Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

Результаты работы аттестационной комиссии оформляются протоколом. К протоколу должны прилагаться:

- карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

- ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;

- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. № 557 государственный контроль качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда РФ.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

На базе результатов аттестации рабочего места производится сертификация производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 8 Закона «Об основах охраны труда в РФ», а также другими законодательными актами каждый работник, занятый на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором. При этом гарантируется предоставление следующих льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда:

- сокращение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю);

- дополнительный оплачиваемый отпуск;

- повышенная оплата за вредные условия труда;

- бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактическое питание;

- льготное пенсионное обеспечение по старости (возрасту).

Льготные пенсии назначаются в соответствии со Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В системе образования Российской Федерации рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда не так много, как на производстве, что обусловливает относительно низкий показатель профессиональной заболеваемости. Одна из основных обязанностей работодателя (руководителя ОУ) заключается в создании безвредных условий труда на рабочих местах, а также своевременное санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, поскольку имеющиеся виды компенсаций и льгот не приводят к существенному восстановлению потери здоровья работающих во вредных условиях.


В перспективе следует более полно учитывать социальные и психологические аспекты, создающие особую сложность, опасность и напряженность труда педагогов, классных руководителей, специалистов по безопасности, руководителей ОУ. Они разрушают здоровье работников не меньше, чем вибрации, шумы и электромагнитные излучения.


Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Вопросы:

1. Общие рекомендации.

2. Общее положение об охранной деятельности.

3. Служба охраны, ее организация и технические средства.

4. Рекомендации по заключению договоров на охрану образовательного учреждения.

Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса.

Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор ОУ, его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по ОУ и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности ОУ при планировании образовательного процесса, возникших осложнениях и ЧС.

Руководителю ОУ в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в ОУ, как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью. Однако опыт показывает целесообразность объединения этих структур.

Каждый субъект управления безопасностью от министра образования и науки РФ до рядового педагога и воспитателя осуществляет на своем уровне и в своих условиях стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку, воспитание и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство.

В соответствии с законодательством РФ государственное управление безопасностью и охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования (Минобрнауки России), охраны труда (Минздравсоцразвития России) и иными федеральными органами исполнительной власти (МЧС, МВД, ФСБ и др.), отвечающими за различные стороны обеспечения национальной безопасности.


Система управления всеми видами безопасности в нашей стране имеет четыре уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ, местный и объектовый (т. е. уровень конкретного ОУ).

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности в определенной сфере и в пределах своей компетенции, выполняет следующие функции:

- принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области безопасности;

- координирует работу отраслевых служб безопасности федеральных органов исполнительной власти;

- взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;

- осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта, организует выполнение научно-исследовательских работ;

- организует учет потребностей в средствах коллективной и индивидуальной защиты;

- представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии безопасности и проводимых мероприятиях по ее обеспечению.

Главной декларируемой целью всех многочисленных субъектов управления пожарной, криминальной, энергетической, транспортной, военной и иной безопасностью, охраной труда, санитарией, гражданской обороной, финансами и т. д., является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем создания безопасных и безвредных условий труда, профилактического обслуживания работающих на курируемых объектах, в том числе и обучающихся в системе ОУ. Однако на деле обилие и разрозненность этих субъектов создают определенные сложности при попытках координации их деятельности, которая порой становится серьезным отвлекающим фактором для руководителей ОУ.

Для координации деятельности министерств и ведомств в области безопасности создаются межведомственные комиссии по отдельным видам (направлениям) безопасности, которую возглавляет соответствующий министр, руководитель федерального агентства или ведомства.

Например, для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по безопасности, охране труда, которую возглавляет министр здравоохранения и социального развития. В ее задачи входит:

- разработка федеральной программы улучшения условий труда;

- анализ законодательных актов;

- разработка предложений по международному сотрудничеству.


Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минздравсоцразвития России, является органом, выполняющим следующие контрольные функции:

- контроль правильности назначения пенсий;

- контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (списков № 1 и № 2);

- взаимодействие с органами социального обеспечения;

- контроль условий безопасности и охраны труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о безопасных условиях и охране труда и выполняет следующие управленческие функции в данной сфере на федеральном уровне:

- обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

- анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;

- осуществляет контроль соблюдения норм безопасности, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

- готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности.

Аналогичным образом строится система управления безопасностью по всем ее направлениям и на уровне субъектов РФ, и на местном уровне. Это осуществляют как региональные (местные) подразделения МЧС, МВД, ФСБ, иных ведомств, так и межведомственные комиссии.

Комиссий по различным аспектам безопасности под управлением федеральных ведомств в настоящее время так много, что представляется целесообразным объединить их на низовом уровне системы образования в единую комиссию по безопасности ОУ, работающую по единому комплексному плану. При этом, однако, ее решения и протоколы придется подшивать одновременно в несколько папок (дел) по соответствующим направлениям обеспечения безопасности. При современной компьютерной и множительной технике это не должно быть проблемой.

Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители ОУ, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы ОУ.

Основными задачами всех четырех уровней структур и органов управления безопасностью применительно к ОУ являются: