Файл: obrazovatelnye_uchrezhdenia (1).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Обеспечение безопасности образовательных учреждений Перечень вопросов к экзамену

Тема 1: «Правовые основы обеспечения безопасности образовательного учреждения».

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 3: «Организация охраны труда учащихся, воспитанников и персонала». (2 часа).

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 5: «Организация и обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

1. Причины пожаров в оу

2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

3 . Неотложные действия при пожаре

4. Тушение и средства тушения пожаров

5. Противопожарная профилактика в оу

Тема 6: «Теоретические основы безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Тема 7: «Защита образовательного учреждения от терроризма и угрозы социально-криминального характера». (4 часа).

1. Основные понятия

2. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз

3. Рекомендации по предупреждению террористических актов

4. Меры защиты при осуществлении террористических актов

Тема 8: «Технические средства безопасности». (4 часа).

1. Охранно-пожарная сигнализация

2. Средства и системы связи

3. Телевизионные системы безопасности

4. Техническое обеспечение иных видов безопасности

5. Интегрированные системы безопасности

Тема 9: «Обеспечение электробезопасности в образовательном учреждении». (2 часа).

1. Причины электротравматизма в оу

2. Воздействие электрического тока на человека

3. Средства защиты от поражения электротоком

4. Первая помощь пострадавшим

5. Молниезащита

Тема 10: «Безопасность учащихся при использовании информационных технологий». (4 часа).

1. Основные аспекты информационной безопасности в школе

2. Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы.

3. Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации.

4. Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе, взаимосвязь с родителями школьников в решении проблемы.

Тема 11: «Безопасность при перевозках учащихся». (4 часа).

1. Перевозка автомобильным транспортом

2. Перевозка железнодорожным транспортом

Тема 12: «Обеспечение психологической безопасности образовательной среды». (4 часа).

3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды.

4. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

5. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

3 . Неотложные действия при пожаре

1. При появлении огня, запаха дыма или гари сразу же позвонить по телефону «01». Быстро и четко сообщить диспетчеру пожарной охраны: что горит, ваш точный адрес и фамилию. Можно посоветовать, как лучше подъехать к месту пожара. При отсутствии телефонной связи направить людей в разные места с целью дозвониться, поймать машину, передать милиции.

Некоторые руководители тянут «до последнего», боясь вызова пожарных, штрафов и огласки. Подобные действия приводят к трагическим последствиям. Следует помнить, что огонь в помещениях ОУ распространяется во все стороны со скоростью около 1 м в минуту. Поэтому промедление в 10 минут может привести к распространению пожара на площади свыше 300 м2.

2. Поднять тревогу, дать серию звонков. Кричите: «Пожар!», зовите на помощь, стучите в стены, по трубам, чтобы все услышали ваш сигнал тревоги.

3. Четко и громко объявить учащимся: «Намочить шарфы и платки для защиты глаз и органов дыхания, одеться (от огня и от холода), приготовиться покинуть опасную зону!» Объявите порядок движения и начинайте покидать здание. Правильная и четкая команда даст положительный психологический настрой, ускорит правильные действия и предотвратит панику.

Все должны выполнять подаваемые команды. Кто-то из персонала ОУ должен принять руководство на себя и осуществлять его до появления более подготовленного специалиста или пожарного, который прямо заявит, что берет дальнейшее руководство вашими действиями на себя.

4. Если огонь небольшой (в размерах костра), попробуйте справиться с ним силами подготовленных сотрудников и старшеклассников с помощью первичных средств пожаротушения. Укрыв лицо, облившись водой и соблюдая осторожность, можно срывать горящие занавески, топтать огонь ногами, заливать водой, накрывать одеялом, сбивать одеждой, полотенцем, книгами, использовать огнетушители, воду из обычных и пожарных кранов, землю из цветочных горшков. Помните, что тушить включенные в сеть электроприборы опасно для жизни. Их предварительно необходимо отключить на электрощите или выдернув провод из розетки. Для тушения электроустановок под напряжением до 1000 В можно использовать порошковые огнетушители. Углекислотные огнетушители можно применять при напряжении до 10 кВ.

5. При усилении огня или дыма, невозможности потушить огонь следует покинуть горящее помещение и защищать до прибытия пожарных новый рубеж, если это возможно по ситуации, например в кирпичном здании. В деревянном здании пожар развивается иногда так стремительно, что покидать опасное место необходимо без промедления.


6. Организуйте встречу пожарных на подъездах к ОУ, чтобы указать удобный путь, заранее открыть ворота, убрать лишних людей и машины с проезда.

К моменту прибытия пожарной команды желательно найти копию плана эвакуации или поэтажный план здания и передать его руководителю пожарного подразделения.

Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем и куда огонь распространяется, а также о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

Обеспечение эвакуации при пожаре

Для предотвращения воздействия на людей ОФП, для обеспечения организованного движения людей при эвакуации и выносе материальных ценностей в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа здания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается на основании расчетов; обычно оно должно быть не менее двух.

При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объем помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиП. После утверждения плана эвакуации необходимо отработать его практически, включая подачу команд, вызов пожарных подразделений, оповещение о пожаре, открывание выходов и вывод людей из помещений.

План эвакуации людей при пожаре разрабатывается и вывешивается на видном месте в каждом ОУ.

В плане эвакуации должны быть отражены:

- способы быстрого оповещения всех сотрудников ОУ и учащихся о пожаре;

- пути выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений;

- запасные и основные выходы.

План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается планировка этажей здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные пути и выходы должны быть обязательно показаны на плане.

Наименование помещений обозначают непосредственно на планах этажей либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Эвакуационные выходы и лестницы нумеруют. Это позволяет сохранить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы закрыты, на плане эвакуации дверной проем изображают закрытым и отмечают местонахождение ключей с надписью: «Ящик с ключом от наружной двери».


На план наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей исходя из наименьшего времени выхода и наибольшей надежности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу через лестницы. Нередко люди спасаются, выходя на кровлю и в другие воздушные зоны. Если такие зоны имеются, то выходы на них показывают на плане эвакуации как резервные.

Кроме маршрутов движения обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов и другого пожарно-технического оборудования.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, порядок и последовательность действий, должности и фамилии исполнителей.

Объявление об эвакуации необходимо делать спокойно, но внушительным и повелительным тоном. При наличии громкоговорящей системы оповещения по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации учащихся из ОУ преподаватели (работники) обязаны:

- подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; при необходимости быстро одеть детей;

- объявить порядок, направление движения и место сбора;

- открыть двери в направлении движения в соответствии с планом эвакуации;

- вывести детей;

- закрыть дверь после вывода детей в целях уменьшения скорости распространения пожара по зданию;

- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте;

- оказать при необходимости первую помощь пострадавшим;

- проверить наличие детей по списку, результаты доложить руководителю ОУ, командиру прибывшего пожарного подразделения или руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащихся старших классов можно привлекать для оказания помощи в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать «скорую помощь», выполнять другие отдельные поручения.

Каждое здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. В случае если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй.


Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

По согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России допускается закрывать запасные эвакуационные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

При возникновении пожара в деревянном здании, где находятся учащиеся, эвакуация должна производиться немедленно из всего здания независимо от места и размера пожара в соответствии с заранее разработанным планом и особенностями развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно, принимая все меры для предотвращения паники.

При этом необходимо учитывать, что порядок вывода учащихся намечается в зависимости от места возникновения пожара и расположения выхода. В первую очередь эвакуация производится из помещений, где в условиях возникшего пожара находиться опасно для жизни, а также из верхних этажей, причем первыми выводятся дети младших возрастов.

При эвакуации нельзя допускать скучивания детей у выходов, а также возникновения паники.

Во время эвакуации нужно призывать к спокойствию. Все эвакуированные должны находиться под неослабным надзором. Для эвакуации надо использовать все выходы, в том числе не забывать о запасных, которыми в обычнее время редко пользуются. В первую очередь для эвакуации с верхних этажей необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница задымлена, то в момент вывода людей надо быстро раскрыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и дать приток свежему воздуху. Двери помещений, откуда дым проникает на лестницу, плотно закрыть.

Если на внутренние лестницы проникает пламя или они уже охвачены огнем или очень задымлены, необходимо спасать людей через боковые окна и балконы с помощью стационарных и приставных лестниц. При этом следует плотно закрыть все неиспользуемые для эвакуации балконные двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь и направляющий дым в это помещение. Двери, ведущие в соседние помещения и коридор, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу двери заткнуть подручным материалом (шторами и т. п.), предварительно смоченным в воде.


Из задымленного помещения надо двигаться пригнувшись или ползком и держать голову ближе к полу, так как дым поднимается вверх, а внизу дыма меньше и легче дышать. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо придерживаться стен и запоминать предметы по пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении помогают направление настила досок и паркета пола, расположение окон, дверей и т. п.

По окончании эвакуации необходимо тщательно осмотреть все помещения, особенно задымленные, помня о том, что дети от испуга часто прячутся в укромные места (в темные углы, под столы, в шкафы, за шкафами и т. п.). Лица, ответственные за эвакуацию, должны лично убедиться в наличии полного состава каждой эвакуированной группы путем переклички по списку. Около выведенных из зданий учеников должен неотлучно находиться руководитель или учитель. Учащихся необходимо быстрее удалить от горящего здания в безопасное место, в заранее определенный пункт сбора. Это может быть клуб, столовая, административное здание, общежитие, магазин.

В вечернее или ночное время, когда персонала в здании ОУ может не быть, заметив дым, неприятные запахи, горячую стену (дверь), услышав звонки, звуки сирены, гудки, тревожный стук по батареям, осмотритесь и выберите наиболее безопасный и быстрый способ, чтобы покинуть помещение.

Все педагоги и учащиеся должны хорошо знать и понимать правила и способы эвакуации не только из своего ОУ, но и из зданий театров, кинотеатров, клубов, музеев, магазинов, гостиниц, вокзалов и поездов, где планы эвакуации обычно вывешены на видных местах. Особенно они полезны там, где человек не ждет опасности и не может сразу сориентироваться при возникновении опасности и паники. Свой собственный план эвакуации должен возникать в голове у каждого уже при входе в незнакомое здание.

В задымленном помещении при эвакуации выполняйте следующие рекомендации.

Дышите через влажную ткань, прикрыв ею нос и рот. Следует добиваться, чтобы у каждого учащегося при себе всегда был носовой платок.

По задымленному помещению, коридору передвигайтесь на четвереньках или ползком (внизу меньше дыма). Чтобы уберечься от огня, намочите и накиньте на себя одеяло, пальто, ковер.

Если дверь наружу нагрелась, то не открывайте ее, а поливайте водой и заделывайте щели от дыма и сквозняка.

Не ждите команды, возьмите свои документы, оденьте для защиты больше одежды и выходите на улицу (с первого и второго этажа можно эвакуироваться через окно).