ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 818
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Информационное обеспечение аис
3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии
Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.
4. Программное обеспечение аис
Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:
7. Информационная безопасность аис
8. Справочные правовые системы
9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством
10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА
11. Банковские информационные системы
12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя
13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения
Также в «1С:Предприятие 8» входят и другие программы для учета и управления:
«1С:Управление производственным предприятием 8» - охватывает все основные процессы управления, учета, анализа и планирования на предприятии.
«1С:Зарплата и управление персоналом 8» - для автоматизации кадрового учета и расчетов по оплате труда;
«1С:Управление торговлей 8» - для автоматизации учета товаров и материалов на складе.
«1С:Предприятие 8.0» включает множество отраслевых решений, для предприятий разных видов деятельности.
В отличие от мемориально-ордерной или журнально-ордерной для автоматизированной формы учета нет стандартов. Все программы отличаются друг от друга. Существует множество классификаций бухгалтерских информационных систем (таблица 1).
На малых предприятиях бухгалтерский учет ведется на одном компьютере, но может быть использована и сетевая программа на несколько рабочих мест. Для таких предприятий существует множество бухгалтерских тиражных систем, таких как: и «1С:Бухгалтерия 8.0», «Инфо-Бухгалтер», модуль «Бухгалтерия» компании «Инфин», «БЭСТ-Офис», модуль «Бухгалтерия» из «ПАРУС-Предприятие 7» и другие.
Для бухгалтерий средних предприятий типично наличие сетевой программы автоматизации бухгалтерии на десять и более мест. На таких предприятиях бухгалтерский учет часто организован по участкам учета, необходим детальный аналитический учет, ведется налоговый и управленческий учет, планирование. К этому классу можно отнести программы «1С:Бухгалтерия 8.0», «1С:Управление производственным предприятием», «БЭСТ-5», «Система управления ПАРУС», «Компас», система «Интегратор» фирмы «Инфософт», «Инотек Предприятие», и другие.
При автоматизации бухгалтерского учета на крупных предприятиях используются СУБД, например, SQL, Oracle, dBase и другие. Бухгалтерский учет здесь рассматривается как функциональная подсистема АИС крупной корпоративной фирмы со сложной структурой. Корпорация может объединять различные управленческие, производственные, финансовые и другие структуры, иметь территориально удаленные филиалы. Часто требуется вести учет по МСФО – международным стандартам финансовой отчетности (GAAP, IAS). Документооборот таких предприятий сложный и объемный.
Крупные предприятия ориентируются на интегрированные системы управления предприятием (п.9.4).
Таблица 1
Классификация бухгалтерских информационных систем
Признак классификации |
Вид системы |
Размеры предприятия |
Малого предприятия Среднего предприятия Крупного предприятия |
Степень охвата учетных функций |
Участок учета Бухгалтерия Подсистема бухгалтерского учета в комплексной системе автоматизации управления |
Архитектура технического обеспечения |
Локальные Сетевые |
Степень настройки системы |
Закрытые системы Минимально настраиваемые Полностью реконфигурируемые |
Отражение специализации предприятия |
Универсальные Для бюджетных предприятий Для торговых предприятий Для сельскохозяйственных предприятий Для транспортных предприятий и т. д. |
По степени охвата учетных функций можно выделить следующие группы программ.
Программы для автоматизации отдельных участков бухгалтерского учета. Чаще всего разработчики создают их для учета товаров и материалов на складе, для учета труда и заработной платы, как наиболее сложных участков учета, использующих большое количество различных расчетов, объектов аналитики.
Программы для автоматизации работы бухгалтерии ориентируются на реализацию сводного стоимостного учета по всем участкам на основе бухгалтерских проводок. Функции аналитического и оперативного учета могут быть реализованы в разной степени.
В программах автоматизации бухгалтерского учета в составе комплексной системы автоматизации управления бухгалтерская подсистема рассматривается как составная часть общей системы управления и взаимосвязана с подсистемами планирования, бюджетирования, оперативного учета, делопроизводства и другими. Информация бухгалтерского учета доступна и других подсистемах, бухгалтерия также использует информацию из других подсистем.
Архитектура технического обеспечения зависит от количества пользователей системы. Локальные программы предназначены для работы на одном компьютере. Сетевые программы позволяют работать нескольким пользователям на компьютерах, объединенных в сеть. Программы могут быть предназначены для определенного количества (три, пять, десять) рабочих мест. При этом используется файл-серверная технология. Клиент-серверные программы используются для работы в сетях с большим количеством пользователей.
По степени настройки системы выделяют закрытые – внесение изменений в которые доступно только разработчику, минимально настраиваемые – набор базовых функций может быть ограниченно расширен и дополнен без вмешательства разработчика (печатные формы первичных документов, правила составления отчетности). К полностью реконфигурируемым относятся программы отличающиеся наличием встроенного языка макропрограммирования и средств настройки. Это наиболее широко распространенный тип программ. Эти программы способны гибко настраиваться на специфику самых разнообразных расчетов. При этом пользователь может конструировать структуру данных, описывать необходимые расчетные алгоритмы, правила обработки, формировать макеты ввода первичной информации и правила построения отчетов на специализированном формальном языке (макроязыке). К таким программам можно отнести продукты фирмы «1С» на платформе «1С:Предприятие», «Финансы без проблем», фирмы «Хакерс Дизайн», «Инфо-бухгалтер» фирмы «Инфо-бухгалтер».
Отражение специализации предприятия в программе позволяет учесть особенности ведения учета на предприятиях разных видов деятельности. Особенности могут быть настолько значительны, что не позволяют использовать универсальные программы, в которых эта специфика не отражена (бюджетный план счетов и бюджетные классификации, учет животных и сельскохозяйственного производства и так далее). Использование программы, отражающей специализацию, всегда более удобно, позволяет обойтись без доработки и значительной настройки программы, без расчетов и выборок вручную.
10.3. Основные элементы бухгалтерских программ
Программное обеспечение строится с учетом фаз обработки (документирование, занесение бухгалтерских проводок по счетам синтетического и аналитического учета, формирование регистров и отчетности), интеграции учетных задач, а также наличия внешних связей. Связи с внешними организациями (банком, налоговым органом и др.) могут быть выполнены с использованием магнитных носителей (дискет) и каналов связи (вычислительных сетей).
Выделяют следующие элементы, присутствующие во всех бухгалтерских программах.
Система счетов – порядок построения синтетических и аналитических счетов.
Рис 5. План счетов в «1С:Бухгалтерия 8»
Синтетические счета – типовой план счетов (счета и субсчета в соответствии с Инструкцией) содержится в любой бухгалтерской программе. Перед началом ведения учета в программе план счетов корректируется в соответствии с особенностями учета на предприятии (рис. 5). Многие программы позволяют вести несколько планов счетов. В плане счетов описаны некоторые свойства счетов (субсчетов). Чаще всего: код, наименование, тип по отношению к балансу, тип сальдо (свернутое или развернутое), наличие аналитического учета, признак ведения количественного и валютного учета.
Система аналитических счетов организуется на основе справочников объектов аналитического учета (основные средства, материалы, виды продукции, организации-контрагенты, сотрудники и т. д.) и модели аналитического учета.
Справочники служат для хранения постоянной информации. Представляют собой списки в виде классификаторов, включают графы: код, наименование, различные реквизиты – характеристики объектов (рис. 6). Справочники гибкой структуры позволяют пользователю определять состав реквизитов объекта, жесткой структуры – не позволяют. Иерархические справочники позволяют объекты группировать. Как правило, справочники позволяют объекты сортировать, отбирать, копировать, осуществлять быстрый поиск, печать.
Рис. 6. Справочник «Контрагенты» в «1С:Бухгалтерия 8»
При заполнении справочников, информация должна быть классифицирована и кодирована. Справочники могут заполняться перед началом ведения учета и в процессе работы с документами, операциями.
Модели организации аналитического учета могут быть:
Типизированные – в плане счетов делается ссылка на один или несколько типов аналитических счетов – справочников. Например, в «1С:Бухгалтерии» – несколько субконто (см. рис. 5 ).
Нетипизированные – аналитические счета определяются в плане счетов.
В бухгалтерских комплексах и интегрированных системах управления различают общие для всех модулей (подсистем) справочники и локальные, для отдельных модулей (подсистем). Большая часть справочников аналитического учета поддерживаются в локальных модулях (подсистемах).
Первичные документы служат для регистрации хозяйственных фактов. Основные формы первичных документов имеются в бухгалтерской системе. Каждый вид документа имеет экранную форму, заполняемую при вводе. Многие документы имеют печатную форму, которая должна соответствовать унифицированной. Желательно, чтобы бухгалтерская система позволяла изменять формы и создавать новые.
При заполнении документов вводятся только переменные данные, постоянные (нормативно-справочная информация – НСИ) вводятся только один раз и хранятся в памяти ЭВМ, при заполнении документа - выбираются из соответствующего массива, производные данные рассчитываются автоматически. При вводе документов может использоваться набор, сканирование, магнитные носители (дискеты), электронная почта.
Рис. 7. Экранная и печатная форма платежного поручения в «1С:Бухгалтерия 8»
В бухгалтерских системах существуют следующие модели документооборота:
документ как дополнение к хозяйственной операции (проводка – первичный документ);
документ как средство формирования записей о хозяйственных операциях (первичный документ – проводка);
первичный документ – хозяйственная операция – проводка.
В некоторых программах возможно отражение связи между документами (накладная – счет фактура – документы по оплате – книга продаж и т.д.)
Массив информации о хозяйственных операциях – стержень информационной базы любой бухгалтерской системы. Данные отражаются в хронологическом порядке в журнале (книге) хозяйственных операций. Структура и содержание этого массива может быть разным. Записью может являться:
проводка («БЭСТ»);
бухгалтерская операция, содержащая одну или несколько проводок («1С:Бухгалтерия»);
закодированное представление информации («Финансы без проблем»);
Способы ввода данных о хозяйственных операциях:
ручной ввод операций и проводок;
на основе электронных документов;
с помощью типовых операций – шаблонов отражения операций и формирования проводок.
Рис. 8. Журнал операций в «1С:Бухгалтерия 8»
Выходные формы. Это могут быть регистры, внешние отчеты.
Регистры отражают обобщенную информацию по счетам, субсчетам, объектам аналитического учета.
Особенности регистров в бухгалтерских автоматизированных системах:
произвольная последовательность формирования;
возможность многократного пересчета данных, поэтому регистры удобно использовать для поиска и исправления допущенных при вводе ошибок;
период построения учетного регистра может быть практически любым;
одни и те же введенные данные могут многократно использоваться для построения разных выходных форм;
возможность произвольного отбора данных, включаемых в регистр;
структура и форма регистра в каждой бухгалтерской программе уникальна и может отличаться от традиционной.