Файл: Влияние организационной культуры на проектную деятельность ( Теоретический анализ организационной культуры).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ организационной культуры
1.1. Понятие и сущность организационной культуры
1.2. Функции организационной культуры
Глава 2. Исследование особенностей организационной культуры АО «Тандер»
2.1. Структурно – функциональные особенности АО «Тандер» г. Москвы
2.2. Организационная культура АО «Тандер»
Были выделены следующие функции организационной культуры: охранная, интегрирующая, регулирующая, адаптивная, ориентирующая, мотивационная, функция формирования имиджа организации.
Выделяют различные типы организационной культуры.
1. Клановая организационная культура: главные ценности и критерии успеха выражаются в сплоченности коллектива, благоприятном моральном климате и планомерном развитии человеческих ресурсов. Внутренний контроль и интеграция сочетают с гибкостью принятия решений и осуществлением индивидуального подхода к каждому сотруднику.
2. Иерархическая организационная культура: используется иерархический (бюрократический) управления, поддерживается стабильность отношений и контроль за деятельностью каждого сотрудника. При этом основу интеграции составляет наличие внутреннего контроля и иерархии.
3. Рыночная организационная культура: ориентация на внешнее позиционирование, дифференциация, контроль и стабильность. Критерии успеха – высокий уровень рыночной доли, достижение внешних целей, поражение конкурентов.
4. Адхократическая организационная культура: ориентация на проявление гибкости, индивидуальности, внешнего позиционирования и дифференциации. Критерии успеха: достижение результатов в инновационной (или передовой) сфере, наличие творческого роста сотрудников и постоянное организационное обновление.
Организационная культура достаточно сильно влияет на систему трудовых мотивов сотрудников организации, а значит, в процессе построения системы стимулирования работников необходимо учитывать доминирующий тип организационной культуры. Организационная культура часто определяется сферой деятельности фирмы. В правильной организационной культуре сотрудники, прежде всего, являются лояльными к организации
В работе была рассмотрена корпоративная культура АО «Тандер. Формирование корпоративной культуры в АО «Тандер» (сеть гипермаркетов «Магнит») построено на научной основе, с учетом современных требований. Прежде всего все сотрудники имеют одинаковую рабочую одежду (форму магазинов «Магнит»), с логотипом компании. Существуют определенные традиции, праздники, систему мотивации и стмулирования, сходящие в структуру корпоративной культуры. Мотивирование персонала выражается в нематериальном и материальном вознаграждении, наказании (штрафы, премии). К традициям в корпоративной культуре относятся конкурсы, карьерный рост, праздники, которые сочетают в себе два видов мотивирования, т.е. за выигрыш в конкурсе коллектив и отдельный сотрудник получает приз и уважение коллег, при повышении в должности - более высокую заработную плату и уважение близких, сотрудников, возможность самореализации.
Тем не менее, необходимо выработать определенные направления в деятельности АО «Тандер», позволяющие создать эффективные стимулы работы персонала, применимые также и для других торговых предприятий города. Одним из таких направлений является дальнейшая аттестация персонала с целью выявления деловых способностей работника и соответствие занимаемой должности. Одним из стимулов эффективной работы персонала является дальнейшее повышение их квалификации путем обучения и профессиональной переподготовки. Весьма важным представляется формирование комфортного психологического климата в коллективе. Материальное стимулирование используется не в полной мере. Премии и доплаты не справедливы, нечасто повышается заработная плата. Основополагающим принципом корпоративной культуры должно стать поощрение работника за владение набором компетенций и их развитие, а не за важность занимаемой им должности или результаты квартала. В компаниях, использующих систему поощрений за знания, широко образованные и квалифицированные работники, занимающие низшие ступени в иерархии, получают более высокую заработную плату, чем стоящие выше их узкие специалисты.
Список литературы
- Вершигора Е.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 281 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2006. - 502 с.
- Веснин В.Р. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2006.- 328 с.
- Ветошкина Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала // Кадровый менеджмент. - 2014. - № 9. – С. 53 - 55.
- Герасимова Т.В. Теоретико – методологические основы формирования имиджевой политики хозяйствующего субъекта: автореф.дис. …канд.экон.наук.- М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2007. – 27 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити- Дана, 2005. – 511 с.
- Герш М.В. Корпоративная культура // Отдел кадров коммерческой организации. – 2018. - № 3. – С. 12 - 15.
- Герш М.В. Корпоративная этика // Отдел кадров коммерческой организации. – 2019. - № 8. – С. 14 - 16.
- Герш М.В. Философия организации // Отдел кадров коммерческой организации. -2019. - № 6. – С. 11 - 14.
- Грибов В.Д. Менеджмент. – М.: Кнорус, 2007. – 280 с.
- Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2007. - № 4. – С. 23 - 25.
- Джи Б. Имидж фирмы: планирование, формирование, продвижение. – М.: Центр, 2009. – 302 с.
- Долженко Р.А. Возможности учета типа организационной культуры в системе стимулирования персонала // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2015. - № 7. – С. 21 - 25.
- Жулькова Ю.Н. Постановка целей при планировании деятельности организации // Руководитель автономного учреждения. – 2018. - № 12. – С. 27.
- Козлов В. Проблема единства организационной культуры компании // Управление персоналом. – 2016. - № 9. – С. 37 - 39.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2009. – 377 с.
- Курс менеджмента / Под ред. Д. Д. Вачуговой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 512 с.
- Лукаш Ю.А. Имидж компании – «золотой ключик» успеха. – М. : Дело и Сервис, 2007. – 348 с.
- Лукаш Ю.А. Работа по подбору, оценке и контролю персонала. – М.: Юстицинформ, 2019. – 256 с.
- Михненко П.А. Организация управления проектами. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2018. – 439 с.
- Панченко А. Корпоративная культура: проблемы современной практики // Финансовая газета. – 2015. - № 2. – С. 24 - 26.
- Попов Б.Формирование корпоративной культуры // Управление персоналом. – 2015. - № 4. – С. 29 - 31.
- Райченко А.В. Общий менеджмент. – М.: Инфра – М, 2009. – 384 с.
- Рогозин М. Культура первостепенного значения // Кадровый менеджмент. – 2016. - № 1. – С. 44 - 47.
- Россинский В.И. Основы корпоративного управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 252.
- Самыгин С.И. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
- Сивальнева Т. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки // Управление персоналом. – 2015. - № 18. – С. 46 - 49.
- Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 567 с.
- Третьякова Е.П. Теория организации. – М.: Кнорус, 2009. – 224 с.
- Тюкавкин Н. Корпоративная культура и конфликты // Кадровый менеджмент. - 2009. - № 7. – С. 31 - 33.
- Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М.: ЭКМОС, 2000. - 256 с.
- Чумакова М. Совершенствование организационной культуры // Кадровое делопроизводство. - 2014. - № 11. – С.31 - 33.
Приложение 1
Результаты анкетирования сотрудников ЗАО «Тандер»
1. Какие факторы в настоящее время определяют Вашу работу в Компании
Престижность компании |
Стабильность и уверенность в будущем |
Высокая заработная плата |
Стремление реализовать свой потенциал |
Невозможность найти более высокооплачиваемую работу |
Другое (уточните) |
16 |
44 |
3 |
18 |
4 |
- |
2. Насколько четко определены Ваши служебные обязанности? (один из вариантов ответа)
Определены четко, оформлены документально |
Определены документально, но исполняются совершенно другие обязанности |
Определены недостаточно четко |
Часто изменяются |
Зачастую приходится выполнять несвойственные функции |
Другое |
Затрудняюсь ответить |
50 |
3 |
3 |
- |
4 |
- |
- |
3. Какой тип взаимоотношений преобладает среди сотрудников в ГМ «Магнит»? (один вариант ответа)
Отношения взаимопомощи и поддержки |
Нейтральные, каждый занимается своим делом |
Напряженные, неприязненные, конфликтные |
Затрудняюсь ответить |
48 |
7 |
1 |
4 |
4. Как обычно реагирует руководство на инициативы, деловые предложения сотрудников? (один вариант ответа)
Проявляет интерес и поддерживает |
Иногда проявляет интерес и оказывает поддержку |
Инициатива практически не поддерживается |
Затрудняюсь ответить |
Другое |
42 |
16 |
- |
2 |
- |
5. Какие качества оказывают влияние на Ваш карьерный рост? (возможны не более 3-х вариантов ответа)
Профессиональный опыт |
46 |
Качество работы |
45 |
Добросовестность |
20 |
Трудолюбие |
27 |
Отзывчивость |
3 |
Честность |
3 |
Порядочность |
7 |
Умение нравится руководителю |
5 |
Личные связи |
- |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Ваш вариант ответа |
- |
6. Удовлетворены ли Вы работой? (один вариант ответа)
Удовлетворен |
Неудовлетворен |
Скорее удовлетворен, чем неудовлетворен |
Скорее неудовлетворен, чем удовлетворен |
38 |
1 |
21 |
- |
7. Основные причины неудовлетворенности работой (возможны не более 3-х вариантов ответов)
Неуверенность в стабильности своего служебного положения |
5 |
Недостаточный уровень оплаты труда |
15 |
Перегрузка в работе |
8 |
Отсутствие ощутимых результатов своей работы |
5 |
Единоличное принятие решений руководителем |
4 |
Мало разнообразия и самостоятельности в работе |
8 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
Ваш вариант ответа |
Удовлетворена - 4 |
8. Что Вам нравится в Вашей работе? (один вариант ответа)
Зарплата |
Трудовой процесс |
Коллектив |
Перспективы |
Руководитель |
Другое |
Затрудняюсь ответить |
7 |
16 |
11 |
16 |
4 |
4 |
4 |
9. Сменили бы Вы работу, если бы Вам предложили лучшую зарплату? (один вариант ответа)
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
10 |
20 |
30 |
10. Каков уровень Вашего взаимодействия с вышестоящим руководителем? (один вариант ответа)
Ощущаю поддержку с его стороны |
16 |
Ощущаю внимание, заинтересованность в успехе общего дела |
36 |
Чувствую равнодушие, безразличие к моей работе |
3 |
Ощущаю антипатию, неприязнь |
1 |
Не понимаю отношение к себе |
- |
Затрудняюсь ответить |
4 |
11. Какие из перечисленных традиций, ритуалов существуют в Вашей организации? (возможны не более3-х вариантов ответов)
Поздравления по случаям дней рождений, юбилеев |
52 |
Торжественное вручение дипломов, наград, премий |
42 |
Традиции наставничества, передачи знаний и опыта новым сотрудникам |
27 |
Мероприятия, связанные с успешным выполнением ответственных заданий |
3 |
Собрание коллектива для подведения итогов и обсуждения очередных задач |
32 |
Мероприятия, связанные с повышением по службе |
1 |
Другое |
- |
12. Прочитайте список возможных поощрений и отметьте те, которые обычно используются по отношению к Вам. Затем отметьте такие поощрения, которые по Вашему мнению, в будущем следовало бы использовать чаще.
Виды поощрений |
Которые обычно применяют к Вам |
Которые в будущем следовало бы использовать чаще |
Публичное признание заслуг (на собрании, совещании) |
29 |
10 |
Повышение оклада |
9 |
33 |
Премия |
41 |
16 |
Перевод в более престижное подразделение |
- |
6 |
Расширение полномочий |
12 |
7 |
Благодарность руководителя |
26 |
5 |
Отгул, дополнительный отпуск |
4 |
11 |
Направление на учебу, повышение квалификации |
11 |
21 |
Повышение по службе |
8 |
21 |
Фотография на доске почета |
8 |
3 |
Высокая оценка рабочих качеств работника со стороны руководителя |
18 |
5 |
13. Как вы относитесь к таким нематериальным мерам поощрения за отличные результаты труда, как объявление благодарности, награждение почетной грамотой и т.п.? (один вариант ответа)
Воспринимаю как лучшее поощрение, проявление уважения и наивысшую оценку моей деятельности |
Считаю их достаточно важными, но хотелось бы прибавки к зарплате в виде дополнительной премии |
Это несерьезно |
Другое |
15 |
43 |
- |
2 |
14. Как вы оцениваете конкурс «Лучший сотрудник месяца»? (один вариант ответа)
Он стимулирует работника выполнять работу более качественно и лучше других |
43 |
Неплохая премия к зарплате, никогда не помешает |
12 |
В кандидаты всегда выбирают только любимчиков |
3 |
За такие гроши не стоит и усердствовать |
- |
Другое |
- |
15. Побеждали ли Вы в конкурсе «Лучший сотрудник месяца»? (один вариант ответа)
Да, и не один раз |
Да, один раз |
Нет |
4 |
6 |
48 |
16. В какой степени и как действуют на Вашу трудовую активность следующие факторы? (обведите необходимый ответ)
Совершенно не действует |
Действует незначительно |
Действует существенно |
Действует очень существенно |
|
Материальное стимулирование |
2 |
10 |
30 |
17 |
Моральное стимулирование |
- |
10 |
34 |
15 |
Меры административного воздействия |
3 |
14 |
31 |
11 |
Трудовой настрой коллектива |
3 |
11 |
30 |
15 |
Элементы состязательности |
7 |
25 |
22 |
5 |