ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 447
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену
Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».
Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).
Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
3 . Неотложные действия при пожаре
4. Тушение и средства тушения пожаров
5. Противопожарная профилактика в оу
Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).
2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
3. Рекомендации по предупреждению террористических актов
4. Меры защиты при осуществлении террористических актов
Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).
1. Охранно-пожарная сигнализация
3. Телевизионные системы безопасности
4. Техническое обеспечение иных видов безопасности
5. Интегрированные системы безопасности
Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).
1. Причины электротравматизма в оу
2. Воздействие электрического тока на человека
3. Средства защиты от поражения электротоком
Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).
1. Основные аспекты информационной безопасности в школе
2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.
3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.
Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).
1. Перевозка автомобильным транспортом
2. Перевозка железнодорожным транспортом
Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).
3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.
4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.
Персонал ОУ:
- подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
- проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.
Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):
- комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
- комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
- номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Методические документы по безопасности ОУ:
- методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;
- памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;
- плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.
Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.
Психологическое обеспечение:
- методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
- методики психологической реабилитации;
- тренинги, ролевые игры.
К элементам системы безопасности ОУ относятся также:
- жители прилегающих дворов, кварталов;
- шефские и близлежащие предприятия;
- арендаторы;
- иные объекты.
Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.
Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;
Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.
Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.
На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.
В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.
Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:
- повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;
- способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;
- создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.
Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:
- твердое знание законов и правил поведения;
- отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
- умелое использование средств безопасности;
- самоконтроль и дисциплина;
- хорошая связь с правоохранительными органами;
- взаимопомощь товарищей по работе;
- нормальные отношения в семье и с окружающими.
Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.
Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).
Вопросы:
1. Основные положения Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
2. Понятие гигиены детей и подростков.
3. Организация техники безопасности и профилактике несчастных случаев, травматизма.
4. Аттестация образовательного учреждения и рабочих мест по безопасности.
Вопросам безопасности и охраны труда работников ОУ посвящены главы 33–36 и 52 ТК РФ, а также иные правовые документы. Каждый работник ОУ имеет право (ст. 21 ТК РФ):
- на условия труда, отвечающие требованиям безопасности;
- на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;
- на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
- на полную достоверную информацию об условиях труда и требований охраны труда в ОУ;
- на объединение в профессиональные союзы;
- на обязательное социальное страхование, обеспечение при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
- на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми незапрещенными способами.
Одновременно работник обязан:
- соблюдать требования по обеспечению безопасности труда;
- незамедлительно сообщать об опасных ситуациях для жизни, здоровья, имущества;
- соблюдать правила внутреннего распорядка и иные меры безопасности.
Трудовой договор — соглашение между работодателем (ОУ) и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить безопасные условия труда, предусмотренные ТК РФ и иными
- нормативными правовыми актами, коллективным договором, выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением функции, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка и безопасности.
Если с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В трудовом договоре необходимо указывать:
- права и обязанности работника;
- права и обязанности работодателя, в том числе в обеспечении безопасности;
- характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях;
- режим труда и отдыха (если в отношении данного работника он отличается от общих правил, установленных в ОУ);
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью;
- иные условия и особенности, связанные с обеспечением безопасности в ОУ.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон, совершенному в письменной форме.
Очень важно, чтобы каждый работник ОУ имел копию трудового договора и понимал его положения.
Работодатель может установить испытательный срок нанимаемому работнику и при неудовлетворительных результатах испытания расторгнуть трудовой договор без согласования с выборным профсоюзным органом организации (ст. 71 ТК РФ). Кроме того, основанием для прекращения трудового договора является (ст. 77 ТК РФ):
- соглашение сторон;
- истечение срока (п. 2 ст. 58 ТК РФ), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
- призыв или поступление работника на военную службу;
- расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);
- расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ);
- отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора (ст. 73 ТК РФ);
- по состоянию здоровья, если по заключению медико-социальной экспертной комиссии работник признан нетрудоспособным и др.
В последнем случае администрация организации обязана расторгнуть трудовой договор, в том числе и срочный, до истечения срока его действия.
Рабочее время и время отдыха. Продолжительность и виды рабочего дня установлены ТК РФ. Нормальная продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается ст. 92 ТК РФ.
Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается:
- на 16 часов в неделю – для работников в возрасте до 16 лет;
- на 5 часов в неделю – для работников, являющихся инвалидами I и II группы;
- на 4 часа в неделю – для работников в возрасте от 16 до 18 лет;
- на 4 часа в неделю и более – для педагогов и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
- для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов;
- для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 3,5 часа;
- для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением.
Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
- при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;
- при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.
Продолжительность работы работников накануне праздничных и выходных дней сокращается на 1 час (ст. 95 ТК РФ).
Каждому работнику ОУ, учащимся и родителям следует знать, что превышение этих норм, в том числе за счет напряженных и интенсивных дополнительных занятий, опасно для здоровья и психики большинства обычных людей. Это подтверждается статистическими данными о доле здоровых детей в ОУ. В то же время замечено, что повышенные нагрузки интересным и увлекательным делом в сочетании с ежечасными интервалами для отдыха и перерывами для дневного сна не ведут к ухудшению физического и психического здоровья детей.
Неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и работодателем. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа), но с учетом состояния здоровья.
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени на условиях внешнего совместительства не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней и 120 часов в год.