Файл: Инновации в социально-культ. сервисе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

CALS-технологии — это единая стратегия правительства и про¬мышленности, концентрирующаяся на перестройке бизнес-про¬цессов в высокоавтоматизированный и интегрированный процесс управления жизненным циклом продукта. Главная цель этой тех-нологии — сокращение времени продвижения на рынок, сокра¬щение стоимости и повышение качества по всему жизненному циклу изделий.

В России на сегодняшний день наличествуют третий, четвер¬тый, пятый и шестой уклады. По оценкам специалистов, 50% промышленности относится к четвертому укладу, 4 % — к пятому и 1 % — к шестому.

Наряду с концепцией технологических укладов, распростра¬нена иная точка зрения на циклы эволюции мировой экономи¬ческой и политической системы, которой придерживается рос-сийский социолог В. И. Пантин. Согласно разработанной им сис¬теме, полный цикл эволюции мировой экономической и полити¬ческой системы включает четыре фазы крупных изменений и сдви¬гов: структурный кризис; технологический переворот (промышленно-технологическая революция); великие потрясения в меж¬дународной экономике и политике; революция международного рынка. Совокупность этих четырех фаз образует виток спирали мирового развития, при этом фазы структурного кризиса и вели¬ких потрясений в международной экономике и политике соответ¬ствуют понижательным волнам Кондратьевских циклов, а фазы технологического переворота и революции международного рын¬ка — повышательным 5. Роль предпринимателя в инновационных процессах

Впервые описание качеств, необходимых предпринимателю, появилось в работах французского экономиста Жана Батиста Сея, который считал, что предприниматель должен выделяться стрем¬лением создавать новые способы производства и управления, при этом понимать людей и рисковать. Это лицо, которое «перемеща¬ет ресурсы из области низкой производительности и низких дохо¬дов в область высокой производительности и прибыльности».

С тех пор трактовка понятия «предприниматель» не претерпела значительных изменений, хотя по мере развития общества ме¬нялся не только тип, но и психология предпринимателя. Вначале он владел и управлял своим капиталом, совмещая эти функции с личным производительным трудом. Со временем стал организато¬ром производства, не всегда являясь владельцем капитала.

Нынешнее представление о предпринимателе и его функциях сложилось только к середине XX в. Современный предпринима¬тель преследует цели: стремится к экспансии, расширению своего бизнеса, выживанию в условиях конкурентной борьбы и передаче своего дела наследникам.


Еще на рубеже XIX—XX вв. деятельностью предприятий и фирм начинают управлять менеджеры — люди, которые, работая в ус¬ловиях нестабильности рынка и неопределенности возможных результатов, берут на себя бремя рисков и добиваются успеха, выступая в качестве преобразователя и созидателя в осуществлении проектов, в том числе национального и международного значения.

Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение и специализация, вместо одного появляются несколько типов предпринимателей:

поставщик капитала — финансист;

поставщик нового знания — «изобретатель» технической или маркетинговой идеи;

поставщик организационной схемы — эксперт (юрист или эко¬номист), предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия;

поставщик управленческих технологий — менеджер, разраба¬тывающий структуру внутренних и внешних связей нового пред¬приятия.

Конечно, возможно совмещение некоторых функций, однако с течением времени оно все более затрудняется даже на средних предприятиях. Люди, способные выполнять непростые предпри¬нимательские функции, должны обладать определенными каче¬ствами: интуицией и чутьем на новые нестандартные пути; энер¬гией и волей, чтобы отказаться от устоявшихся порядков и пре¬одолевать инерцию экономических и социальных процессов.

Профессор Даремской школы бизнеса в Англии Алан Гибб счи¬тает, что предприниматель — это энергичная личность, демонст¬рирующая определенные черты и стандарты активного поведения и мышления, причем обычно в сфере деловой жизни.

По утверждению известного американского специалиста по управлению Питера Друкера (1909 — 2005), предприниматели ви¬дят экономический ресурс там, где другие его не замечают. Они «пытаются создать новые и отличные от старых ценности, пре¬вратить «материалы» в «ресурс» или облечь существующие ресур¬сы в новую и более продуктивную форму». В основе предпринима¬тельской деятельности лежит систематизированная инновацион¬ная деятельность, т.е. поиск и использование новых возможнос¬тей удовлетворения желаний и потребностей человека.

Предприниматель, по Й.Шумпетеру, должен соединять, ком¬бинировать факторы производства; он ищет новые формы его организации, усовершенствования в коммерческих комбинациях.

Речь идет о функции, осуществляемой периодически разными субъектами, которая неразрывно связана с новшествами. Пред¬приниматель не обязательно сам изобретает «новые комбинации», часто он заимствует чужой хозяйственный опыт. Мотивами его деятельности являются: саморазвитие личности, достижение ус¬пеха, преодоление трудностей.


Участие предпринимателя в инновационных процессах опре¬деляет его психология. Во-первых, он имеет склонность к твор¬честву, созиданию и инновациям. Это позволяет ему постоянно искать новые идеи и стремиться к их внедрению у себя на пред¬приятии. Во-вторых, предприниматели испытывают жажду экс¬пансии и расширения своей деятельности. В-третьих, им присущ хозяйственный оптимизм — они всегда верят в удачу своего дела. В-четвертых, при отсутствии достоверной информации о буду¬щем необходимо обладать такими чертами, как расчетливость и аналитический стиль мышления. Тогда можно оценить вероятнос¬ти различных исходов (благоприятных и неблагоприятных), пре¬образуя неопределенность в предпринимательский риск.

Подчеркивая роль предпринимателя в инновационном процес¬се, И.Шумпетер исходил из теории, что исходное положение экономической системы — чистое равновесие. По его мнению, в условиях рыночной экономики предприниматель-новатор высту¬пает движущей силой изменений, возмущающих равновесие эко¬номической системы. При внедрении инноваций привычный порядок взаимоотношений нарушается действиями предприни-мателей-новаторов, которые вытесняют «консерваторов» с поля экономических взаимодействий и занимают освободившиеся про¬странства.

Однако и «новаторы», и «консерваторы» выполняют в хозяй¬ственной деятельности определенную позитивную функцию. На¬личие «консерваторов» позволяет выявить и определить новацию. Кроме того, они обеспечивают сохранение сложившихся стан¬дартов до того момента, пока под влиянием «новаторов» не начнет происходить переход к новым стандартам, которые постепенно становятся все более привлекательными.

Модель поведения «новатора» при внедрении новаций требует большего денежного обеспечения по сравнению с консерватив¬ной. Издержки «новатора» складываются из затрат на поиск и об¬работку информации, на заключение контрактов по разработке новой идеи, на производство продукта и продвижение его на рын¬ке, а также на возможное внедрение новой организационной фор¬мы. «Новатор», несмотря на убытки в начальной фазе, за счет роста объема продаж и расширения рыночных ниш успешно дви¬жется в сторону повышения уровня рентабельности. С течением времени «новатор» может превратиться в «консерватора» или рас¬крыть новаторский потенциал в смежных областях.

Общая величина издержек «консерватора» ниже издержек «но¬ватора». Однако, чтобы «защитить» рыночную нишу, вести под¬держивающую рекламу, компенсировать расходы на дорожающие ресурсы при сохранении цен на выпускаемые изделия без сокраще¬ния объема продаж, «консерватор» движется в сторону снижения уровня рентабельности. У него появляются две перспективы — превратиться в «новатора» или, сохранив свою консервативную модель, уйти с рынка.


Названные факторы регулируют число «новаторов» и «консер¬ваторов» в экономике (существенное влияние на этот процесс оказывают непредсказуемые сдвиги в институциональной струк¬туре и мероприятия экономической политики), определяют мо¬дель их поведения (табл. 1.3).

На уровне отдельно взятой компании или фирмы проблема эволюции системы «новатор —консерватор» сводится к их сосу¬ществованию в рамках одной экономической организации. При этом осваиваются новые продукты и рынки, а также выпускается

Таблица 1.3 Модели поведения агентов в экономической эволюции

Параметры «Новаторы» «Консерваторы»

Цель Реализация новых Сохранение прежних

идей, технологий, позиций в области идей,

продуктов технологий, продуктов

Область приложе- Новые направления Эксплуатация старых

ния усилий и ре- деятельности, значи- сфер, форм и методов.

зультат тельно и постоянно Стабильная или сокра-

расширяющиеся щающаяся деятельность в процессе конкуренции с «новаторами»

Интервал 1. До превращения 1. До выхода из хозяй-

функциониро- в «консерватора». ственного поля (банк-

вания 2. До внезапного банк- ротства) или изменения

ротства в процессе кон- вида деятельности.

куренции с «новатора- 2. До превращения

ми» и «консерваторами» в «новатора»

Издержки модели Невысокие при отла- Значительные или по-

поведения женном денежно-кре- стоянно увеличива-

дитном механизме ющиеся

Устойчивость Высокая — за счет Низкая — за счет роста

к изменениям новизны реализуемых проектов издержек

«старая» продукция. Такое сочетание создает определенный запас прочности для фирмы, обеспечивает эффективное перераспреде¬ление ресурсов и, в конечном счете, положительно сказывается на развитии организации.

Анализ предпринимательской деятельности в развитых стра¬нах показывает, что малые и средние фирмы, даже при риско¬ванной деятельности, играют новаторскую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром осво¬ении новшеств. Крупные корпоративные структуры также тяго¬теют к инновациям, поскольку имеют для этого большие мате¬риальные и финансовые возможности для освоения базовых, стратегических новшеств.

6. Предпринимательская деятельность в туристской сфере


В организации путешествий первыми предпринимателями были купцы, перемещавшиеся из одного места в другое в поисках това¬ров и рынков сбыта. Они-то и стали организовывать поездки лю¬дей, не имевших отношения к торговле, но хотевших увидеть и познать что-то новое.

В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, тор¬говлей, просветительством. Были и другие причины для путешест¬вий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.

В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухо¬путным путем, часто преодолевали капризы стихии, подверга¬лись другим опасностям (нападения разбойников, дорожные ава¬рии и др.).

Для быстрого и надежного передвижения людей по суше были необходимы дороги, поэтому уже в Римской империи было раз¬вернуто их строительство, создавалась специальная инфраструк¬тура для обслуживания путешествующих. На всех римских доро¬гах, в зависимости от рельефа местности и расстояния между го¬родами, через каждые 12 или 18 римских миль имелись станции. Они были двух видов.

Первый (mutations) — привалы для смены лошадей, мулов, волов, отдыха в тавернах-ночлежках.

Другой вид — место отдыха (mansiones), где принимали путе¬шественников, имеющих официальные документы на право пу¬тешествия. Кроме смены лошадей, мулов и волов здесь в распоря¬жении путешественников были постоялый двор, конюшня, тележ¬ные мастерские, услуги ветеринаров, конюхов, плотников, возчиков. Вооруженные стражники поддерживали порядок и защи¬щали путешественников от бандитов.

Для передвигавшихся по дорогам существовали путеводители (itineraria adnotata), схематические карты с символами (picta), обо¬значавшими реки, озера, морские маяки, места, оборудованные для перемены лошадей, остановок для ночлега и привалов для военных отрядов. Стоили такие путеводители весьма дорого. Не¬давно испанские археологи нашли четыре глиняные таблички для путешественников (tesserae asturianae), на которых указаны назва¬ния городов и расстояния, их разделяющие.

Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные ме¬ста для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживав¬шим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслу¬живание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую по¬мощь при возникновении споров, и даже организацию прилич¬ных похорон в случае смерти владельца документа в другом госу¬дарстве.