Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143

должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, о могуществе человеческого разума, о причинности всех процессов, которые происходят в природе и обществе.

3. Содержание образования по каждому учебному пред­ мету должно соответствовать логике и системе, свой­ ственных той или иной науке. Это значит, что образова­ тельный материал необходимо структурировать так, чтобы он отвечал логической системе самой науки, которую отражает тот или иной предмет. Отработка такой логи­ ческой системы — дело гораздо более трудное, чем это кажется на первый взгляд. Например, материал по исто­ рии располагается в хронологической последовательнос­ ти, но было время, когда, исходя из принципа учить детей от близкого к далекому, сначала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые проис­ ходили раньше. В хронологическом порядке раскрыва­ ется материал по литературе, а вот ознакомление уча­ щихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще больше подобных проблем возникает при структурировании учебного материала по математи­ ке, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.

4. Содержание школьного образования должно стро­ иться на основе взаимосвязи между отдельными учеб­ ными предметами. Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый их них заключается в том, что изучение некоторых предметов немыслимо без предварительной подготовки по другим предметам. Изу­ чение физики в 7-м классе, например, начинается толь­ ко на базе алгебраической подготовки учащихся по мате­ матике. Изучение химии в 8-м классе требует соответ­ ствующей подготовки учащихся по математике и физи­ ке. Это означает, что при определении содержания учеб­ ного материала по математике в 7-м классе необходимо исходить из того, чтобы обеспечить учащимся соответ­ ствующую подготовку для последующего изучения фи­ зики и химии.

Второй фактор, обусловливающий это требование, за­ключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие

144

межпредметных связей является важнейшим требова­нием при определении содержания школьного образова­ния.


  1. В содержании образования должна находить отра­ жение связь теории с практикой, необходимость соеди­ нения обучения с производительным трудом. В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполагает не­ обходимость практической подготовки учащихся по при­ менению усваиваемых теоретических знаний на практи­ ке, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экскурсий и определение системы умений и навыков по каждому учебному предмету.

  2. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением воп­ роса об объеме и степени теоретической сложности учеб­ ного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обучения снижается, если школьникам приходится ус­ ваивать перегруженный по объему или слишком услож­ ненный в теоретическом отношении материал. Класси­ ческий принцип доступности, о котором будет идти речь в главе "Дидактические закономерности и принципы обу­ чения", полностью сохраняет свое педагогическое значе­ ние до настоящего времени.

Но как же в таком случае школа может не отставать от развития науки и техники и отражать ее современное состояние, особенно если иметь в виду, что каждые 10— 15 лет объем научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной проблемы следующим образом. Поскольку всего изучить в школе невозможно, в содержание школьного образования включается толь­ко наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор тако­го материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладе­ния основами наук — проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная.

7. Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудо­ вым обучением и способствовать профессиональной ори­ ентации учащихся. Это требование вытекает из того кон­ цептуального положения, согласно которому наша школа в тесной взаимосвязи должна осуществлять общее и техни-

145

ческое образование учащихся и обеспечивать элементы профессиональной подготовки к трудовой деятельности. Что же следует понимать под общим, техническим и профессиональным образованием?

Общее образование имеет своей целью овладение обу­чающимися основами важнейших наук о природе и обще­стве, расширение их интеллектуального кругозора, разви­тие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.


Общим оно называется потому, что предполагает об­щетеоретическую подготовку учащихся и овладение свя­занными с ней умениями и навыками применения усво­енных знаний на практике. Общее образование обеспе­чивается в процессе изучения языков, литературы, мате­матики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства.

С развитием технического базиса общественного про­изводства в XX веке появились объективные предпосыл­ки, которые (глава о целях воспитания) обусловили не­обходимость технического образования. Эта сторона обу­чения занимает все более прочное место как в нашей, так и в зарубежной школе.

Сущность технического образования состоит в озна­комлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формирова­нии умений и навыков обращения с наиболее распрос­траненными средствами труда.

Эти принципиальные положения и лежат в основе разработки сущности и содержания технического обуче­ния. В соответствии с ними выделяются следующие от­расли производства, с которыми необходимо и теорети­чески и практически знакомить школьников:

  • основные способы получения электрической, тепло­ вой и механической энергии и ее применение в народном хозяйстве;

  • общие принципы устройства и работы машин (основы механического производства);

  • основные способы производства химических веществ и их применение в промышленном и сельскохозяйствен­ ном производстве;

— основы сельского хозяйства — растениеводства и животноводства, механизации и электрификации сельс­ кого хозяйства;

— система организации народного хозяйства. Дидакты С.Г.Шаповаленко и М.Н.Скаткин считали,

что в соответствии с современным уровнем развития

146

производства, науки и техники и эти положения нужда­ются в совершенствовании. На их взгляд, в процессе тех­нического обучения необходимо знакомить:

- с электрификацией, комплексной механизацией, автоматизацией и химизацией производства;

  • со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки;

  • с различными способами повышения производитель­ ности труда.

В последние годы в системе технического образова­ния все большее значение приобретает изучение инфор­матики и компьютерной техники как важных средств развития и повышения эффективности промышленности и сельского хозяйства.


Техническое обучение должно также включать в себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков, и в частности, вооружение их умениями обращаться с про­стейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, доло­то, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двига­тель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор,' компь­ютер), выполнение некоторых монтажных работ в облас­ти электро- и радиотехники, усвоение на практике спо­собов выращивания и ухода за растениями и т.д.

Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование.

Сущность профессионального образования состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональ­ной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков.

Эту задачу решают профессиональные учебные заве­дения. В тех же школах, где созданы надлежащие усло­вия и имеется необходимая материальная база, допро-фессиональное и профессиональное обучение может осуще­ствляться по наиболее важным специальностям в данном производственном регионе или проводиться в меж­школьных учебно-производственных комбинатах (УПК), учебных цехах промышленных предприятий и т.д.

Акцентируя внимание на тех отличиях, которые при­сущи каждому из названных видов образования, следует указать также на те многообразные связи, которые су­ществуют между ними. Общее образование является фун­даментом технического и профессионального образова­ния. Овладевая основами наук, учащийся усваивает зна­ния, имеющие большое значение для технической и про-

147

фессиональной подготовки. Особенно это касается изуче­ния таких предметов, как математика, физика, химия и биология. Еще теснее связано с профессиональным обра­зованием техническое обучение. Знание научных основ современного производства, широкая техническая ори­ентировка помогают юношам и девушкам быстрее и глуб­же овладевать профессиональными знаниями и умения­ми. В свою очередь профессиональное обучение углубля­ет общее и техническое образование. Это легко пояснить на примерах.

Изучение двигателей внутреннего сгорания в курсе физики или свойств веществ по химии имеет важное зна­чение прежде всего для общего и технического образова­ния. Но для тех питомцев школы, которые впоследствии будут получать специальность шофера, комбайнера или лаборанта на химическом предприятии, эти знания будут весьма полезными для профессиональной подготовки. Сама же профессиональная подготовка будет способство­вать дальнейшему углублению общеобразовательных и технических знаний.


Все это обусловливает необходимость единства об­щего и технического образования с включением в него элементов допрофессионалъной и профессиональной под­готовки.

Изложенные требования, предъявляемые к содержа­нию образования в школе, не только обеспечивают все­сторонний учет потребностей общества в подготовке об­разованных и гармонично развитых граждан, но и обус­ловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования. По каким же путям осуществля­ется инновационно-дидактическая деятельность в этом направлении? В качестве важнейших из них выступают следующие:

  • уточнение содержания изучаемых предметов, осво­ бождение его от излишне усложненного и второстепен­ ного материала;

  • четкое определение основных понятий и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необ­ ходимого отражения в них новых научных теоретичес­ ких достижений;

  • углубление технической направленности образова­ ния, более совершенное осуществление трудового и про­ фессионального обучения;

148

  • вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками использования современной вычис­ лительной техники, более широкое применение компью­ теров в учебном процессе путем создания специальных учебных кабинетов;

  • обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заве­ дениях и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;

  • поддержание мирового стандарта в содержании об­ разования;

  • введение в содержание образования такого матери­ ала, который способствует развитию творческого мыш­ ления учащихся, их способностей и талантов.

5. Документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Как следует из этого пе­речня, содержание образования в школе и других учебных заведениях определяется целым рядом документов. В чем же сущность каждого из них и какую роль они играют в раскрытии содержания образования?

Учебный план — это утвержденный Министерством об­разования Республики Беларусь документ, который опре­деляет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждо­го предмета в отдельных классах (группах).