ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Географ любил удивлять учащихся всякими редкостями. Показывая воду в бутылке, он рассказывал, что сам набирал ее из Нила возле Каира.
— Смотрите, - он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела куль тура Египта.
Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него - третье, а в третье — четвертое. Потом он говорил:
— Запомните: это - Азия, в Азии — Аравия, в Аравии — город Аден, а в Адене сидит англичанин.
Использование подобных примеров значительно расширяет возможности учителя в повышении эмоциональности обучения, развивает познавательные интересы учащихся и стимулирует их волевые усилия в овладении знаниями.
8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. Рассмотренная система учебно-познавательных действий показывает, как происходит овладение учащимися изучаемым материалом. Следует, однако, иметь в виду, что в зависимости от конкретных целей обучения и особенностей изучаемого материала учебно-познавательная деятельность учащихся
1 Паустовский К. Собр. соч. М., 1957. Т. 3. С. 99.
176
I
будет носить различный характер. В одном случае главным в учебном процессе является осмысление и усвоение теоретических знаний, в другом — тренировочные упражнения по применению их на практике, в третьем — углубление и систематизация пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влияние на структуру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Регулирование учебно-познавательной деятельности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. Какие же вопросы в этой связи встают перед учителем?
На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изучаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятельность по истории, где преобладает словесное изложение знаний, и по химии, где нередко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том и в другом случае дидактическая цель может быть одна — овладение новым материалом.
Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой познавательной деятельности. Обычно новый материал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его восприятию и осмыслению. Однако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоятельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний. Кроме того, организация самостоятельного усвоения нового материала есть лучший способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому во многих случаях при изучении нового материала полезно побуждать их к его самостоятельному овладению.
Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся связано с учетом их индивидуальных умственных особенностей и способностей. Тем из учащихся, которые проявляют более высокие способности в учении, следует давать более сложные или дополнительные учебные задания, чтобы не тормозить, а, наоборот, содействовать развитию их умственных и творческих способностей. Ученикам же, испытывающим определенные затруднения в овладении изучаемым материалом, следует уделять больше внимания и помогать в преодолении встречающихся трудностей.
Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении играет осуществление контроля за качеством
177
овладения изучаемым материалом и побуждение школьников к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами, о чем будет идти речь в главе об организации домашней учебной работы.
9. Оценка и самооценка качества овладения изуча емым материалом. В процессе обучения важное значе ние имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регу лярная оценка знаний позволяет не только отмечать ус пехи школьников, но и выявлять недостатки в их учеб ной работе. У одних она вызывает удовлетворение хоро шей успеваемостью, у других — выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться и, таким образом, и тех, и других стимулирует к познавательной активности, способствует формированию прилежания и ответственности за выпол нение своих школьных обязанностей. Такую же роль иг рает и самоконтроль учащихся за результатами своей учебной деятельности.
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей помимо овладения знаниями, умениями и навыками (образование) является развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Как же оно осуществляется?
Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познавательными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, мыслительной гибкости, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях. В.А.Крутецкий отмечает1:
...Умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление
' Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 169.
178
фонда знаний - на это обращал внимание еще П.П.Блонский: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать". Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом, умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.
Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение различными приемами мышления и совершенствование мыслительных операций, связанных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает1:
Умственное развитие происходит в процессе мыслительной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчленение сложного содержания на составляющие его части, сравнение одного явления с другим, обобщение единичных фактов, установление причинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от простого воспроизведения материала по памяти. Если нет самостоятельной переработки усваиваемого материала, то нет и условий для развития мышления.
Касаясь развития учащихся в процессе обучения, американский психолог Дж. Брунер пишет2:
Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассматривать проблемы так, как это делает историк, принимать участие в добывании знаний. Познание — это процесс, а не продукт.
Органической частью умственного воспитания является развитие способностей и творческих задатков уча-
1 Благонадежина Л.В. Психологические вопросы организации учеб ной деятельности школьников. М., 1969. С. 50.
2 Цит. по: Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971. С. 62.
179
щихся. Прежде всего необходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сообразительность, память и т.д. В то же время нужно создавать условия для развития задатков к различным видам творческой деятельности, например, к занятиям математикой, литературой, музыкальным и изобразительным искусством, а также техническим творчеством.
Педагогика, как отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания, исходит из того, что в каждом нормальном в психическом отношении ребенке заложены большие потенциальные возможности, позволяющие формировать у него многообразные способности. Отвечая педагогам-скептикам, которые сомневались в творческой одаренности отдельных воспитанников, А.С.Макаренко говорил, что если, по нашему мнению, ученик неспособен, то может оказаться, что мы попросту не смогли узнать, каким из тысячи талантов он обладает.
Как же развивать способности и творческие задатки школьников?
Первостепенное значение в этом отношении имеет сама личность учителя, его эрудиция, увлеченность своей наукой и умение живо и интересно объяснять изучаемый материал. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает развитие способностей и творческих задатков.
Известный гельминтолог К.И.Скрябин писал1:
Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе. Помню своего учителя естествознания Сухова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особенно меня захватившей. В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной степени составляли политические ссыльные) работали передовые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику.
Из восьми учеников 7-го класса впоследствии вышли два академика, три профессора и один художник. Случайность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, творческого отношения к делу зависит многое.
1 Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газ. 1962. 7 июня.
180
В развитии способностей и творческих задатков большую роль играет умение учителя зажечь в ученике искру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умственную и практическую деятельность.
Основоположник науки о межпланетном ракетоплава-нии К.Э.Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоянию здоровья оставить учение в гимназии, он подружился с книгами. Из учебника А.Гуно "Физика" он впервые узнал о полетах аэростатов. Под впечатлением прочитанного любознательный подросток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реализации которой он посвятил всю свою жизнь1.
Для развития способностей и задатков учащихся большое значение имеет включение в учебный процесс решения творческих задач, побуждение к Прочному усвоению изучаемого материала, индивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них повышенной "учебной нагрузки" с тем, чтобы они лучше раскрывали свой умственный потенциал. Соблюдение этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.
11. Воспитание в процессе обучения. В главе о сущности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в неразрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию культуры умственного труда. В процессе его учащиеся овладевают умениями и навыками учебной работы и совершенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как уже отмечалось, развивают свое мышление, память, творческие способности.
Но главным в этом процессе является воспитание научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Решение этой задачи требует от учителя специального внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно
' Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967. С. 27.
181
направляется на их усвоение, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и растительного мира, о "вечности" и "несотворимости" материи и энергии и т.д.
Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетического содержания изучаемого материала как условии формирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного мировоззрения и нравственных качеств.
Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоззренческого и морально-эстетического содержания изучаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно является органической частью осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоретические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и морально-эстетическими идеями и выводами.