Файл: Инновации в социально-культ. сервисе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 482

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение № 2 лекции

Лекции представлены в электронном виде

Тема. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности

1. Возникновение и сущность предпринимательства.

Чтобы понимать настоящее, необходимо изучать прошлое. Для ответа на вопрос, откуда появилось предпринимательство, придется обратиться к истории развития человечества.

Люди всегда стремились понять окружающий мир и использовать результаты полученных знаний для создания новых, более благоприятных условий существования. Чтобы выжить, люди приспосабливались к изменяющимся условиям обитания. Обычно выживают более предприимчивые особи, не теряющиеся, если нарушается привычный жизненный уклад, — они ищут выход из сложившейся ситуации и находят его.

Предприимчивым считают находчивого, изобретательного и практичного человека, умеющего найти выход из создавшегося критического положения. Он отказывается от повторения привычных действий, проявляет инициативу, использует нечто новое, ранее не применявшееся. Положительного результата в своей деятельности добивается человек, обладающий умом, решительностью, способностью рисковать.

Предприимчивость способствовала накоплению новых навыков и приспособлению к изменившимся условиям существования. В хозяйственной деятельности предприимчивость обычно называ¬ют предпринимательством.

В своем «Словаре русского языка» известный языковед и лексиколог С.И.Ожегов (1900—1964) определяет предпринимателя как дельца. Делец, по его мнению, это человек, который ловко ведет свои дела, не стесняясь в средствах для достижения своеко¬рыстных целей. Предпринимательская деятельность в разные эпо¬хи проявлялась по-разному, но всегда служила развитию челове¬ческой цивилизации.

Первоначально все функции предпринимательской деятель¬ности осуществлялись одним лицом — купцом или ремесленни¬ком. Он сам определял, что покупать или изготовлять, на свои деньги производил или покупал товар и занимался его реализацией. Купцам приходилось решать, где, когда и какой товар кому продавать, как его доставить в целости и сохранности к месту продажи. Чтобы увеличить доход, ремесленники улучшали тех¬нологию изготовления изделий, обновляли их, расширяли про¬изводство.


Изменения, происходившие в человеческом обществе, отра¬жались и на предпринимательской деятельности. В X—XIII вв. про¬исходит отделение собственников товаров от продавцов. В XVII в. появилось понятие «риск» — категория, непосредственно связан¬ная с предпринимательством. Предпринимателем стали называть человека, заключающего с государством контракт на выполнение каких-либо работ, стоимость была оговорена заранее. Если пред¬приниматель укладывался в меньшую сумму, то разница достава¬лась ему, а в случае превышения согласованной стоимости — раз¬ница оплачивалась им из собственного кармана.

До конца 1940-х гг. предпринимателем называли человека, ко¬торый и владел, и управлял предприятием. Позже в категорию предпринимателей стали включать и лиц, которые управляли не принадлежавшим им имуществом и состояли как на частной, так и на государственной службе.

Предпринимательство — это проявление предприимчивости в коммерческой или административной области независимо от сферы бизнеса. Оказалось, что в некоторых людях природой заложены такие задатки, которые делают их предприимчивее других. Кроме того, в определенные периоды жизни люди ведут себя более ак¬тивно, чем это обычно им свойственно. Причем предприимчи¬вость часто проявляют люди консервативного склада, противо¬стоящие переменам.

Проблема сущности и роли предпринимательства в развитии экономики уже многие годы привлекает к себе внимание и сти¬мулирует интерес к изучению этого явления и его теоретическому обоснованию.

Родоначальником термина «предпринимательство» и серьезных теоретических исследований в этой области стал английский эко¬номист и банкир Ричард Кантильон (1680—1734). Он считал зем¬лю и труд источниками богатства, определяющими действитель¬ную стоимость экономических благ. К предпринимателям Канти¬льон относил тех, кто предполагал получить (и получал) при¬быль, покупая вещь по известной цене и рассчитывая в будущем продать ее по более высокой, но неизвестной на момент покупки. Он утверждал, что предприниматель должен обладать даром пред¬видения, ответственностью, склонностью к нововведениям и спо¬собностью рисковать.

Французский экономист Ж.Б.Сей (1767—1832) считал, что предпринимательская деятельность представляет собой соеди¬нение факторов производства, творческих и управленческих способностей, направленных на извлечение прибыли из посредни¬чества.

Предпринимательство включает организационные действия, инициирование изменений и получение денежных доходов как цель и критерий успеха.


В соответствии с производственными процессами различают следующие основные виды предпринимательства: производствен¬ное, коммерческое, финансовое и консалтинговое.

Производственное предпринимательство является самым слож¬ным видом бизнеса, оно включает материальное производство, деятельность по оказанию услуг, информационному обеспечению, созданию духовных ценностей.

В коммерческом предпринимательстве бизнесмен осуществляет торговые операции, оказывает торгово-посреднические услуги, выступает в роли брокера, маклера, торгового агента.

Финансовое предпринимательство связано с проведением раз¬личного рода коммерческих операций на финансовых рынках и деятельностью в области страхования и аудита.

Консалтинговое предпринимательство развивается в сфере ус¬луг и заключается в инициативной деятельности по управленче¬скому консультированию.

В.М.Аньшин и В. А. Колоколов считают, что любой предпри¬нимательский процесс реализуется шестью субъектами: предпри¬нимателем, собственником, менеджером, генератором идей, ис¬полнителем, потребителем. Они выделяют в предпринимательской деятельности шесть обобщенных взаимосвязанных функций:

выявление потребностей и обоснование способов их удовлет¬ворения посредством поиска новой предпринимательской идеи и создание структуры для ее реализации; генерацию идей и создание новаций; предоставление ресурсов;

управление организованными предпринимательскими структу¬рами;

выполнение конкретных работ по реализации предпринима¬тельского замысла;

принятие (полное или частичное) или непринятие по разным причинам нового блага, созданного в процессе предприниматель¬ской деятельности.

Иногда эти функции совмещаются. Примером совмещения пер¬вых двух функций в одном лице могут служить Г. Форд, Т. Эди¬сон, Г. Маркони, которые создавали предпринимательские струк¬туры для реализации собственных технических идей.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на систе¬матическое получение доходов или прибыли.

2. Развитие российского предпринимательства

В России всегда большую роль играло государственное пред¬принимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различ¬ные способы для сдерживания предприимчивости активных лю¬дей, только формы и методы такого сдерживания менялись.


На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов «азиатского спосо¬ба производства». В своей работе «История предпринимательства в России» С. Н. Сметанин так характеризует его:

преобладала не частная, а государственная или государствен¬но-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономи¬ке, значительная часть которой принадлежала государству,, а ос¬тальную часть оно регулировало через административную сис¬тему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интере¬сы отдельной личности подавлялись общинными, коллективны¬ми интересами; господствовал восточный деспотизм — бесправие жителей стра¬ны перед лицом государства.

Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьян¬ская община с уравнительным землепользованием, которая сдер¬живала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. По¬этому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышлен¬ности.

Так как в России централизованно регламентировалась хозяй¬ственная жизнь, то существовало развитое государственное пред¬принимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административ¬ными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным го¬сударственным учреждением — Дворцовым приказом. Все круп¬ные строительные работы производились под руководством Прика¬за каменных дел.

В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство — казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, заня¬тых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, ко¬жевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были не¬рентабельными.

Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ре¬месленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы ста¬ли вытесняться более свободным городским ремеслом (в те вре¬мена были известны около 200 разновидностей ремесел); появи¬лись плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подря¬ды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми.


К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись мо¬настырские хозяйства, организованные по принципу феодаль¬ной вотчины — практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако за¬частую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи.

В XVI —XVIII вв. главным источником государственных дохо¬дов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не прино¬сило денежных доходов, поэтому главным торговым предприни¬мателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключал¬ся из частного коммерческого оборота. В казенной монополии на¬ходились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля не-которыми товарами отдавалась государством на откуп частным ли¬цам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др.

Во главе банковской системы страны стоял Российский госу¬дарственный банк, который занимал первое место среди цент¬ральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составля¬ли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был од¬ним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контро¬лируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику.

Централизованное государство сдерживало усилия предприим¬чивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои со¬словные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господству¬ющие позиции в хозяйстве страны.

В государственный сектор хозяйства входили Российский го¬сударственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и мно¬гие промышленные предприятия в других отраслях. Министр фи-нансов С. Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, про¬мышленность — все это у нас в России состоит на государствен¬ной службе, если не целиком, то в значительной своей части».

Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпри¬нимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом меж¬ду административной и рыночной системами предприниматель¬ства был НЭП — новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государствен¬ное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мел¬кое частное.