ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
Теоретический анализ педагогических идей. Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования. Попытаемся разъяснить это на таком примере. Известно, что развитие личности есть процесс целостный и что все ее стороны развиваются и формируются в определенной взаимосвязи. А.С.Макаренко указывал, что человек не развивается по частям. Из этих положений был сделан вывод, что в процессе воспитания нужно заботиться о развитии всех сторон личности. И это правильно. Но было упущено другое. Целостность и всесторонность нельзя смешивать с равномерностью развития всех сторон личности. Так на основе теоретического анализа был сделан вывод о том, что, хотя процесс воспитания должен направляться на всестороннее развитие учащихся, в каждый отдельно взятый период его осуществления надо выделять отстающие стороны в их развитии и концентрировать педагогические усилия на их "подтягивании", на "выравнивании" развития личности.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Следует, однако, сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов исследования.
Однако ни в одной науке нет пределов для совершенствования методов исследования. Более того, всякая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и модернизации уже устоявшихся методов. Это в полной мере относится и к педагогике. Она непрерывно обновляет свои методы исследования и все глубже проникает в сущность педагогических явлений и процессов. Так, применение социологических методик в педагогических исследованиях позволило обратить внимание на существование в ученическом коллективе отдельных замкнутых группировок учащихся, основанных на личных симпатиях и антипатиях, без преодоления которых коллектив не может развиваться.
42
Указывая на многообразие методов исследования в педагогике, необходимо отметить, что для ее развития важно сопоставление различных точек зрения, развертывание научных дискуссий и идей. В.И.Вернадский, касаясь развития философской науки, предостерегал против создания "тепличных условий" для какого-то одного, официально охраняемого направления мысли, так как это ведет к "замиранию" всякого творчества. Он подчеркивал, что свободная мысль есть основа философского творчества; она не терпит и не сносит оков.
К сожалению, в годы сталинского культа и брежневского застоя роль педагогической науки принижалась и сводилась главным образом к комментированию и "обоснованию" руководящих указаний по вопросам работы школы и образования. Это серьезно тормозило ее развитие, сковывало творческую мысль. В настоящее время предпринимаются большие усилия к- преодолению догматизма и клановости в педагогической науке, к созданию необходимых условий для продуктивных и по-настоящему творческих педагогических исследований, открывающих эффективные пути для совершенствования всей системы народного образования и перевода ее на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям научно-технического развития и демократизации нашего общества.
4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования. Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет, если можно так выразиться, внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием педагогика обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:
Общая педагогика, изучающая общие закономер ности воспитания, образования и обучения.
Преддошкольная и дошкольная педагогика.
Школьная педагогика.
Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.
Частные методики преподавания различных пред метов в учебных заведениях.
История педагогики.
43
Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогическая инноватика. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования, этнопедагогика и др.
Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики, нельзя не обратить внимания на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знания под влиянием общественных потребностей все более расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом. Поэтому некоторые ученые уже ставят вопрос о необходимости изменения самого названия педагогики. Например, Альбин Динер — автор двухтомной работы "Очерки философии", изданной в 1964 году в ФРГ, считает, что традиционное название педагогики устарело, стало узким и неполным. Науку о воспитании он предлагает назвать антропогогикой (от греч. antropos - человек, gogos — вести). За рубежом начинают использовать также термин андрагогика (от греч. andros — мужчина, gogos — вести). В частности, в 1975 году в Варшаве вышла книга Л.Турос "Андрагогика: Очерк теории просвещения и воспитания взрослых" (Сов. педагогика. 1977. №10. С. 143-144).
Получат ли данные названия распространение, сказать трудно, но в этих терминологических поисках находит свое убедительное подтверждение повышение роли и значения педагогики в обществе.
5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство. Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иной раз рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX веке имели хождение два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе - относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что и давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. Но правильно ли это? Думается, что не совсем. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспи-
44
тания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Другое дело - практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. Вот почему суждение о том, что педагогика является и наукой, и искусством, нужно считать некорректным. Указывая на эту некорректность, А.И.Пискунов отмечал: "Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой"1. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку о воспитании и практическую воспитательную деятельность как искусство.
Весьма четко разграничивал педагогику как теоретическую науку и практическую деятельность как искусство известный преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Ободовский (1796—1852). В изданном в 1835 году пособии "Руководство к педагогике, или науке воспитания" он писал2:
Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство... Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог.
Однако для практической педагогической деятельности существенными являются как отличия, так и те связи, которые существуют между теорией воспитания и воспитательной практикой. Чтобы осуществлять действенное воспитание, учителю, с одной стороны, необходимо
1 Пискунов А.И. Основные проблемы и задачи исследований в об ласти общепедагогической подготовки будущих учителей в высшей школе//Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М.,1972. С.8.
2 Цит. по: Антология педагогической мысли России первой поло вины XIX в. (до реформ 60-х гг.) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987. С.261.
45
хорошо знать его теоретические основы, а с другой -- в совершенстве владеть педагогическими умениями и навыками. Глубокие мысли об этом высказывали многие педагоги.
К.Д.Ушинский отмечал, что для успешной воспитательной деятельности нужны не только соответствующие умения и навыки, но и обстоятельные теоретические знания. Подчеркивая это, он писал1:
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким... Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Глубоко обоснованное решение вопроса о соотношении педагогического искусства и теоретических знаний в воспитании дал П.П.Блонский. Он отмечал, что для практической воспитательной деятельности одинаково нужны умение, талант и теоретические знания. Умения вырабатываются личным опытом, талант совершенствуется в процессе воспитательной практики, теоретические знания формируются в результате глубокого постижения сущности развития и воспитания человека и передаются в виде научных идей2:
Лишь идея, а не техника и не талант может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика.
Такой же точки зрения придерживался А.С.Макаренко. Он считал, что в целях осуществления действенного воспитания необходимо у каждого педагога формировать педагогическое мастерство, в основе которого лежит глубокое овладение теоретическими знаниями, вдумчивое и старательное отношение к делу воспитания и творческое усвоение лучших образцов воспитательной деятельности.
Примечательно, что на огромную роль теории в различных сферах человеческой практики указывали многие древние мыслители. Древнегреческий философ Анаксогор говорил, что только из теоретического по-
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. С.11.
2 Блонский П.П. Курс педагогики. М., 1916. С.4
46
знания проистекают свобода и плодотворность практической деятельности. Сократ же отмечал, что каждый мудр в том, что хорошо знает. Еще большее значение приобретают теоретические знания в настоящее время, когда наука и техника вошли во все сферы жизни. Вот почему всестороннее и обстоятельное осмысление предмета педагогики и основных теоретических идей, относящихся к воспитанию, имеет огромнейшее значение в подготовке студентов к практической профессионально-педагогической деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какие методологические посылки лежат в основе развития науч ной педагогики?
Какое значение имеет связь педагогики с другими науками о человеке для разработки теории воспитания и в чем конкретно выража ется эта связь?
Какое влияние оказывает педагогика на развитие смежных наук
о человеке?
4. Как влияет совершенствование методов исследования на разви тие педагогики? Какие методы исследования составляют научную базу для разработки педагогической теории?
Какие научные дисциплины входят в систему педагогических наук? В чем выражается расширение границ исследования педагоги ки?
В чем выражается сущность педагогики как науки и педагоги ческой деятельности как искусства? Как трактовали эту проблему К.Д.Ушинский, П.П-Блонский, А.С.Макаренко?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И.Журавлева. М., 1988.
Воробьев Г.В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике /Под ред. П.Р.Атутова. М., 1985.
Гончаров Н.К. Методология и методы педагогики как науки. М., 1968.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя. Самара, 1994.
Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П.Р.Атутова, М.Н.Скаткина, Я.С.Турбовского. М., 1985.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.