ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 448
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
1. Разделы, темы и их краткое содержание
2. Примерная тематика рефератов
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Методические указания по подготовке к зачету
Выбор темы курсовой, контрольной работ, реферата
Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предва¬рительные контакты с доверенными людьми в зарубежных стра¬нах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт госте¬приимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на терри¬тории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких до¬говоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального изве-щения о своем намерении.
Образование молодого привилегированного римлянина не счи¬талось завершенным до осуществления поездки в какую-либо стра¬ну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков. Римская знать путешествовала на крупных парусных кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением до 1 000 т), на которых имелись все условия для комфортного путешествия. Менее обеспеченные римляне путешествовали на грузовых судах, которые направлялись для закупки товаров. Такие поездки были практически безопасными, так как император Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) создал несколько специальных постоянных эскадр военных кораблей для охраны морских путей на Средиземном море.
Мотивация путешествий в те времена была почти такой же, как и в настоящее время. Римская знать посещала различные страны с целью ознакомления с их достопримечательностями и для получения образования, оздоровления на минеральных и термальных источниках (некоторые из них сохранились до сих пор). Римлян по праву можно считать родоначальниками туристских поездок с целью отдыха и лечения.
Естественно, что такие поездки сопровождались развлечениями, охотой, посещениями храмов и религиозных мест, экскурсиями, дегустацией знаменитых вин, что популярно и сейчас. Звали в дорогу спортивные состязания, большие игры гладиаторов, устраиваемые морские сражения. Большой популярностью пользовались Олимпийские игры в Греции, охота на крупных животных в Египте, поездки в горы.
Как видим, во времена античного Рима уже существовали раз¬личные формы организации поездок обслуживания путешествен¬ников, создавалась инфраструктура, способствовавшая успешно¬му перемещению людей из одного места в другое.
Развитие международной торговли в Средние века привело к созданию в городах специальных мест для проживания купцов и хранения товаров. В XII в. в Новгороде, который являлся крупным торговым центром, находились иноземные и русские гостиные дво¬ры: Готский, Немецкий, Датский, Шведский, а также Псковский и Тверской. Здесь находило пристанище значительное число торго¬вых людей. Как свидетельствуют сохранившиеся исторические до¬кументы, Немецкий гостиный двор, например, был рассчитан на размещение в нем до двухсот человек. Уже тогда в Новгороде по¬явились правила поведения и торговли иноземных купцов, кото¬рые назывались «скра», что означает «книга законов», или «судеб-ник». Вся жизнь гостиных дворов была строго регламентирована едиными правилами проживания, внутреннего распорядка, пове¬дения, торговли, взаимоотношений с местным населением.
Соответствующие статьи оговаривали порядок: «ни один само¬стоятельный купец не должен иметь более двух подручных, спя¬щих при нем; если у него их больше, то пусть сам смотрит, где их пристроить». Оплата услуг за проживание была фиксированной, в зависимости от сроков пребывания. Запрещено было тревожить постояльцев ночью, устанавливалось определенное время приня¬тия пищи для всех постояльцев. Те, кто не являлся в назначенное время к столу без уважительных причин, платили денежный штраф. Гостиные дворы охранялись днем и ночью всеми купцами без исключения (даже живущими вне территории двора), за уклоне¬ние от дежурства устанавливался штраф. За услуги переводчика должны были платить не меньше 8 гривен серебра. Руководил го¬стиным двором и следил за порядком староста, который пред¬ставлял гостиный двор в отношениях с местными властями.
В первой половине XIX в. предпринимательскую деятельность в туризме связывают с именем Томаса Кука. Об истории создания и развития «конторы Кука» в Англии опубликовано много работ. Он был новатором в искусстве вовлечения людей в путешествия, правильно оценив возможности строящихся железных дорог и эко¬номических решений английского правительства (в 1840-х гг. проф¬союзы добились ежегодных отпусков для рабочих и низших слоев среднего класса), заключил контракт с управлением железных до¬рог на регулярную поставку пассажиров, получив взамен право на скидки на железнодорожные билеты.
Т.Кук стал организовывать путешествия для посещения вы¬ставок, знакомства с достопримечательностями других стран.
Томаса Кука называли «Наполеоном экскурсий». Его турист¬ская фирма в 1860 г. открыла свои филиалы в Италии (Неаполь и Палермо) и туристические агентства в Брюсселе, Кельне, Пари¬же, Вене, Каире. В местах, посещаемых туристами, существовала четкая система предоставления услуг через частных лиц. Сотруд¬ничество с ними осуществлялось по правилам рыночной конку¬ренции: при сдаче в наем помещений, распространении путево-дителей, рекламных материалов и печатных изданий; продаже сувениров, лекарств; предоставлении услуг переводчиков и про¬водников (гидов).
Т. Кук активно использовал расширившиеся возможности мор¬ского и речного транспорта — организовал перевозку туристов из Англии в США и в обратном направлении. С 1869 г. агентство Кука занималось организацией туристских круизов по Нилу. Туристский бизнес, организованный Т. Куком в Египте, был выгоден не только ему, но и принес значительные доходы Египту, способствовал развитию экономики страны.
Во второй половине XIX в. в Европе туристским бизнесом за¬нимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Гол-ландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана но¬вым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К но¬вациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, вклю¬чающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), вве¬дение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специ¬альный департамент, который занимается продвижением и мас¬совой продажей «чеков Кука» путешественникам.
Другим примером инновационной деятельности является ра¬бота туристской фирмы, уже более 100 лет работающей на рынке Италии и ныне известной как Chiari Sommariva s.p.a. Свою дея¬тельность фирма начинала с открытия в 1878 г. в центре Милана туристского агентства, которое осуществляло поездки в дилижансе на местные озера и путешествия по ним. В 1899 г. владельцем фирмы стал Д. Соммарива, разработавший конкретный план орга¬низации туристского бизнеса.
Наряду с групповыми поездками агентство стало организовы¬вать путешествия для индивидуальных туристов. Д. Соммарива при¬думал и внедрил гостиничный талон (coupons d'hotel), который выдавался клиенту после оплаты поездки и гарантировал разме¬щение в гостинице и предоставление завтрака. Стали практико¬ваться поездки «forfait» по заранее установленной и оплаченной цене за все заказанные услуги.
В России еще в 1777 г. Вениамин Генш в приложениях к газете «Московские ведомости» представил «План предпринимаемого путешествия в чужие края» — первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы. План предусматривал организацию поездки группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских университетов, а затем путешествие в Швейцарию, Италию и Францию для оз-накомления с искусством этих стран и фабричным делом. Усло¬вия путешествия оговаривались специальным контрактом.
В апреле 1885 г. была издана книга под названием «Первое в России предприятие для общественных путешествий во все стра¬ны света Леопольда Липсона». Она начиналась с утверждения: «Путешествие обществами в сущности не составляет ничего но¬вого, так как все вообще постоянные средства сообщения, как-то: почта, железные дороги, общественные кареты, существуют благодаря общественной предприимчивости. Нижеозначенная кон¬тора, однако же, учреждает нечто новое специально для России». Причиной, побудившей Липсона организовать это предприятие, были достаточно известные «выгоды, представляемые различны¬ми заграничными конторами для общественных путешествий», которые не использовались в России. К сожалению, сведений о деятельности конторы Л. Липсона в архивах пока не найдено.
Предпринимательской деятельностью в России занималось и Общество велосипедистов-туристов (ОВТ), основанное в 1895 г. Оно заключало договора с владельцами гостиниц, которые дава¬ли возможность членам общества останавливаться в них на льгот¬ных условиях. К 1900 г. на территории России было учреждено 14 комитетов ОВТ, открылись представительства в 135 городах как в России, так и за границей (Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Милан, Мюнхен, Париж и др.). Были заключены 12 договоров с заграничными туристскими обществами Австрии, Бельгии, Гер¬мании, Италии, США. В 1901 г. на базе ОВТ было создано единое Российское общество туристов (РОТ).
1890—1917 гг. — период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних ком¬мерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристского бизнеса — гостиницы, кафе, специализирован-ные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный ха¬рактер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосре¬доточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России рабо¬тало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек. Анализ предпринимательской деятельности в области туризма показывает, что ее развитие непосредственно связано с техноло¬гическими укладами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомо¬бильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились са¬молеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специ¬альные рейсы для перевозки только туристов — чартерные рейсы. Сейчас человечество накануне организации космических турист¬ских экспедиций.
Контрольные вопросы
1. В чем заключались причины возникновения предпринимательства, сущность предпринимательской деятельности.
2. Что является характерным для развития предпринимательства в России?
3. Какова структура «больших циклов экономической конъюнктуры» Н. Д. Кондратьева?
4. Перечислите основные принципы теории инновационных процес¬сов Й. Шумпетера.
5. Назовите основные особенности технологических укладов развития. Как они влияют на развитие туризма?
6. Какова связь предпринимательства с инновациями?
7. Приведите примеры предпринимательской деятельности в турист¬ской сфере, влияния предпринимательства на развитие туризма в Рос¬сии.
Тема. Сущность и функции инновационной деятельности
1. Основные понятия курса: инновация, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность.
Инновации и инновационная деятельность традиционно пред¬ставляются как направление научно-технического прогресса (вы¬сокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связан¬ный с внедрением результатов научных исследований и разрабо¬ток в практику. Однако смысл и содержание понятия «иннова¬ция» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не толь¬ко охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в ка¬честве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, тех¬нологические процессы, новые услуги и новые подходы к удов¬летворению социальных потребностей.
В оксфордском толковом словаре понятие «инновация» (inno¬vation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».
Термин «инновация», в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что иннова¬ция — это существенная смена функции производимого, состо¬ящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком-бинаций, основанных на использовании новых материалов и ком¬понентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
К этому можно добавить, что инновация — это новый про¬дукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), кото¬рое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потреб¬ности и одновременно принести доход предпринимателю.
Факторы, определяющие инновационное развитие:
рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках);
среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность);
кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);