Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 499
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ САМОРАЗРУЩАЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Понятие саморазрушающего поведения и причины его формирования
Феномен саморазрушающего поведения у подростков
Формы саморазрушающего поведения
Особенности развития саморазрушающего поведения в подростковом возрасте
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
Методы математической обработки данных:
Рекомендации по работе с подростками склонных, к саморазрушающему поведению
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методика выявления приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой
Методика выявления склонности к суицидальным реакциям П.Ю. Юнацкевич
подростковый возраст – это переходный кризисный период в жизни подростка, и он характеризуется своими психологическими особенностями. Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их. Взрослый имеет право абстрагироваться от этих проблем, но, зная психологические особенности подросткового возраста, мы считаем, что задача взрослых – помочь подросткам в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения ими этих проблем. Здесь нетерпим формальный подход к подростку, который способен заглушить индивидуальные черты личности и нарушить правильный ход развития его личности.
Саморазрушающее (или аутодеструктивное / аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах.
Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях.Так же можно сказать, что в первую очередь на развитие саморазрушающего поведения, большое влияние оказывает враждебность, как со стороны матери, так и со стороны отца. При этом директивность со стороны родителей, несмотря на внутреннюю связь с враждебностью, оказывает обратное влияние.
Саморазрушающее поведение рассматривается как: отражение индивидуального строения личности; способ эмоциональной саморегуляции
своего состояния; результат искажения процесса самосознания; составная часть поведения, выполняющая приспособительную функцию к психотравмирующим факторам в определенных ситуациях, тем самым помогая сохранять человеку целостность его «Я-концепции», уважение к своей личности, положительную самооценку, однако наносящая вред здоровью и социальной адаптации.Различные формы саморазрушающего поведения приводят к ухудшению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведении, когнитивным искажениям (восприятие и понимание происходящего), снижению самооценки и эмоциональным нарушениям.
Можно сказать, что все формы можно объединить по ключевому признаку причинения ущерба самой личности в самоповреждающее виктимное поведение, однако суицидальное поведение, связанное с осознанием действий в направлении окончание жизни стоит отнести к особой категории.
Проявления саморазрушающего поведения у подростков наблюдаются при отношении родителей к ним как к своей собственности, которыми они вольны распоряжаться, как им заблагорассудиться. Опыт воспитания показывает, что конструктивным в этом возрасте является не резкий категорический приказ, а ровный, спокойный тон, просьба, дружеское отношение к подростку. Важнейшим условием предупреждения проявления саморазрушающего поведения у подростков являются родительская любовь, уважительное отношение педагогов.
Незнание родителями и преподавателями особенностей развития подростка может привести к недостаточно тактичному общению с ним. Неокрепшее и не подкрепленное социальным статусом чувство взрослости подростка делает его уязвимым к малейшим попыткам недооценить его самостоятельность. Исследования подтверждают, что желание самоутвердиться и неумение правильно преподнести это в коллективе приводят к тому, что многие подростки в общении не терпят грубости и,
защищаясь от бестактности взрослых, могут вести себя так же грубо. В данном
возрасте происходит резкий спад внушаемости.
В поведении подростка могут проявляться такие поступки, как суицидальное поведение, агрессивность, непослушание, упрямство, немотивированную черствость, переходящую временами в жестокость, проявление в разной степени негативизма, повышенного самолюбия в зависимости от обстановки и окружающих людей, с которыми подросток имеет дело.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
С целью повышения эффективности деятельности направленной на снижение уровня саморазрушающих проявлений среди подростков в учреждениях выполняющих функции социального контроля (общеобразовательные школы, внешкольные учреждения, правоохранительные органы и др.) было выбрано данное эмпирическое исследование с дальнейшей разработкой программы профилактики проявления саморазрушающего поведения у подростков.
Для выявления психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению было проведено эмпирическое исследование на базе ревдинской общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, имени Героя России Игоря Ржавитина №3, в котором приняли участие 40 подростков, это мальчики и девочки от 16 до 17 лет, в исследование не вошли подростки с психическими и органическими расстройствами.
Выводы по первой главе
Саморазрушающее (или аутодеструктивное / аутоагрессивное) поведение представляет собой определенную активность человека, осознанно или неосознанно направленную на причинение себе вреда в физической или психической сферах.
Внутреннюю обусловленность саморазрушающего поведения Реан А. представляет, как сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях.Так же можно сказать, что в первую очередь на развитие саморазрушающего поведения, большое влияние оказывает враждебность, как со стороны матери, так и со стороны отца. При этом директивность со стороны родителей, несмотря на внутреннюю связь с враждебностью, оказывает обратное влияние.
Саморазрушающее поведение рассматривается как: отражение индивидуального строения личности; способ эмоциональной саморегуляции
своего состояния; результат искажения процесса самосознания; составная часть поведения, выполняющая приспособительную функцию к психотравмирующим факторам в определенных ситуациях, тем самым помогая сохранять человеку целостность его «Я-концепции», уважение к своей личности, положительную самооценку, однако наносящая вред здоровью и социальной адаптации.Различные формы саморазрушающего поведения приводят к ухудшению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведении, когнитивным искажениям (восприятие и понимание происходящего), снижению самооценки и эмоциональным нарушениям.
Можно сказать, что все формы можно объединить по ключевому признаку причинения ущерба самой личности в самоповреждающее виктимное поведение, однако суицидальное поведение, связанное с осознанием действий в направлении окончание жизни стоит отнести к особой категории.
Проявления саморазрушающего поведения у подростков наблюдаются при отношении родителей к ним как к своей собственности, которыми они вольны распоряжаться, как им заблагорассудиться. Опыт воспитания показывает, что конструктивным в этом возрасте является не резкий категорический приказ, а ровный, спокойный тон, просьба, дружеское отношение к подростку. Важнейшим условием предупреждения проявления саморазрушающего поведения у подростков являются родительская любовь, уважительное отношение педагогов.
Незнание родителями и преподавателями особенностей развития подростка может привести к недостаточно тактичному общению с ним. Неокрепшее и не подкрепленное социальным статусом чувство взрослости подростка делает его уязвимым к малейшим попыткам недооценить его самостоятельность. Исследования подтверждают, что желание самоутвердиться и неумение правильно преподнести это в коллективе приводят к тому, что многие подростки в общении не терпят грубости и,
защищаясь от бестактности взрослых, могут вести себя так же грубо. В данном
возрасте происходит резкий спад внушаемости.
В поведении подростка могут проявляться такие поступки, как суицидальное поведение, агрессивность, непослушание, упрямство, немотивированную черствость, переходящую временами в жестокость, проявление в разной степени негативизма, повышенного самолюбия в зависимости от обстановки и окружающих людей, с которыми подросток имеет дело.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 16
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К САМОРАЗРУШАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
-
Описание выборки и методов исследования
С целью повышения эффективности деятельности направленной на снижение уровня саморазрушающих проявлений среди подростков в учреждениях выполняющих функции социального контроля (общеобразовательные школы, внешкольные учреждения, правоохранительные органы и др.) было выбрано данное эмпирическое исследование с дальнейшей разработкой программы профилактики проявления саморазрушающего поведения у подростков.
Характеристика выборки:
Для выявления психологических особенностей подростков склонных к саморазрушающему поведению было проведено эмпирическое исследование на базе ревдинской общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, имени Героя России Игоря Ржавитина №3, в котором приняли участие 40 подростков, это мальчики и девочки от 16 до 17 лет, в исследование не вошли подростки с психическими и органическими расстройствами.
Методики исследования:
-
Интегрированный тест на выявление приверженности аддикции и аддиктивному поведению М.Н. Телепова, Н.Н. Телеповой, направленный на выявления ослабления личностной устойчивости в отношении признаков аддикции.Данная методика представляет собой опросник состоящий из 32 утверждений, которые соответствуют тому или иному признаку аддиктивного поведения. Каждый испытуемый сам для себя определяет