура сотрудников особенно пагубна - ведь такие сотрудники в лучшем случае невнимательно относятся к покупателям, в худшем – «выносят сор и избы» и транслируют свое негативное отношение к компании, что, скорее всего, приведет к тому, что организация потеряет покупателя.
Организационная культура сотрудников базируется не только на материальных стимулах, все большее значение приобретают факторы нематериального стимулирования: признание коллегами и руководством, понимание важности деятельности, возможность профессионального развития, престижность работы.
Периодически проводится мониторинг удовлетворенности трудом.
Проведение и анализ мониторинга удовлетворенности трудом помогает выявить и устранить основные причины низкой лояльности сотрудников и снизить уровень текучести кадров. Во избежание ситуации, когда з/п в нашей организации становится неконкурентной, ОУП на ежемесячной основе необходимо делать мониторинг рынка труда, если заработная плата начинает явно проигрывать по сравнению с з/п конкурентов, необходимо инициировать мотивированный запрос на изменение так называемой «условной з/п» для нашего региона.
С руководящим составом Гипермаркета проводятся тренинги, направленные на достижения в рабочем процессе, мотивирование персонала. Система мотивирования управляющего персонала включает в себя:
1. Знания и навыки:
- способность эффективно использовать поощрения и наказания;
- способность вдохновить подчиненных на повышение качества работы (создание мотивации достижения);
- умение определять сильные и слабые стороны подчиненных;
- способность организовать и контролировать ввод в должность новых сотрудников;
- способность к самообучению и саморазвитию;
- умение правильно давать индивидуальную обратную связь;
- знание принципов начисления заработной платы подчиненным и умение при необходимости объяснить принципы начисления заработной платы.
2. Проявление по уровням:
1) Замечает успехи, достижения, способности своих подчиненных и систематически подкрепляет их.
2) Вдохновляет подчиненных на постоянное улучшение качества их работы.
3) Хорошо видит сильные и слабые стороны своих подчиненных и выстраивает на этой основе систему их обучения.
4) Организует и контролирует ввод в должность новых сотрудников, лично выступает в роли наставника.
5) Активно занимается саморазвитием.
6) Систематически дает обратную связь своим подчиненным, тем самым, мотивируя их на работу.
7) Знает принцип начисления заработной платы подчиненным, и при начислении учитывает индивидуальный вклад каждого сотрудника.
Для руководящего состава разрабатывается индивидуальный план развития, который включает в себя принципы и условия успешного развития, определяет цели развития.
В ГМ «Магнит» выделяется следующая структура организационной культуры:
1. Материальная: понятная система мотивации, премия за приведенного сотрудника, премия за выслугу лет.
2. Профессиональная: организация тренингов, курсы повышения квалификации, организация внутренних профессиональных конкурсов по подразделениям.
3. Карьерная: адаптация новичков, зачисление в кадровый резерв, организация стажировок, обсуждение планов карьерного роста в личных беседах, утверждение плана развития карьеры по итогам оценки.
4. Социальная: оплата медицинских книжек, возможность получения льготного потребительского кредита, возможность приобретения льготных и бесплатных путевок для сотрудников и их детей, оплата мобильного телефона.
5. Нематериальная: комфорт на рабочем месте, здоровая атмосфера в коллективе, эстетичный внешний вид офиса, кондиционирование, корпоративные мероприятия (праздники, дни рождения сотрудников), проведение тренингов по командообразованию, проведение творческих конкурсов внутри коллектива, введение званий и наград, памятный значок почетный сотрудник. Используются также похвальные грамоты, благодарность с занесением в трудовую книжку, организуется и контролируется доставка поздравительных открыток с днем рождения от руководства компании и филиала для сотрудников, отработавших в компании более года.
В АО «Тандер» проводился опрос сотрудников, который был направлен на определение уровня мотивированности как одно из наиболее важных составляющих организационной культуры. Всего было опрошено 60 человек.
Большинство опрошенных - женщины (70 %), мужчин – 30 %, в возрасте 21 – 30 лет – 54 %.
Рисунок 1 – Возрастная диаграмма респондентов
Демографический состав респондентов показывает, что коллектив довольно молодой, по преимуществу женский и это необходимо учитывать в проведении кадровой политики.
64 % участников опроса имеют высшее образование, 15 % незаконченное высшее образование, 15 % - среднее специальное образование, 6 % - среднее. Высокий образовательный уровень респондентов свидетельствует о том, что кадровая политика АО «Тандер» направлена на привлечение молодых специалистов с высшим образованием, как наиболее перспективных сотрудников. Они более обучаемы, мобильны, способны получать дополнительное образование, необходимое торговому предприятию.
45 % респондентов имеют экономическое образование, что объясняется профилем работы (бухгалтерия, экономисты, сотрудники других подразделений магазина); 20 % обладают техническим образованием, 16 % - гуманитарным, 7 % - юридическим, 6 % - естественно – научным, 4 % - управленческий профиль образования, 2 % - строительный. Исследование показывает, что не хватает грамотных управленцев, и обучение и переобучение должно быть направлено на формирование управленческой структуры АО «Тандер».
Стаж работы распределен неравномерно: 50 % респондентов работают от 1 года до 3 лет; 20 % более 5 лет; 14 % до 1 года; 8 % от 3 до 5 лет; 8 % - более 10 лет. Большинство сотрудников работают непродолжительное время, что говорит скорее всего, о текучести кадров, а это обусловлено недостаточно высокой мотивацией.
Первым в анкете был вопрос: «Какие факторы в настоящее время определяют Вашу работу в Компании?». 52 % указали, что таким фактором является стабильность и уверенность в будущем, 21 % считают, что смогут реализовать свой потенциал (настроенность на карьерный рост), на престижность компании указали 19 % респондентов, 3 % респондентов привлекает высокая заработная плата и только 5 % как фактор определили невозможность найти более высокооплачиваемую работу. Из этого следует, что респонденты видят перспективы компании, достаточно осведомлены о перспективах развития компании, в которой они работают.
Рисунок 2 – Факторы, определяющие работу в компании
Служебные обязанности сотрудников АО «Тандер» определены достаточно четко (на то указали 83 % респондентов), преобладают отношения взаимопомощи и поддержки в коллективе (80 % респондентов). Отношение руководства к работе персонала заинтересованное: 70 % респондентов указали, что руководство обычно проявляет интерес и поддерживает, 27 % опрошенных сотрудников заявили, что руководство иногда оказывает интерес и поддержку.
Среди качеств, влияющих на карьерный рост респонденты на первое место поставили профессиональный опыт – 29 % и качество работы – 29 %. 17 % опрошенных указали на такое качество как трудолюбие, 13 % на добросовестность, 4 % считают важным качеством в работе – порядочность, 3 % - умение нравится руководителю, по 2 % набрали такие качества как отзывчивость и честность, 1 % опрошенных затруднились ответить. Нетрудно заметить, что акцент сделан прежде всего на профессиональные качества (опыт работы, уровень работы) и лишь менее половины опрошенных считают важными личные качества.
Рисунок 3 – Качества, необходимые для карьерного роста
Большинство респондентов казали, что они удовлетворены работой – 63 %, ответили, что скорее удовлетворены работой, чем неудовлетворены – 35 %, и только 2 % опрошенных указали, что неудовлетворены работой. Это позволяет говорить о том, что сотрудники проявляют высокую лояльность к организации.
Следующий вопрос о причинах неудовлетворенности работы показал, что таковые все – таки имеются, только далеко не все респонденты решились указать, что они чем – то неудовлетворены. Результаты представлены на следующей диаграмме.
Рисунок 4 – Причины неудовлетворенности работой в АО «Тандер»
Основной причиной неудовлетворенности работой указан недостаточный уровень оплаты труда – 22 %. Недостаточно высокое материальное стимулирование формирует низкую мотивацию работы, препятствует формированию у работников чувства сопричастности к общему делу, что снижает их стремление к улучшению качества своего труда. Не способствует этому и высокие нагрузки и перегрузки на работе, на что указали 13 % опрошенных, одноообразие и несамостоятельность в работе (13 %), неуверенность в стабильности своего служебного положения (8 %), отсутствие ощутимых результатов своей работы (8 %), единоличное принятие решений ркуоводителем (6 %).
И хотя изначально со стороны персонала существует позитивный посыл в сторону организации (удовлетворенность работой в целом), большинство респондентов отмечают недостаточно высокий уровень стимулирования труда.
26 % респондентов ответили, что в своей работе им нравится трудовой процесс, а также перспективы (26 %), 18 % ответили, что коллектив, то есть в принципе существует нематериальная мотивация. 11 % ответили, что в работе им нравится зарплата, 7 % - руководитель, 6 процентов затруднились ответить. Большинство сотрудников нацелено на перспективы, улучшение своего статуса в торговом предприятии.
На вопрос «Сменили бы Вы работу, если бы Вам предложили лучшую зарплату?» 33 % респондентов ответили, что нет, 17 % предпочли бы сменить работу, 50 % затруднились ответить. Это важный показатель того, что далеко не для всех сотрудников материальные стимулы являются более важными, чем характер работы и удовлетворенность ею.
При определении уровня взаимодействия с вышестоящим руководством мы выяснили, что 60 % респондентов чувствуют внимание, заинтересованность в успехе общего дела со стороны руководителей, 27 % - поддержку со стороны руководителя, 5 % указали на равнодушие к их работе со стороны вышестоящих руководителей, 1 % - указали на антипатию, 7 % - затруднились ответить. Другими словами работники чувствуют свою нужность предприятию и заинтересованность в их труде.
Среди традиций и ритуалов, существующих в АО «Тандер» отметили поздравления по случаям дней рождений, юбилеев (33 % опрошенных), торжественное вручение дипломов, наград, премий (27 %), собрание коллектива для подведения итогов и обсуждения очередных задач (20 %), традиции наставничества, передачи опыта и знаний новым сотрудникам (17 %), мероприятия, связанные с успешным выполнением ответственных заданий (2 %), мероприятия, связанные с повышением по службе (1 %).
В АО «Тандер» к большинству сотрудников в качестве меры поощрения применяют премии (41 %), публичное признание заслуг на собрании, совещании (29 %), благодарность руководителя (26 %), высокую оценку качеств работника со стороны руководителя (17 %).
Рисунок 5 – Виды поощрений, применяемых в АО «Тандер»
Однако, на рисунке 4 видно, что большинство респондентов (33 %) предпочли бы повышение оклада, направление на учебу, повышение квалификации (21 %), повышение по службе (21 %), премию (17 %). Это говорит о том, что мотивация сотрудников учитывается не в полной мере вышестоящим руководством. При формировании мотивации сотрудников большую часть занимают нематериальные стимулы в виде признания заслуг, благодарностей, в то время как работники хотели бы повышения оклада, переход наиболее престижное место, повышение по службе, то есть более весомые меры поощрения и признания своих заслуг.
Об этом свидетельствует и то, как ответили на вопрос «Как Вы относитесь к таким нематериальным мерам поощрения за отличные результаты труда, как объявления благодарности, награждение почетной грамотой и т.п.?». 72 % респондентов отметили, что считают данные меры достаточно важными, но хотелось бы прибавки к зарплате в виде дополнительной премии. И только 25 % опрошенных воспринимают это как лучшее поощрение и наивысшую оценку их деятельности. Это свидетельствует о неудовлетворенности работников АО «Тандер» материальными мерами поощрения.
Хотя и признается важность общественного признания и самоутверждения. Так, по мнению 74 % респондентов конкурс «Лучший сотрудник месяца» стимулирует работника выполнять работу более качественно и лучше других, 21 % респондентов полагают, что неплохая премия к зарплате никогда не помешает, и только 5 % респондентов отметили, что в кандидаты всегда выбирают только любимчиков.
Среди респондентов только 7 % побеждали и не один раз в данном конкурсе, 10 % - только один раз, и 83 % не побеждали никогда. Это указывает не только нежелание усердствовать ради публичного признания, но многие (например бухгалтерия) отмечают, что такие конкурсы в их отделе не проводятся, а только среди тех, кто непосредственно обслуживает покупателей.