ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
143
должна подчеркиваться идея о познаваемости мира, о могуществе человеческого разума, о причинности всех процессов, которые происходят в природе и обществе.
3. Содержание образования по каждому учебному пред мету должно соответствовать логике и системе, свой ственных той или иной науке. Это значит, что образова тельный материал необходимо структурировать так, чтобы он отвечал логической системе самой науки, которую отражает тот или иной предмет. Отработка такой логи ческой системы — дело гораздо более трудное, чем это кажется на первый взгляд. Например, материал по исто рии располагается в хронологической последовательнос ти, но было время, когда, исходя из принципа учить детей от близкого к далекому, сначала изучались современные события, а потом в обратном порядке те, которые проис ходили раньше. В хронологическом порядке раскрыва ется материал по литературе, а вот ознакомление уча щихся с различными ее жанрами требует иной логики, иной системы. Еще больше подобных проблем возникает при структурировании учебного материала по математи ке, физике, химии, языкам и другим предметам. Все это требует большой научно-методической работы.
4. Содержание школьного образования должно стро иться на основе взаимосвязи между отдельными учеб ными предметами. Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый их них заключается в том, что изучение некоторых предметов немыслимо без предварительной подготовки по другим предметам. Изу чение физики в 7-м классе, например, начинается толь ко на базе алгебраической подготовки учащихся по мате матике. Изучение химии в 8-м классе требует соответ ствующей подготовки учащихся по математике и физи ке. Это означает, что при определении содержания учеб ного материала по математике в 7-м классе необходимо исходить из того, чтобы обеспечить учащимся соответ ствующую подготовку для последующего изучения фи зики и химии.
Второй фактор, обусловливающий это требование, заключается в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, о том, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и потому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Вот почему установление и раскрытие
144
межпредметных связей является важнейшим требованием при определении содержания школьного образования.
В содержании образования должна находить отра жение связь теории с практикой, необходимость соеди нения обучения с производительным трудом. В чем же конкретно выражается эта связь? Она предполагает не обходимость практической подготовки учащихся по при менению усваиваемых теоретических знаний на практи ке, выполнение практических работ и трудовых заданий, проведение учебных экскурсий и определение системы умений и навыков по каждому учебному предмету.
Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Осуществление этого требования связано с правильным решением воп роса об объеме и степени теоретической сложности учеб ного материала, отбираемого для изучения различными возрастными группами учащихся. Зачастую качество обучения снижается, если школьникам приходится ус ваивать перегруженный по объему или слишком услож ненный в теоретическом отношении материал. Класси ческий принцип доступности, о котором будет идти речь в главе "Дидактические закономерности и принципы обу чения", полностью сохраняет свое педагогическое значе ние до настоящего времени.
Но как же в таком случае школа может не отставать от развития науки и техники и отражать ее современное состояние, особенно если иметь в виду, что каждые 10— 15 лет объем научных знаний удваивается? Педагогика подходит к решению этой сложной проблемы следующим образом. Поскольку всего изучить в школе невозможно, в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нем ведущих научных идей (ядра знаний). Отбор такого материала, освобождение содержания образования от всего второстепенного, менее существенного для овладения основами наук — проблема чрезвычайно трудная и пока еще до конца не решенная.
7. Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудо вым обучением и способствовать профессиональной ори ентации учащихся. Это требование вытекает из того кон цептуального положения, согласно которому наша школа в тесной взаимосвязи должна осуществлять общее и техни-
145
ческое образование учащихся и обеспечивать элементы профессиональной подготовки к трудовой деятельности. Что же следует понимать под общим, техническим и профессиональным образованием?
Общее образование имеет своей целью овладение обучающимися основами важнейших наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Общим оно называется потому, что предполагает общетеоретическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства.
С развитием технического базиса общественного производства в XX веке появились объективные предпосылки, которые (глава о целях воспитания) обусловили необходимость технического образования. Эта сторона обучения занимает все более прочное место как в нашей, так и в зарубежной школе.
Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространенными средствами труда.
Эти принципиальные положения и лежат в основе разработки сущности и содержания технического обучения. В соответствии с ними выделяются следующие отрасли производства, с которыми необходимо и теоретически и практически знакомить школьников:
основные способы получения электрической, тепло вой и механической энергии и ее применение в народном хозяйстве;
общие принципы устройства и работы машин (основы механического производства);
основные способы производства химических веществ и их применение в промышленном и сельскохозяйствен ном производстве;
— основы сельского хозяйства — растениеводства и животноводства, механизации и электрификации сельс кого хозяйства;
— система организации народного хозяйства. Дидакты С.Г.Шаповаленко и М.Н.Скаткин считали,
что в соответствии с современным уровнем развития
146
производства, науки и техники и эти положения нуждаются в совершенствовании. На их взгляд, в процессе технического обучения необходимо знакомить:
- с электрификацией, комплексной механизацией, автоматизацией и химизацией производства;
со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки;
с различными способами повышения производитель ности труда.
В последние годы в системе технического образования все большее значение приобретает изучение информатики и компьютерной техники как важных средств развития и повышения эффективности промышленности и сельского хозяйства.
Техническое обучение должно также включать в себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков, и в частности, вооружение их умениями обращаться с простейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор,' компьютер), выполнение некоторых монтажных работ в области электро- и радиотехники, усвоение на практике способов выращивания и ухода за растениями и т.д.
Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование.
Сущность профессионального образования состоит в том, чтобы подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков.
Эту задачу решают профессиональные учебные заведения. В тех же школах, где созданы надлежащие условия и имеется необходимая материальная база, допро-фессиональное и профессиональное обучение может осуществляться по наиболее важным специальностям в данном производственном регионе или проводиться в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), учебных цехах промышленных предприятий и т.д.
Акцентируя внимание на тех отличиях, которые присущи каждому из названных видов образования, следует указать также на те многообразные связи, которые существуют между ними. Общее образование является фундаментом технического и профессионального образования. Овладевая основами наук, учащийся усваивает знания, имеющие большое значение для технической и про-
147
фессиональной подготовки. Особенно это касается изучения таких предметов, как математика, физика, химия и биология. Еще теснее связано с профессиональным образованием техническое обучение. Знание научных основ современного производства, широкая техническая ориентировка помогают юношам и девушкам быстрее и глубже овладевать профессиональными знаниями и умениями. В свою очередь профессиональное обучение углубляет общее и техническое образование. Это легко пояснить на примерах.
Изучение двигателей внутреннего сгорания в курсе физики или свойств веществ по химии имеет важное значение прежде всего для общего и технического образования. Но для тех питомцев школы, которые впоследствии будут получать специальность шофера, комбайнера или лаборанта на химическом предприятии, эти знания будут весьма полезными для профессиональной подготовки. Сама же профессиональная подготовка будет способствовать дальнейшему углублению общеобразовательных и технических знаний.
Все это обусловливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессионалъной и профессиональной подготовки.
Изложенные требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан, но и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования. По каким же путям осуществляется инновационно-дидактическая деятельность в этом направлении? В качестве важнейших из них выступают следующие:
уточнение содержания изучаемых предметов, осво бождение его от излишне усложненного и второстепен ного материала;
четкое определение основных понятий и ведущих идей по каждому учебному предмету и обеспечение необ ходимого отражения в них новых научных теоретичес ких достижений;
углубление технической направленности образова ния, более совершенное осуществление трудового и про фессионального обучения;
148
вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и навыками использования современной вычис лительной техники, более широкое применение компью теров в учебном процессе путем создания специальных учебных кабинетов;
обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заве дениях и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;
поддержание мирового стандарта в содержании об разования;
введение в содержание образования такого матери ала, который способствует развитию творческого мыш ления учащихся, их способностей и талантов.
5. Документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Как следует из этого перечня, содержание образования в школе и других учебных заведениях определяется целым рядом документов. В чем же сущность каждого из них и какую роль они играют в раскрытии содержания образования?
Учебный план — это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах (группах).